Если двинули движимость

          Новоподоходный и продажа движимого имущества

------------------------------------------------------------------

    Всё новые и  новые   веселые  и  не  очень  причуды  открывает
"Бухгалтер" в тексте Закона "О налоге с  доходов  физических  лиц"
( 889-15 )  (далее  -  Закон).  А  Новый  год  и  введение  Закона   
неумолимо  приближаются.  В общем, вы  угадали:  этот  материал  -  
очередная коротенькая серия нашей новоподоходной мыльной оперы.
    Сегодня нас  интересуют  нормы  Закона,  касающиеся  обложения
операций с движимым имуществом (далее -  движимость),  то  есть  в
основном - статья 12 Закона.
    Сперва напомним, что п. 1.18 Закона определил термин "движимое
имущество" как  "имущество,  отличное  от  недвижимого",  то  есть
фактически  это  любое  иное  имущество,  отличное   от    зданий,
сооружений и земли (подробнее о том, какое  имущество  отнесено  к
недвижимому, - см. в п. 1.10 Закона).
    Упомянутая  же  статья  12  предписывает    облагать    доходы
плательщиков от продажи движимости по основной 13(15)%-ной. ставке
и по полной программе (то есть без вычета расходов плательщика  на
приобретение/создание доходоприносимой движимости).
    По понятным причинам с  легкой  депутатской  руки  "в  порядке
исключения"  под  льготу  попали  доходы  от   продажи    легковых
автомобилей, мотоциклов /роллеров и моторных (парусных) лодок.  Но
только  при  условии  уплаты   "соответствующей    государственной
пошлины", причем "до или во время" (но не  после!)  такой  продажи
{1}.  Причем прольготироваться такие  продажи  смогут  только  при
оформлении их у государственных нотариусов (поскольку  ни  Частные
нотариусы, ни биржи госпошлину не взимают).
    Теперь же о самом интересном  -  налогообложении.  Пункт  12.3
Закона направлен явно на убиение в стране  комиссионной  торговли,
так как объявил налоговыми агентами юрлиц (или их "обосподр" {2}),
а также представительства нерезидентов, при посредничестве которых
плательщики сбывают свою движимость.
    (Таким образом, подоходным ударят не  только  по  комиссионным
договорам,  но  и  по  агентским,  договорам  поручения  и  прочим
посредническим).
    Обратите внимание, что здесь законодатель почему-то совсем  не
упомянул  физлиц-СПД,  которые  тоже  частенько   любят    грешить
посредничеством при продаже всякой физликой движимости.  Очередное
безналоговое окошко? Или его фискалы грубо захлопнут?
    Так ведь склонить силой физСПДшников  к  налоговому  агентству
так просто у них не выйдет, поскольку  ни  в  12.3,  ни  в  других
пунктах интересующей нас статьи они не просматриваются {3}. Скорее
всего, налоговики пойдут другим  путем  -  заставят  плательщиков,
сбывающих  движимость,  включить  такие  доходы  в  свою   годовую
декларацию (пытаясь педалировать  при  этом  норму  из  п/п. 8.1.3
Закона).  Но и здесь все не столь  фискальногладко.  Дабы  в  этом
разобраться, двигаемся дальше - в п. 12.5 и 12.6 Закона.
    Первый  из  них  конкретно  назначил  "центровыми"  налоговыми
агентами (поскольку в 12.5  фигурируют  слова  -  "при  начислении
доходов  (прибылей  {4}),   определенных    настоящей    статьей")
нотариусов,  удостоверяющих  договоры  продажи   движимости    или
действительность подписей сторон.
    Налог  при  этом  должен  уплачиваться  либо    самостоятельно
плательщиком до нотариального удостоверения, либо  удерживаться  и
перечисляться в бюджет нотариусом по аналогии с госпошлиной. И всё
бы у них вышло ничего, да статью завершает п. 12.6, гласящий, что

    "доходы  (прибыли  {4}),  указанные  в    настоящей    статье,
    облагаются налогом при их выплате за их счет".

