Закон о госбюджете-2004: срочно о главном ------------------------------------------------------------------ Традиционно начало каждого года знаменуется появлением на свет закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. В этот раз депутаты справились раньше. Поэтому у нас появилась возможность еще до конца 2003 года узнать многое из ожидающего нас в следующем - 2004 году. Но сразу предупреждаем, что это "чтиво" не для слабонервных. Прочитав закон, большинство плательщиков налогов пожалеют, что он появился до Нового года и испортил всем предпраздничное настроение... И назван он неправильно. В данном случае больше подходит другое название - "Дайте денег!". В очередной раз вопреки действующему законодательству (на чем мы уже не останавливаемся) в бюджетный закон попало множество норм, прямо касающихся вопросов налогообложения. О самых важных из этих изменений мы и поговорим в разрезе соответствующих налогов. Налог на добавленную стоимость Сразу обратимся к новым положениям. К сожалению, все они имеют ярко выраженную фискальную направленность. 1. Статья 12 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" от 27.11.2003 г. № 1344-IV ( 1344-15 ) (далее - Закон о госбюджете-2004) предписывает: "осуществить погашение просроченной бюджетной задолженности по НДС, возникшей по состоянию на 1 ноября 2003 года и не возмещенной на 1 января 2004 года, путем ее оформления облигациями внутреннего государственного займа со сроком обращения пять лет". Это, собственно, то, о чем уже давно говорили и чего удавалось до сих пор избежать. Как видим, облигации достанутся не только тем, кто захочет их получить. Их раздадут всем. Соответствующий порядок разработает Кабмин. Выданные облигации планируют погашать ежегодно равными частями (правда, как это будет на практике - увидим, поскольку через год будет новый закон о госбюджете). Процентная ставка установлена на уровне 120% годовых учетной ставки НБУ. Именно столько сегодня положено плательщику согласно п.п. 7.3.3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) (далее - Закон об НДС) за задержку в возмещении НДС. В любом случае предложенная ставка по облигациям вдвое меньше средней кредитной ставки. 2. В 2004 году будут освобождаться от обложения(!) налогом на добавленную стоимость операции по вывозу (пересылке) за пределы таможенной территории Украины товаров 1 - 24 групп Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (ст. 83 Закона о госбюджете-2004). Это означает, что при экспорте таких товаров нулевая ставка применяться не будет. Налоговый кредит, уплаченный (начисленный) при их приобретении (изготовлении), в состав налогового кредита не попадет, а будет относиться в валовые расходы. Таким образом, у экспортеров названных товаров не возникнет экспортного возмещения. Логика проста: нет возмещения - нет и проблем с ним. 3. В статье 9 Закона о госбюджете-2004 появилось положение, согласно которому: "экспортному возмещению подлежит процент налогового кредита, рассчитанный согласно действующему порядку, который должен равняться доле объемов фактически полученной валютной выручки за продажу товаров (работ, услуг) на экспорт в общем объеме экспортных операций". Тем самым законодатель, с одной стороны, уменьшает сумму экспортного возмещения, которую может попросить плательщик, а с другой - стимулирует скорейшее получение денежных средств. Таким образом, в расчет экспортного возмещения будут приниматься только суммы фактически оплаченного налогового кредита и фактически оплаченные объемы экспорта (по-видимому, оплаченные до даты представления расчета экспортного возмещения). 4. Зачесть суммы экспортного(!) возмещения в счет платежей по акцизному сбору будет нельзя (п. 52 ст. 80 Закона о госбюджете-2004). Сегодня действует похожая норма, запрещающая возмещение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату плательщикам налога из бюджета путем зачета в счет платежей по акцизному сбору. Этот запрет установлен Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2003 год" от 09.07.2003г. № 1069-IV ( 1069-15 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 66). Кстати говоря, в редакционном комментарии к названному Закону мы с иронией предлагали депутатам просто записать: "Приостановить осуществление возмещения налога на добавленную стоимость", что, по нашему мнению, сняло бы все проблемы с возмещением НДС. Многочисленные положения Закона о госбюджете-2004, касающиеся возмещения, позволяют предположить, что законодатель воспринял наши слова слишком буквально. 