Бухгалтерский учет в общественном питании с учетом требований международных стандартов ------------------------------------------------------------------ Бухгалтерскому учету в общественном питании на страницах газет уделяется немало места, и все-таки больше вопросов, чем возникает сейчас в этой сфере, не возникает ни в одной отрасли национальной экономики. Более того, если учет в промышленности регулируется отраслевыми пояснениями, приказами и рекомендациями, то вопросами регулирования учета в общественном питании занимается Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, и осуществляется это на основе национальных П(С)БУ, только вот изменения к стандартам делаются Министерством финансов Украины много раньше, чем это учитывается при разработке инструктивных материалов. Так, например, Методическими рекомендациями о введении национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденными Приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины № 157 ( v0157569-03 ) от 17.06.03 г., не учтены требования приказов Министерства финансов Украины № 989 ( z0962-02 ) от 10.12.2002 г. и № 1012 ( z0991-02 ) от 20.12.2002 г. Это и вызывает вопросы, поскольку не ясно, какими документами и как требуется и необходимо руководствоваться в двух случаях: если предприятие общественного питания является самостоятельным юридическим лицом и если является структурной составляющей другого предприятия. Более того, не ясен вопрос калькулирования себестоимости, составления отчетности по форме 2 или 2-м, и даже методологически, на каких счетах вести бухгалтерский учет в этой, достаточно самостоятельной сфере деятельности. И конечно же, все инструктивные материалы составлялись с благородной целью выработки единой методики бухгалтерского учета для общественного питания, хотя полного единства учета самостоятельного юридического лица и неюридического лица и быть не может. В силу чего и методология, и организация учета требуют в этом случае достаточно много различий. Так что, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. И в результате, ни единого учета, ни просто понятного учета нет, и как практика показывает, действует учет "образца до 2000 года". Каждый главный бухгалтер вынужден изобретать учет на свой страх и риск, и далеко не всегда правильно. Что же касается гармонизации с международными стандартами, так это только название рекомендаций, поскольку в П(С)БУ учтены только требования МСФО, и то не в полном объеме, значит, и в учете общественного питания, соответственно, учтены эти же самые требования. Причем учтены весьма своеобразно, что делает их использование подчас и невозможным и нецелесообразным. К тому же практикующему бухгалтеру необходимо учесть и требования Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" ( 996-14 ), и требования налогового законодательства для того, чтобы при организации учета количество учетных операций и количество ошибок были минимальными, а двойная работа исключена. 1. Организация бухгалтерского учета Начинать надо именно с организации бухгалтерского учета, причем она различна для структурных подразделений и предприятий общественного питания. Рассмотрим оба варианта. Предприятие общественного питания разрабатывает учетную политику и формирует приказ об учетной политике самостоятельно, поскольку производство и реализация продукции общественного питания - это основная деятельность данного предприятия, операционная и, конечно же, обычная. Именно ради осуществления этой деятельности и создано такое предприятие, и именно по ней оно получает основной доход. Без сомнения, неосновным, но тоже операционным и обычным видом деятельности, является розничная торговля товарами, сопутствующими собственной продукции общественного питания. Но если рассматривать вопрос глубже, то общественное питание является структурной составляющей или видом розничной торговли. Именно в этом случае необходимо в приказе на формирование учетной политики сделать разграничение методологических основ учета затрат производства, то есть затрат на изготовление продукции общественного питания и учет товаров и их реализации. Кроме того, необходимо выбрать методы формирования стоимости активов, капитала, обязательств, методы списания затрат на производство и реализацию, методы определения доходов и т. д. Составление приказа осуществляется на основании решения соответствующей комиссии предприятия, которая назначается руководителем или собственником предприятия в соответствии с Уставом. Для разработки приказа могут привлекаться специалисты различных служб предприятия, аудиторы или эта работа может быть осуществлена на договорных условиях институтами или