    И никаких исключений законодателями не предусмотрено! Это  как
же, извините, понимать?
    Что при продаже любой движимой чепухи не  через  "комок"  наши
дорогие сограждане дружным строем должны идти к  нотариусу?  Такие
походы,  благо  дело,  пока  не  предусмотрены   законодательством
практически нигде.
    Впрочем, учитывая то, что они хотят в следующем году сделать с
недвижарендой, потребляемой физлицами (см. п/п. 9.1.4 "б" Закона),
можно  ожидать  выпуска  какой-либо  "нотариальной"  пакости  и  в
отношении "движимых" продаж.
    Правда, загнать к нотариусу всех  (или  хотя  бы  большинство)
физпродавцов движимости - это, скорее, что-то из области фэнтези.
    А сейчас при буквальном прочтении статьи  12  Закона,  похоже,
вырисовывается следующий  алгоритм  ее  применения:  засветился (в
"комке" или у нотариуса), продавая движимость, - сам дурак, значит
- плати налог!  А  вот  если  не  высовываясь,  тихо  двинул  свою
движимость - остался при своих.  (Это,  кстати,  очень  похоже  на
сегодняшнюю ситуацию с  обложением  продаж  движимости  подоходным
налогом.)
    Хотя, скорее всего, налоговики, проигнорировав 12.6,  напишут,
что   такие    незасвеченные    движдоходы    плательщик    обязан
самостоятельно включить в годовую подоходную декларацию,  ссылаясь
на вышеупомянутый п/п. 8.1.3.  Однако,  по  нашему  мнению,  такой
подход  тоже  не  слишком  законен.   Посудите  сами:  п/п.  8.1.3
предписывает плательщикам самостоятельно декларировать доходы,  не
подлежащие налогообложению при их начислении  или  выплате,  а  п.
12.6 говорит (как мы уже отметили - без  всяких  исключений),  что
такие доходы облагаются "при их выплате за их счет"!
    Так что в большинстве случаев  налоговики  вместо  движдоходов
получат от плательщиков в подарок конфету - "А  ну-ка  отними!..".
На кону, напомним, 13(15)% всего плательщицкого движдохода  (а  не
прибыли!).
    Причем учтем, что, к  примеру,  продажу  грузовика  утаить  от
бдящего налогового ока будет проблематично...
    Но вот большинство иной движимости имеет  хорошие  шансы  быть
сбытым  незамечено.  Кстати,  если  вдруг  кого   из    подпольных
движпродавцов фискалы таки за  руку  поймают,  то  при  упомянутых
белых пятнах в Законе такому  горе-продавцу  вполне  уместно будет
"где следует" сослаться  на  пресловутый  4.4.1:  если  совсем  не
спасет, то хоть от "злого умысла" прикроет.
    Так что - с еще одной забавной нормой вас, господа.

{1} Впрочем,  посмотрим,  какой  еще  с  2004  года  будет  размер
    госпошлины для продаж такой движимости - ведь в п/п. 22.11 "в"
    "Заключительных положений" Закона  Кабмину  предписано  внести
    изменения также и в  Декрет  "О  государственной  пошлине",  в
    котором наверняка зацепят и  ставочки.  Сейчас  же,  напомним,
    размер госпошлины за нотариальную регистрацию таких  договоров
    составляет 5% от суммы  договора  (а  если  продажа  -  детям,
    супругу, родителям, то размер госпошлины равен 1%).
{2} Обособленных подразделений.
{3} Конечно, особо трусливые физСПД-посредники в подобной ситуации
    могут добровольно взвалить на  себя  налоговое  агентство,  то
    есть удержать  налог  при  выплате  движдохода  (подробнее  по
    поводу проблем с налоговыми агентами  и  ситуаций,  близких  к
    рассматриваемой, - см. в "Бухгалтере" № 38'2003 на с.  40-43).
{4} Ну и кто они после этого?.. - А. П.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№43/03, стр. 34
[01.11.2003]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------