Не забудьте, кстати, подписаться...

              Расходы на подписку в налоговом учете

------------------------------------------------------------------

    Подписная  кампания  на  периодические   издания    постепенно
приближается к завершению (хотя  самые  выдержанные,  как  обычно,
подписываются в последний день).  Так что пора  уже  от  уточнения
перечня  выписываемых  изданий  переходить  к  нюансам   отражения
соответствующих расходов в  учете.  Очень  кратко  остановимся  на
самых важных моментах, которые нужно не упустить из виду в связи с
налогообложением прибыли (напомним, что в отношении НДС  действует
п/п.  5.1.2   Закона  об  НДС   ( 168/97-ВР ),   освобождающий  от   
налогообложения   операции   по   продаже  (подписке)  и  доставке  
периодических  изданий   печатных  средств   массовой   информации      
отечественного {1} производства).
    В  Законе   О   Прибыли  ( 334/94-ВР )  "подписным"   расходам 
посвящены  в  основном п/п. 5.4.2, п/п. 7.10.12, а с 2003 года - в  
известной степени и п/п. 11.2.3. Освежим их в памяти.
    "Базовый" п/п. 5.4.2 (точнее -  его  второй  абзац)  позволяет
относить в состав валовых затрат расходы

    "на приобретение литературы  для  информационного  обеспечения
    хозяйственной деятельности плательщика налога, в том числе  по
    вопросам  законодательства,  и  подписку    специализированных
    периодических изданий".

    Поскольку в п/п. 5.4.2 (наряду с другими подпунктами  п.  5.4)
речь идет о расходах  двойного  назначения,  то  следует  со  всей
серьезностью отнестись к содержащемуся в  нем  указанию  возлагать
обязанности  по  доказыванию  связи  таких  расходов  с   основной
деятельностью плательщика на самого плательщика  {2}.  В  связи  с
этим отдельного внимания заслуживает отстаивание  названной  связи
не только и не столько в отношении изданий по профилю деятельности
предприятия  (скажем,  "Строительной  газеты"  для   строительного
предприятия), сколько в отношении  "общехозяйственных"  изданий  -
бухгалтерских, рекламных и т. п.
    К счастью, практика пошла преимущественно  по  пути  признания
валовозатратности    расходов    на      подписку        периодики
бухгалтерско-налоговой или рекламно-информационной  направленности
(во многом благодаря началу процитированного абзаца, где говорится
об информационном обеспечении хозяйственной деятельности - пусть и
в отношении приобретаемой литературы, а не периодики).  Если же  в
отношении вашего предприятия  все-таки  случится  рецидив  (в  том
смысле, что снова придется, как некогда, доказывать связь расходов
на подписку журнала об учете и налогах с основной  деятельностью),
то весьма полезным окажется материал  из  "Бухгалтера"  №  9'2002,
с. 34-35 (где эта  проблема  обсуждалась  довольно  обстоятельно).
    Некоторую настороженность традиционно  вызывал  у  подписчиков
п/п. 7.10.12  Закона  О  Прибыли  ( 334/94-ВР ),  распространяющий  
"долгосрочные"  подпункты  7.10.3-7.10.8,   в   частности,   и  на 
определение

    "доходов  и  затрат  соответствующих  отчетных  периодов    от
    операций по подписке периодических изданий".

    Появившееся сравнительно недавно письмо ГНАУ (от 26.09.2003 г.
№ 8109/6/15-1116 ( v8109225-03 ))  вполне  логично  объяснило, что 
п/п. 7.10.12 писан не для подписчиков:

    "Законом  предусмотрен  особый  порядок  определения   валовых
    доходов  и  валовых  затрат  при  осуществлении  операций   по
    подписке периодических изданий.  Однако с учетом  того  что  в
    подпунктах  7.10.3-7.10.8   п. 7.8  ст. 7  Закона  речь   идет
    исключительно об исполнителе долгосрочного контракта, а  не  о
    заказчике,  плательщики  налога  -  подписчики   периодических
    изданий относят стоимость  подписки  таких  изданий  в  состав
    валовых затрат в  полном  объеме  при  условии  доказательства
    связи этих расходов с собственной хозяйственной  деятельностью
    в соответствии с Законом".

