Успеть вовремя: готовимся к следующему году ------------------------------------------------------------------ Скоро предстоит подвести итоги уходящего 2003 года. Но прежде чем это сделать, уже сейчас нелишне подумать, а что же нам сулит год грядущий? Единый налог? Квартальную декларацию по налогу на добавленную стоимость? А может, месячную? Главное - вовремя подумать, рассчитать и успеть подать все необходимые документы в налоговые инстанции. Выбор налогового (отчетного) периода по НДС Установление налогового периода по НДС предусмотрено п. 7.9 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ). Как известно, налоговый период может быть равен календарному месяцу или календарному кварталу. Для большинства плательщиков НДС налоговый период равен месяцу. К ним относятся те, у которых объем налогооблагаемых операций за предыдущий календарный год превышает 7200 необлагаемых минимумов, т. е. 122400 грн. Причем, как указано в Порядке заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденном приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 ( z0250-97 ) (с изменениями и дополнениями) (далее - Порядок № 166), этот объем определяется с учетом налога на добавленную стоимость. Перед такими плательщиками проблема выбора налогового периода не стоит. Набрал соответствующие обороты - отчитывайся и плати со следующего года помесячно. Речь пойдет о плательщиках НДС, у которых объем налогооблагаемых операций (с учетом НДС) за предыдущий календарный год не превышает 7200 необлагаемых минимумов. Такие плательщики по своему усмотрению могут выбрать месячный или квартальный налоговый период. Для этой категории Порядком № 166 предусмотрена подача заявления об установлении избранного ими налогового периода. Заявление подается не позднее 30 ноября, т. е. последний срок его подачи для установления налогового периода на 2004 год - 28 ноября 2003 года. Вместе с тем с недавних пор подача заявления - процедура необязательная. Плательщик может избавить себя от лишнего посещения налоговой инспекции. В этом случае неподача заявления приравнивается к решению оставить налоговый (отчетный) период неизменным. Эта норма установлена приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 466 ( z0964-03 ), внесшим изменения в Порядок № 166 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 89), и поэтому в текущем году ею можно воспользоваться впервые. К выбору налогового периода следует подходить обстоятельно и взвешенно, поскольку в течение календарного года не разрешается осуществлять замену месячного налогового периода на квартальный. Как правило, месячный налоговый период выгоден плательщикам, которые претендуют на получение экспортного возмещения НДС (плательщики, у которых налоговый период равен кварталу, не имеют такого права), а также "обычным возмещенцам НДС" (на возмещение они могут рассчитывать после подачи декларации за третий отчетный месяц (а не третий отчетный квартал) после возникновения отрицательного значения по НДС). Но в этом случае "возмещенцам" следует помнить о необходимости достижения объема налогооблагаемых операций 3600 необлагаемых минимумов. В то же время, если плательщик НДС избрал на будущий год квартальный период, у него есть возможность заменить его на месячный, но возможно это только с начала любого квартала следующего года. Такая замена должна сопровождаться обязательной подачей заявления в налоговый орган за один месяц до начала квартала. Например, предприятие, которому на 2004 год установлен квартальный налоговый (отчетный) период по НДС, приняло решение с III квартала 2004 года перейти на месячный налоговый (отчетный) период. Такому предприятию необходимо подать заявление до 1 июня 2004 года, т. е. последним днем подачи такого заявления является 31 мая 2004 года. Важно обратить внимание на особую категорию плательщиков НДС - тех, которые не отработали полный календарный год. В целях определения налогового (отчетного) периода под термином "календарный год" следует понимать период с 1 января по 31 декабря включительно (п.п. 2.1.2 п. 2 Порядка № 166). Как известно, в настоящее время обязательная регистрация в качестве плательщиков НДС для вновь созданных лиц не предусмотрена (кроме тех, кто торгует за наличные средства). Статус плательщика в первый год работы они приобретают лишь в двух случаях: если превысили объем налогооблагаемых операций 3600 необлагаемых минимумов или изъявили желание зарегистрироваться по собственному усмотрению и подали соответствующее заявление. Для таких лиц согласно п. 2.2 Порядка № 166 устанавливается отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу. Таким образом, плательщики НДС, не отработавшие полный календарный год, не имеют права выбора налогового периода. Им он устанавливается равным месяцу. Такое право может у них появиться только