Какова ответственность, если патент оплачен не вовремя

    Предприятие    осуществляет    деятельность,        подлежащую
    патентованию. Из-за отсутствия достаточного количества средств
    на текущем счете 14.10.2003 г.  стоимость  патента  за  ноябрь
    2003  года  была  оплачена  15.10.2003  г.  Предусмотрена   ли
    действующим законодательством административная ответственность
    за  подобное  нарушение?  Правомерны  ли  действия  работников
    налоговых  органов,  которые   не    позволяют    руководителю
    предприятия в протоколе  об  административных  правонарушениях
    привести свои замечания в отношении содержания протокола?

    * * *

    Административная  ответственность  должностных  лиц  субъектов
предпринимательской деятельности за  нарушение  требований  Закона
Украины  "О  патентовании  некоторых  видов    предпринимательской
деятельности" от 23.03.96г. № 98/96-ВР ( 98/96-ВР ), с изменениями    
и дополнениями (далее - Закон о патентовании), предусмотрена ст. 8
указанного Закона.
    Так,  в  соответствии  с  п. 4  ст. 8  Закона  о  патентовании
должностные  лица  и  граждане  -  субъекты    предпринимательской
деятельности в случае нарушения требований Закона  привлекаются  к
административной    ответственности    в     соответствии        с
законодательством.
    При   этом  п. 3  ст. 9  Закона  о  патентовании  контроль  за
соблюдением требований этого Закона  возложен  на  государственные
налоговые органы и органы Министерства внутренних дел.
    Право    государственной    налоговой    службы       налагать
административные  штрафы  на  руководителей  и  должностных    лиц
предприятий,  виновных,  в  частности,  в  несвоевременной  подаче
платежных поручений на  перечисление  подлежащих  уплате  налогов,
сборов (обязательных платежей), установлено п. 11  ст.  11  Закона
Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90
г.  №  509-ХII  ( 509-12 ),  с  изменениями  и  дополнениями.   За 
указанное нарушение на руководителей и должностных лиц предприятия 
налагается штраф  в  размере  от  5  до  10 не облагаемых  налогом 
минимумов   доходов   граждан   (ннмдг),  а  за  те  же  действия, 
совершенные  лицом,  которое  в  течение  года   было  подвергнуто    
административному  взысканию за соответствующее правонарушение,  - 
от 10 до 15 ннмдг.
    Таким образом, за нарушение требований Закона о патентовании в
части превышения предельного срока перечисления платы за  торговый
патент налоговые органы имеют право привлекать к  административной
ответственности должностных лиц, виновных  в  таком  нарушении,  и
налагать на них штраф в размере от 5 до 10 ннмдг.
    Согласно  ст.  254  Кодекса  Украины    об    административных
правонарушениях ( 80731-10 )  (далее - КУоАП) по факту  совершения 
правонарушения уполномоченное  лицо  налоговой  службы  составляет  
протокол об административном правонарушении (далее - протокол).
    Обязательные реквизиты протокола,  без  которых  он  не  имеет
должной силы,  и  приведены  в  ст.  256  КУоАП.  В  протоколе,  в
частности, указываются:
    - дата и место его составления;
    - должность, фамилия, имя, отчество лица,  которое  составляло
протокол;
    - место, время и суть административного правонарушения;
    - нормативный акт, который предусматривает ответственность  за
данное правонарушение;
    - объяснения нарушителя;
    - и т. д.
    При составлении  протокола  правонарушителю  разъясняются  его
права и обязанности, предусмотренные ст. 268 КУоАП,  о  чем  также
делается отметка в протоколе.
    Нарушитель   имеет    право    оспорить    постановление    об
административном  правонарушении,    вынесенное    на    основании
протокола.
    Кроме того, ст. 256 КУоАП  предусмотрено,  что  лицо,  которое
совершило правонарушение, имеет  право  предоставить  пояснения  и
замечания в отношении содержания протокола, которые прилагаются  к
протоколу, а также изложить свои мотивы отказа от его  подписания.
Поскольку  отдельный  лист,  содержащий  возражения  и   пояснения
правонарушителя, легко может быть утерян,  то  многие  специалисты
советуют изложить все свои возражения не на отдельном листе,  а  в
самом протоколе.
    Таким образом, действия работников налогового органа,  которые
запрещают руководителю предприятия изложить все свои  замечания  и
возражения в отношении содержания протокола, неправомерны. Поэтому
постановление об административном  правонарушении,  вынесенное  на
основании протокола, составленного с нарушением требований  КУоАП,
может быть обжаловано в соответствии с требованиями ст. ст.  287 -
289 КУоАП.
    В    заключение    отметим,    что    теме    административной
ответственности  руководителей  и  должностных  лиц    предприятий
посвящена статья "Наложение административного  штрафа:  что  нужно
знать  руководителю"  в   приложении    "Референт    руководителя"
(см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 46).

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 98(656), стр. 51
[08.12.2003]
Е.Верховая, Е.Костюк, А.Свириденко
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------