Прямо место себе не нахожу... ... а надо писать налоговую накладную. Проблемы заполнения налоговых накладных в связи с изменением местонахождения предприятия Наше предприятие изменило свое местонахождение. Поскольку мы являемся плательщиками НДС, у нас возникли вопросы, связанные с работой предприятия в "переходный" период: 1) в течение какого срока мы имеем право выписывать налоговые накладные со старыми реквизитами? 2) будет ли наш покупатель иметь право на налоговый кредит по налоговым накладным, в которых мы указали наши старые данные? 3) что будет с нашим налоговым кредитом, если поставщик выписал налоговую накладную, указав в ней наши прежние адрес и номер Свидетельства? * * * В соответствии со ст. 9 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) для обеспечения, в частности, принципов идентификации плательщиков НДС и их регистрации в органах государственной налоговой службы (далее - органы ГНС) создан Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость (далее - Реестр). Приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79 ( z0208-00 ) утверждено Положение о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость (далее - Положение № 79). {1} Пунктом 3 Положения № 79 ( z0208-00 ) предусмотрено, что при включении в Реестр какого-либо лица, деятельность которого подлежит налогообложению, ему присваивается индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость (далее - ИНН). ИНН сохраняется за плательщиком НДС до момента исключения его из Реестра в связи с выбытием из состава плательщиков НДС. Изменение местонахождения обусловливает определенные последствия, зависящие от того, коснулось ли данное изменение административного района плательщика. 1. Изменение местонахождения плательщика в пределах одного административного района В этом случае согласно абз. 2 п. 21 Положения № 79 ( z0208-00 ) вместо старого Свидетельства о регистрации плательщика НДС (далее - Свидетельство) плательщику выдается новое. При этом в левой верхней части Свидетельства делается специальная запись "Выдано в связи с перерегистрацией вместо Свидетельства за № __" с указанием номера старого Свидетельства. Для перерегистрации Свидетельства плательщик НДС обязан в 10-дневный срок после изменения местонахождения представить в орган ГНС по своему местонахождению документы с указанными изменениями и дополнительное регистрационное заявление (ф. № 1-ОПП) с пометкой "перерегистрация". В результате у плательщика НДС изменится только номер его Свидетельства. Разумеется, в новом Свидетельстве указывается новое местонахождение. ИНН при этом не изменяется (абз. 1 п. 21 Положения № 79 ( z0208-00 )). Что касается сроков, в течение которых действует старое Свидетельство, то о них (в отличие от случая с изменением местонахождения при переезде в другой административный район) в Положении № 79 ( z0208-00 ) ничего не говорится. По всей видимости, старое Свидетельство является действительным до получения нового. Такое решение достаточно разумно. Кроме того, при таком варианте соблюдается аналогия с заменой Свидетельства в связи с изменением района. Поэтому, если вы находитесь уже по новому адресу, своевременно представили документы на перерегистрацию, но нового Свидетельства еще не получили, дабы не вносить путаницу, выписывать налоговые накладные следует с указанием старого местонахождения {2} (естественно, со старым номером Свидетельства {3}). 2. Изменение местонахождения плательщика с изменением административного района Подпунктом 23.3 Положения № 79 ( z0208-00 ) установлено, что в таком случае орган ГНС по предыдущему местонахождению производит процедуру снятия с учета плательщика налога, а орган ГНС по новому местонахождению осуществляет процедуру взятия его на учет. Действия плательщика в рассматриваемой ситуации регламентирует п/п. 25.1 Положения № 79 ( z0208-00 ), в соответствии с которым плательщик представляет в орган ГНС по предыдущему местонахождению в 20-дневный срок со дня изменения местонахождения документы, перечень которых определен разд. 8 Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, утвержденной приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 ( z0172-98 ) (с изменениями, далее - Инструкция № 80) {4}. Согласно п. 8.8 Инструкции № 80 ( z0172-98 ) в этот перечень входят: заявление по ф. № 9-ОПП; копия Свидетельства о государственной регистрации; оригинал справки по ф. № 4-ОПП, полученной по месту взятия на учет. В 20-дневный срок со дня изменения местонахождения предприятие представляет в орган ГНС по новому местонахождению документы в том же порядке, что и при взятии на учет с дополнительным регистрационным заявлением по ф. № 1-ОПП с отметкой "Изменения". Следует отметить, что в соответствии с п. 3.10 Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета налогов и сборов (обязательных платежей), поступающих в бюджеты и государственные целевые фонды, утвержденной приказом ГНАУ от 03.09.2001 г. № 342 ( z0887-01 ), {5} в случае перехода плательщика на учет из одного органа ГНС в другой новый лицевой счет не открывается. Он просто передается из одного органа ГНС в другой. Согласно п/п. 23.4 Положения № 79 ( z0208-00 ) орган ГНС по новому местонахождению выдает новое Свидетельство в обмен на оригинал старого и все его копии {6}. В новом Свидетельстве, как и в случае с перерегистрацией, указывается старый ИНН. Такой вывод, на наш взгляд, следует из п. 3 Положения № 79, в котором говорится, что ИНН сохраняется за плательщиком НДС до момента исключения его из Реестра. В соответствии с п/п. 23.4 Положения № 79 срок действия старого Свидетельства истекает в момент выдачи нового Свидетельства, но не может превышать 10-дневный срок с даты взятия плательщика налога на налоговый учет в органе ГНС по новому местонахождению. А теперь ответим непосредственно на поставленные вопросы. Итак, мы выяснили, что до получения нового Свидетельства плательщики должны заполнять налоговые накладные с прежними реквизитами. Однако следует помнить о 10-дневном ограничении, которое устанавливается с даты получения справки по ф. № 4-ОПП. {7} Итак, в рассматриваемой ситуации (с изменением района) плательщику нужно поторопиться с получением нового Свидетельства, чтобы не "попасть" с налоговыми накладными в период, когда старое Свидетельство уже не действует, а нового Свидетельства еще нет. Что же делать тем плательщикам, которые не уложились в 10-дневный срок, - не ясно. Данный вопрос не получил развития в Положении № 79 ( z0208-00 ). Покупателям, которые получат налоговые накладные с неактуальными данными, претендовать на налоговый кредит будет нелегко. Ведь налоговая накладная выдана лицом, у которого закончилось действие Свидетельства. {8} Однако смелые покупатели могут повоевать за свой налоговый кредит, поскольку если исходить из законодательства, то полученные ими налоговые накладные, на наш взгляд, недействительными не будут. Дело в том, что абз. 1 п. 2 Порядка заполнения налоговой накладной (далее - Порядок) {9} установлено: "Налоговую накладную составляет лицо, которое зарегистрировано в качестве плательщика налога в налоговом органе и которому присвоен индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость". Пункт же 5 этого Порядка предусматривает, что налоговая накладная считается недействительной в случае заполнения ее иным лицом, нежели указанное в п. 2 Порядка. Предприятие, пропустившее 10-дневный срок, значится в Реестре {10}, и ему присвоен ИНН. Следовательно, оно является плательщиком НДС, а значит, удовлетворяет требованиям п. 2 Порядка. Очевидно, что налоговики попытаются отказать покупателю в налоговом кредите по другим основаниям: неправильное указание местонахождения и номера Свидетельства. {11} Складывается парадоксальная ситуация: новые данные указать нельзя, так как Свидетельство еще не получено, а заполнение старых противоречит требованиям п/п. 23.4 Положения № 79 ( z0208-00 ). Смелым плательщикам, наплодившим налоговые накладные во "времена перемен", и их не менее смелым покупателям целесообразно ссылаться также на п. 25 Положения № 79 ( z0208-00 ), согласно которому Свидетельство действует до даты его аннулирования, одновременно с