Заработная плата и налог на доходы физических лиц с 01.01.2004 года ------------------------------------------------------------------ С 01.01.2004 г. вступает в силу Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.2003 г. № 889-IV ( 889-15 ) (далее - Закон № 889). В данной консультации будут рассмотрены вопросы, связанные с налогообложением дохода физических лиц, полученного в виде заработной платы. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) налогоплательщику в соответствии с условиями трудового договора в соответствии с пп. 4.2.1 ст. 4 Закона № 889, включаются в состав общего месячного налогооблагаемого дохода. Для целей применения Закона № 889 под термином "заработная плата" понимаются также другие поощрительные и компенсационные выплаты или другие выплаты и вознаграждения, которые платятся (предоставляются) налогоплательщику в связи с отношениями трудового найма в соответствии с законом. В свою очередь, в соответствии с п. 1.8 Закона № 889 наемное лицо - это физическое лицо, которое непосредственно собственным трудом выполняет трудовую функцию исключительно по поручению или приказу работодателя согласно условиям заключенного с ним трудового договора (контракта) в соответствии с законом. При этом все выгоды от выполнения такой трудовой функции (кроме заработной платы такого наемного лица, других выплат или вознаграждений в его пользу, предусмотренных законодательством), а также все риски, связанные с таким выполнением или невыполнением, получаются (несутся) работодателем. Физическое лицо, которое зарегистрировалось как субъект предпринимательской деятельности и предоставляет услуги другому лицу (выполняет работы в его пользу) в пределах гражданско-правового договора, приравнивается к наемному лицу с соответствующим налогообложением полученных им доходов как заработной платы, если условия такого гражданско-правового договора предусматривают предоставление таких услуг (работ) на постоянной и регулярной основе в течение более чем одного месячного налогового периода и/или получения всех видов выгод, вознаграждений и несения всех рисков, связанных с таким предоставлением или непредставлением, таким другим лицом - заказчиком услуг (работ). Отсюда можно сделать вывод, что не считается с целью налогообложения наемным физическое лицо, которое перепоручает выполнение трудовой функции третьим лицам как по согласию работодателя, так и без такого согласия. Необходимо обратить внимание на новый термин "налоговый агент". Согласно п. 1.5 ст. 1 Закона № 889 налоговыми агентами являются юридические лица, физические лица или нерезиденты, которые начисляют (платят) налогооблагаемый доход (в т. ч. и в виде заработной платы) в пользу налогоплательщика. Обязанностью налоговых агентов является удержание по определенной ставке с получаемых физическими лицами доходов налога и его уплата в бюджет (пп. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 Закона № 889). ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СТАВКА НАЛОГА Согласно п. 3.5 ст. 3 Закона № 889 при начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы (как по основному месту работы, так и по совместительству), уменьшенная на сумму: - сбора (взноса) в Пенсионный фонд Украины; - взноса на страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением; - взноса на страхование на случай безработицы {1}. С 01.01.2004 г. ставка налога для доходов в виде заработной платы (как по месту основной работы, так и по совместительству) будет составлять 13% от объекта налогообложения (п. 7.1 ст. 7, п. 22.3 ст. 22 Закона № 889). При этом следует отметить, что с 01.01.2007 г. ставка налога увеличится до 15% (п. 7.1 ст. 7 Закона № 889). НАЛОГОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ Закон № 889 предусматривает уменьшение базы налогообложения (при определенном размере дохода) на сумму налоговой социальной льготы. Согласно пп. 6.1.1 - 6.1.3 п. 6.1 ст. 6 Закона № 889 налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы, которая предоставляется работодателем ежемесячно у источника выплаты дохода в случае, если размер этого дохода не превышает суммы месячного прожиточного уровня для трудоспособного лица, установленного на 1 января налогового года, умноженной на коэффициент 1,4 и округленной к ближайшим 10 грн. Обращаем ваше внимание, что: - налоговая социальная льгота применяется только к доходам, полученным налогоплательщиком в виде заработной платы. К доходам от осуществления предпринимательской деятельности, а также другой независимой предпринимательской деятельности налоговая социальная льгота не применяется (абз. "е" пп. 6.3.3 п. 6.3 ст. Закона № 889); - налоговая социальная льгота применяется в случае, если размер заработной платы не превышает суммы месячного прожиточного уровня для трудоспособного лица, установленного на 1 января, умноженного на коэффициент 1,4 и округленной к ближайшим 10 грн. ПРИМЕР: Допустим, что прожиточный минимум для трудоспособного лица на 2004 г. составляет 365 грн. Размер дохода, который дает право на получение налоговой социальной льготы: 365 грн. х 1,4 = 511 грн., при округлении - 510 грн. Налогоплательщик имеет право самостоятельно избирать место получения (применения) льготы (по основному месту работы или по совместительству) путем предоставления одному из работодателей заявления о применении налоговой социальной льготы, форма которого утверждена Приказом ГНА Украины от 30.09.2003 г. № 461 ( v0461282-03 ). Размер получаемой льготы равен одной минимальной заработной плате (в расчете на месяц), установленной Законом на 1 января отчетного налогового года (пп. 6.1.1 п. 6.1. ст. 6 Закона). Тем не менее, в соответствии с п. 22.4 ст. 22 Закона № 889 в переходный период будут применяться следующие размеры налоговой социальной льготы: - в 2004 г. - в размере 30% суммы налоговой социальной льготы (например, если в 2004 г. минимальная заработная плата будет составлять 205 {2} грн., то применяемый размер налоговой социальной льготы будет составлять 205 грн. х 30% = 61 грн. 50 коп.); - в 2005 г. - в размере 50%; - в 2006 г. - в размере 