Фиксированный сельхозналог (часть 1) ------------------------------------------------------------------ Государство уже давно и настойчиво пытается поддерживать и развивать сельскохозяйственную отрасль. Одним из механизмов государственной поддержки является введение особого механизма налогообложения сельхозпроизводителей в виде фиксированного сельскохозяйственного налога. С 2004 года его жизненный срок будет продлен, однако некоторые правила уплаты такого налога изменятся. Данные вопросы живо интересуют наших "сельскохозяйственных" читателей. Об этом свидетельствуют письма, поступающие в редакцию, и вопросы, задаваемые на семинарах. Итак, рассмотрим общие вопросы уплаты фиксированного сельхозналога, анализируя в то же время изменения, ожидающие плательщиков с 1 января 2004 года. Документы "Темы" Закон о ФСН - Закон Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" от 17.12.98 г. № 320-ХIV ( 320-14 ). Закон о налоге на прибыль - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ). Закон о пенсионном страховании - Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ). Закон о госбюджете-2004 - Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" от 27.11.2003 г. № 1344-IV ( 1344-15 ). Порядок расчета ФСН - Порядок расчета фиксированного сельскохозяйственного налога и заполнения формы расчета, утвержденный приказом ГНАУ от 27.04.99 г. № 230 ( z0289-99 ). Методрекомендации № 419 - Методические рекомендации по определению удельного веса дохода (выручки) от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общем объеме валового дохода предприятия, утвержденные приказом Министерства аграрной политики Украины от 29.12.2002 г. № 419 ( v0419555-02 ). КВЭД - Государственный классификатор Украины "Классификация видов экономической деятельности" ГК 009-96, утвержденный приказом Госстандарта от 22.10.96 г. № 441 ( v0441217-96 ). ГК 016-97 - Государственный классификатор товаров и услуг ГК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822 ( v5822217-97 ). Что же такое фиксированный сельхозналог? Фиксированный сельскохозяйственный налог (далее - ФСН) представляет собой альтернативную систему налогообложения относительно общей. Система начисления и уплаты ФСН зависит не от результата хозяйственной деятельности, а от размера используемых земельных площадей. ФСН не изменяется в течение установленного для его действия срока и взимается с единицы земельной площади. Отсутствует необходимость учета расходов, сбора первичных документов - что может быть еще проще! Однако совсем без вопросов не бывает. Сразу отметим, что Закон о ФСН носит временный характер. Первоначально предусматривалось, что ФСН будет действовать до 1 января 2004 года. Но законодатели приняли решение о продлении срока его "жизни". Теперь установлено, что ФСН будет применяться до 31 декабря 2009 года. От каких налогов и сборов освобожден плательщик ФСН? Как и любая упрощенная система, ФСН освобождает от уплаты целого ряда налогов и сборов (обязательных платежей), а именно: - налога на прибыль предприятий; - платы (налога) за землю; - налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; - коммунального налога; - сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; - сбора на обязательное социальное страхование; - сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины (в настоящее время не уплачивается); - сбора на обязательное государственное пенсионное страхование; - платы за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности; - сбора за специальное использование природных ресурсов (в отношении пользования водой для нужд сельского хозяйства). С 1 января 2004 года сбор на пенсионное страхование преобразится в пенсионные взносы {1}. Нужно ли будет платить "новый" пенсионный? Вступающим в силу с 1 января 2004 гола Законом о пенсионном страховании предусмотрено, что пенсионному страхованию подлежат наемные работники юридических лиц - плательщиков ФСН, члены коллективных предприятий - плательщиков ФСН и работающие на них лица, а также физические лица - плательщики ФСН. Разберем два вопроса: 1) уплата взносов за наемных работников ФСН и членов коллективных предприятий и 2) уплата взносов частными предпринимателями - плательщиками ФСН. В отношении наемных работников