5. В следующем году приостановлен целый ряд льгот по НДС (п. 49 статьи 80 Закона о госбюджете-2004). В таблице приведем самые важные из них. |-------------|-----------------------|--------------------------| | Норма | Операции, по которым | Операции-исключения из | |Закона об НДС| до 1 января 2004 года | колонки 2, льготный | | | применяется льготный | режим по которым будет | | | режим налогообложения | действовать и в 2004 году| |-------------|-----------------------|--------------------------| | 3.2.11 | Предоставление | - | | | уполномоченными | | | | банками услуг по | | | | доверительному | | | | управлению фондами | | | | банковского | | | | управления согласно | | | | Закону Украины "О | | | | внесении изменений | | | | в Закон Украины "О | | | | проведении | | | | эксперимента в | | | | жилищном строительстве| | | | на базе холдинговой | | | | компании | | | | "Киевгорстрой" | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.2 | Продажа (подписка) | Льгота осталась только в | | | и доставка | отношении операций по | | | периодических изданий | продаже ученических | | | печатных средств | тетрадей, учебников и | | | массовой информации | учебных пособий | | | отечественного | отечественного | | | производства; продажа | производства | | | книг отечественного | | | | производства; продажа | | | | ученических тетрадей, | | | | учебников и учебных | | | | пособий отечественного| | | | производства | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.7 | Продажа лекарственных | Освобождение от НДС | | | средств и изделий | в 2004 году будет | | | медицинского | распространяться | | | назначения, | только на операции | | | зарегистрированных в | по продаже | | | Украине в | лекарственных средств | | | установленном | и изделий медицинского | | | законодательством | назначения по перечню, | | | порядке, в том числе | установленному КМУ. | | | предоставление | Считаем, что и в | | | услуг по такой | отношении услуг по | | | продаже аптечными | продаже таких средств | | | учреждениями | и изделий должна | | | | действовать льгота | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.8 | Предоставление услуг | В Законе о | | | по охране здоровья | госбюджете-2004 | | | согласно перечню, | п.п. 5.1.8 Закона | | | установленному КМУ, | об НДС приостановлен | | | заведениями | "кроме услуг по перечню, | | | здравоохранения, | определяемому КМУ". | | | имеющими специальное | Похоже, что | | | разрешение (лицензию) | "приостановленная" | | | на предоставление | норма будет работать | | | таких услуг | в 2004 году в полном | | | | объеме | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.9 | Продажа путевок на | Льгота будет действовать | | | санаторно-курортное | лишь в отношении продажи | | | лечение и отдых детей | путевок на | | | в заведениях по | санаторно-курортное | | | перечню, | лечение детей в | | | установленному КМУ | заведениях по перечню, | | | (кроме продажи путевок| установленному КМУ. | | | нерезидентам) | Строго говоря, эта | | | | льгота должна в 2004 | | | | году распространяться | | | | и на продажу таких | | | | путевок нерезидентам | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.11 | Предоставление услуг | - | | | государственными | | | | службами занятости | | | | Украины по перечню, | | | | установленному КМУ | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.12 | Предоставление услуг | - | | | архивными учреждениями| | | | Украины, связанных с | | | | предоставлением | | | | документов | | | | Национального | | | | архивного фонда | | | | Украины юридическим | | | | и физическим лицам, а | | | | также продажа архивным| | | | учреждениям Украины | | | | документов | | | | Национального | | | | архивного фонда | | | | Украины, которые | | | | находятся в | | | | собственности | | | | юридических или | | | | физических лиц в | | | | соответствии с | | | | законодательством | | | | Украины | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.17 | Передача земельных | - | | | участков, которые | | | | находятся под | | | | объектами | | | | недвижимости, или | | | | незастроенной земли, | | | | когда такая передача | | | | разрешена согласно | | | | положениям Земельного | | | | кодекса Украины | | | | (Законодатель сделал | | | | то, что давно хотела | | | | сделать ГНАУ, которая | | | | всегда очень узко | | | | толковала | | | | приостановленную | | | | льготу) | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.19 | Приватизация | Льгота в 2004 году | | | государственного и | будет действовать | | | коммунального | только по бесплатной | | | имущества, а также | приватизации жилого | | | безоплатная | фонда. | | | приватизация жилого | Что касается | | | фонда, включая | "околоприватизационных" | | | места общего | услуг (в том числе | | | пользования в | связанных с | | | многоквартирных | приватизацией жилого | | | домах, приусадебных | фонда), то они должны | | | земельных участков | быть объектом обложения | | | и земельных паев в | НДС | | | соответствии с | | | | законодательством, | | | | а также | | | | предоставление | | | | услуг (работ), | | | | получение которых | | | | согласно | | | | законодательству | | | | является обязательной | | | | предпосылкой | | | | приватизации жилья, | | | | приусадебных земельных| | | | участков и земельных | | | | паев | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.1.20 | Продажа или передача | - | | | в собственность вновь | | | | построенного жилья | | | | физическим лицам для | | | | его использования как | | | | места проживания | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 5.4 | Освобождаются от | - | | | налогообложения | | | | операции по ввозу | | | | на таможенную | | | | территорию Украины | | | | товаров морского | | | | промысла (рыба, | | | | млекопитающие, | | | | раковины, | | | | ракообразные, | | | | водные растения и | | | | т. п., охлажденные, | | | | соленые, мороженые, | | | | консервированные, | | | | переработанные в | | | | муку или в другую | | | | продукцию), добытых | | | | (выловленных, | | | | произведенных) судами,| | | | зарегистрированными в | | | | Государственном | | | | судовом реестре | | | | Украины или Судовой | | | | книге Украины | | |-------------|-----------------------|--------------------------| | 11.35 | По операциям по | (Заготовительные | | | продаже | предприятия лишились | | | заготовительными | также льготы по налогу | | | предприятиями | на прибыль, см. в статье | | | отдельных видов | ниже в разделе "Налог | | | отходов как | на прибыль") | | | вторичного сырья по | | | | перечню, | | | | определенному КМУ, | | | | сумма НДС, подлежащая | | | | уплате в бюджет, | | | | остается в | | | | распоряжении этих | | | | предприятий и | | | | использовалась ими | | | | на приобретение | | | | материально-техничес- | | | | ких ресурсов | | | | производственного | | | | назначения | | |-------------|-----------------------|--------------------------| В отношении переходных операций отметим следующее. Если первое событие (оплата, или отгрузка, или дата составления документа, удостоверяющего факт выполнения работ, услуг) произошло до 1 января 2004 года, то применяется законодательство, действующее до указанной даты. Например, если получен аванс по льготируемым до 1 января 2004 года товарам, то факт отгрузки (составление акта, подтверждающего выполнение работ, услуг), осуществляемой после нового года, не приводит к необходимости начисления НДС. И наоборот. Если отгрузка была осуществлена до 1 января 2004 года (или до этого момента составлен документ, удостоверяющий факт выполнения работ, услуг), т. е. в момент действия льготы, то последующая оплата не приводит к необходимости начисления НДС. Из "традиционных" норм, посвященных НДС, в Закон о госбюджете-2004 в очередной раз попали следующие (это большой неожиданностью ни для кого не стало): 1. Как и в прошлом году, налоговые органы должны зачислять подлежащие возмещению суммы НДС плательщикам, которым согласно закону реструктуризирована задолженность по этому налогу и другим реструктуризированным суммам налогов, уплачиваемым в государственный бюджет, и/или предоставлена отсрочка/рассрочка по уплате этих налогов в счет уменьшения реструктуризированных и/или отсроченных (рассроченных) сумм указанных налогов независимо от определенного законом срока их реструктуризации и/или отсрочки (рассрочки). 2. Кроме того, налоговики по-прежнему должны осуществлять возмещение сумм налога на добавленную стоимость в части, которая подлежит зачислению на текущий счет плательщиков налога, имеющих просроченную задолженность перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, ссудам и финансовой помощи на возвратной основе, предоставленным из государственного бюджета, в первую очередь в счет погашения задолженности такого налогоплательщика перед государством по указанным кредитам, ссудам и финансовой помощи на возвратной основе. 3. До 1 января 2005 года сохраняется существующий порядок уплаты НДС по операциям по предоставлению услуг, связанных с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины (т. е. продолжается действие п. 11.15 статьи 11 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР )) (далее - Закон об НДС). Это означает, что при предоставлении названных услуг следует руководствоваться порядком налогообложения, установленным Декретом Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 26 декабря 1992 года № 14-92 ( 14-92 ) и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, и товары (работы, услуги), экспортируемые за пределы таможенных границ Украины, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 31 мая 1994 года № 44 ( z0140-94 ). Более подробно об этом читайте в статье "Экспорт работ (услуг) и НДС" в газете "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 3. 