Как будут проверять органы статистики

------------------------------------------------------------------

    Право  проверять  предприятия   на    предмет    достоверности
статистических  данных  существует  у   органов    государственной
статистики уже давно - еще с тех пор, как  вступил  в  силу  Закон
Украины "О государственной статистике" в первой  редакции.  Однако
до сих пор это право оставалось в основном на бумаге, поскольку не
был законодательно определен механизм его реализации. И вот теперь
Госкомстат решил наверстать  упущенное,  утвердив  своим  приказом
соответствующий  Порядок.  Чего  теперь   ожидать    от    органов
государственной статистики, читайте в этой статье.
    В начале октября вступил в силу  Порядок  проведения  проверок
достоверности  первичных  и  статистических    данных,    изучения
состояния первичного учета и  статистической  отчетности  органами
государственной  статистики,  утвержденный  приказом   Госкомстата
от 19.06.2003 г. № 186 ( z0862-03 ) (далее - Порядок).
    Опираясь на Закон Украины  "О государственной статистике"  в
редакции от 13.07.2000 г. № 1922-III ( 1922-14 )  (далее - Закон о 
статистике),  в  соответствии  с  которым  утвержден этот Порядок, 
разберемся, чего же теперь можно ожидать от органов статистики.

    Какие права у органов статистики

    В числе основных задач,  возложенных на органы государственной
статистики,   -    обеспечение    надежности    и    объективности
статистической  информации  (п.  4  ст.  12  Закона  о  статистике 
( 1922-14 )).  Конечно,  ведь именно  надежность  и  объективность  
статистической   информации    являются   залогом     адекватности 
принимаемых на ее  основе  органами государственной власти  важных 
государственных решений.
    Для  выполнения  этой  задачи  органы   статистики    наделены
определенными правами:
    - изучать  состояние  первичного  учета    и    статистической
отчетности, проверять  достоверность  первичных  и  статистических
данных,  поданных  респондентами  {1},  в  том  числе  путем    их
непосредственного посещения (в порядке,  определенном  центральным
органом государственной статистики);
    - требовать  от  респондентов  внесения  исправлений  в  формы
государственных  статистических  наблюдений  в  случае   выявления
недостоверной  информации  и  других   искажений    первичных    и
статистических  данных  (или  самостоятельно  вносить    указанные
исправления в случае отказа респондентов);
    - подавать   правоохранительным    органам    предложения    о
привлечении виновных в нарушении Закона о  статистике  должностных
лиц и граждан;
    - рассматривать дела  об  административных  правонарушениях  и
налагать  админштрафы  (абз. 4 - 7  ст.  13  Закона  о  статистике 
( 1922-14 )).
    Это лишь часть прав, которыми наделены органы  статистики,  но
именно эта часть имеет прямое отношение  к  проверкам,  поэтому  о
таких правах Госкомстат не преминул напомнить в пункте 1 Порядка.
    Как видим, органы статистики  наделены  достаточными  правами,
чтобы явиться с проверкой на предприятие, и  такая  проверка  даже
может иметь определенные последствия (несопоставимые,  конечно,  с
возможными последствиями визита налоговиков).

    Кого собираются проверять

    Субъектами проверок, т. е. лицами, которые могут подвергнуться
визиту проверяющих из органов статистики, могут быть:
    - юридические лица, их филиалы, отделения, представительства и
другие  обособленные  структурные  подразделения,  находящиеся  на
территории Украины;
    - физические лица - субъекты предпринимательской  деятельности
(или  попросту  -  частные  предприниматели),    находящиеся    на
территории Украины.
    Такой круг потенциальных проверяемых очерчен в абз. 4  ст.  13
Закона о статистике ( 1922-14 ) и разделе 1 Порядка.
    Интересно  было  бы  спросить   у    разработчиков    Порядка,
достоверность  чего  они   собираются    проверять    у    частных
предпринимателей?  Ведь  ЧП-шники  не  ведут  бухгалтерский  учет,
первичный учет ведут в произвольной форме  {2},  а  статистическую
отчетность вообще мало кто из них видел.

