Как будут проверять органы статистики ------------------------------------------------------------------ Право проверять предприятия на предмет достоверности статистических данных существует у органов государственной статистики уже давно - еще с тех пор, как вступил в силу Закон Украины "О государственной статистике" в первой редакции. Однако до сих пор это право оставалось в основном на бумаге, поскольку не был законодательно определен механизм его реализации. И вот теперь Госкомстат решил наверстать упущенное, утвердив своим приказом соответствующий Порядок. Чего теперь ожидать от органов государственной статистики, читайте в этой статье. В начале октября вступил в силу Порядок проведения проверок достоверности первичных и статистических данных, изучения состояния первичного учета и статистической отчетности органами государственной статистики, утвержденный приказом Госкомстата от 19.06.2003 г. № 186 ( z0862-03 ) (далее - Порядок). Опираясь на Закон Украины "О государственной статистике" в редакции от 13.07.2000 г. № 1922-III ( 1922-14 ) (далее - Закон о статистике), в соответствии с которым утвержден этот Порядок, разберемся, чего же теперь можно ожидать от органов статистики. Какие права у органов статистики В числе основных задач, возложенных на органы государственной статистики, - обеспечение надежности и объективности статистической информации (п. 4 ст. 12 Закона о статистике ( 1922-14 )). Конечно, ведь именно надежность и объективность статистической информации являются залогом адекватности принимаемых на ее основе органами государственной власти важных государственных решений. Для выполнения этой задачи органы статистики наделены определенными правами: - изучать состояние первичного учета и статистической отчетности, проверять достоверность первичных и статистических данных, поданных респондентами {1}, в том числе путем их непосредственного посещения (в порядке, определенном центральным органом государственной статистики); - требовать от респондентов внесения исправлений в формы государственных статистических наблюдений в случае выявления недостоверной информации и других искажений первичных и статистических данных (или самостоятельно вносить указанные исправления в случае отказа респондентов); - подавать правоохранительным органам предложения о привлечении виновных в нарушении Закона о статистике должностных лиц и граждан; - рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать админштрафы (абз. 4 - 7 ст. 13 Закона о статистике ( 1922-14 )). Это лишь часть прав, которыми наделены органы статистики, но именно эта часть имеет прямое отношение к проверкам, поэтому о таких правах Госкомстат не преминул напомнить в пункте 1 Порядка. Как видим, органы статистики наделены достаточными правами, чтобы явиться с проверкой на предприятие, и такая проверка даже может иметь определенные последствия (несопоставимые, конечно, с возможными последствиями визита налоговиков). Кого собираются проверять Субъектами проверок, т. е. лицами, которые могут подвергнуться визиту проверяющих из органов статистики, могут быть: - юридические лица, их филиалы, отделения, представительства и другие обособленные структурные подразделения, находящиеся на территории Украины; - физические лица - субъекты предпринимательской деятельности (или попросту - частные предприниматели), находящиеся на территории Украины. Такой круг потенциальных проверяемых очерчен в абз. 4 ст. 13 Закона о статистике ( 1922-14 ) и разделе 1 Порядка. Интересно было бы спросить у разработчиков Порядка, достоверность чего они собираются проверять у частных предпринимателей? Ведь ЧП-шники не ведут бухгалтерский учет, первичный учет ведут в произвольной форме {2}, а статистическую отчетность вообще мало кто из них видел. Какими могут быть проверки Пунктом 2 Порядка определены четыре вида проверок: - тематические - проводятся по одной или нескольким формам отчетности одной отрасли статистики с одновременной проверкой документов первичного учета и данных статистических наблюдений. Пример: проверка сети закусочных "fast-food" на предмет достоверности статистической отчетности по статистике розничной торговли и ресторанного хозяйства (формы № 1-торг, 3-торг, 7-торги т. п.); - комплексные - проводятся по двум и более отраслям статистики и, соответственно, по нескольким формам отчетности. Пример: проверка все той же сети закусочных, наряду со статистикой розничной торговли и ресторанного хозяйства, еще и на предмет достоверности статистической отчетности по статистике труда (форма № 1-ПВ и т. п.); - повторные - проводятся в течение года с момента предыдущей тематической или комплексной проверки по одной или нескольким формам отчетности. Основная цель такой проверки - контроль устранения недостатков, установленных предыдущей проверкой. Пример: проверка все той же сети закусочных спустя три месяца после предыдущей комплексной проверки на