Как правильно уведомлять о доначислении налогов и сборов

    Пенсионным фондом  проведена  плановая  проверка  правильности
    начисления  и  уплаты  взносов  на  обязательное    пенсионное
    страхование за период  с  01.04.97  г.  по  30.03.2003  г.  По
    окончании проверки доначислено налоговое обязательство в сумме
    509,17 грн., в том числе: за 1997 г. - 4,98 грн.,  1998  г.  -
    227,10 грн.,  1999  г.  -   277,09  грн.  Результаты  проверки
    оформлены  актом,  налоговое  уведомление    предприятию    не
    представлено.  Предприятие обратилось в управление Пенсионного
    фонда с письменной просьбой направить уведомление или  решение
    руководителя, на что был получен ответ, что Пенсионный фонд не
    направляет налогоплательщикам никаких уведомлений, а  проводку
    по лицевому  счету  делают  на  основании  визы  руководителя,
    проставленной на первом листе  акта  проверки.  Правомерны  ли
    действия работников Пенсионного фонда?
    В  какие  сроки  контролирующий   орган    должен    направить
    предприятию налоговое уведомление?
    Действительно ли учет платежей  ведется  только  на  основании
    актов проверки?

    * * *

    Нет, действия работников Пенсионного фонда неправомерны.
    Прежде всего необходимо обратить внимание на сроки давности по
доначисленным налоговым обязательствам.
    Порядок применения  сроков  давности  регламентирован  ст.  15
Закона Украины  "О  порядке  погашения  обязательств  плательщиков
налогов  перед  бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами"
от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181).
    В  соответствии  с  п.п.  15.1.1  Закона  №  2181  ( 2181-14 )
налоговый  орган  имеет   право  самостоятельно  определить  сумму
налоговых обязательств плательщика  не позднее окончания 1095 дня,
следующего за последним  днем  предельного срока подачи  налоговой
декларации.  Если  в  течение  указанного  срока  налоговый  орган
не  определяет  сумму  налоговых   обязательств,  налогоплательщик
считается  свободным  от  такого  налогового обязательства, а спор
относительно   такой   декларации   не   подлежит  рассмотрению  в
административном или судебном порядке.
    Налоговое  обязательство  может  быть    начислено    согласно
п.п. 15.1.2 Закона № 2181 ( 2181-14 ) без соблюдения срока исковой
давности, определенного в п.п. 15.1.1, только в том  случае,  если
не  была  подана  декларация за период, в котором  возникло  такое
налоговое обязательство.
    Хотя в данном случае речь идет  о  налоговом  органе,  но  все
сказанное справедливо и для органов Пенсионного фонда Украины.
    Дело в том, что Закон № 2181 ( 2181-14 )  является специальным
законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок
погашения   обязательств  юридических   и   физических  лиц  перед
бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам,
включая   сбор   на   обязательное    государственное   пенсионное
страхование.
    Кроме того, действие указанного Закона распространяется на все
контролирующие  органы.   Согласно   п.п.  2.1.2   Закона  №  2181
( 2181-14 )  одним  из  контролирующих органов является Пенсионный
фонд Украины.
    Таким образом, начисление по  результатам  проверки  налоговых
обязательств за период с 1997 по  1999  годы  незаконно,  если  за
указанный период были составлены и сданы в Пенсионный фонд  отчеты
по  установленной  форме.  Предприятие  не    должно    уплачивать
пенсионный сбор в сумме 509,17 грн.
    Согласно п. 3.3 Порядка оформления результатов  документальных
проверок по соблюдению действующего законодательства плательщиками
сбора  на  обязательное  государственное  пенсионное  страхование,
утвержденного постановлением правления Пенсионного  фонда  Украины
от 21.03.2003 г. № 6-5 ( z0359-03 ),  при  наличии в акте проверки
доначисленных сумм плательщику вместе с актом  проверки  вручается
уведомление.  Форма   уведомления  приведена  в  приложении  7   к
Инструкции  о  порядке  исчисления   и    уплаты    предприятиями,
учреждениями, организациями и  гражданами  сбора  на  обязательное
государственное пенсионное страхование, других платежей,  а  также
учета их  поступления  в  Пенсионный  фонд  Украины,  утвержденной
постановлением правления Пенсионного фонда Украины  от  19.10.2001
г. № 16-6 ( z0998-01 ) (см. "Налоги и бухгалтерский  учет",  2001,
№ 100).
    Информация об  обязательствах  плательщика  заносится  в  базу
данных на основании уведомления органа Пенсионного фонда  Украины,
составленного по акту документальной  проверки.  Такое  требование
закреплено в п.п. "б" п. 2.2 Порядка ведения органами  Пенсионного
фонда Украины учета поступления платежей по сбору на  обязательное
государственное  пенсионное  страхование  и    других    платежей,
утвержденного постановлением правления Пенсионного  фонда  Украины
от 19.01.2002 г. № 2-4 ( z0212-02 ) (см. "Налоги  и  бухгалтерский
учет", 2002, № 22).
    Таким  образом,  орган  Пенсионного  фонда   Украины    обязан
представить предприятию уведомление вместе с актом проверки.  Учет
налоговых обязательств,  доначисленных  по  результатам  проверки,
ведется на основании уведомлений.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№50/03, стр. 53
[23.06.2003]
Н. Дзюба, Е. Верховая, А. Свириденко
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------