    Какими могут быть проверки

    Пунктом 2 Порядка определены четыре вида проверок:
    - тематические - проводятся по  одной  или  нескольким  формам
отчетности одной  отрасли  статистики  с  одновременной  проверкой
документов первичного учета и  данных  статистических  наблюдений.
Пример:  проверка  сети  закусочных   "fast-food"    на    предмет
достоверности статистической отчетности  по  статистике  розничной
торговли и ресторанного хозяйства (формы № 1-торг, 3-торг, 7-торги
т. п.);
    - комплексные - проводятся по двум и более отраслям статистики
и,  соответственно,  по  нескольким  формам  отчетности.   Пример:
проверка  все  той  же  сети  закусочных,  наряду  со  статистикой
розничной торговли и ресторанного  хозяйства,  еще  и  на  предмет
достоверности статистической отчетности по статистике труда (форма
№ 1-ПВ и т. п.);
    - повторные - проводятся в течение года с  момента  предыдущей
тематической или комплексной  проверки  по  одной  или  нескольким
формам  отчетности.  Основная  цель  такой  проверки  -   контроль
устранения  недостатков,  установленных   предыдущей    проверкой.
Пример: проверка все той же  сети  закусочных  спустя  три  месяца
после  предыдущей  комплексной  проверки  на  предмет   устранения
недостатков, выявленных  в  состоянии  первичного  учета,  которые
привели к недостоверности статистической отчетности по труду;
    -  совместные  (могут  быть   тематическими,    комплексными и
повторными) - проводятся  органами  госстатистики  по  приглашению
других уполномоченных на это органов, в  частности  контролирующих
органов, определенных Указом Президента  Украины  от  23.07.98  г.
№  817/98  ( 817/98 )  "О  некоторых  мерах   по   дерегулированию 
предпринимательской   деятельности"    (далее     -     Указ     о  
дерегулировании).  Пригласить  на  совместную  проверку  могут,  в  
частности,  налоговая,  таможня,  госказначейство, КРУ в рамках их 
компетенции.
    Кто-то, возможно, задаст вопрос: "Что это за  проверки  такие:
тематические, комплексные, повторные, совместные? Где же привычные
плановые  и  внеплановые  выездные  проверки   (с    определенными
основаниями и периодичностью проведения), предусмотренные Указом о
дерегулировании!".
    Вынуждены несколько огорчить: в случае со статистикой  Указ  о
дерегулировании вряд ли чем-то поможет  субъектам  проверки  -  на
проверки органами госстатистики его действие не  распространяется.
А все потому, что сфера действия Указа  ограничивается  проверками
финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской
деятельности,  в  то  время  как  проверяющих  из    госстатистики
интересует  состояние    первичного    учета    и    достоверность
статистической информации.

    Как должна быть организована проверка

    О предстоящей  проверке  субъекта  проверки  должны  уведомить
письменно не позднее чем за три календарных дня до ее начала.
    В уведомлении о проведении проверки указываются:
    - должности и ФИО лиц, направляемых на проверку;
    - вид проверки;
    - программа проверки.
    Руководителю группы проверяющих на всех членов группы выдается
соответствующий  документ  -  поручение  на  проведение  проверки,
содержащее должности  и  ФИО  лиц,  направленных  на  проверку,  и
подписанное руководителем  органа  госстатистики,  организовавшего
проверку.
    Каждая проверка должна проводиться по детально отработанной  и
утвержденной тем же руководителем программе, в которой обязательно
указываются:
    - перечень форм отчетности; других статистических  формуляров,
подлежащих проверке;
    - отчетный период, за который проверяются данные;
    - реквизиты  субъекта  проверки,  подлежащего   проверке    по
определенным признакам  (форма  собственности,  вид  экономической
деятельности, размер и т. п.);
    - ссылки на  инструкции  и  разъяснения,  которыми  необходимо
руководствоваться при проверке;
    - перечень основных первичных документов, на основании которых
составляются проверяемые формы отчетности;
    - порядок  сравнения  и  взаимосвязи  показателей  одних  форм
отчетности с другими;
    - сроки  проведения  проверки  и  подачи  материалов   о    ее
результатах.
    Безусловно, субъекту проверки очень желательно обладать полной
информацией о программе проверки еще до ее начала.  Но сейчас  еще
сложно сказать, насколько  подробно  статистики  будут  раскрывать
такую программу в уведомлении.

    Можно ли не пустить проверяющих?