предмет устранения недостатков, выявленных в состоянии первичного учета, которые привели к недостоверности статистической отчетности по труду; - совместные (могут быть тематическими, комплексными и повторными) - проводятся органами госстатистики по приглашению других уполномоченных на это органов, в частности контролирующих органов, определенных Указом Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 ) "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" (далее - Указ о дерегулировании). Пригласить на совместную проверку могут, в частности, налоговая, таможня, госказначейство, КРУ в рамках их компетенции. Кто-то, возможно, задаст вопрос: "Что это за проверки такие: тематические, комплексные, повторные, совместные? Где же привычные плановые и внеплановые выездные проверки (с определенными основаниями и периодичностью проведения), предусмотренные Указом о дерегулировании!". Вынуждены несколько огорчить: в случае со статистикой Указ о дерегулировании вряд ли чем-то поможет субъектам проверки - на проверки органами госстатистики его действие не распространяется. А все потому, что сфера действия Указа ограничивается проверками финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в то время как проверяющих из госстатистики интересует состояние первичного учета и достоверность статистической информации. Как должна быть организована проверка О предстоящей проверке субъекта проверки должны уведомить письменно не позднее чем за три календарных дня до ее начала. В уведомлении о проведении проверки указываются: - должности и ФИО лиц, направляемых на проверку; - вид проверки; - программа проверки. Руководителю группы проверяющих на всех членов группы выдается соответствующий документ - поручение на проведение проверки, содержащее должности и ФИО лиц, направленных на проверку, и подписанное руководителем органа госстатистики, организовавшего проверку. Каждая проверка должна проводиться по детально отработанной и утвержденной тем же руководителем программе, в которой обязательно указываются: - перечень форм отчетности; других статистических формуляров, подлежащих проверке; - отчетный период, за который проверяются данные; - реквизиты субъекта проверки, подлежащего проверке по определенным признакам (форма собственности, вид экономической деятельности, размер и т. п.); - ссылки на инструкции и разъяснения, которыми необходимо руководствоваться при проверке; - перечень основных первичных документов, на основании которых составляются проверяемые формы отчетности; - порядок сравнения и взаимосвязи показателей одних форм отчетности с другими; - сроки проведения проверки и подачи материалов о ее результатах. Безусловно, субъекту проверки очень желательно обладать полной информацией о программе проверки еще до ее начала. Но сейчас еще сложно сказать, насколько подробно статистики будут раскрывать такую программу в уведомлении. Можно ли не пустить проверяющих? Безусловно, визит любых проверяющих - событие не из приятных, поскольку в любом случае отвлекает работников от выполнения основных обязанностей. Очевидно, что визитеры из госстатистики будут отвлекать и без того загруженного главного бухгалтера. В этой связи кому-то в голову, возможно, придет мысль: "А можно ли не пустить проверяющих из госстатистики?" Конечно, госстатистика - это не налоговая, и "физзащита" ей не полагается. Но кое-что на подобный случай Порядком все-таки предусмотрено. В соответствии с последним абзацем п. 3.2 Порядка, в случае отказа субъекта проверки допустить проверяющих на объект проверки, они обязаны составить акт об отказе и сообщить об этом своему руководству для принятия мер, - передачи соответствующих материалов по проведению проверки (переписка с субъектом проверки, акты, программы проверки и т. п.) в органы прокуратуры. Как в подобной ситуации поведет себя прокуратура, остается пока лишь догадываться. В то же время, полагаем, субъект проверки вправе на законных основаниях не допустить проверяющих к проведению проверки, если она организована с нарушением Порядка, в частности: - если уведомление о предстоящей проверке направлено с опозданием (за день или два до проверки) (соответствующее требование содержится в п. 5.1 Порядка); - если у проверяющих отсутствует надлежащим образом оформленное поручение на проверку (п. 5.2 Порядка). Логика проста: как следует из второго предложения абзаца четвертого ст. 13 Закона о статистике ( 1922-14 ), проверяющие из госстатистики вправе посещать проверяемых субъектов именно "в порядке, установленном специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере статистики". Ну а если Порядок не соблюден, то и проверяющие "не вправе". Права и обязанности проверяющих и проверяемых Правам и обязанностям проверяющих и проверяемых посвящены соответственно пункты 3 и 4 Порядка. Знать их важно, поскольку, скажем, превышение проверяющими своих прав или неисполнение обязанностей