Прямо место себе не нахожу...
    ... а надо писать налоговую накладную.

    Проблемы заполнения налоговых накладных в связи  с  изменением
    местонахождения предприятия

    Наше предприятие изменило свое местонахождение.  Поскольку  мы
    являемся плательщиками НДС, у нас возникли вопросы,  связанные
    с работой предприятия в "переходный" период:
    1) в течение какого срока мы имеем право выписывать  налоговые
    накладные со старыми реквизитами?
    2) будет ли наш покупатель иметь право на налоговый кредит  по
    налоговым накладным, в которых мы указали наши старые данные?
    3) что  будет  с  нашим  налоговым  кредитом,  если  поставщик
    выписал налоговую накладную, указав в ней наши прежние адрес и
    номер Свидетельства?

    * * *

    В  соответствии  со  ст. 9  Закона  об  НДС ( 168/97-ВР )  для
обеспечения, в   частности, принципов  идентификации  плательщиков
НДС и их регистрации в органах  государственной  налоговой  службы
(далее  -  органы  ГНС)  создан  Реестр  плательщиков  налога   на
добавленную стоимость (далее - Реестр).
    Приказом ГНАУ от 01.03.2000 г.  № 79  ( z0208-00 )  утверждено
Положение о Реестре плательщиков налога  на  добавленную стоимость
(далее  -  Положение  №  79).  {1}   Пунктом  3   Положения  №  79
( z0208-00 ) предусмотрено, что при включении в Реестр какого-либо
лица,  деятельность  которого  подлежит    налогообложению,    ему
присваивается индивидуальный налоговый номер плательщика налога на
добавленную  стоимость  (далее -  ИНН).   ИНН    сохраняется    за
плательщиком НДС до момента исключения его из Реестра  в  связи  с
выбытием из состава плательщиков НДС.
    Изменение    местонахождения    обусловливает     определенные
последствия, зависящие от  того,  коснулось  ли  данное  изменение
административного района плательщика.

    1. Изменение местонахождения  плательщика  в  пределах  одного
    административного района

    В  этом  случае  согласно  абз.  2  п.  21  Положения   №   79
( z0208-00 )   вместо    старого    Свидетельства   о  регистрации
плательщика НДС  (далее  -   Свидетельство)  плательщику  выдается
новое.  При этом в  левой  верхней  части  Свидетельства  делается
специальная запись  "Выдано  в  связи  с  перерегистрацией  вместо
Свидетельства за № __" с указанием номера старого Свидетельства.
    Для перерегистрации  Свидетельства  плательщик  НДС  обязан  в
10-дневный  срок   после  изменения   местонахождения  представить
в   орган   ГНС   по   своему    местонахождению    документы    с
указанными изменениями и дополнительное регистрационное  заявление
(ф. № 1-ОПП) с пометкой "перерегистрация".
    В результате у плательщика  НДС  изменится  только  номер  его
Свидетельства. Разумеется, в новом Свидетельстве указывается новое
местонахождение.  ИНН  при  этом  не  изменяется  (абз.  1  п.  21
Положения № 79 ( z0208-00 )).
    Что  касается  сроков,  в  течение  которых  действует  старое
Свидетельство,  то  о  них  (в  отличие  от  случая  с  изменением
местонахождения при переезде в другой  административный  район)  в
Положении   №  79  ( z0208-00 )   ничего  не  говорится.  По  всей
видимости,  старое  Свидетельство  является   действительным    до
получения нового.  Такое решение достаточно разумно.  Кроме  того,
при таком варианте соблюдается аналогия с заменой Свидетельства  в
связи с изменением района.
    Поэтому, если вы находитесь уже по новому адресу, своевременно
представили документы на перерегистрацию, но нового  Свидетельства
еще не получили, дабы не вносить  путаницу,  выписывать  налоговые
накладные   следует  с  указанием  старого   местонахождения   {2}
(естественно, со старым номером Свидетельства {3}).

    2. Изменение  местонахождения   плательщика    с    изменением
    административного района