    Безусловно, визит любых проверяющих - событие не из  приятных,
поскольку  в  любом  случае  отвлекает  работников  от  выполнения
основных обязанностей.  Очевидно, что  визитеры  из  госстатистики
будут отвлекать и без того  загруженного  главного  бухгалтера.  В
этой связи кому-то в голову, возможно, придет мысль: "А  можно  ли
не пустить проверяющих из госстатистики?"
    Конечно, госстатистика - это не налоговая, и "физзащита" ей не
полагается.  Но  кое-что  на  подобный  случай  Порядком  все-таки
предусмотрено.
    В соответствии с последним абзацем п. 3.2  Порядка,  в  случае
отказа субъекта проверки допустить проверяющих на объект проверки,
они обязаны составить акт об отказе  и  сообщить  об  этом  своему
руководству  для  принятия  мер,  -    передачи    соответствующих
материалов по проведению проверки (переписка с субъектом проверки,
акты, программы проверки и т. п.)  в  органы  прокуратуры.  Как  в
подобной ситуации поведет себя  прокуратура,  остается  пока  лишь
догадываться.
    В то же время, полагаем, субъект проверки вправе  на  законных
основаниях не допустить проверяющих к  проведению  проверки,  если
она организована с нарушением Порядка, в частности:
    -  если  уведомление  о  предстоящей  проверке  направлено   с
опозданием  (за  день  или  два  до  проверки)    (соответствующее
требование содержится в п. 5.1 Порядка);
    -  если  у  проверяющих   отсутствует    надлежащим    образом
оформленное поручение на проверку (п. 5.2 Порядка).
    Логика проста:  как  следует  из  второго  предложения  абзаца
четвертого ст. 13 Закона о статистике ( 1922-14 ), проверяющие  из
госстатистики вправе  посещать  проверяемых  субъектов  именно  "в
порядке,  установленном    специально    уполномоченным    органом
исполнительной власти в сфере статистики".  Ну а если  Порядок  не
соблюден, то и проверяющие "не вправе".