консультационными фирмами. Обычно приказ подписывается руководителем (или собственником) предприятия, а подготовка проекта приказа представляет собой комплексное и полное исследование и изучение деятельности предприятия. Осуществление этой работы наиболее всего важно для самого предприятия, поскольку применение выбранных методов учетной политики имеет своим результатом определение прибыли или убытка от деятельности предприятия, поскольку именно в бухгалтерском учете осуществляется подсчет реальных доходов, расходов и на этой основе формирование себестоимости и цены, размера торговой надбавки или наценки и надбавки общественного питания. Причем методы должны быть подобраны таким образом, чтобы предприятие не стало заведомо убыточным, поскольку ни одно предприятие изначально не создается с целью получения убытков собственнику или обеспечения работой персонала. Неправильно выбранные методы могут разорить даже благополучное предприятие. На первый взгляд, в условиях действующей системы налогообложения и так называемого налогового учета, за который наказывают, который достаточно много проверяют, себестоимость утратила свое значение. Но это только на первый взгляд, поскольку реальные затраты предприятия формируются именно в бухгалтерском учете, и именно на основе его формируется цена и прибыль, которая к распределению определяется после искусственным образом исчисленного налога. В общественном питании это проявляется наилучшим образом, хотя торговую надбавку общественного питания можно определить и системой "от фонаря" (потому что мне так хочется). И единственное, что может остановить фантазию владельца, - рынок. К нему не придут покупать его продукцию по очень высоким ценам. Вот тогда и станет вопрос себестоимости понятным не только для бухгалтера. Безусловно, разработка приказа об учетной политике - дело далеко не простое, но именно он является своеобразной страховкой руководителю от недобросовестности работников и невыполнения инструктивных и законодательных требований, именно он дает возможность повышения исполнительской дисциплины и ответственности каждого работника предприятия, поскольку учитывает и государственные требования, и специфику деятельности того или иного предприятия. Структурное подразделение общественного питания самостоятельного приказа о формировании учетной политики не разрабатывает, однако специфика этой деятельности должна найти выражение в общем аналогичном приказе предприятия, в котором определяются основные методологические основы учета в этом подразделении. Однако следует учесть, что методы учета не могут отличаться от всей системы, избранной предприятием. Это касается методов определения себестоимости и первоначальной стоимости основных средств, запасов, товаров, списания запасов, начисления амортизации. Все особенности могут касаться только самого вида деятельности, поскольку для промышленного предприятия производство продукции основной деятельности и производство продукции общественного питания, а это по классификатору торговая деятельность, различны. Таким образом, все отличия должны касаться учета затрат (издержек) общественного питания, товаров и их продажи, и торговых надбавок (наценок). Как предприятия общественного питания, так и промышленные предприятия для структурных подразделений этого профиля должны выбрать форму бухгалтерского учета самостоятельно, которыми могут быть: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, смешанная или с использованием компьютерных средств. Кроме того, малые предприятия в системе общественного питания могут использовать форму учета, утвержденную Приказом Министерства финансов Украины от 25.06.2003г. № 422 ( v0422201-03 ) "Об утверждении Методических рекомендаций по использованию регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями", то есть простую или с использованием регистров бухгалтерского учета для малых предприятий. Следует обратить внимание на то, что использование типовых форм не требует их подробного описания в приказе на учетную политику предприятия. В то же время применение смешенной формы бухгалтерского учета и применяемые компьютерные системы требуют подробного описания и утверждения регистров. Наиболее проверенным и целесообразным путем является поручение главному бухгалтеру определить форму и соответствующие регистры бухгалтерского учета, предложения которого затем рассмотреть и утвердить на комиссии и в приказе. Формы и регистры бухгалтерского учета не являются составной частью учетной политики и могут изменяться по мере необходимости. В приказе на учетную политику предприятия обязательно утверждаются правила документооборота, график документооборота