после того, как будет отработан полный календарный год (не забудьте заранее подать заявление!). К изложенному выше нелишне добавить, что выбор налогового периода не влияет на то, какую форму декларации (полную или сокращенную) следует представлять плательщику НДС. Напомним, что к плательщикам НДС, на которых возложена обязанность представлять налоговые декларации по сокращенной форме, относятся: - лица, не достигшие в течение любого периода за последние 12 календарных месяцев объемов налогооблагаемых операций в размере 3600 необлагаемых минимумов (добровольно зарегистрированные, а также осуществляющие торговлю за наличные средства); - лица, использующие спецрежим налогообложения (согласно абз. двенадцатому п. 11.12, пп. 11.21, 11.29, 11.35 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость"). По поводу установления отчетного (налогового) периода по НДС для плательщиков единого налога вы можете прочитать в этом номере газеты на с. 42. В 2004 год - с единым налогом Напомним в очередной раз о критериях отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, позволяющих перейти на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) у таких субъектов за год среднеучетная численность работающих не должна превышать 50 человек, а объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - 1 млн. грн. Субъект малого предпринимательства, принявший решение уплачивать единый налог, подает в налоговую инспекцию по месту своей регистрации заявление, при условии уплаты всех установленных налогов и сборов на дату подачи такого заявления. Напомним, что срок подачи заявления - не позднее чем за 15 дней до начала отчетного квартала. Для перехода на уплату единого налога с I квартала 2004 года последним днем подачи заявления является 16 декабря 2003 года. Как известно, форма заявления утверждена приказом ГНАУ "Об утверждении Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом и Порядка его выдачи" в редакции от 12.10.99 г. № 555 ( z0709-99 ). В заявлении указываются два основных показателя, играющих решающую роль при переходе на единый налог: - среднеучетная численность работающих на дату подачи заявления; - объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), имущества, основных фондов за год. При расчете этих показателей следует руководствоваться данными текущего календарного года, поскольку согласно п. 1 постановления КМУ от 03.07.98 г. № 507 под словом "год" понимается календарный год (начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря текущего года). Среднеучетная численность работающих определяется по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех работников, в том числе тех, которые работают по договорам, по совместительству. В расчет также включаются работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия. Такая методика изложена в Инструкции по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Минстата Украины от 07.07.95 г. № 171 ( z0287-95 ). Методика предполагает производить расчет среднеучетной численности в эквиваленте полной занятости. В соответствии с п.п. 3.3.3 указанной Инструкции среднеучетная численность работников за период с начала года рассчитывается путем сложения среднеучетной численности за все месяцы работы предприятия с начала года до отчетного месяца и деления полученной суммы на количество месяцев с начала года. Отсюда следует, что в отдельные месяцы текущего года среднеучетная численность может превышать 50 человек. Главное, чтобы этот показатель выдерживался в рамках текущего года. При расчете объема выручки от реализации нужно иметь в виду, что, поскольку заявление подается до истечения календарного года, этот показатель в заявлении включает две составляющие: - фактическую выручку, полученную с начала года на дату подачи заявления; - расчетную выручку за период, оставшийся до конца года. При этом расчетная выручка определяется исходя из среднемесячной фактической выручки, полученной за период до подачи заявления. Приведем образец заполнения заявления, воспользовавшись следующими условными данными: ООО "Таврия" в 2003 году работало на обычной системе налогообложения. Заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога предприятие подает 10 декабря. За 11 месяцев выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 867 тыс. грн., а за декабрь (на дату подачи заявления) - 25 тыс. грн. Среднеучетная численность работников составляла: за январь - апрель - 43 человека, за май - 52, за июнь - июль - 49, за август - 50, за сентябрь - 51, за октябрь - ноябрь - 48 человек. Предприятие планирует уплачивать единый налог по ставке 10%. Рассчитаем среднеучетную численность работающих на предприятии. Поскольку при расчете этого показателя используется количество месяцев с начала года, будем использовать данные о среднеучетной численности