Как ликвидирующемуся предпринимателю сдавать отчетность Я - частный предприниматель. Перешел с единого налога на общую систему налогообложения и нахожусь на общей системе налогообложения (деятельности нет). В связи со сложившимися семейными обстоятельствами я вынужден выехать на длительный период времени в Россию. Уехать мне нужно срочно. Попытался сняться с регистрации в качестве предпринимателя. В налоговой мне сказали, что у них распоряжение временно никого с учета не снимать. Когда придут на проверку, точно не говорят (как я понял, они с этим не спешат). Есть ли какие-то сроки для проведения такой проверки налоговиками и существуют ли какие-либо ускоренные методы ее проведения, если у налогоплательщика есть серьезные обстоятельства? Имею ли я право прекратить сдавать отчетность после подачи заявления в налоговую о снятии с учета или я должен ждать окончания проверки, а до этого отчетность представлять обязан? * * * С уверенностью можно говорить о том, что снятие с учета в налоговом органе предпринимателя в качестве налогоплательщика является одним из основных (хоть и не единственным) этапов его ликвидации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. В вопросах снятия с учета налогоплательщика в органах налоговой службы представители налоговых органов руководствуются Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 ( z0172-98 ), с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 80). Как следует из этого документа, после подачи в налоговый орган заявления о снятии с учета плательщика налогов по форме № 8-ОПП налоговые органы должны принять решение о проведении документальной проверки в течение месяца. Именно этот срок налоговики дали себе на "раскачку". Объяснить это просто: проверка ликвидирующегося предпринимателя у них не запланирована, для ее проведения еще нужно найти время и высвободить часть инспекторов, занятых другими проверками. Но все дело в том, что и этот срок налоговики нередко нарушают, т. е. очень часто случается, что ждать проверки ликвидирующемуся субъекту приходится намного больше месяца. Кроме того, никакого механизма "ускорения" этого процесса в существующих на сегодняшний день документах нет. То есть те, кому надо срочно ликвидироваться, должны договариваться с налоговиками сами, кто как сумеет. В данном случае можно порекомендовать написать заявление на имя начальника своей налоговой инспекции с просьбой ускорить проведение проверки с изложением причин. Как правило, сама проверка предпринимателя длится не так уж и долго, всего несколько дней. Что касается вопроса об отчетности, то обязанность предпринимателя сдавать налоговую отчетность прекращается только с момента снятия его с учета в налоговом органе, но ни в коем случае не на момент подачи заявления о снятии с учета. Если предпринимателю нужно срочно выехать за границу именно в данный момент, а потом он сможет на какое-то время вернуться и уладить свои предпринимательские дела, то в этом случае предприниматель может воспользоваться возможностью продлить сроки для представления налоговой декларации. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Понятно, что, выехав за границу, предприниматель будет лишен возможности представлять отчетность, в частности, ту, которая подпадает под определение налоговой декларации с точки зрения Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181). На этот случай в Законе № 2181 есть норма (п. 15.4 ст. 15) согласно которой предельные сроки для представления налоговой декларации подлежат продлению руководителем налогового органа (его заместителем) по письменному запросу налогоплательщика, если такой налогоплательщик, в частности, находился за пределами Украины. При этом, как определено в Законе № 2181, штрафные санкции, определенные подпунктом 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181, в течение срока продления предельных сроков представления налоговой декларации к налогоплательщику применяться не будут. Иными словами, если частный предприниматель вынужден выехать за границу, в связи с чем какой-то период он не сможет представлять налоговые декларации, то, подав вовремя соответствующее заявление, к нему за неподачу отчетности штрафы применяться не будут. Под эту норму п. 15.4 ст. 15 ГНАУ своим приказом от 19.03.2001 г. № 113 ( z0284-01 ) утвердила соответствующий Порядок применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Порядок № 113). Согласно этому Порядку при наличии обстоятельств (в числе которых и выезд за границу), дающих право на продление предельных сроков представления деклараций, налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с письменным заявлением. При этом Порядком № 113 определено, что заявление подается в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания указанных в нем обстоятельств (т. е. в нашем случае в - течение 30 дней после приезда). В заявлении физического лица обязательно указываются: фамилия, имя, отчество, идентификационный номер, место постоянного проживания, номера телефонов (факсов, е-mail) - служебного и домашнего (при наличии), место