с указанием конкретных сроков составления и представления документов, регистров учета и отчетности, а также указанием персонально ответственных за это лиц, в том числе и работников бухгалтерии. При этом в должностных обязанностях этих лиц нужно отразить ответственность, которую будут иметь эти лица за нарушение указанных сроков, включая материальную, административную и уголовную. Дополнительно к вышеуказанному необходимо и для структурных подразделений, и для предприятий общественного питания утвердить технологию обработки учетной информации, что включает полное описание документального оформления хозяйственных операций, корреспонденцию счетов, порядок отражения операций в регистрах синтетического и аналитического бухгалтерского учета по каждому участку бухгалтерского учета, должностные обязанности каждого бухгалтера и его ответственность за выполненную работу. В то же время достаточно часто приходится утверждать дополнительную систему счетов и всегда необходимо утверждать в этом же приказе и описывать подробно в приложениях к нему регистры аналитического учета, для чего может быть разработан собственный рабочий План счетов 3-го и дальше порядков счетов с целью получения достоверных финансовых результатов по каждой хозяйственной операции по принципу сопоставления и признания затрат, с учетом которых признаны доходы, а также разработаны дополнительные регистры аналитического учета (книги, ведомости, карточки) или дополнены новыми данными действующие уже регистры. Кроме того, необходимо утвердить объекты и периодичность проведения инвентаризации активов и обязательств с учетом требований законодательных актов и интересов самого предприятия. Поскольку приходится считаться с тем обстоятельством, что для системы общественного питания существуют утвержденные в законодательном и нормативном порядке сроки проведения инвентаризации по видам активов и обязательств, однако нужно учесть и нормы П(С)БУ, то есть ежемесячно осуществлять инвентаризацию незавершенного производства, готовой продукции, по мере необходимости осуществлять инвентаризацию товаров, при уценках и дооценках осуществлять инвентаризацию основных средств и иных необоротных и оборотных активов по группам и объектам, на дату составления отчетности осуществлять инвентаризацию дебиторской задолженности и т. д. Следует помнить, что в системе общественного питания основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, формы и перечень которых определяются нормативными актами. Информация, которая содержится в принятых на учет первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета, в регистрах синтетического и аналитического учета. Предприятия для обобщения информации ведут учет на счетах в соответствии с Планами счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций (или субъектов малого предпринимательства) и Инструкциями об их применении, которые утверждены соответствующими приказами Министерства финансов Украины в отдельности для обычных предприятий и субъектов малого предпринимательства. Надлежит обратить внимание на то, что изготовляя продукцию собственного производства, субъекты хозяйственной деятельности в сфере общественного питания должны соблюдать нормы затрат сырья, потерь во время кулинарной обработки, определенные только следующими нормативными документами: - Сборник рецептур национальных блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания (Приказ МВЭСторга от 06.07.99 г. № 484); - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания (Приказ Министерства торговли СССР от 12.12.80 № 310); - Сборник рецептур блюд для питания школьников (Приказ Министерства торговли УССР от 24.12.85 № 341); - Сборник рецептур блюд диетического питания для предприятий общественного питания (Письмо Министерства торговли СССР от № 0132-75); - Сборник рецептур на торты, пирожные, кексы и рулеты (М.: Пищепром, 1978, ч. I, II, III); - Сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий для предприятий общественного питания (Письмо Министерства торговли СССР от 30.12.83 № 0176-75); - Порядок разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия на предприятиях общественного питания (Приказ Министерства экономики Украины от 25.09.2000 № 210). Следует подчеркнуть, что самодеятельность в использовании различных рецептур из других источников не допускается, хотя всем хорошо известно, что различных технологий и рецептур существует более чем достаточно. Кроме того, возможно применение норм, отраженных в технологических картах на фирменные блюда и изделия, а также необходимо использование государственных стандартов, технических условий и т. п. Субъекты хозяйственной деятельности в сфере общественного питания реализуют продукцию и услуги по свободным ценам, кроме предприятий общественного питания, размещенных в военных городках закрытого типа, где предельные размеры наценок на продукцию определяет Министерство обороны. Расчет цен продажи на продукцию собственного производства в учреждениях (на предприятиях) общественного питания проводят в калькуляционных карточках согласно приложению 2 (здесь и далее указаны номера приложений к Методическим указаниям, утвержденным Приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины № 157 ( v0157569-03 ) от 17.06.03 г.). 