    Подпунктом 23.3 Положения № 79 ( z0208-00 ) установлено, что в
таком случае орган ГНС по предыдущему  местонахождению  производит
процедуру снятия  с  учета  плательщика  налога,  а  орган  ГНС по
новому местонахождению осуществляет процедуру взятия его на учет.
    Действия плательщика в рассматриваемой ситуации регламентирует
п/п. 25.1 Положения № 79 ( z0208-00 ),  в соответствии  с  которым
плательщик представляет в орган ГНС по предыдущему местонахождению
в 20-дневный срок  со  дня  изменения  местонахождения  документы,
перечень которых определен разд.  8  Инструкции  о  порядке  учета
плательщиков налогов, утвержденной приказом ГНАУ  от  19.02.98  г.
№ 80 ( z0172-98 ) (с изменениями, далее - Инструкция № 80) {4}.
    Согласно п. 8.8 Инструкции  № 80 ( z0172-98 ) в этот  перечень
входят:  заявление  по  ф.  №  9-ОПП;  копия    Свидетельства    о
государственной регистрации;  оригинал  справки  по  ф.  №  4-ОПП,
полученной по месту взятия на учет.
    В 20-дневный срок со дня изменения местонахождения предприятие
представляет в орган ГНС по новому местонахождению документы в том
же  порядке,  что  и  при  взятии  на  учет    с    дополнительным
регистрационным заявлением по ф. № 1-ОПП с отметкой "Изменения".
    Следует отметить, что в соответствии с п.  3.10  Инструкции  о
порядке  ведения  органами  государственной    налоговой    службы
оперативного  учета  налогов  и  сборов  (обязательных  платежей),
поступающих  в  бюджеты  и    государственные    целевые    фонды,
утвержденной  приказом  ГНАУ от 03.09.2001 г.  № 342 ( z0887-01 ),
{5}  в  случае перехода плательщика на учет из одного органа ГНС в
другой  новый лицевой счет не открывается. Он просто передается из
одного органа ГНС в другой.
    Согласно  п/п. 23.4  Положения № 79 ( z0208-00 ) орган  ГНС по
новому местонахождению  выдает  новое  Свидетельство  в  обмен  на
оригинал старого и все его копии {6}. В новом Свидетельстве, как и
в случае с перерегистрацией, указывается старый ИНН.  Такой вывод,
на наш  взгляд,  следует  из  п.  3  Положения  №  79,  в  котором
говорится, что ИНН сохраняется  за  плательщиком  НДС  до  момента
исключения его из Реестра.  В соответствии с п/п. 23.4 Положения №
79 срок действия старого Свидетельства истекает  в  момент  выдачи
нового Свидетельства, но не может превышать 10-дневный срок с даты
взятия плательщика налога на налоговый учет в органе ГНС по новому
местонахождению.
    А теперь ответим непосредственно на поставленные вопросы.
    Итак, мы  выяснили,  что  до  получения  нового  Свидетельства
плательщики  должны  заполнять  налоговые  накладные  с   прежними
реквизитами.  Однако следует  помнить  о  10-дневном  ограничении,
которое  устанавливается с даты получения справки  по  ф. № 4-ОПП.
{7}
    Итак,  в  рассматриваемой  ситуации  (с  изменением    района)
плательщику нужно поторопиться с получением нового  Свидетельства,
чтобы не "попасть" с налоговыми накладными в период, когда  старое
Свидетельство уже не действует, а нового  Свидетельства  еще  нет.
Что же делать тем плательщикам, которые не уложились в  10-дневный
срок, - не ясно.  Данный вопрос не получил  развития  в  Положении
№ 79 ( z0208-00 ).
    Покупателям,  которые   получат    налоговые    накладные    с
неактуальными данными,  претендовать  на  налоговый  кредит  будет
нелегко.  Ведь  налоговая  накладная  выдана  лицом,  у   которого
закончилось действие Свидетельства. {8}
    Однако смелые покупатели могут  повоевать  за  свой  налоговый
кредит, поскольку если исходить из законодательства, то полученные
ими налоговые  накладные,  на  наш  взгляд,  недействительными  не
будут.  Дело в том, что абз. 1 п. 2 Порядка  заполнения  налоговой
накладной (далее - Порядок) {9} установлено:

    "Налоговую накладную составляет лицо, которое зарегистрировано
    в качестве плательщика налога в налоговом  органе  и  которому
    присвоен индивидуальный налоговый номер плательщика налога  на
    добавленную стоимость".