приходится констатировать неприятный факт. Платить придется, в том числе и начисления на заработную плату (на сегодняшний день - 32%). Закон о пенсионном страховании практически не оставил им никакой надежды. Частные предприниматели до создания Накопительного фонда {2} должны уплачивать сбор в Пенсионный фонд за себя и членов семьи, занятых в предпринимательской деятельности, в фиксированной сумме (это их не освобождает от начислений на заработную плату наемных работников). На сегодняшний день такая сумма не определена, будем ждать ее появления (считаем, что до ее появления нет оснований требовать уплаты какой-либо другой суммы от частных предпринимателей). В то же время отметим, что если частный предприниматель - плательщик ФСН заинтересован в пенсии, то взносы в Пенсионный фонд можно уплачивать добровольно. В этом случае наиболее приемлемым будет вариант уплаты в размере минимального страхового взноса. В 2004 году законодатели порадовали плательщиков ФСН. Законом о госбюджете-2004 предусмотрено, что в 2004 году плательщики ФСН отдельно взносы в Пенсионный фонд не уплачивают. Уплатой будет считаться направление 68% суммы ФСН в Пенсионный фонд. Так что по крайней мере на один год получили передышку (это "освобождение" касается как начислений "32%", так и фиксированной суммы пенсионных взносов для частных предпринимателей). Нужно ли уплачивать авансовый взнос при выплате дивидендов? Да, нужно. Ведь его необходимо уплачивать независимо от того, является ли эмитент или получатель дивидендов плательщиком налога на прибыль или находится на иной системе налогообложения, в том числе на ФСН. Причем, в отличие от плательщиков налога на прибыль, которые на сумму авансового взноса могут уменьшить налог на прибыль, плательщики ФСН не могут зачесть авансовый взнос в уплату ФСН. Фактически они несут расходы по уплате дополнительного налога. Кто может быть плательщиком ФСН Прежде всего остановимся на обязательных признаках плательщика, дающих право уплачивать ФСН. Такие признаки изложены в ст. 2 Закона о ФСН, согласно которой ФСН могут уплачивать субъекты предпринимательской деятельности: - относящиеся к сельскохозяйственным предприятиям; - занимающиеся сельхоздеятельностью (производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции). Данный признак предусматривает обязательное наличие сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда - объекта обложения ФСН; - у которых сумма, полученная от реализации сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 75% общей суммы валового дохода предприятия. Если предприятие не соответствует хотя бы одному из приведенных признаков, оно не может быть плательщиком ФСН. Далее об этом по порядку. Итак, кто же может перейти на уплату ФСН? Законом о ФСН предусмотрено, что плательщиками ФСН могут быть: - сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины; - крестьянские (фермерские) хозяйства; - рыбоводческие и рыбацкие хозяйства (с 1 января 2003 года); - собственники земельных участков, землепользователи, в том числе арендаторы. Принадлежность предприятия к сельскохозяйственному можно определить по видам экономической деятельности, указанным в Справке о включении в ЕГРПОУ согласно КВЭД. Как минимум один из видов должен попадать в диапазон кодов от 01.11.0 до 01.42.0. Рыбоводческие и рыбацкие хозяйства, включая рыболовецкие, занимающиеся рыборазведением, выращиванием товарной рыбы, выловом, переработкой и сбытом собственной рыбопродукции (независимо от организационно-правовых форм) после долгих споров с 01.01.2003 г. также отнесены к плательщикам ФСН. По КВЭД их код 05 "Рыболовство". Практически уплачивать ФСН "водники" могут только с 2004 года. Принадлежность предприятия к крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется по коду классификации организационно-правовых форм хозяйствования. Так, крестьянскому (фермерскому) хозяйству соответствует код 200. Физические лица, желающие уплачивать ФСН, должны производить товарную сельскохозяйственную продукцию. Из их числа плательщиками не могут быть собственники и землепользователи земельных участков, переданных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений (приусадебный участок), садоводства, дачного строительства, а