4. В 2004 году в случае вывоза (экспорта) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины путем бартерных (товарообменных) операций сумма НДС, уплаченная (начисленная) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), не относится на увеличение налогового кредита, а включается в состав валовых расходов производства (обращения) плательщика налога. 5. Ситуация с налоговыми векселями по НДС не изменилась. Их по-прежнему можно будет выдавать при импорте товаров по прямым договорам для собственных производственных нужд (не предназначенных для последующей продажи). Об этом сказано в статье 71 Закона о госбюджете-2004. Хорошо хоть, что применение налоговых векселей вообще не запретили. Налог на прибыль Закон о госбюджете-2004 добавит головной боли и работы бухгалтерам. Целый ряд его положений коснулись налогового учета по налогу на прибыль. В рамках сегодняшней статьи лишь кратко рассмотрим эти изменения. Более обстоятельный разговор о них еще предстоит. Как мы помним, Закон Украины "О внесении! изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 24.12.2002 г. № 349-IV ( 349-15 ) (далее - Закон № 349; см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 8) установил повышенные нормы амортизации в отношении основных фондов; групп 1, 2 и 3. Причем эти повышенные нормы было предписано применять начиная с 1 января 2004 года (п. 15 "Переходных положений"). Однако таким важным и полезным изменениям не суждено в полном объеме воплотиться в жизнь. Закон о госбюджете-2004 внес свои коррективы. Действие этих повышенных норм амортизации (1 гр. - 2%, 2 гр. - 10% и 3 гр. - 6% в квартал) приостановлено на 2004 год (в отношении гр. 4 все останется как прежде). В то же время в качестве исключения действие этих повышенных норм амортизации будет распространяться на: "амортизацию расходов, осуществленных плательщиком налога после 1 января 2004 года в связи с приобретением (изготовлением) новых основных фондов групп 1, 2, 3, которые используются в производственной деятельности плательщика налога и которые ранее не были в эксплуатации, а также расходов на улучшение указанных новоприобретенных (изготовленных) основных фондов, понесенных плательщиком налога после 1 января 2004 года" (п. 45 ст. 80). Уже сегодня можно утверждать, что проблем с применением нового правила будет никак не меньше, чем проблем, с которыми в свое время столкнулись бухгалтеры, когда позапрошлый бюджетный закон запретил амортизировать выведенные из эксплуатации основные фонды групп 2 и 3. Но на этот раз все масштабнее. Итак, в следующем году применительно к основным фондам групп 1, 2 и 3 будут действовать одновременно две нормы амортизации. Первая - обычная (т. е. сегодняшняя) будет применяться в отношении расходов на приобретение (изготовление) основных фондов, осуществленных до 1 января 2004 года, а также в отношении расходов, осуществленных после этой даты в связи с приобретением основных фондов, бывших в употреблении (эксплуатации). Вторая (повышенная) норма амортизации должна применяться в следующем году в отношении расходов, осуществленных после 1 января 2004 года в связи с приобретением (изготовлением) новых основных фондов групп 1, 2, 3, а также расходов на их улучшение. Надо сказать, что осуществить такое раздвоение будет достаточно сложно. Ведь по-прежнему объекты групп 2 и 3 (и, разумеется, группы 4, но о ней речь сейчас не идет) в налоговом учете отражаются одной суммой, поскольку по ним (опять-таки в налоговом учете) пообъектный учет не ведется. Теперь представим себе, что балансовая стоимость группы 2 на 1 января 2004 года составляет 500 тыс. грн. К этой сумме будет применяться действующая сегодня норма амортизации - 6,25% в квартал. В I квартале 2004 года приобретен новый автомобиль (цена - 50 тыс. грн. без НДС). Добавить эти 50 тыс. грн. к балансовой стоимости указанной группы мы не можем, а должны учитывать автомобиль и другие вновь приобретенные объекты, относящиеся к этой группе, отдельно, поскольку по ним действует другая ставка амортизации. Таким образом, мы имеем две (!) группы 2 (и соответственно 1, 3) основных фондов. А это неминуемо приведет к проблемам, к рассмотрению которых, как уже отмечалось, мы обязательно еще вернемся. Кстати, не совсем понятно, почему говорится об основных фондах, которые используются в "производственной", а не просто в хозяйственной деятельности. Нам кажется, что законодатель имел в, виду все-таки хозяйственную деятельность. Дело в том, что в статье 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль) сплошь и рядом упоминается о "производственном использовании", "производственных нуждах", "непроизводственных фондах" и т. д. В противном случае (если придираться к слову "производственный") вообще следует отказать предприятиям торговли в амортизации (см. п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль). Это, разумеется, абсурдно. 