    Кроме   основной    мысли,      посвященной     неприменимости 
"долгосрочных" правил к подписчику,  обратим внимание  еще  на два   
момента, связанных с вышеприведенным фрагментом.
    Момент  первый.  В  этом  письме    налоговики    говорят    о
необходимости  связи  расходов  на   подписку    с    "собственной
хозяйственной деятельностью" плательщика, каковую доказать  проще,
чем  связь  с  основной  деятельностью  (это  аргумент  в   пользу
превалирования здравого смысла над формальностью п/п. 5.4.2, о чем
уже говорилось выше).
    Момент второй.  Обратите внимание на слова "относят  стоимость
подписки таких изданий в состав валовых затрат в полном объеме". В
контексте  обсуждения  (не)применимости  правил    налогообложения
долгосрочных контрактов это звучит  вполне  оправданно.  Однако  в
данной ситуации нельзя забывать о существовании п/п. 11.2.3 Закона
О Прибыли ( 334/94-ВР ) и воспринимать это положение буквально.
    Ведь согласно п/п. 11.2.3 предоплата только  тогда  попадет  в
валовые затраты, когда в соответствующем договоре  будет  указано,
что  сторона,  берущая  на  себя  обязательства  по  осуществлению
подписки (доставки), имеет  статус  плательщика  налога  на  общих
условиях, предусмотренных Законом О Прибыли. При отсутствии такого
указания или при отсутствии письменного договора вообще считается,
что  товары  (услуги)  предоставлены  лицами,  освобожденными   от
обложения налогом на прибыль. Следствием этого будет возникновение
у подписчика валовых  затрат не по факту совершения предоплаты,  а
по дате фактического получения услуг (приходования товаров).
    Сказанное не означает, что, подписавшись на год,  предприятие,
не получившее в соответствии  с  требованиями  п/п.  11.2.3  право
сразу включить предоплату в  валовые  затраты,  должно  будет  для
ее "овалово-затрачивания" дожидаться окончания  года.  Это  вполне
можно будет делать поквартально, по мере представления  деклараций
по  налогу    на    прибыль:    ведь    услуги-то    уже    начнут
предоставляться-потребляться (товары приходоваться). Если при этом
из условий договора вытекает, что у  "нестандартного"  плательщика
покупаются  именно  подписные  издания  (то  есть   имеет    место
приходование товаров, а не потребление услуг), то  при  отсутствии
накладных, сопровождающих этот своеобразный товар, уделите  особое
внимание документальному подтверждению приходования {3}.

{1} НК по расходам на издания зарубежных СМИ  будет  иметь  место,
    если основная сумма попадет в ВЗ.
{2} В противном случае,  то  есть  при  отсутствии  у  плательщика
    доказательств,  налоговые  органы   обязаны    обратиться    в
    Министерство образования и науки,  решение  которого  послужит
    основанием для  принятия  соответствующего  решения  по  этому
    вопросу.
{3} Определив срок полезного использования  бухгалтерско-налоговой
    литературы  меньшим  года,  вы   отнесете    ее    в категорию
    "малосрочки" (счет 22), списываемой на  счета  учета  расходов
    уже при передаче в эксплуатацию ("в чтение").
    Таким образом, газеты-журналы в балансе отражаться  не  будут,
    что избавит от необходимости  производить  в  налоговом  учете
    перерасчет по п. 5.9 Закона О Прибыли.
    Подобный подход предлагался еще в "Бухгалтере"  №  19'2000  на
    с. 34.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 44(236), стр. 38
[01.11.2003]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------