также предоставленных для огородничества, сенокоса и выпаса скота. А теперь самое главное! Упомянутые хозяйства могут уплачивать ФСН, если они в основном занимаются сельхоздеятельностью - производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. Критерием "сельскохозяйственности" выступает сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год. Так вот, если такая сумма превышает 75% (до 1 января 2004 года - 50%) общей суммы валового дохода предприятия, то предприятие, являющееся сельхозпроизводителем, может уплачивать ФСН. Обращаем внимание, что при принятии решения об уплате ФСН в 2004 году по итогам 2003 года уже будет применяться критерий "75%". А какая продукция относится к сельскохозяйственной? К продукции сельского хозяйства (сельскохозяйственной продукции) относится продукция, соответствующая кодам 01.11 - 01.42 и 05.00.1 - 05.00.42 ГК 016-97. В частности, продукция растениеводства, продукция животноводства, продукция смешанного сельского хозяйства, продукция рыбного хозяйства. В валовой доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства включаются стоимость реализованной продукции: - собственного производства; - произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства на собственных перерабатывающих предприятиях; - произведенной из собственного сырья на давальческих условиях, независимо от территориального расположения перерабатывающего предприятия; - стоимость предоставленных услуг (услуги машинно-тракторного парка, строительных и ремонтных бригад, другие услуги), связанных с сельскохозяйственным производством. Подытожим. На ФСН можно перейти, если сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 75 процентов общей суммы валового дохода предприятия (выручки от реализации). Обратите внимание на термины: выручка от реализации сельхозпродукции сравнивается с валовым доходом. И что? На наш взгляд, все нормально. Забегая вперед считаем, что данные показатели должны рассчитываться по одним и тем же правилам - правилом бухгалтерского учета, т. е. фактически данные показатели представляют собой один и тот же показатель - доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг): от реализации сельхозпродукции для показателя выручки от реализации сельхозпродукции, и общий - для валового дохода. Пример 1. За прошлый год сельхозпредприятие получило от реализации сельхозпродукции 30 тыс. грн. (30% общего валового дохода) и начислило доход от предоставленных в аренду сельхозугодий в размере 70 тыс. грн. (70% общего валового дохода). Такое предприятие не имеет права перейти на уплату ФСН. А если это предприятие - вновь созданное (нет показателя реализации продукции за прошлый год)? С 1 января 2004 года данный вопрос будет урегулирован законодательно. Вновь созданные субъекты хозяйствования смогут становиться плательщиками фиксированного сельхозналога в год их создания. При этом основным видом деятельности таких субъектов должно быть производство (выращивание), переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. А значит, должны быть сельхозугодья и/или земли водного фонда и должен соблюдаться 75%-ный порог. Что грозит за несоблюдение в отчетном периоде 75%-го порога? То есть что делать, если доходы от несельхоздеятельности превысили 25%? В плане штрафоопасности - ничего! Однако по аналогии с упрощенной системой в следующем отчетном периоде предприятию необходимо будет уплачивать налоги на общих основаниях. Обращаем внимание, что отчетным периодом для ФСН является календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, если в 2004 году предприятие нарушит установленные критерии, то уплачивать ФСН можно до конца года. А с 2005 года необходимо перейти на общую систему налогообложения. Это следует из ст. 2 Закона о ФСН - изменение порядка уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в течение отчетного (налогового) года не допускается. Можно ли вернуться обратно к уплате ФСН? Можно. Но опять же, учитывая, что отчетным периодом является календарный год, в рассмотренной выше ситуации перейти к уплате ФСН можно только с 2006 года при соблюдении вышеизложенных условий. Как рекомендуют рассчитывать 75%-ный порог? Для унифицирования подходов к определению процента сельхоздеятельности, дающего права