2. Бухгалтерский учет в сфере общественного питания Бухгалтерский учет в общественном питании начинается с учета товаров на складе (в кладовой, поскольку именно там хранятся запасы товаров для изготовления продукции общественного питания в учреждениях (на предприятиях) и структурных подразделениях. Задачами учета запасов товаров в кладовой являются: - организация системы документирования движения запасов, аналитического учета их на складе (в кладовой) и отчетности материально ответственных лиц перед бухгалтерией; - синтетический и аналитический учет запасов в бухгалтерии; - контроль за движением, состоянием запасов и сохранностью собственности предприятия. Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах и раскрытии ее в финансовой отчетности определены П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) "Запасы". В соответствии с его требованиями приобретенные или изготовленные запасы товаров и сырья зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости, но учитываются и в дальнейшем отражаются на балансе по наименьшей из двух оценок: или по стоимости балансовой или по возможной цене реализации, которой, в свою очередь, может быть справедливая стоимость запасов на дату баланса. Первоначальная стоимость запасов зависит от способа, по которому эти запасы появились на предприятии. Первоначальной стоимостью запасов товаров и сырья может быть: - себестоимость запасов (фактические затраты), что приобретенных за плату; - себестоимость изготовленных собственными силами запасов; - справедливая стоимость запасов, полученных от учредителей как взнос в уставный капитал; - справедливая стоимость запасов, полученных бесплатно или в результате обмена на неподобные запасы; - балансовая стоимость переданных запасов, приобретенных в результате обмена на подобные запасы. В соответствии с П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) "Запасы" первоначальной стоимостью запасов, приобретенных за плату, является себестоимость запасов, которая складывается из следующих фактических затрат: 1) сумм, которые выплачиваются согласно договору поставщику (продавцу), за исключением непрямых налогов; 2) сумм ввозной таможенной пошлины; 3) сумм непрямых налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию; 4) транспортно-заготовительных затрат (затрат на заготовку запасов, оплату тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные роботы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая затраты на страхование рисков транспортировки запасов). Учет транспортных затрат может быть организован на предприятии таким образом: затраты могут или непосредственно включаться в себестоимость приобретенных запасов при их поступлении, или общей суммой отражаться на отдельном субсчете 289 счета учета запасов с ежемесячным распределением их между остатками запасов на конец отчетного периода и запасами, которые выбыли в отчетном периоде; 5) иных затрат, непосредственно связанных с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. К таким затратам, в частности, относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, иные прямые затраты предприятия на доработку и улучшение качественно-технических характеристик запасов. Если учет транспортно-заготовительных затрат ведется на субсчете 289 "Транспортно-заготовительные затраты", что определяется в технологии учета, утвержденной приказом об учетной политике, то на данном субсчете отражают общую сумму транспортно-заготовительных затрат, которые не включены в себестоимость приобретенных запасов товаров. Сумма транспортно-заготовительных затрат, которая накоплена на данном субсчете, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов на конец отчетного месяца и суммой запасов, которые выбыли (использованы, реализованы, бесплатно переданы и т. п.) за отчетный месяц. Сумма транспортно-заготовительных затрат, которая относится к запасам выбывших товаров определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных затрат и стоимости выбывших запасов с отражением ее на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражены выбытия этих запасов. Средний процент транспортно-заготовительных затрат определяется делением суммы остатков транспортно-заготовительных затрат на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных затрат за отчетный месяц на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, которые поступили за отчетный месяц. Расчет осуществляется по стоимости без НДС. Не включаются в первоначальную стоимость сырья, товаров и продуктов питания и относятся к затратам того отчетного периода, в котором они были осуществлены: - сверхнормативные убытки и недостатки запасов; - затраты за пользование займами; - затраты на сбыт; - общехозяйственные и иные подобные затраты, которые непосредственно не связаны с приобретением и доставкой запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных цепях. При выбытии запасов со склада в структурные подразделения (в производство, в буфет, киоски, кафе) их можно оценить по одному из следующих методов, определенных П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) "Запасы", а именно: - идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов; - средневзвешенной себестоимости; - себестоимости первых по времени поступления запасов (далее - ФИФО); - себестоимости последних по времени поступления запасов (далее - ЛИФО); - нормативных затрат, - цены продажи. Пример. Исходные данные: 1. В начале месяца на складе было 100 кг продукта А по цене 2 грн. за 1 кг. 2. В отчетном месяце предприятие получило такой же продукт 2-го числа в количества 150 кг по цене 2,2 грн., а потом еще 200 кг 7-го числа по цене 2,3 грн. за 1 кг. 3. Т. о., в конце месяца на складе хранилось бы 450 кг товара одного сорта по различным ценам. 4. Однако 250 кг этого товара было отпущено в производство и списано в расход, в том числе 1-го числа - 50 кг, 2-го - 120 кг и 9-го - 80 кг. 1. Согласно методу средневзвешенной себестоимости оценка проводится относительно каждой единицы запасов путем деления суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца (или дня) и стоимости полученных в отчетном месяце (или за день) запасов на суммарное количество запасов, которые были на начало отчетного месяца (дня), и полученных запасов в отчетном месяце (дне). Выбор срока расчета осуществляется предприятием самостоятельно, включается в учетную политику (и приказ соответственно) и не может изменяться. В то же время нужно учесть, что метод первый - идентифицированной себестоимости - реально не может использоваться на предприятии общественного питания (кроме специальных заказов). Метод средневзвешенной себестоимости трудно применить в связи с необходимостью не ежемесячного, а ежедневного перерасчета себестоимости запасов, переданных в производство. Кроме того, при использовании в налогообложении метода ФИФО использование в бухгалтерском учете другого метода приводит к путанице в учете в связи с необходимостью расценки каждой накладной в двух оценках. Расчет оценки себестоимости запасов на складе по методам средневзвешенной себестоимости, а также методам ФИФО и ЛИФО приведен на примере. Однако наиболее приемлемым на сегодняшний день для системы общественного питания с учетом отсутствия существенных складских запасов и краткосрочных сроков хранения продуктов питания, а также самым простым для аналитического учета на складе и в кладовой является метод ФИФО. |--------------------| | Средневзвешенная | 200,0 + 330,0 + 460,0 990,0 | себестоимость | = --------------------- = ----- = 2,20 грн. | за месяц | 100 + 150 + 200 450 |--------------------| Себестоимость отпущенного товара, определенного согласно методу средневзвешенной себестоимости за месяц, составляет: 250 х 2,20 = 550,0 грн. Средневзвешенная себестоимость при ежедневном расчете: 1-го числа 200,0 : 100 = 2,00 грн. 2-го числа (100,0 + 330,0) : (50 + 150) = 2,15 грн. 9-го числа (172,00 + 460,0) : (80 + 200) = 2,26 грн. Себестоимость отпущенного товара, определенного согласно методу средневзвешенной себестоимости за месяц, составляет: 50 x 2,00 грн. + 120 x 2,15 грн. + 80 x 2,26 грн. = 538 грн. При этом остаток на складе по средневзвешенной себестоимости составляет в денежной оценке 200 кг: - по средневзвешенной себестоимости за месяц 200 х 2,20 = 440 грн. или - по средневзвешенной себестоимости за день по 2,26 за 1 кг на сумму 990 грн. - 100 грн. - 258 грн. - 180 грн. = 452 грн. Как видим, результаты расчетов несколько разные. Однако, если продукт используется для производства разных блюд в разные дни, то для калькулирования себестоимости каждого блюда ежедневный подход наиболее приемлем. 