поможет успешно оспорить возможные административные санкции по результатам проверки. Так, в рамках проведения законной проверки проверяющие имеют право (п. 3.1 Порядка): - непосредственно посещать производственные, служебные и другие помещения, участки субъектов проверки; - получать и знакомиться со всей без исключения информацией и документацией относительно состояния первичного учета и данных статистических наблюдений; - получать первичные финансовые и бухгалтерские документы (заметим, не изымать, а именно "получать"), делать копии или выписки из всех без исключения документов относительно объекта проверки; - в случае необходимости в детальном выяснении практического состояния дел осуществлять изучение и обзор документов (обзор проводится обязательно в присутствии субъекта проверки); - требовать и получать от субъектов проверки письменные объяснения и обоснования по вопросам, которые касаются проверки; - требовать от субъектов проверки, в случае выявления приписок и других искажений первичных и статистических данных, внесения исправлений в формы отчетности, другие статистически формуляры; - в случае неисполнения требования о внесении в недельный срок исправлений в формы отчетности, другие статистические формуляры самостоятельно вносить указанные исправления с последующим уведомлением об этом субъекта проверки. Проверяющие обязаны (п. 3.2): - придерживаться требований Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), Законов Украины "О государственной статистике" ( 2614-12 ), "О государственной службе" ( 3723-12 ), других нормативно-правовых актов и Порядка; - предъявлять субъекту проверки поручение на проведение проверки; - проводить проверку согласно программе, утвержденной руководителем органа госстатистики; - придерживаться принципов законности, объективности и доказательности результатов проверки; - при проверке данных, которые имеют соответствующий гриф секретности, придерживаться требований Закона Украины "О государственной тайне" ( 3855-12 ); - детально отражать в акте проверки выявленные факты недостоверности первичных и статистических данных, обстоятельства и причины их допущения; - принимать от субъектов проверки предоставленные ими письменные объяснения, обоснования и заявления относительно результатов проверки и приобщать их к материалам проверки; - составлять по результатам проверки акт в двух экземплярах, подписывать их и знакомить с ними субъект проверки; - оставлять субъекту проверки один экземпляр подписанного проверяющим и субъектом проверки акта; - приобщать в случае несогласия субъекта проверки с фактами, изложенными в акте, поданные субъектом проверки письменные замечания к нему, которые являются неотъемлемой частью материалов проверки; - во всех случаях "сопротивления" {3} составлять акт об отказе с указанием даты, времени, места и реквизитов субъекта проверки, который допустил "противоправные действия" (так авторы порядка называют любое сопротивление), с безотлагательным сообщением об этом руководству органа госстатистики. За этим последует представление соответствующих материалов о проведении проверки (переписки, акты, программа проверки и т. д.) в органы прокуратуры. Субъекты проверки имеют право (п. 4. 1): - требовать от проверяющих предъявления поручения на право проведения проверки; - подавать проверяющим на любой стадии проверки устные и письменные объяснения, обоснования и заявления относительно хода и результатов проверки; - требовать от проверяющих по завершении проверки один экземпляр подписанного акта проверки; - подавать письменные замечания к акту проверки в случае несогласия с изложенными в нем фактами и доказательствами, требовать их рассмотрения проверяющими; - обжаловать в случае необходимости действия проверяющих непосредственно у руководителя соответствующего органа госстатистики или в судебном порядке. Субъекты проверки обязаны (п. 4.2): - допускать проверяющих к проведению проверки при наличии в них соответствующего поручения (напомним, что, на наш взгляд, неуведомление проверяемого в установленные сроки о предстоящей проверке также является основанием для недопуска к проверке); - обеспечивать проверяющим условия, необходимые для проведения проверки, и содействовать ее надлежащей организации, а именно: предоставлять рабочее место и возможность пользоваться средствами телефонной связи и оргтехникой, подавать по требованию проверяющих необходимую информацию, в том числе архивную и информацию с ограниченным доступом, которая касается деятельности субъекта проверки (справки, данные регистров бухгалтерского учета, финансовые отчеты и т. п.); - своевременно предоставлять объяснения и обоснования относительно объекта проверки; - знакомиться с актом проверки и подписывать два экземпляра документа; - вносить в случае выявления приписок и других искажений первичных и статистических данных исправления в статистическую отчетность, другие