    Права и обязанности проверяющих и проверяемых

    Правам и  обязанностям  проверяющих  и  проверяемых  посвящены
соответственно пункты 3 и 4 Порядка.  Знать их  важно,  поскольку,
скажем,  превышение  проверяющими  своих  прав  или   неисполнение
обязанностей поможет успешно оспорить  возможные  административные
санкции по результатам проверки.
    Так, в рамках проведения законной проверки  проверяющие  имеют
право (п. 3.1 Порядка):
    - непосредственно  посещать  производственные,  служебные    и
другие помещения, участки субъектов проверки;
    - получать и знакомиться со всей без исключения информацией  и
документацией относительно состояния  первичного  учета  и  данных
статистических наблюдений;
    - получать  первичные  финансовые  и  бухгалтерские  документы
(заметим, не изымать,  а  именно  "получать"),  делать  копии  или
выписки из всех без  исключения  документов  относительно  объекта
проверки;
    - в случае необходимости в детальном  выяснении  практического
состояния дел осуществлять  изучение  и  обзор  документов  (обзор
проводится обязательно в присутствии субъекта проверки);
    - требовать  и  получать  от  субъектов  проверки   письменные
объяснения и обоснования по вопросам, которые касаются проверки;
    - требовать от субъектов проверки, в случае выявления приписок
и других искажений первичных  и  статистических  данных,  внесения
исправлений в формы отчетности, другие статистически формуляры;
    - в случае неисполнения требования о внесении в недельный срок
исправлений в формы отчетности,  другие  статистические  формуляры
самостоятельно  вносить  указанные  исправления   с    последующим
уведомлением об этом субъекта проверки.
    Проверяющие обязаны (п. 3.2):
    -  придерживаться      требований       Конституции    Украины 
( 254к/96-ВР ), Законов  Украины  "О государственной статистике" 
( 2614-12 ),  "О  государственной  службе"  ( 3723-12 ),    других 
нормативно-правовых актов и Порядка;
    -  предъявлять  субъекту  проверки  поручение  на   проведение
проверки;
    -  проводить  проверку  согласно    программе,    утвержденной
руководителем органа госстатистики;
    -  придерживаться  принципов  законности,   объективности    и
доказательности результатов проверки;
    - при проверке  данных,  которые  имеют  соответствующий  гриф
секретности,  придерживаться  требований   Закона    Украины    "О
государственной тайне" ( 3855-12 );
    -  детально  отражать  в  акте  проверки   выявленные    факты
недостоверности первичных и статистических данных,  обстоятельства
и причины их допущения;
    -  принимать  от  субъектов  проверки   предоставленные    ими
письменные  объяснения,  обоснования  и  заявления    относительно
результатов проверки и приобщать их к материалам проверки;
    - составлять по результатам проверки акт в  двух  экземплярах,
подписывать их и знакомить с ними субъект проверки;
    - оставлять  субъекту  проверки  один  экземпляр  подписанного
проверяющим и субъектом проверки акта;
    - приобщать в случае несогласия субъекта проверки  с  фактами,
изложенными  в  акте,  поданные  субъектом  проверки    письменные
замечания к нему, которые являются неотъемлемой частью  материалов
проверки;
    - во всех случаях "сопротивления" {3} составлять акт об отказе
с указанием даты, времени, места и реквизитов  субъекта  проверки,
который допустил "противоправные  действия"  (так  авторы  порядка
называют любое сопротивление), с  безотлагательным  сообщением  об
этом  руководству  органа  госстатистики.  За    этим    последует
представление соответствующих  материалов  о  проведении  проверки
(переписки,  акты,  программа  проверки  и  т.  д.)    в    органы
прокуратуры.
    Субъекты проверки имеют право (п. 4. 1):
    - требовать от проверяющих  предъявления  поручения  на  право
проведения проверки;
    - подавать проверяющим  на  любой  стадии  проверки  устные  и
письменные объяснения, обоснования и заявления относительно хода и
результатов проверки;
    -  требовать  от  проверяющих  по  завершении  проверки   один
экземпляр подписанного акта проверки;
    - подавать письменные  замечания  к  акту  проверки  в  случае
несогласия  с  изложенными  в  нем  фактами  и   доказательствами,
требовать их рассмотрения проверяющими;
    -  обжаловать  в  случае  необходимости  действия  проверяющих
непосредственно    у    руководителя    соответствующего    органа
госстатистики или в судебном порядке.
    Субъекты проверки обязаны (п. 4.2):
    - допускать проверяющих к проведению проверки  при  наличии  в
них соответствующего поручения  (напомним,  что,  на  наш  взгляд,
неуведомление проверяемого в  установленные  сроки  о  предстоящей
проверке также является основанием для недопуска к проверке);
    - обеспечивать проверяющим условия, необходимые для проведения
проверки, и содействовать ее  надлежащей  организации,  а  именно:
предоставлять рабочее место и возможность пользоваться  средствами
телефонной связи и оргтехникой, подавать по требованию проверяющих
необходимую информацию,  в  том  числе  архивную  и  информацию  с
ограниченным  доступом,  которая  касается  деятельности  субъекта
проверки  (справки,  данные  регистров    бухгалтерского    учета,
финансовые отчеты и т. п.);
    -  своевременно  предоставлять  объяснения    и    обоснования
относительно объекта проверки;
    - знакомиться с актом проверки и  подписывать  два  экземпляра
документа;
    - вносить в  случае  выявления  приписок  и  других  искажений
первичных и статистических  данных  исправления  в  статистическую
отчетность,  другие  статистические    формуляры    и    во    все
взаимосвязанные показатели других отчетов и подавать  исправленные
формы  отчетности,  другие  статистические    формуляры    органам
госстатистики  и  всем  адресатам,   которым    были    направлены
недостоверные данные.  Исправления вносятся  не  позже  недельного
срока после выявления нарушения в данные за тот отчетный период, в
котором были допущены приписки  и  другие  искажения,  а  также  в
соответствующие нарастающие итоговые данные;
    - применять безотлагательные меры по устранению  выявленных  в
ходе проверки нарушений.

