Не забудьте, кстати, подписаться... Расходы на подписку в налоговом учете ------------------------------------------------------------------ Подписная кампания на периодические издания постепенно приближается к завершению (хотя самые выдержанные, как обычно, подписываются в последний день). Так что пора уже от уточнения перечня выписываемых изданий переходить к нюансам отражения соответствующих расходов в учете. Очень кратко остановимся на самых важных моментах, которые нужно не упустить из виду в связи с налогообложением прибыли (напомним, что в отношении НДС действует п/п. 5.1.2 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), освобождающий от налогообложения операции по продаже (подписке) и доставке периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного {1} производства). В Законе О Прибыли ( 334/94-ВР ) "подписным" расходам посвящены в основном п/п. 5.4.2, п/п. 7.10.12, а с 2003 года - в известной степени и п/п. 11.2.3. Освежим их в памяти. "Базовый" п/п. 5.4.2 (точнее - его второй абзац) позволяет относить в состав валовых затрат расходы "на приобретение литературы для информационного обеспечения хозяйственной деятельности плательщика налога, в том числе по вопросам законодательства, и подписку специализированных периодических изданий". Поскольку в п/п. 5.4.2 (наряду с другими подпунктами п. 5.4) речь идет о расходах двойного назначения, то следует со всей серьезностью отнестись к содержащемуся в нем указанию возлагать обязанности по доказыванию связи таких расходов с основной деятельностью плательщика на самого плательщика {2}. В связи с этим отдельного внимания заслуживает отстаивание названной связи не только и не столько в отношении изданий по профилю деятельности предприятия (скажем, "Строительной газеты" для строительного предприятия), сколько в отношении "общехозяйственных" изданий - бухгалтерских, рекламных и т. п. К счастью, практика пошла преимущественно по пути признания валовозатратности расходов на подписку периодики бухгалтерско-налоговой или рекламно-информационной направленности (во многом благодаря началу процитированного абзаца, где говорится об информационном обеспечении хозяйственной деятельности - пусть и в отношении приобретаемой литературы, а не периодики). Если же в отношении вашего предприятия все-таки случится рецидив (в том смысле, что снова придется, как некогда, доказывать связь расходов на подписку журнала об учете и налогах с основной деятельностью), то весьма полезным окажется материал из "Бухгалтера" № 9'2002, с. 34-35 (где эта проблема обсуждалась довольно обстоятельно). Некоторую настороженность традиционно вызывал у подписчиков п/п. 7.10.12 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ), распространяющий "долгосрочные" подпункты 7.10.3-7.10.8, в частности, и на определение "доходов и затрат соответствующих отчетных периодов от операций по подписке периодических изданий". Появившееся сравнительно недавно письмо ГНАУ (от 26.09.2003 г. № 8109/6/15-1116 ( v8109225-03 )) вполне логично объяснило, что п/п. 7.10.12 писан не для подписчиков: "Законом предусмотрен особый порядок определения валовых доходов и валовых затрат при осуществлении операций по подписке периодических изданий. Однако с учетом того что в подпунктах 7.10.3-7.10.8 п. 7.8 ст. 7 Закона речь идет исключительно об исполнителе долгосрочного контракта, а не о заказчике, плательщики налога - подписчики периодических изданий относят стоимость подписки таких изданий в состав валовых затрат в полном объеме при условии доказательства связи этих расходов с собственной хозяйственной деятельностью в соответствии с Законом". Кроме основной мысли, посвященной неприменимости "долгосрочных" правил к подписчику, обратим внимание еще на два момента, связанных с вышеприведенным фрагментом. Момент первый. В этом письме налоговики говорят о необходимости связи расходов на подписку с "собственной хозяйственной деятельностью" плательщика, каковую доказать проще, чем связь с основной деятельностью (это аргумент в пользу превалирования здравого смысла над формальностью п/п. 5.4.2, о чем уже говорилось выше). Момент второй. Обратите внимание на слова "относят стоимость подписки таких изданий в состав валовых затрат в полном объеме". В контексте обсуждения (не)применимости правил налогообложения долгосрочных контрактов это звучит вполне оправданно. Однако в данной ситуации нельзя забывать о существовании п/п. 11.2.3 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) и воспринимать это положение буквально. Ведь согласно п/п. 11.2.3 предоплата только тогда попадет в валовые затраты, когда в соответствующем договоре будет указано, что сторона, берущая на себя обязательства по осуществлению подписки (доставки), имеет статус плательщика налога на общих условиях, предусмотренных Законом О Прибыли. При отсутствии такого указания или при отсутствии письменного договора вообще считается, что товары (услуги) предоставлены лицами, освобожденными от обложения налогом на прибыль. Следствием этого будет возникновение у подписчика валовых затрат не по факту совершения предоплаты, а по дате фактического получения услуг (приходования товаров). Сказанное не означает, что, подписавшись на год, предприятие, не получившее в соответствии с требованиями п/п. 11.2.3 право сразу включить предоплату в валовые затраты, должно будет для ее "овалово-затрачивания" дожидаться окончания года. Это вполне можно будет делать поквартально, по мере представления деклараций по налогу на прибыль: ведь услуги-то уже начнут предоставляться-потребляться (товары приходоваться). Если при этом из условий договора вытекает, что у "нестандартного" плательщика покупаются именно подписные издания (то есть имеет место приходование товаров, а не потребление услуг), то при отсутствии накладных, сопровождающих этот своеобразный товар, уделите особое внимание документальному подтверждению приходования {3}. {1} НК по расходам на издания зарубежных СМИ будет иметь место, если основная сумма попадет в ВЗ. {2} В противном случае, то есть при отсутствии у плательщика доказательств, налоговые органы обязаны обратиться в Министерство образования и науки, решение которого послужит основанием для принятия соответствующего решения по этому вопросу. {3} Определив срок полезного использования бухгалтерско-налоговой литературы меньшим года, вы отнесете ее в категорию "малосрочки" (счет 22), списываемой на счета учета расходов уже при передаче в эксплуатацию ("в чтение"). Таким образом, газеты-журналы в балансе отражаться не будут, что избавит от необходимости производить в налоговом учете перерасчет по п. 5.9 Закона О Прибыли. Подобный подход предлагался еще в "Бухгалтере" № 19'2000 на с. 34. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 44(236), стр. 38 [01.11.2003] Александр Ключник ------------------------------------------------------------------