статистические формуляры и во все взаимосвязанные показатели других отчетов и подавать исправленные формы отчетности, другие статистические формуляры органам госстатистики и всем адресатам, которым были направлены недостоверные данные. Исправления вносятся не позже недельного срока после выявления нарушения в данные за тот отчетный период, в котором были допущены приписки и другие искажения, а также в соответствующие нарастающие итоговые данные; - применять безотлагательные меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Как оформляются результаты проверок По результатам проверки составляется акт {4} в двух экземплярах, которые подписываются проверяющими и должностными лицами субъекта проверки. При этом субъект проверки не допускается к ознакомлению с актом, пока он не подписан проверяющими. Один экземпляр акта под расписку оставляется субъекту проверки. Полагаем, читателям нелишне будет знать основные требования к составлению акта: - по каждому факту приписок и искажений данных в акте указывается, в какой форме отчетности, по какому показателю, за какой отчетный период допущены приписки и искажения данных, размер приписки и искажения, причины недостоверности данных, фамилии и должности лиц, подписавших документы; - в акте должен быть указан характер выявленных нарушений (постоянный, случайный). По результатам повторной проверки в акте должно быть указано, как выполнялись требования, рекомендации и предложения предшествующих проверок. В зависимости от характера выявленных нарушений и недостатков проверяющие в акте дают указания и рекомендации по их устранению. Если субъект проверки не согласен с фактами, изложенными в акте, он в течение трех рабочих дней после ознакомления с актом и его подписания предоставляет конкретные аргументированные письменные замечания к акту. Указанные замечания должны быть рассмотрены должностными лицами органов госстатистики в течение пяти рабочих дней со дня поступления замечаний. Результаты такого рассмотрения излагаются в отдельной справке. Замечания и справка прилагаются к акту проверки и являются его неотъемлемой частью (п. 6.4 Порядка), и, надо полагать, должны быть учтены при принятии окончательного решения по результатам проверки. Что может быть по результатам проверки Общеизвестно, что за нарушения в сфере статистики виновным должностным лицам предприятий, учреждений и организаций светит админштраф по ст. 186-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X ( 80731-10 ) (далее - КУоАП). Согласно указанной статье КУоАП, недостоверность или неполнота представленных органам госстатистики данных, а также необеспечение надлежащего состояния первичного учета влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц и частных предпринимателей от 10 до 15 ннмдг (170 - 255 грн.). Повторное нарушение в течение одного года потянет уже на 15 - 25 ннмдг (255 - 425 грн.). Рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере статистики и налагать вышеуказанные штрафы уполномочены органы госстатистики в лице их руководителей (ст. 244-3 КУоАП ( 80731-10 )). Оспорить такие решения, если проверка проведена с нарушением Порядка или субъект проверки, по сути, не согласен с замечаниями, указанными в акте, можно в суде общей юрисдикции. Кроме того, должностные лица органов госстатистики вправе давать предложения органам прокуратуры о привлечении виновных должностных лиц к иной ответственности, предусмотренной законодательством (п. 7.3 Порядка). Видимо, имеются ввиду нарушения, которые могут потянуть больше, чем на админштраф, по ст. 186-3 КУоАП ( 80731-10 ), и в отношении которых у органов госстатистики нет соответствующих полномочий. Так что, теперь "если что", то статистика вполне может "настучать" в прокуратуру. В общем, ряды проверяющих растут и ширятся. Впрочем, утешает то, что у органов статистики вряд ли хватит ресурсов для организации массовых проверок. Да и игра не стоит свеч. То ли дело налоговая, - у них лишь одна проверка может пополнить бюджет многотысячными штрафами. А тут - максимум 255 грн. с "носа" (в смысле, с провинившегося должностного лица). Так что проверять, скорее всего, будут выборочно, - особо "отличившихся" в статистической отчетности. {1} Респондент - лицо или совокупность лиц, подлежащих статистическому наблюдению в установленном законодательством порядке. {2} Конечно, за исключением тех первичных документов, которые требуются в целях налогообложения. {3} Под сопротивлением в данном контексте понимается отказ допускать проверяющих к производственным, служебным и другим помещениям, предоставлять им необходимую информацию, документацию, а также невыполнение или неподобающее выполнение других законных требований проверяющих. {4} Форма акта содержится в приложении к Порядку. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №44/03, стр. 20 [03.11.2003] Юрий Цыганок Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------