основной работы. Заявление подписывается физическим лицом и должно иметь дату его составления. Заявление подается физическим лицом в налоговый орган по месту постоянного проживания или по месту государственной регистрации, если физическое лицо зарегистрировано как субъект предпринимательской деятельности. В заявлении физического лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности, также указываются дата выдачи и номер свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Кстати, плательщики налогов имеют право направить заявление в налоговый орган по почте с уведомлением о вручении. Как сказано в Порядке № 113, документальным подтверждением отсутствия возможности у лица исполнять налоговые обязанности (представлять налоговые декларации) в связи с пребыванием за границей являются: - заграничный паспорт лица с визами и соответствующими отметками органов охраны государственной границы; - письменный ответ Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины на запрос налогового органа; - письменный ответ Консульского управления Министерства иностранных дел Украины на запрос налогового органа. Как видим, в случае пребывания предпринимателя в России - стране, с которой упрощен пограничный контроль (при въезде в эту страну визы и загранпаспорта пока не нужны, да и миграционные карты, которые выдаются при въезде в Россию, при выезде из России пограничники забирают), могут возникнуть проблемы с подтверждением факта пребывания за границей. А как сказано в Порядке № 113, заявление на продление предельных сроков подается только вместе с необходимым документальным подтверждением, в противном случае его у предпринимателя могут не принять. То есть о таком документальном подтверждении предпринимателю надо позаботиться самому. К указанному хотелось бы добавить еще одно. Как следует из нормы п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181, если налогоплательщик документально подтверждает наличие определенных обстоятельств, дающих право на продление сроков, такое продление сроков должно происходить обязательно. От представителей налоговых органов требуется только проверить легитимность представленных документов и вынести соответствующее решение. В то же время Порядок № 113, как это часто у нас бывает, построен таким образом, что решение о продлении предельных сроков выносится исключительно по усмотрению руководителя органа налоговой службы. Поэтому в случае отказа предприниматель обязательно должен воспользоваться своим правом на обжалование, но с соблюдением установленных сроков. Так, если налоговый орган направит решение о полном или частичном неудовлетворении заявления предпринимателя, он имеет полное право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторным заявлением в налоговый орган вышестоящего уровня, а при повторном полном или частичном неудовлетворении заявления - в налоговый орган вышестоящего уровня с соблюдением указанного десятидневного срока для каждого случая обжалования и указанного двадцатидневного срока для ответа на него. Итак, предположим, проблемы с налоговыми декларациями, которые представляются в налоговый орган, предприниматель решит. А как быть с пенсионной отчетностью? До 1 января 2004 года проблемы с пенсионной отчетностью решаются так же, как и с налоговой. "Пенсионный" отчет ("приложение 4") вполне подпадает под определение налоговой декларации и предельные сроки его представления продлеваются в порядке, предусмотренном в п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181. На это прямо указывает п. 12.4 "пенсионной" Инструкции 16-6 {1}. Но ведь вся проблема в том, что с 1 января 2004 года пенсионные вопросы будут уже регулироваться новым законом - Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV. То есть к пенсионной отчетности п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181 уже не будет иметь никакого отношения, а в новом пенсионном законе о продлении предельных сроков представления пенсионной отчетности нет ни слова. Вполне возможно, что эти нюансы будут учтены в подзаконных документах, но на сегодняшний день трудно говорить о том, сможет ли по приезде из-за границы (если этот приезд будет в 2004 году) предприниматель продлить сроки представления пенсионной отчетности и будут ли его штрафовать за ее непредставление. Получается парадоксальная ситуация. Предприниматель уезжает в период действия нормы, согласно которой у него есть шансы не быть оштрафованным за непредставление декларации, а приезжает - и правила игры круто изменяются. Поэтому, если у предпринимателя есть возможность приехать из-за границы к концу декабря, то лучше ею воспользоваться и по приезде подать заявление в органы Пенсионного фонда с просьбой продлить сроки представления пенсионной отчетности в связи с выездом за границу. Если же такой возможности нет, то ситуация со штрафами, как мы уже сказали, усложняется. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" №46/03, стр. 42 [17.11.2003] М.Пустовит, Ю.Цыганок, О.Кононенко, О.Чефранов Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------