на применение ФСН, Министерство аграрной политики утвердило Методрекомендации № 419. Они имеют рекомендательный характер и могут использоваться для расчета доли сельскохозяйственности - 75%. В расчете участвуют два показателя: выручка от реализации сельхозпродукции - числитель и валовой доход - знаменатель. Сфера применения Методрекомендации № 419: определение круга плательщиков. На наш взгляд, ее можно уточнить - обоснование права для перехода на уплату ФСН. Как определить валовой доход? Валовой доход представляет собой общую сумму дохода плательщика налогов, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах от всех видов его деятельности. Ранее ГНАУ предлагала {3} (и на наш взгляд, правильно) определять сумму валового дохода по данным бухгалтерского учета как общую сумму дохода, полученного от всех видов деятельности за вычетом сумм НДС, остающихся в распоряжении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако в Методрекомендациях № 419 сумму валового дохода предлагается определять согласно ст. 4 "Валовой доход" Закона о налоге на прибыль. На наш взгляд, пользоваться этой нормой неправильно, ведь, сравнивая показатели поданным бухгалтерского и налогового учета, мы не получим экономически обоснованный результат. Сумму валового дохода лучше всего определять на основании формы № 2 или формы № 2-м "Отчет о финансовых результатах" как разницу между доходом и суммой НДС и акцизного сбора. К тому же согласно абзацу второму ст. 2 Закона о ФСН в знаменателе упоминается уже такой показатель, как "общий объем реализации". Считаем, что именно выручка от реализации, рассчитанная по данным бухгалтерского учета, должна применяться при расчете 75%-го порога. А как определить выручку от реализации сельхозпродукции? Рассчитывать данный показатель предлагается на основании статистической отчетности: форма № 50-сг "Основнi економiчнi показники роботи сiльгосппiдприємств", утвержденная приказом Госкомстата от 06.06.2003 г. № 165 ( v0165202-03 ). Отчет по форме № 50-сг должен представляться всеми сельскохозяйственными юридическимилицами. При этом обращаем внимание на следующую проблему. В отчетности выручка от реализации сельхозпродукции учитывается с НДС, т. е. суммы, переносимые из формы № 50-сг, содержат в себе суммы НДС. Как мы отмечали выше, по мнению ГНАУ, при расчета 75%-го порога суммы НДС необходимо исключать из расчета. Со своей стороны, рекомендуем придерживаться данного мнения (и исключать суммы НДС при переносе данных о доходе (выручке) от реализации продукции из формы № 50-сг для осуществления расчета 75%-го порога. Следует отметить, что если плательщик ФСН форму № 50-сг не представляет, то расчет можно осуществить и на основании данных бухгалтерского учета, да и сама форма № 50-сг составляется на основании данных бухгалтерского учета. При этом во внимание необходимо брать оборот по дебету субсчета 701 "Доход от реализации готовой продукции" в части реализации сельхозпродукции. Такие данные могут быть получены только из аналитического учета по видам сельхозпродукции. Ниже приводится рекомендованная форма расчета и пояснения по ее заполнению согласно Методрекомендациям № 419 с учетом наших выводов. ------------------------------------------------------------------ -------------------------------------------- (назва сiльгосппiдприємства) -------------------------------------------- (адреса сiльськогосподарського пiдприємства) Р О З Р А Х У Н О К визначення питомої ваги доходу (виручки) вiд реалiзацiї сiльськогосподарської продукцiї власного виробництва та продуктiв її переробки в загальному обсязi валового доходу пiдприємства за 200 _ рiк тис. грн., з одним десятковим знаком |---|------------------------------------------|-----------------| | № | Назва показникiв | Дохiд (виручка) | |з/п| | вiд реалiзацiї | |---|------------------------------------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | |---|------------------------------------------|-----------------| | 1 | Вартiсть реалiзованої продукцiї | Графа 6, | | | рослинництва | код рядка 0010 | | | | форми № 50-сг | | | | мiнус сума ПДВ | |---|------------------------------------------|-----------------| | 2 | Вартiсть реалiзованої продукцiї | Графа 6, | | | тваринництва | код рядка 0130 | | | | форми № 50-сг | | | | мiнус сума ПДВ | |---|------------------------------------------|-----------------| | 3 | Вартiсть реалiзованої | Графа 6, | | | сiльськогосподарської продукцiї, | код рядка 0220 | | | виробленої iз сiльськогосподарської | форми № 50-сг | | | сировини власного виробництва на власних | мiнус сума ПДВ | | | переробних пiдприємствах та на | | | | давальницьких умовах, незалежно вiд | | | | територiального розмiщення переробного | | | | пiдприємства, в тому числi: | | |---|------------------------------------------|-----------------| |3.1| - дохiд (виручка) вiд реалiзацiї | Графа 6, | | | продукцiї допомiжних виробництв i | код рядка 0250 | | | промислiв (крiм продукцiї переробки | форми № 50-сг | | | власних сiльгосппродуктiв) | мiнус сума ПДВ | |---|------------------------------------------|-----------------| | 4 | Сума акцизного збору | Код рядка 0221 | | | | форми № 50-сг | |---|------------------------------------------|-----------------| | 5 | Вартiсть наданих послуг (послуги | Графа 6, | | | машинно-тракторного парку, будiвельних | код рядка 0260 | | | i ремонтних бригад, iншi послуги), | форми № 50-сг | | | пов'язаних iз сiльськогосподарським | мiнус сума ПДВ | | | виробництвом | | |---|------------------------------------------|-----------------| | 6 | Скоригованiй дохiд (виручка) вiд | Визначається | | | реалiзацiї сiльськогосподарської | розрахунково | | | продукцiї власного виробництва | | | | та продуктiв її переробки | | | | (данi рядкiв 1 + 2 + 3 - 3.1 - 4 + 5) | | |---|------------------------------------------|-----------------| | 7 | Загальна сума валового доходу | Графа 3, | | | | код рядка 010 | | | | форми № 2 | | | | мiнус графа 3, | | | | код рядка 015 | | | | форми № 2 | | | | мiнус графа 3, | | | | код рядка 020 | | | | форми № 2 або | | | | графа 3, | | | | код рядка 010 | | | | форми № 2-м | | | | мiнус графа 3, | | | | код рядка 020 | | | | форми № 2-м | |---|------------------------------------------|-----------------| | 8 | Питома вага доходу (виручки) вiд | Рядок 6 : | | | реалiзацiї сiльськогосподарської | рядок 7 х 100% | | | продукцiї власного виробництва | | | | та продуктiв її переробки в | | | | загальнiй сумi валового доходу, % | | |---|------------------------------------------|-----------------| Отметим, что фермерские хозяйства могут провести аналогичный расчет по форме № 2 (ферм) "Основнi показники господарськоє та фiнансовоє дiяльностi селянського (фермерського) господарства", утвержденной приказом Госкомстата от 06.06.2003 г. № 165 ( v0165202-03 ). Данные для расчета 75%-го порога могут быть и неточными. Так, работники налоговых органов просят до 1 января подтвердить свой статус плательщика ФСН на следующий год. Конечно, в этом случае данные будут неточными, а прогнозными. А теперь рассмотрим некоторые нюансы. Ниже приведен вопрос по определению показателя выручки от реализации сельхозпродукции, поступивший в налоговый орган, и ответ, подготовленный работниками налоговых органов. Сельскохозяйственное предприятие занимается производством колбас и использует для этого как собственное сырье, так и сырье, закупленное у других предприятий. Кроме того, полученный урожай семян подсолнечника перерабатывается на растительное масло на другом предприятии на давальческих условиях. Потом полученные колбасы и растительное масло реализуются через собственную торговую сеть или отпускаются другим кредиторам в погашение задолженности. Можно ли учитывать доходы от реализации такой продукции при определении возможности перехода на уплату ФСН? * * * В данном случае растительное масло изготавливается из собственного сырья на давальческих условиях. Поэтому при определении возможности перехода на уплату ФСН сумма, полученная от дальнейшей реализации такого растительного масла, может быть включена в состав валового дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства. Как правило, в счет оплаты за предоставленные услуги перерабатывающее предприятие получает сырье (например, семена подсолнечника) или готовую продукцию (растительное масло). Также в валовой доход предприятия, которое предоставляло продукцию для переработки, может быть включена стоимость семян