    Как оформляются результаты проверок

    По  результатам  проверки  составляется  акт  {4}    в    двух
экземплярах, которые  подписываются  проверяющими  и  должностными
лицами субъекта проверки. При этом субъект проверки не допускается
к ознакомлению с актом, пока он  не  подписан  проверяющими.  Один
экземпляр акта под расписку оставляется субъекту проверки.
    Полагаем, читателям нелишне будет знать основные требования  к
составлению акта:
    -  по  каждому  факту  приписок  и  искажений  данных  в  акте
указывается, в какой форме отчетности, по  какому  показателю,  за
какой отчетный период допущены приписки и искажения данных, размер
приписки и искажения, причины недостоверности  данных,  фамилии  и
должности лиц, подписавших документы;
    - в акте должен  быть  указан  характер  выявленных  нарушений
(постоянный, случайный).  По результатам повторной проверки в акте
должно быть указано, как выполнялись  требования,  рекомендации  и
предложения предшествующих проверок.
    В зависимости от характера выявленных нарушений и  недостатков
проверяющие в акте дают указания и рекомендации по их устранению.
    Если субъект проверки не согласен  с  фактами,  изложенными  в
акте, он в течение трех рабочих дней после ознакомления с актом  и
его  подписания   предоставляет    конкретные    аргументированные
письменные замечания к акту.
    Указанные  замечания  должны  быть  рассмотрены   должностными
лицами органов госстатистики в течение пяти рабочих  дней  со  дня
поступления замечаний. Результаты такого рассмотрения излагаются в
отдельной справке. Замечания и справка прилагаются к акту проверки
и являются  его  неотъемлемой  частью  (п. 6.4 Порядка),  и,  надо
полагать, должны быть учтены при принятии  окончательного  решения
по результатам проверки. Что может быть по результатам проверки
    Общеизвестно, что за нарушения  в  сфере  статистики  виновным
должностным лицам предприятий,  учреждений  и  организаций  светит
админштраф  по  ст.  186-3  Кодекса  Украины  об  административных
правонарушениях  от  07.12.84 г.  № 8073-X  ( 80731-10 )  (далее - 
КУоАП).
    Согласно указанной статье КУоАП, недостоверность или неполнота
представленных органам госстатистики данных, а также необеспечение
надлежащего состояния первичного учета влечет за  собой  наложение
штрафа на должностных лиц и частных предпринимателей от 10  до  15
ннмдг (170 - 255 грн.).  Повторное нарушение в течение одного года
потянет уже на 15 - 25 ннмдг (255 - 425 грн.).
    Рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере
статистики и налагать  вышеуказанные  штрафы  уполномочены  органы
госстатистики   в   лице   их   руководителей   (ст.  244-3  КУоАП 
( 80731-10 )).  Оспорить  такие решения, если проверка проведена с  
нарушением  Порядка  или  субъект проверки, по сути, не согласен с 
замечаниями, указанными в акте, можно в суде общей юрисдикции.
    Кроме того,  должностные  лица  органов  госстатистики  вправе
давать предложения  органам  прокуратуры  о  привлечении  виновных
должностных  лиц  к    иной    ответственности,    предусмотренной
законодательством  (п.  7.3  Порядка).  Видимо,   имеются    ввиду
нарушения, которые могут потянуть больше, чем  на  админштраф,  по
ст. 186-3 КУоАП ( 80731-10 ),  и  в  отношении которых  у  органов 
госстатистики нет  соответствующих  полномочий.  Так  что,  теперь  
"если что", то статистика вполне может "настучать" в прокуратуру.
    В общем, ряды проверяющих растут и ширятся.  Впрочем,  утешает
то,  что  у  органов  статистики  вряд  ли  хватит  ресурсов   для
организации массовых проверок. Да и игра не стоит свеч. То ли дело
налоговая, - у них  лишь  одна  проверка  может  пополнить  бюджет
многотысячными штрафами.  А тут - максимум 255 грн.  с  "носа"  (в
смысле, с провинившегося должностного лица).  Так  что  проверять,
скорее  всего,  будут  выборочно,  -  особо    "отличившихся"    в
статистической отчетности.

{1} Респондент  -  лицо  или    совокупность    лиц,    подлежащих
    статистическому наблюдению в  установленном  законодательством
    порядке.
{2} Конечно, за  исключением  тех  первичных  документов,  которые
    требуются в целях налогообложения.
{3} Под  сопротивлением  в  данном  контексте   понимается   отказ
    допускать проверяющих к производственным, служебным  и  другим
    помещениям,  предоставлять    им    необходимую    информацию,
    документацию, а также невыполнение или неподобающее выполнение
    других законных требований проверяющих.
{4} Форма акта содержится в приложении к Порядку.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№44/03, стр. 20
[03.11.2003]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------