80%; - с 2007 г. - в размере 100% суммы льготы. необходимо отметить, что в соответствии с п. "а" - "д" пп. 6.3.3 п. 6.3 ст. 6 Закона № 889 в случаях, если налогоплательщик в течение отчетного налогового месяца получает определенные виды доходов, то к другим доходам таких плательщиков налога льгота одновременно не применяется. К таким "определенным видам доходов" Закон № 889 относит: а) плату за выполнение общественных работ, которая полностью или частично финансируется за счет бюджета или соответствующего фонда общеобязательного государственного социального страхования; б) стипендию, денежное или имущественное (вещевое) обеспечение, получаемое учащимися, студентами, аспирантами, ординаторами, адъюнктами, военнослужащими срочной службы, которые выплачиваются из бюджета; в) заработную плату во время отбывания наказания в виде лишения свободы; г) заработную плату, начисленную (выплаченную) за осуществление работы по найму в составе экипажа (команды) транспортного средства, которое находится за пределами территории Украины, ее территориальных вод (исключительной экономической зоны), в том числе на якорных стоянках, и принадлежит резиденту на правах собственности или находится в его временном (срочном) пользовании и/или является зарегистрированным в Государственном судовом реестре Украины или Судовой книге Украины; д) заработная плата лиц, которые являются государственными служащими. Необходимо отметить, что некоторые категории налогоплательщиков будут иметь льготу в увеличенном размере. Для удобства приведем информацию в таблице. Увеличенные размеры льгот некоторые категории налогоплательщиков |-----------------------------------------------|----------------| | Категория налогоплательщиков | Размер | | | льготы | |-----------------------------------------------|----------------| | а) одинокие матери (родители) или опекуны | 150% к | | (попечители) - в расчете на каждого ребенка | установленной | | в возрасте до 18 лет; | сумме льготы | | б) лица, содержащие ребенка-инвалида I или II | (пп. 6.1.2 | | группы, - в расчете на каждого ребенка в | п. 6.1 ст. 6 | | возрасте до 18 лет; | Закона № 889) | | в) лица, которые имеют трех или больше детей | | | в возрасте до 18 лет, - в расчете на каждого | | | ребенка; | | | г) вдовцы (вдовы); | | | д) лица, отнесенные законом к категории 1 или | | | 2 лиц, пострадавших в результате Чернобыльской| | | катастрофы, включая лиц, награжденных | | | грамотами Президиума Верховного Совета УССР | | | в связи с их участием в ликвидации последствий| | | Чернобыльской катастрофы; | | | е) учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, | | | адъюнкты, военнослужащие срочной службы; | | | е) инвалиды I или II группы, в том числе с | | | детства; | | | ж) лица, которым присуждена пожизненная | | | стипендия как гражданам, которых преследовали | | | за правозащитную деятельность, включая | | | журналистов; | | |-----------------------------------------------|----------------| | а) лица, которые являются Героями Украины, | 200% к | | Героями Советского Союза или полными | установленной | | кавалерами ордена Славы или Трудовой Славы; | сумме льготы | | б) участники боевых действий во время Второй | (пп. 6.1.3 | | мировой войны или лица, которые в то время | п. 6.1 ст. 6 | | работали в тылу и имеют соответствующие | Закона № 889) | | государственные отличия; | | | в) прежние узники концлагерей, гетто и других | | | мест принудительного содержания во время | | | Второй мировой войны или лица, признанные | | | репрессированными или реабилитированными; | | | г) лица, которые были насильственно вывезены | | | с территории прежнего СССР во время Второй | | | мировой войны на территорию государств, | | | находившихся в состоянии войны с СССР или | | | были оккупированы фашистской Германией и ее | | | союзниками; | | | д) лица, которые находились на блокадной | | | территории прежнего Ленинграда | | | (Санкт-Петербург, Российская Федерация) | | | в период с 8 сентября 1941 года по 27 | | | января 1944 года | | |-----------------------------------------------|----------------| В соответствии с пп. 6.3.2 п. 6.3 ст. 6 Закона № 889 налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении льготы. ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В соответствии с пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона № 889 налог подлежит уплате (перечислению) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки не имеют права принимать платежные документы на выплату дохода, которые не предусматривают уплату (перечисление) этого налога в бюджет. Необходимо обратить внимание, что в случае, если налогооблагаемый доход начисляется, но не выплачивается налогоплательщику, налог, который подлежит удержанию с такого начисленного дохода, подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для месячного налогового периода (до 30 числа следующего месяца). При выплате заработной платы в натуральной форме или наличными налог должен быть уплачен в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такой выплаты. В заключении хотелось бы отметить, что в соответствии с п. 22.6 ст. 22 Закона № 889 доходы, начисленные в пользу налогоплательщиков за налоговые периоды до 1 января 2004 года, облагаются налогом на доходы физических лиц по правилам, действующим на момент такого начисления, независимо от сроков их фактической выплаты, но не позднее 1 января 2005 года. Т. е., если в 2004 г. заработная плата начисляется (выплачивается) за 2003 г., то она облагается налогом по правилам, которые действовали в 2003 году. {1} Ст. 4 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14.01.98 г. № 16/98-ВР; Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV. {2} С 1 декабря 2003 года согласно Закону Украины " О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2003 год" от 25.11.2003 г. № 1328-IV - 205 гривен. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" № 45(412), стр. 28 [04.12.2003] Татьяна Крысенко Консультант по вопросам учета и налогообложения ------------------------------------------------------------------