или готовой продукции, использованных для расчета за предоставленные перерабатывающим предприятием услуги. Что касается стоимости реализованной продукции, изготовленной на собственных перерабатывающих предприятиях, то здесь ситуация сложнее. Если буквально читать определение валового дохода, приведенное в п. 2 Положения о ФСН, получается, что для того чтобы попасть в его состав, изготовленная на собственных перерабатывающих мощностях реализуемая продукция должна быть исключительно сельскохозяйственной. Разумеется, это нонсенс, поскольку после окончания процесса переработки продукция из сельскохозяйственной превращается в промышленную. То есть из сельскохозяйственного сырья не может быть изготовлена сельскохозяйственная продукция. А вот для реализованной продукции, изготовленной из собственного сырья на давальческих условиях, никаких ограничений не установлено. Поэтому, несмотря на такую неточность в определениях, при исчислении суммы валового дохода учитывается именно стоимость любой реализованной продукции, но обязательно изготовленной из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Итак, если для производства готовой продукции было использовано только собственное сырье, стоимость реализованной готовой продукции можно включать в состав валового дохода от реализации сельскохозяйственной продукции без ограничений. Если же для производства готовой продукции используется и собственное, и приобретенное на стороне сельскохозяйственное сырье, то, по нашему мнению, правомерным будет включение в валовой доход только той части реализованной продукции, которая была изготовлена из собственного сырья. Несмотря на то что в письме переплетаются термины - показатели "выручка от реализации сельхозпродукции" и "валовой доход", соотношение которых при определенном уровне дает право на уплату ФСН, можно сделать вывод, что в выручку от реализации сельхозпродукции включаются: 1) сельхозпродукция, переданная в рамках бартерных операций; 2) выручка от реализации промышленной продукции, за исключением стоимости приобретенного на стороне сырья, использованного в производстве такой промышленной продукции. Правильность выводов, сделанных работниками налоговых органов в части правомерности включения в выручку от реализации сельхозпродукции стоимости реализованной промышленной продукции, изготовленной из собственного сельскохозяйственного сырья, подтверждает и Госкомпредпринимательства. Так, в письме от 11.02.2003 г. № 3-221/746 ( v_746563-03 ) разъясняется, что выручка от реализации хлебобулочных изделий, изготовленных из собственного сельскохозяйственного сырья, включается в выручку от реализации сельхозпродукции. При этом использовались следующие аргументы: согласно ГК 016-97 хлебобулочные изделия классифицируются как продукт переработки сельхозпродукции, так как относятся к продукции пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов (раздел 15, секция D - продукция обрабатывающей промышленности). А если договор о совместной деятельности? Обращаем внимание, что стоимость сельхозпродукции плательщика ФСН, реализованной в рамках совместной деятельности, не может включаться в выручку от реализации сельхозпродукции, поскольку она не является "продукцией собственного производства", и в валовой доход или общую выручку от реализации (которые по смыслу, как мы выяснили, являются одним и тем же показателем). Так, в соответствии с п.п. 7.7.2 Закона о налоге на прибыль учет результатов совместной деятельности ведется налогоплательщиком, уполномоченным на это другими сторонами согласно условиям договора, отдельно от учета хозяйственных результатов деятельности такого налогоплательщика. То есть из всех предприятий, заключивших договор на совместную деятельность, выбирается одно, которое и ведет учет результатов совместной деятельности на отдельном балансе. Расходы на производство продукции, ее поступление учитываются на отдельном балансе, следовательно, такую продукцию нельзя считать продукцией собственного производства, поскольку она принадлежит всем участникам совместной деятельности независимо от характера ее распределения между ними. Вывод: доходы, полученные в рамках совместной деятельности, вовсе не участвуют в расчете 75%-го порога. Как перейти