    Пункт  же  5  этого  Порядка  предусматривает,  что  налоговая
накладная считается недействительной в случае заполнения  ее  иным
лицом, нежели указанное в п. 2 Порядка.
    Предприятие, пропустившее 10-дневный срок, значится в  Реестре
{10}, и ему присвоен ИНН. Следовательно, оно является плательщиком
НДС, а значит, удовлетворяет требованиям п. 2 Порядка.
    Очевидно, что  налоговики  попытаются  отказать  покупателю  в
налоговом кредите  по  другим  основаниям:  неправильное  указание
местонахождения и номера Свидетельства. {11}
    Складывается парадоксальная  ситуация:  новые  данные  указать
нельзя, так как Свидетельство еще не получено, а заполнение старых
противоречит требованиям п/п. 23.4 Положения № 79 ( z0208-00 ).
    Смелым  плательщикам,  наплодившим   налоговые    накладные во
"времена перемен", и их не менее смелым покупателям  целесообразно
ссылаться также  на  п. 25  Положения  № 79 ( z0208-00 ), согласно
которому  Свидетельство  действует  до  даты  его   аннулирования,
одновременно  с  которым  органы  ГНС   осуществляют    исключение
плательщика НДС из  Реестра.  {12}  Изменение  же  местонахождения
плательщика НДС, как нам известно, к аннулированию Свидетельства и
к исключению плательщика из Реестра не приводит. {13}
    Получается, что несмотря на угрозы, содержащиеся в  п/п.  23.4
Положения  №  79  ( z0208-00 ),   старое  Свидетельство  формально
действует.
    Что касается ситуации, когда поставщик не  получил  информации
об  указанных  изменениях  и  выписал   покупателю,    изменившему
местонахождение, налоговую накладную со старыми адресом и  номером
Свидетельства,  то  у  покупателя  могут  возникнуть  проблемы   с
заполнением обязательных реквизитов.  Поэтому будет лучше, если вы
и ваши контрагенты своевременно замените все  "спорные"  налоговые
накладные - до прихода проверяющих.
    Но если уж  приход  свершился  и  налоговики  утверждают,  что
налоговая  накладная  заполнена  с  нарушением,  вам  помимо  всех
вышеперечисленных аргументов можно уповать также  на  письмо  ГНАУ
от  30.06.2000  г.  №  9070/7/16-1220-26  ( v9070225-00 ) {14},  в
котором  она  признает,  что   неправильное  оформление  налоговой
накладной при фактической уплате поставщиком НДС в бюджет не может
быть основанием для  непризнания  права  покупателя  на  налоговый
кредит.  {15} По этому поводу ГНАУ была вынуждена  даже  заставить
местную ГНИ провести встречную проверку.

    Р. S.  Вопросы, связанные с  непризнанием  налогового  кредита
из-за  неправильного  (с  точки  зрения  налоговиков)   заполнения
налоговых накладных, на страницах нашего издания уже неоднократно
"гостили".  В частности, мы отстаивали право плательщика указывать
в налоговых накладных сокращенное наименование как продавца, так и
покупателя. {16}
    Сообщаем,  что  3  октября  2003   года    начальник    отдела
рассмотрения  обращений  Управления  НДС  ГНАУ  С.   Мережко    на
"сокращенный" вопрос отреагировал таким образом:

    "сокращенное наименование  предприятия-продавца,  указанное  в
    налоговой накладной, при наличии  всех  других  вышеупомянутых
    реквизитов  не  может  быть  основанием  для  признания  такой
    налоговой накладной недействительной". {17}

    Учтите данное разъяснение в своей работе. Впрочем, все-таки на
наименованиях лучше не экономить.

{1} Положение - см. в "Бухгалтере" № 25'2002 на с. 2т-7т.
{2} Если только покупатели не заподозрят их в фиктивности.
{3} Номер  нового  Свидетельства  вам,  помимо   всего    прочего,
    неизвестен.
{4} См. "Бухгалтер" № 39'2003, с. 3т-6т.
{5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 50т.
{6} Информация  о  количестве  заверенных   копий    Свидетельства
    представляется органом ГНС по  предыдущему  местонахождению  в
    орган ГНС по новому местонахождению.
{7} Напомним, что согласно п. 4.18 Инструкции № 80:

    "Справка о взятии на учет плательщика налогов по  ф.  №  4-ОПП
    является  единственным  документом,   подтверждающим    взятие
    плательщика налогов на учет в органе государственной налоговой
    службы".

{8} Это  обстоятельство  может  быть  выявлено  в  ходе  встречной
    проверки.
{9} Порядок - см. в "Бухгалтере" № 25'2002 на с. 8т-13т.
{10} В соответствии с п/п. 23.4 Положения № 79

    "при изменении местонахождения исключения  плательщика  налога
    на добавленную стоимость из Реестра не происходит".

{11} Кстати, если полностью следовать  букве  закона  (п/п.  7.2.1
     Закона  об  НДС),  то  в  перечень  обязательных   реквизитов
     налоговой  накладной  номер  Свидетельства  не  включен.  Это
     обстоятельство тоже  можно  использовать,  защищая  налоговый
     кредит.
{12} Основания для аннулирования - см. в п/п. 25.1 Положения № 79.
{13} Осуществляется просто замена одного Свидетельства на другое.
{14} См. "Бухгалтер" № 23'2000,  с.  64.  В  письме  речь  идет  о
     неполном заполнении граф форм налоговых накладных, выписке их
     в адрес филиалов, не являющихся плательщиками НДС, и о других
     нарушениях.
{15} Рассматриваемые  нами  нарушения  при  заполнении   налоговой
     накладной можно отнести к формальным: они возникли вследствие
     некачественной работы служб (почты, секретаря и т. п.).
{16} См. "Бухгалтер" № 34'2003, с. 48-50.
{17} См. "Бизнес" № 40/2003, с. 67.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№41/03, стр. 44
[01.11.2003]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------