которым органы ГНС осуществляют исключение плательщика НДС из Реестра. {12} Изменение же местонахождения плательщика НДС, как нам известно, к аннулированию Свидетельства и к исключению плательщика из Реестра не приводит. {13} Получается, что несмотря на угрозы, содержащиеся в п/п. 23.4 Положения № 79 ( z0208-00 ), старое Свидетельство формально действует. Что касается ситуации, когда поставщик не получил информации об указанных изменениях и выписал покупателю, изменившему местонахождение, налоговую накладную со старыми адресом и номером Свидетельства, то у покупателя могут возникнуть проблемы с заполнением обязательных реквизитов. Поэтому будет лучше, если вы и ваши контрагенты своевременно замените все "спорные" налоговые накладные - до прихода проверяющих. Но если уж приход свершился и налоговики утверждают, что налоговая накладная заполнена с нарушением, вам помимо всех вышеперечисленных аргументов можно уповать также на письмо ГНАУ от 30.06.2000 г. № 9070/7/16-1220-26 ( v9070225-00 ) {14}, в котором она признает, что неправильное оформление налоговой накладной при фактической уплате поставщиком НДС в бюджет не может быть основанием для непризнания права покупателя на налоговый кредит. {15} По этому поводу ГНАУ была вынуждена даже заставить местную ГНИ провести встречную проверку. Р. S. Вопросы, связанные с непризнанием налогового кредита из-за неправильного (с точки зрения налоговиков) заполнения налоговых накладных, на страницах нашего издания уже неоднократно "гостили". В частности, мы отстаивали право плательщика указывать в налоговых накладных сокращенное наименование как продавца, так и покупателя. {16} Сообщаем, что 3 октября 2003 года начальник отдела рассмотрения обращений Управления НДС ГНАУ С. Мережко на "сокращенный" вопрос отреагировал таким образом: "сокращенное наименование предприятия-продавца, указанное в налоговой накладной, при наличии всех других вышеупомянутых реквизитов не может быть основанием для признания такой налоговой накладной недействительной". {17} Учтите данное разъяснение в своей работе. Впрочем, все-таки на наименованиях лучше не экономить. {1} Положение - см. в "Бухгалтере" № 25'2002 на с. 2т-7т. {2} Если только покупатели не заподозрят их в фиктивности. {3} Номер нового Свидетельства вам, помимо всего прочего, неизвестен. {4} См. "Бухгалтер" № 39'2003, с. 3т-6т. {5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 50т. {6} Информация о количестве заверенных копий Свидетельства представляется органом ГНС по предыдущему местонахождению в орган ГНС по новому местонахождению. {7} Напомним, что согласно п. 4.18 Инструкции № 80: "Справка о взятии на учет плательщика налогов по ф. № 4-ОПП является единственным документом, подтверждающим взятие плательщика налогов на учет в органе государственной налоговой службы". {8} Это обстоятельство может быть выявлено в ходе встречной проверки. {9} Порядок - см. в "Бухгалтере" № 25'2002 на с. 8т-13т. {10} В соответствии с п/п. 23.4 Положения № 79 "при изменении местонахождения исключения плательщика налога на добавленную стоимость из Реестра не происходит". {11} Кстати, если полностью следовать букве закона (п/п. 7.2.1 Закона об НДС), то в перечень обязательных реквизитов налоговой накладной номер Свидетельства не включен. Это обстоятельство тоже можно использовать, защищая налоговый кредит. {12} Основания для аннулирования - см. в п/п. 25.1 Положения № 79. {13} Осуществляется просто замена одного Свидетельства на другое. {14} См. "Бухгалтер" № 23'2000, с. 64. В письме речь идет о неполном заполнении граф форм налоговых накладных, выписке их в адрес филиалов, не являющихся плательщиками НДС, и о других нарушениях. {15} Рассматриваемые нами нарушения при заполнении налоговой накладной можно отнести к формальным: они возникли вследствие некачественной работы служб (почты, секретаря и т. п.). {16} См. "Бухгалтер" № 34'2003, с. 48-50. {17} См. "Бизнес" № 40/2003, с. 67. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №41/03, стр. 44 [01.11.2003] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------