2. Закон о госбюджете-2004 подкорректировал также и нормы Закона № 349, касающиеся учета убытков. Итак, в 2004 году при определении объекта обложения налогом на прибыль отрицательное значение объекта налогообложения (балансовые убытки), которое учитывалось у плательщика налога по состоянию на 1 января 2002 года и не было погашено на 1 января 2004 года в порядке, определенном п. 11 "Переходных положений" к Закону № 349, не учитывается в уменьшение объекта налогообложения по налогу на прибыль по результатам налоговых периодов (кварталов) 2004 года (ст. 95). Таким образом, с целью налогообложения такие убытки просто пропадают, поскольку последний раз их можно было бы учесть в 2004 году. 3. В 2004 году (равно как и в текущем году) затраты, связанные с обеспечением основной деятельности объектов социальной инфраструктуры, определенных в подпункте 5.4.9, и пунктов медицинского осмотра, предусмотренных подпунктом 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, включаются в состав валовых расходов плательщика налога в размере 50 процентов от суммы понесенных расходов (см. п. 16 "Переходных положений" Закона № 349 и статью 96 Закона о госбюджете-2004). 4. Приостановлены, в частности, следующие нормы Закона о налоге на прибыль: - п.п. 5.2.2, позволявший относить в состав валовых расходов суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленных (переданных) на протяжении отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, неприбыльным организациям, определенным в пункте 7.11 Закона о налоге на прибыль, в размере, составляющем не меньше двух и не более пяти процентов облагаемой налогом прибыли предыдущего отчетного года; - п.п. 5.2.14, "пускающий" в состав валовых расходов (мимо амортизации) суммы расходов, связанных с приобретением, достройкой объекта незавершенного строительства и введением его в эксплуатацию, возникающие у плательщика налога - покупателя объекта незавершенного строительства на протяжении срока строительства, определенного условиями приватизации. Такие расходы будут подлежать амортизации после достройки и ввода в эксплуатацию; - п.п. 7.13.5, освобождавший от налогообложения доходы заготовительных предприятий от продажи, в соответствии с законом, отдельных видов отходов как вторичного сырья по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины. Такие предприятия в 2004 году лишатся и поддержки со стороны Закона об НДС (см. табл. на с. 44); - п.п. 7.13.7 (который должен был вступить в силу с 1 января 2004 года), предусматривающий освобождение от налогообложения прибыли издательств, издательских организаций и предприятий полиграфии, полученной от издательской деятельности, деятельности по изготовлению и распространению книжной продукции, произведенной в Украине. Вообще говоря, специальное приостановление п.п. 7.13.7 Закона о налоге на прибыль (см. п. 50 ст. 80 Закона о госбюджете-2004), на наш взгляд, прямо касается лишь изготовителей учебников и учебных пособий отечественного производства, поскольку действие "первоисточника" льгот - Закона Украины "О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине" от 06.03.2003 г. № 601-IV ( 601-15 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 28) приостановлено на 2004 год, за исключением изготовления отечественных учебников и учебных пособий и непонятно почему попавших в исключения ученических тетрадей (п. 37 ст. 80 Закона о госбюджете-2004). Напомним также, что п. 7.19 Закона о налоге на прибыль, который разрешает не включать в состав валовых доходов доходы, полученные от продажи издательской продукции заказчику или непосредственному потребителю, применяется только до 1 января 2004 года. Приостановлено также действие пункта 7.14 Закона о налоге на прибыль. Напомним, что он касается так и не заработавшего льготного режима налогообложения субъектов инновационной деятельности. Причем эту норму фактически приостановили дважды (см. п. 38 и п. 50 ст. 80 Закона о госбюджете-2004). Кроме того, в 2004 году не будут работать п. 7.18 (производство боеприпасов), частично п. 22.21 (производство автомобилей и автобусов) и п. 22.28 (концерн "Бронетехника Украины") Закона о налоге на прибыль. На очередной бюджетный год приостановлено действие п. 22.3 (строительство жилья для военнослужащих) Закона о налоге на прибыль. 