на уплату ФСН? Следует отметить, что данный вопрос законодательно не урегулирован. На практике работники налоговых органов ежегодно просят потенциальных плательщиков ФСН писать в свободной форме заявление на переход к его уплате, например "Просим перевести (поставить) на уплату ФСН". Ни обязательность написания, ни срок подачи такого заявления законодательно не установлены. Однако согласно элементарным правилам делопроизводства изменение статуса плательщика налогов может осуществляться только по заявлению. Рекомендованный срок для подачи заявления - до 1 января текущего года. В самом заявлении работники налоговых органов просят привести данные за прошлый год по валовому доходу и выручке от реализации сельхозпродукции в стоимостном выражении и подтвердить соблюдение 75%-го порога (для обоснования или подтверждения права быть плательщиком ФСН). Вновь созданные субъекты хозяйствования информацию о доходах конечно же не указывают. Следует отметить, что в отличие от плательщиков единого и "фиксированного подоходного" налогов, которым выдаются соответствующее свидетельство плательщика единого налога и патент, плательщикам фиксированного сельскохозяйственного налога никаких специальных документов, подтверждающих их статус, не выдается (это и не предусмотрено законодательно). Однако во внутренних учетных документах налоговой инспекции такие лица числятся именно как плательщики ФСН и на каждого из них в налоговом органе открывается лицевой счет. А как же быть, если от вас такие документы требуют (например, банк)? В этом случае вы можете обратиться в налоговый орган по месту регистрации плательщика ФСН с просьбой выдать документ, подтверждающий ваш статус налогоплательщика. Таким документом является справка, выданная за подписью руководителя налогового органа (его заместителя) и заверенная печатью, а ее выдача предусмотрена Порядком расчета ФСН. Обращаем внимание, что такая справка выдается только после сдачи Расчета фиксированного сельскохозяйственного налога, форма которого утверждена Порядком расчета ФСН, и она (справка) подтверждает статус плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога. Как правило, ее выдают в каждом конкретном случае. Такую справку и нужно предъявлять по месту требования. Сразу отметим, что если потенциальный плательщик ФСН собирается осуществлять и торговлю за наличные средства, то такую справку для размещения в торговой точке 4 заказывать лучше заранее. Мы уже выяснили, что уплата ФСН освобождает от необходимости приобретения торгового патента. Так вот, чтобы избежать необходимости доказывать на торговом месте ваш налоговый статус и право не приобретать патент, советуем для вашего же спокойствия обзавестись документом, подтверждающим ваш статус плательщика фиксированного налога. В части 2 "Темы недели" "Фиксированный сельхозналог" мы рассмотрим вопросы, связанные с расчетом суммы ФСН, составлением и представлением отчетности по ФСН, его уплатой, порядком уточнения сумм ФСН при изменении объекта налогообложения и другие нюансы, связанные с исчислением и уплатой ФСН. {1} Данный вопрос подробно рассмотрен в статье "Как изменится со следующего года порядок расчета начислений и удержаний из заработной платы" // "Бухгалтерская неделя", 2003, № 40. {2} См. статью "Какой будет система пенсионного обеспечения с 1 января 2004 года" // "Бухгалтерская неделя", 2003, № 37. {3} Налоговое разъяснение относительно применения Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.2002 г. № 233 "Об утверждении Порядка определения критерия, по которому на сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяется специальный режим обложения налогом на добавленную стоимость и фиксированным сельскохозяйственным налогом", утвержденное приказом ГНАУ от 22.03.2002 г. № 123 (приложение "Документы"//"Бухгалтерская неделя", 2002, № 16). Поскольку Порядок утратил силу, то и Налоговое разъяснение также утратило силу. Материал подготовлен при содействии начальника отдела местных (ресурсных) рентных и неналоговых платежей ХОГНИ в Харьковской области Виктории Худавердиевой ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" № 51(103), стр. 41 [22.12.2003] Олег Чефранов ------------------------------------------------------------------