2. Согласно методу ФИФО списываются запасы с отчета материально ответственных лиц на счета по фактической себестоимости в хронологическом порядке: в первую очередь списываются запасы, которые поступили на склад из остатка, затем те, которые поступили первыми, и уже потом - вторые и так далее. В первую очередь списывается остаток товаров в количестве 100 кг, стоимость которого составляет: 100 х 2,0 = 200,0 грн. Потом списываются товары, которые были получены в первую очередь, в количестве 150 кг, стоимость которых составляет: 150 х 2,2 = 330,0 грн. Таким образом, списано 250 кг на сумму: 200,0 + 330,0 = 530,0 грн. Или 1-го числа 50 х 2,00 грн. = 100 грн. 2-го числа 50 х 2,00 грн + 70 х 2,20 грн. = 254,00 грн. 9-го числа 80 х 2,20 грн. = 176,00 грн. На конец отчетного периода осталось 200 кг товара на сумму 460,0 грн. 3. Согласно методу ЛИФО списываются запасы с отчета материально ответственных лиц по фактической себестоимости поступления товаров сначала последней партии, потом предпоследней и т. п. Таким образом, в первую очередь списываются товары, которые поступили последними, в количестве 200 кг, их стоимость представляет: 200 x 2,3 = 460,0 грн. Потом списываются товары, которые поступили предпоследними. При этом необходимо списать 50 кг по стоимости 2,2 грн., которых недостает до 250 кг: 50 х 2,2 = 110,0 грн. Таким образом, списано 250 кг на сумму: 460,0 + 110,0 = 570,0 грн. На конец отчетного периода осталось 200 кг на сумму 420,0 грн., в том числе 100 кг по 2,0 грн. и 100 кг по 2,2 грн. Однако с учетом дат ввоза и дат списания расчет списания приобретет другой вид и сумму 548 грн.: 1-го числа 50 х 2,00 грн. = 100 грн. 2-го числа 120 х 2,20 = 264,00 грн., поскольку последнее поступление 2-го числа; 9-го числа 80 х 2,30 грн. = 184,0 грн., поскольку последнее поступление 7-го числа. На конец отчетного периода осталось 200 кг на сумму 442,0 грн., в том числе 50 кг по 2,0 грн., 30 кг по 2,2 грн. и 120 кг по 2,30 грн. Приведенные примеры методов списания запасов на реализацию касаются не только сырьевых производственных запасов, но и товаров однородных групп и показывают, насколько важно точно определить метод списания в учетной политике. Учитывая необходимость соблюдения норм расходования запасов целесообразно использовать нормативный метод учета в количественном выражении с одновременным использованием одного из ценовых методов: средневзвешенной себестоимости, ФИФО или ЛИФО. Однако с учетом того, что для налогообложения применяется только метод ФИФО, надо подсчитать, что экономичнее: дважды делать расценку, применяя ФИФО и ЛИФО, или ФИФО и метод средневзвешенной себестоимости, или применять и для целей учета, и для целей налогообложения только один метод ФИФО. На дату баланса запасы отражают в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Это означает, что уценка первоначальной стоимости запасов до цены чистой стоимости реализации возможна, а дооценка возможна только в пределах ранее сделанной уценки. Товары в организациях (на предприятиях) общественного питания учитывают в местах хранения в натурально-стоимостном выражении, а в бухгалтерии - в стоимостном. Однако никто не запрещает и в бухгалтерии вести их количественно-суммовой учет. Учет запасов сырья ведется и в бухгалтерии, и в местах хранения в количественно-суммовом выражении. Учетная цена товаров, уровень наценки и цена продажи определяются предприятием самостоятельно и обусловливаются в приказе об учетной политике предприятия. Но эти показатели не являются составной частью учетной политики и могут изменяться при необходимости. Учетной ценой товаров на складе (в кладовой) учреждений (предприятий) общественного питания может быть или первоначальная стоимость, или цена продажи. Если учреждение (предприятие) общественного питания реализует блюда и полуфабрикаты через структурные подразделения и иным предприятиям, и для формирования цены продажи использует единый уровень наценок, то в таком случае учет товаров на складе ведут по ценам продажи. Учет товаров на складе по первоначальной стоимости учреждения (предприятия) общественного питания ведут при условии, что реализация продукции и товаров в структурных подразделениях предприятия осуществляется по цене продажи, в состав которой включены разные уровни наценок. В кладовых учреждений (предприятий) общественного питания материально ответственные лица ведут учет товаров в натуральном выражении по наименованиям, количеству и учетным ценам на карточках количественно-суммового учета или в товарной книге кладовщика. Карточки (книги) количественно-суммового учета выдаются материально ответственным лицам в бухгалтерии для ведения аналитического учета и после использования возвращаются в бухгалтерию для хранения. Записи в этих