5. По результатам одиннадцати месяцев 2004 года нужно будет уплатить налог на прибыль по правилам, установленным для полного налогового периода. Аналогичную процедуру мы проходим в текущем году. Законодатель не устранил своей предыдущей ошибки, не сказав ни слова об обязанности представления декларации за 11 месяцев 2004 года. 6. К основной деятельности неприбыльных организаций в 2004 году не будет относиться продажа ими товаров (услуг), пропагандирующих принципы и идеи, для защиты которых была создана такая неприбыльная организация и которые являются тесно связанными с ее основной деятельностью, если цена таких товаров (услуг) является ниже обычной или если такая цена регулируется государством (п. 51 ст. 80 Закона о госбюджете-2004). Акцизный сбор 1. На бензины моторные (ГСТУ 320.00149943. 015-2000) смесевые с содержанием не менее 5 процентов высокооктановых кислородосодержащих добавок по ТУУ 30183376.001 или этил-третил-бутилового эфира (ЭТБЭ) А-76Ек, А-80Ек, А-92Ек, АИ-93Ек, А-95Ек, А-98Ек установлена ставка акцизного сбора в размере 60 евро за 1000 кг. Такой бензин подорожать не должен, поскольку аналогичная норма действовала и до 1 января 2004 года (см. Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении, производстве и обращении подакцизных товаров" от 24.10.2002 г. № 195-IV ( 195-15 ) // "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 6). 2. В 2004 году нельзя будет зачесть суммы экспортного возмещения в счет платежей по акцизному сбору (п. 52 ст. 80 Закона о госбюджете-2004). Подробнее об этом см. раздел статьи "Налог на добавленную стоимость" (с. 44). 3. Согласно двенадцатому абзацу статьи 9 Закона о госбюджете-2004, в соответствии с которой "при определении налогового обязательства по уплате акцизного сбора на табачные изделия, которые исчисляются (так в оригинале. - Примеч. ред.) в процентах к обороту по продаже товара (продукции), размер такого обязательства не может быть меньше одной трети установленной законодательством ставки акцизного сбора на соответствующие табачные изделия в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции)". Все было бы более-менее ясно, если бы не слова, приведенные выше: "Установить, что в 2004 году... вводится мораторий на...". Понятно, что слова "вводится мораторий" не относятся к установленному порядку определения налоговых обязательств по акцизному сбору. 4. Пунктом 57 статьи 80 Закона о госбюджете-2004 приостановлено на 2004 год действие пониженных ставок (2 грн. за литр 100-процентного спирта) акцизного сбора на: - спирт этиловый, используемый заведениями и учреждениями здравоохранения для обеспечения лечебно-диагностического процесса и выполнения лабораторных исследований и производителями - субъектами предпринимательской деятельности для изготовления взрывчатых веществ, парфюмерии, нитроцеллюлозы; - спирт этиловый, используемый производителями - субъектами предпринимательской деятельности для изготовления уксуса спиртового, лекарственных средств (в том числе компонентов крови и изготовленных из них препаратов), кроме лекарственных средств в виде бальзама; - спирт этиловый денатурированный (спирт технический), используемый для производства продукции по перечню, утверждаемому КМУ; - спирт этиловый, используемый Национальным производственно-аграрным объединением "Массандра" в пределах квот, установленных КМУ, для изготовления марочных виноградных вин. Торговые патенты Увеличена стоимость торговых патентов на осуществление деятельности по обмену наличных валютных ценностей, а также предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса (ст. 57 Закона о госбюджете-2004). Стоимость торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями увеличивается в три раза и составит 960 грн. за календарный месяц. Стоимость торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса устанавливается за год и составит: - для использования игрового автомата с денежным или имущественным выигрышем - 2800 грн. (было 1400 грн.); - для использования игорного стола с кольцом рулетки - 128 тыс. грн. (было 64 тыс. грн.); - для использования других игорных столов (специальных столов для казино, кроме столов для бильярда) - 96 тыс. грн. за каждый стол (было 48 тыс. грн.); - для использования кегельбанов, которые вводятся в действие с помощью жетона, монеты или без них, - 4 тыс. грн. за каждый игровой желоб (дорожку) (было 2 тыс. грн.); - для использования столов для бильярда, которые вводятся в действие с помощью жетона, монеты или без них, кроме столов для бильярда, используемых для спортивных любительских соревнований, - 1200 грн. за каждый стол для бильярда (было 600 грн.); - для осуществления других видов игорного бизнеса, включая розыгрыши с выдачей денежных выигрышей в наличной форме вне банковского учреждения или в имущественной форме на месте, - 4800 гривень за каждый отдельный вид (место) игорного бизнеса (было 2400 грн.). Пенсионное страхование 1. Продлено действие временных сборов в Пенсионный фонд с отдельных операций, т. е. "ювелирного", "легкового", "недвижимого", "валютного" (в части покупки безналичной валюты), "мобильного" сборов, сбора в Пенсионный фонд при неначислении заработной платы (ст. 73 Закона о госбюджете-2004). Считаем, что "табачного" сбора с 1 января 2004 г. быть не должно. 