Материальная помощь в 2004 году: сохранится ли льгота? ------------------------------------------------------------------ Итак, как и в настоящее время, в 2004 году материальная помощь также может быть освобождена от налогообложения. Однако относительно этой льготы законодатели выставили целый ряд условий как получателю матпомощи, так и стороне, ее предоставляющей. Отдельной статьи, регулирующей вопросы налогообложения материальной помощи, в Законе о налоге с доходов {1} нет. Вскользь о ней упоминается только в п.п. 9.7.3 Закона о налоге с доходов ( 889-15 ) (см. "Какие доходы не включаются в облагаемый налогом доход?"). Какие доходы не включаются в облагаемый налогом доход Извлечение из п.п. 9.7.3 Закона о налоге с доходов "9.7.3. Не подлежит включению в облагаемый налогом доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами - юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, который не превышает размер минимального прожиточного уровня, установленного на 1 января такого года, при условии, если на такого плательщика налога распространяется право на получение налоговой социальной льготы в соответствии с подпунктом 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 этого Закона [Закона о налоге с доходов. - Примеч. ред.]." Итак, фактически законодатель не применяет термин "материальная помощь" как отдельный вид выплаты. Теперь матпомощь будет являться одной из разновидностей нецелевой благотворительной помощи. Когда с матпомощи налог не удерживается? Начиная с 2004 года разрешено не облагать суммы матпомощи с учетом определенных условий. 1. Получатель матпомощи должен относиться к лицам, которые в соответствии с п.п. 6.5.1 Закона о налоге с доходов имеют право на получение соцльготы. Пока не совсем понятно, обязательно ли плательщик налога должен получать матпомощь только по месту предоставления ему соцльготы? Или достаточно всего лишь существования права на применение льготы и тогда спокойно можно просить ее у других благотворителей? То есть представим ситуацию, когда работник одного предприятия, получая доход в пределах 510 грн. {2}, и, соответственно, имея право на соцльготу, захочет получить матпомощь, а его работодатель не хочет либо не может это осуществить. Сможет ли такое физлицо получить необлагаемую матпомощь от других лиц? Скорее да, чем нет. По крайней мере, Закон о налоге с доходов не говорит о том, что без налога предоставлять (получать) необлагаемую матпомощь можно только по месту применения соцльготы: главное, чтобы на физическое лицо в принципе распространялось право на соцльготу. Однако в таком случае возникает вопрос о форме подтверждения права гражданина на соцльготу, которое необходимо благотворителю, чтобы не удерживать налог при предоставлении нецелевой благотворительной помощи. Хотелось, чтобы ГНАУ не затягивала с налоговым разъяснением по этому вопросу и расписала все подобные "технические" моменты, связанные с получением права на необлагаемую нецелевую благотворительную помощь (в том числе материальную помощь). 2. Размер необлагаемой матпомощи в совокупности не должен превышать минимального прожиточного уровня, установленного на 1 января года такой выплаты. В первую очередь, здесь обратим внимание на то, что законодатели, употребляя словосочетание "минимальный прожиточный уровень", скорее всего, имели в виду знакомый всем "прожиточный минимум", установленный в определенном размере для отдельных социальных и демографических групп населения (для трудоспособных лиц в настоящее время он составляет 365 грн.). Причем сумма матпомощи не будет облагаться при каждой выплате, если размер таких выплат в совокупности за год не превысит установленного предела. Иначе говоря, выплачивать необлагаемую матпомощь можно будет до достижения суммы таких выплат размера минимального прожиточного уровня. 3. Лицо, предоставляющее матпомощь, должно быть резидентом. Таким образом, с 1 января 2004 года, лицами, выплачивающими необлагаемую помощь, могут быть как юридические, так и физические лица. Главное, чтобы они являлись резидентами (т. е. физлицами, проживающими в Украине, и юрлицами, созданными и осуществляющими деятельность в Украине). Подытоживая сказанное выше, рассмотрим следующую ситуацию. Ситуация. Предположим, что плательщик пользуется в 2004 году соцльготой. В течение года такой плательщик неоднократно получал матпомощь от разных благотворителей в сумме 100 грн., 150 грн. и 200 грн. Итак, плательщик за отчетный год получил материальную помощь на общую сумму, не превышающую предельной необлагаемой (предположим, что она в следующем году составит 510 грн.). Сумма помощи, которая не будет включаться в общий годовой налогооблагаемый доход, составит 365 грн. Сумма помощи, которая подлежит обложению, будет равна: 450 - 365 = 85 грн. Когда получателю матпомощи необходимо подавать декларацию? Напомним {3}, что если плательщик налога в течение отчетного налогового года получал доходы только от налоговых агентов, то в соответствии с п. 18.2 Закона о налоге с доходов, ему представлять декларацию не надо. То есть, получая доход, с которых должен быть удержан налог, плательщик может не представлять декларацию (разве что он захочет воспользоваться правом на налоговый кредит). В то же время, согласно п.п. 8.1.3 Закона о налоге с доходов, при получении доходов, не подлежащих обложению при их начислении или выплате, плательщик должен самостоятельно включить сумму таких доходов в состав общего годового налогооблагаемого дохода и представить декларацию. Таким образом, плательщик самостоятельно отслеживает суммы получаемой матпомощи и в случае превышения ими установленного необлагаемого предела, включает сумму превышения в свой общий годовой налогооблагаемый доход с указанием таких сумм в декларации. Применительно к ситуации 1, этот пункт будет действовать следующим образом. По окончании отчетного налогового года, плательщик, определив общую сумму полученной матпомощи, должен будет представить в налоговые органы декларацию (ведь у него произошло превышение установленного необлагаемого предела). В ней он отразит сумму превышения выплаченной матпомощи над предельным необлагаемым размером в составе общего годового налогооблагаемого дохода. При получении помощи от физического лица, плательщик налога (в соответствии с третьим абзацем п.п. 9.7.3 Закона о налоге с доходов) должен представить декларацию, если: - общая сумма такой полученной на протяжении года помощи превышает ее предельный размер; - плательщик не имеет права на получение соцльготы в соответствии с п.п. 6.5.1 Закона о налоге с доходов. Итак, как вы уже успели убедиться, Закон о налоге с доходов содержит больше вопросов, чем ответов. Еще одним подтверждением этому стала наша сегодняшняя статья. Однако мы надеемся, что в целом "картинка" у вас сложилась. Надеемся, что ясности прибавят разъяснения ГНАУ и законодателей, о которых мы, как всегда, оперативно сообщим вам. {1} Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.2003 г. № 889-IV. {2} 510 грн. получили исходя из сегодняшнего размера прожиточного минимума для трудоспособного лица: 365 х 1,4 и результат округлен до ближайших 10 грн. Но на 2004 год этот предел для получения права на соцльготу может измениться в случае пересмотра размера прожиточного минимума. {3} См. "Налог с доходов физических лиц" (рубрика "Тема недели"), "Бухгалтерская неделя", 2003, № 40. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №46/03, стр. 15 [17.11.2003] Мирослава Пустовит Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------