карточках (книгах) осуществляют материально ответственные лица на основании приходных и расходных документов по количеству. Для приходования грузов, перевезенных автомобильным транспортом, субъект хозяйствования в сфере общественного питания применяет товарно-транспортную накладную. Основанием для списания товарно-материальных ценностей учреждением (предприятием) общественного питания, которое осуществило их отпуск, для приходования их предприятием-получателем и для разрешения на вывоз с территории предприятия-поставщика, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета является накладная на отпуск товарно-материальных ценностей. Приходным документом является также и закупочный акт, который оформляется согласно приложению 5. Основной особенностью этого акта является то, что закупка оформляется и акт подписывается не комиссией, а конкретным лицом, осуществившим закупку. Не лишним будет также и напоминание о том, что на рынке у физических лиц, не являющихся предпринимателями без образования юридического лица, нельзя покупать продукты питания промышленного производства. Все приходные и расходные документы материально ответственные лица сдают в бухгалтерию вместе с товарным отчетом, образец которого приведен в приложении 6, в котором отражено движение товаров и тары в кладовой (на складе) за отчетный период. Товарные отчеты передаются в бухгалтерию каждый день или не реже чем один раз в три дня. Товарный отчет составляется в двух экземплярах: первый экземпляр с документами, которые прилагаются к нему, сдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Оба экземпляра подписываются материально ответственным лицом и проверяются бухгалтером дважды: камерально при приеме и по существу при сверке с данными бухгалтерского учета при проводке. Если возникают несоответствия между учетом бухгалтерским и учетом материально ответственного лица, то в отчет вносятся изменения, о чем в известность ставится материально ответственное лицо, после чего только осуществляются бухгалтерские записи. В условиях автоматизированного учета приходные и расходные документы, которые свидетельствуют о движении товаров на складе, могут передаваться в бухгалтерию по реестру, на основании которого составляется товарный отчет на компьютере. Правильность записей в карточках (книгах) количественно-суммового учета контролируется бухгалтерией не менее одного раза в неделю и подтверждается подписью работника бухгалтерии в товарном отчете. По истечении месяца или на дату инвентаризации по данным карточек (книг) количественно-суммового учета составляется ведомость об остатках товаров на складе (в кладовой) согласно приложению 20, правильность вывода остатков в которой проверяется бухгалтерией и подтверждается подписью материально ответственного лица. Общая стоимость товаров на конец месяца (или на день инвентаризации) по этой ведомости сверяется с данными бухгалтерского учета, ведомость подписывается материально ответственным лицом и бухгалтером предприятия. Ведомости об остатках товаров на складе (в кладовой) открываются на отчетный период. Согласно требованиям учетной политики предприятия учет товаров ведется по учетным ценам. В соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) учреждения (предприятия) общественного питания - плательщики налога на добавленную стоимость в случае приобретения товаров при наличии налоговой накладной имеют право на налоговый кредит. Такие учреждения (предприятия) во время формирования первоначальной стоимости товаров и тары, которые закупаются, отражают их по дебету счета 28 "Товары" по покупной стоимости без НДС. Для учета наценки учреждения (предприятия) общественного питания используют субсчет 285 "Торговая наценка". По кредиту субсчета 285 отражают увеличение сумм наценок, по дебету - их уменьшение. Если учетной ценой склада является стоимость продажи - по дебету субсчета 281 "Товары на складе" в корреспонденции с субсчетом 285 "Торговая наценка" отражают сумму наценки предприятия и сумму НДС. Учет наличия и движения тары под товарами и пустой тары ведут на субсчете 284 "Тара под товарами". Учреждения (предприятия) общественного питания могут вести учет тары по средним ценам, которые устанавливаются руководством предприятия по видам (группам) тары и ценам на тару. Разница между ценами приобретения и средними учетными ценами на тару относится на субсчет 285 "Торговая наценка". Продолжение следует ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" № 43(410), стр. 41 [20.11.2003] Н. Горицкая Член Совета Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Украины ------------------------------------------------------------------