за январь - ноябрь 2003 года: (43 + 43 + 43 + 43 + 52 + 49 + 49 + 50 + 51 + 48 + 48) : 11 = = 47,18 (человек). Таким образом, среднеучетная численность на дату подачи заявления составляет 47 человек. Рассчитаем фактическую выручку на дату подачи заявления: 867 тыс. грн. + 25 тыс. грн. = 892 тыс. грн. Определим расчетную выручку: 867 тыс. грн. : 11 мес. = 78,82 тыс. грн. 78,82 тыс. грн. - 25 тыс. грн. = 53,82 тыс. грн. Итак, объем выручки от реализации за 2003 год составит: 892 тыс. грн. + 53,82 тыс. грн. = 945,82 тыс. грн. ------------------------------------------------------------------ Додаток до Порядку видачi Свiдоцтва про право сплати єдиного податку суб'єктом малого пiдприємництва - юридичною особою До державної податкової адмiнiстрацiї (iнспекцiї) у Московському районi м. Харкова ------------------------------------------------- (назва органу державної податкової служби) ТОВ "Таврiя" вiд _____________________________________________ (назва суб'єкта малого пiдприємництва - юридичної особи) м. Харкiв, пр. Тракторобудiвникiв, 86; тел. 62-52-57 ------------------------------------------------------ (мiсцезнаходження суб'єкта малого пiдприємництва, номер телефону) |-|-|-|-|-|-|-|-|-|-| |3|5|4|2|9|7|0|0|5|7| |-|-|-|-|-|-|-|-|-|-| (iдентифiкацiйний код за ЄДРПОУ) З А Я В А про видачу Свiдоцтва про право сплати єдиного податку Вiдповiдно до Указу Президента України вiд 3 липня 1998 року № 727 "Про спрощену систему оподаткування, облiку та звiтностi суб'єктiв малого пiдприємництва" (в редакцiї Указу Президента України вiд 28 червня 1999 року № 746/99) просимо перевести наше пiдприємство (установу, органiзацiю) _______ТОВ "Таврiя"__________ __________________________________________________________________ (назва суб'єкта малого пiдприємництва - юридичної особи) на спрощену систему оподаткування, облiку та звiтностi з 2004 року за ставкою єдиного податку 10 вiдсоткiв. Вiдомостi про розрахунковi (поточнi) рахунки в установах банкiв п/р 00563298001334, фiлiя "ХЦВ Промiнвестбанку" м. Харкiв, ------------------------------------------------------------------ пл. Р. Люксембург, 10 ------------------------------------------------------------------ (назва та мiсцезнаходження банку) Середньооблiкова чисельнiсть працюючих на дату подання заяви становить 47 чол. Обсяг виручки вiд реалiзацiї продукцiї (товарiв, робiт, послуг), майна, основних фондiв за рiк становить 945,82 тис. грн., в т. ч. (на дату (сума словами) подання заяви вiсiмсот пев 'яносто двi тис, грн., за решту мiсяцiв (мiсяць) розрахункове, виходячи iз середньої мiсячної фактичної виручки за перiод, що передує переходу, 53,62 тис. грн.). Прошу прийняти Свiдоцтво про реєстрацiю платника податку на додану вартiсть № 59876543 видане 15.10.98 р. ДПI у Московському -------------------------------- районi м. Харкова, ------------------------------------------------------------------ (дата, назва органу державної податкової служби) (оригiнал) разом iз засвiдченими копiями (кiлькiсть, дати засвiдчення, назва органу державної податкової служби), що додаються, та скасувати реєстрацiю в якостi платника ПДВ {1}. Керiвник суб'єкта Нечитайло I. В. малого пiдприємництва ---------------------------- (пiдпис, прiзвище, iнiцiали) ------------------------------------------------------------------ В течение 10 рабочих дней после подачи заявления орган налоговой службы обязан выдать Свидетельство о праве уплаты единого налога или изложить в письменной форме причины отказа в его выдаче. Следует помнить, что, выбрав ставку единого налога в размере 10% на календарный год, "упрощенец" не сможет изменить ее на 6% в течение такого года, и наоборот. Изменение ставки единого налога будет возможно только по окончании календарного года, при условии подачи соответствующего заявления на следующий календарный год. И еще один важный момент. После подачи заявления о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога предприятию следует обратить пристальное внимание на суммы выручки, поступающие в конце года. Нежелательно, чтобы они превысили "одномиллионный барьер". На практике встречаются ситуации, когда после подачи заявления претендент на единый налог получал в качестве оплаты за выполненные работы средства, которые в конечном итоге не позволяли ему стать "упрощенцем" в следующем отчетном периоде. Лучше это знать заранее и вовремя (до начала квартала!) успеть отказаться от перехода на единый налог. Но это уже следующая тема... {1} Цей абзац заповнюється тiльки суб'єктом малого пiдприємництва - юридичною особою в разi обрання ставки єдиного податку 10% за наявностi такого Свiдоцтва. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №93/03, стр. 38 [20.11.2003] Елена Павленко Редактор информационного отдела Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------