2. Увеличена ставка сбора на пенсионное страхование при приобретении безналичной иностранной валюты с 1% до 1,5%. Она будет действовать на протяжении 2004 года. Этот сбор при приобретении наличной валюты взиматься не будет (п. 11 ст. 80 Закона о госбюджете-2004). 3. Непонятно, по какой причине в статье 55 Закона о госбюджете-2004 осталась норма, согласно которой часть единого налога по-прежнему будет перечисляться в Пенсионный фонд. Таким образом, Пенсионный фонд дважды(!?) получит с таких плательщиков суммы пенсионных взносов. Один раз после начисления взносов на заработную плату (напомним, что после 1 января 2004 года "единоналожники" наряду с другими плательщиками должны будут начислять пенсионные взносы на доходы работников), а второй - при перечислении казначейством 42% от суммы единого налога. Частные предприниматели - "единоналожники" начиная с 1 января 2004 года будут дополнительно уплачивать взносы в Пенсионный фонд "за себя" в фиксированной сумме. Размер суммы пока неизвестен, но предположительно составит 70 грн. в месяц. Государственные и "полугосударственные" предприятия 1. История с изъятием части прибыли у отдельных предприятий (в зависимости от формы собственности) продолжается. В 2004 году: - государственные и казенные предприятия, их объединения уплачивают по результатам финансово-хозяйственной деятельности 2003 года и ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году в общий фонд государственного бюджета часть прибыли (дохода); - акционерные, холдинговые, лизинговые компании и другие субъекты хозяйствования, в уставном фонде которых государству принадлежат доли (акции, паи), уплачивают по результатам финансово-хозяйственной деятельности 2003 года и ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году в общий фонд государственного бюджета часть чистой прибыли (дохода) в соответствии с размером государственной доли (акций, паев) в их уставных фондах. Если для государственных и казенных предприятий это большой новостью не станет (поскольку они и в 2003 году направляли часть бухгалтерской прибыли, причем тоже чистой, в бюджет), то в отношении второй группы хозяйственных организаций эта новость как гром среди ясного неба. Причем абсолютно неважно, какой размер доли в их уставном фонде принадлежит государству. Хоть он составляет 0,0001%, хоть 100%, предприятие при наличии чистой прибыли должно ежеквартально делиться ею с бюджетом. Скажем прямо, это требование абсурдно, поскольку принимать решение о распоряжении прибылью, полученной обществом, может не каждый собственник отдельно (например, государство), а лишь все собственники вместе путем голосования на общем собрании. В частности, утверждение годовой финансовой отчетности, распределение прибыли и убытков общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (часть 2 статьи 159 нового Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 )). Не исключено, что сторонники возможности изъятия части прибыли у таких хозяйственных обществ будут ссылаться на ч. 4 статьи 142 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) (вступает в силу с 1 января 2004 года), согласно которой "Государство может влиять на выбор субъектами хозяйствования направлений и объемов использования прибыли (дохода) через нормативы, налоги, налоговые льготы и хозяйственные санкции согласно закону". Однако мы считаем, что данная ссылка неуместна, поскольку в ней речь идет не о выборе государством направлений использования прибыли, а о влиянии на такой выбор. Более того, эта норма подтверждает, что непосредственно выбор должны делать субъекты хозяйствования, т. е. понудить их к этому, минуя собрание, государство не может. Часть 3 названной статьи устанавливает, что порядок использования прибыли (дохода) субъекта хозяйствования определяет собственник (собственники) или уполномоченный им орган в соответствии с законодательством и учредительными документами. Там же сказано, что порядок использования прибыли государственных предприятий устанавливается согласно закону (что обосновывает возможность ежеквартального изъятия у них части прибыли). Отметим также, что часть прибыли, о которой идет речь в статье 72 Закона о госбюджете-2004, не является налогом для всех названных в ней предприятий, кроме государственных некорпоратизированных и казенных. Поэтому мы считаем, что общий фонд госбюджета должны формировать поступления от дивидендов, начисленных в установленном действующим законодательстве порядке на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности. Ни о каком изъятии части прибыли у таких обществ не может быть и речи. 2. Перекочевала в Закон о госбюджете-2004 достаточно размытая норма, запрещающая предприятиям государственной формы собственности (в том числе государственным акционерным обществам) осуществлять инвестирование на цели, не связанные с производственной деятельностью или социальной защитой членов трудового коллектива (ст. 100). Прочие важные изменения 1. Ряд новых норм затронул налогообложение в бюджетных учреждениях. В частности, пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем, работникам таких учреждений будет выплачиваться Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности (начиная с первого дня нетрудоспособности). Бюджетные организации не будут уплачивать штрафы за нетрудоустройство инвалидов. Подробнее об этих и других изменениях в отношении бюджетников мы расскажем в отдельной публикации, которая выйдет в следующем номере газеты. 2. Увеличатся расходы на ввоз в Украину сахара-сырца (статья 11). 3. Практически полностью продублирована статья 57 Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2003 год" от 26.12.2002 г. № 380-IV ( 380-15 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 6). При этом устранена имевшая место ранее законодательная ошибка. Напомним, что эта статья обязывает общегосударственные и местные налоги и сборы (обязательные платежи), для которых законодательно не предусмотрено представление налоговых деклараций (расчетов), предоставлять ежемесячные расчеты о надлежащих к уплате суммах обязательных платежей. Понятно, что налог отчетность предоставлять не может. Кстати, это признавала и ГНАУ в письме от 28.02.2003 г. № 3450/7/11-1317 ( v3450225-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 23). Указанная ошибка означала невозможность применения штрафа, установленного п.п. 17.1.1. Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181). Соответствующие платежи начислялись в ходе документальных проверок. В 2004 году возникнет вопрос относительно форм ежемесячных расчетов, о которых идет речь во втором абзаце статьи 76 Закона о госбюджете-2004. 4. В 2004 году будет применяться уже известная норма, в силу которой в случае изменения юридической адреса субъектов предпринимательской деятельности - плательщиков налогов уплата налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного года (статья 56). 5. С 1 января 2004 года вступает в силу новый Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV ( 92-15 ), за исключением абзаца 13 статьи 71 (в нем речь идет о таможенном оформлении товаров и транспортных средств за пределами расположения таможенных органов или вне рабочего времени). В то же время, старый Таможенный кодекс Украины от 12.12.91 г. № 1970-ХII ( 1970-12 ) утратит силу, за исключением статей: 47 "Допуск к декларированию на основании договора", 85 "Товары и другие предметы, хранящиеся под таможенным контролем", 86 "Товары и другие предметы, хранящиеся исключительно таможней", 87 "Склады таможен", а также Главы 2 "Таможенные сборы". Названные положения утратят силу с 1 января 2005 года (статья 82 Закона о госбюджете-2004). 6. Размер минимальной заработной платы с 1 января 2004 года составит 205 грн. (как и в декабре 2003 года), а с 1 ноября 2004 года - 237 грн. Причем уже с 1 марта 2004 года должны быть восстановлены междолжностные (межквалификационные) соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы. 7. Как и ныне, в 2004 году будет запрещено осуществлять реструктуризацию или списание задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам), предоставлять отсрочки относительно сроков ее уплаты, а также списание задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам, финансовой помощи на возвратной основе в бюджет (статья 74 Закона о госбюджете-2004). Как видим, запрета на рассрочку в приведенной норме нет. Кроме того, важно учитывать, что установленные ограничения на отсрочку нужно применять только к отсрочке налогового долга (недоимки). Более того, сегодня и Закон № 2181 содержит запрет на предоставление отсрочки (и рассрочки) налогового долга. По Закону № 2181 отсрочить (и рассрочить) может только налоговое обязательство, не успевшее превратиться в налоговый долг. Так что в этой части ограничения Закона о госбюджете-2004 абсолютно лишние. В завершение первого знакомства с Законом о госбюджете-2004 отметим, что налоговые органы усилят (если это вообще еще возможно) мероприятия по погашению налогового долга. Им дано прямое указание по сокращению налогового долга как минимум на 1,5 млрд грн. Так что скучать никому не придется. Поэтому давайте вместе отслеживать и изучать все налоговые изменения. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 99(657), стр. 43 [11.12.2003] Дмитрий Винокуров Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------