Поток сознания-5

        (Продолжение. Начало - см. в № 46'03 на с. 46-47)

             Долгосрочно-краткосрочное строительство;
                       нетрадиционные люди;
                           страховые 3%;
                        образовательные 2%;
                              13/87;
                        страшная Декларация

------------------------------------------------------------------

    Продолжать поток начнем не с самого важного, а - для разогрева
- с сущей ерунды.  Напомним, что ГНАУ в своем "Вестнике" запретила
квалификацию  строительства   жилья    для    физлиц    в качестве
"долгосрочного" (дескать, у физ нет хоздеятельности, а значит, нет
и ОФ, тобто все физ - бомжи, а кто им строит -  строит  не  ОФ,  а
непонятно что,  следовательно,  строительство  этого  долгосрочным
быть не может {1}).
    Интересно выходит, когда физлица наряду с  юр  являются  -  на
паях - заказчиками строительства одного  и  того  же  дома:  часть
квартир там будет для  работников  юрзаказчиков,  а  часть  -  для
конкретных физ, к этим юр отношения не имеющих.
    В  этом  случае,  чтобы  не   утратить    право    на выгодную
"долгосрочность" хотя бы в  части  юрквартир,  строящихся  для  не
перепродающего эти квартиры заказчика, придется делать невозможное
-  разделять  затраты  на  их  строительство  и   на строительство
"недолгосрочным" физ, в связи с чем всяческие расходы  надо  будет
распределять  пропорционально,  скажем,  "объему  реализации"  или
метражу (для юр/для физ).
    В части, приходящейся на "для людей", фактически произведенные
затраты влиять на доходы никак не будут;  в части же остальной они
- через  удельный вес в расходах плановых (взятых  опять-таки лишь
в юрдоле, то есть распределение должно быть и тут) -  повлияют  на
валовые доходы {2}.
    Тогда  -  при    завоеванной-таки    долгосрочности    -    до
окончательного перерасчета {3} доходы от строительства  в  юрчасти
будут возникать не по первому событию, а расчетно и  при  грамотно
завышенных плановых расходах будут невелики.  В то же время доходы
от строительства физквартир будут  начисляться  -  с  легкой  руки
умной ГНАУ - в обычном {4} порядке, то есть "по первому".
    Ну  а  если  плановые  затраты  завышены  были  мало,    может
возникнуть соблазн вернуться к нормальному  доходоисчислению  даже
там, где уже начали считать  ВД  через  коэффициент.  В  отношении
таких  желающих  у  налоговиков  было  два    пути:    потребовать
перерасчета  ВД  "по-нормальному"  с  самого  начала    исполнения
контракта  (но,  естественно,  без    штрафов)    или    запретить
возврат "ваще". ГНАУ, как известно {5}, пошла по второму пути.
    И правильно: назвался груздем - умей считать.  И  завышать.  И
потом - не рыпаться.
    Изучая различия  в  подходе разных подпунктов Закона О Прибыли 
( 334/94-ВР ) к понятию нетрадиционного плательщика {6},  следует,  
пожалуй,  из  любви  к  людям  упомянуть  особо  об отношении этих 
подпунктов к ним. Не любят людей и возвратнофинпомощный  4.1.6,  и  
антипредоплатный 11.2.3,  считающие  всех  физ нетрадиционными, то 
есть ненормальными.
    А вот обычноценовой 7.4.3 говорит как о нетрадиционных лишь  о
юрлицах.  Стало быть, при расчетах с физ сам по себе  факт  такого
человеческого (в прямом смысле слова) партнерства (если только это
не бартер, физ не связанный и т. д.) обычных цен по прибыли еще не
влечет. {7}
    Пользуясь с целью налогоизбегания  страховыми  маневрами  {8},
нужно помнить, что страховщицкие 3% берутся - согласно п/п.  7.2.1
Закона  О  Прибыли  ( 334/94-ВР )  -  не от прибыли,  а  от  всего 
валового   дохода   (за   вычетом  расходов  только   в   связи  с  
перестрахованием). Поэтому доля СК (часть проходящих сумм, которая 
ей остается) должна как минимум  покрывать 3% от "страх-взносов" - 
чтобы  и  государство  в  этом  всем  немножко  поучаствовало,   и 
страхкомпания была не в обиде.
    Налоговики   частенько    уверяют,    будто    при    действии
Староподоходного Декрета обучение  работников,  не  вписавшееся  в
дозволенные подпунктом 5.4.2
    Закона  О  Прибыли  ( 334/94-ВР )  2%  от  фонда  оплаты труда 
отчетного периода,  в части превышения должно - как удовлетворение 
личной нужды - еще  и  облагаться подоходным {9} (а уж какие сборы 
рядом с ним дежурят - всем известно).
    Аргументы против такой дикой логики приводились в "Бухгалтере"
ранее {10},  добавить  же  по  этой  теме  хотелось  бы  следующее
рассуждение.
    Согласимся (условно) с тем, что  сие  превышение  есть  личная
нужда, более того - документально оформим его  как  оплату  труда.
Тогда на ВЗ это счастье попадет не по "обученческому" 5.4.2  (абз.
3), а по "резиновому" 5.6.1, который  разрешает  валовозатратность
любых  (кроме  льготируемой  матпомощи)  выплат  в  денежной   или
натуральной форме, если они установлены по  договоренности  сторон
(то есть в  как  положено  зарегистрированном  колдоговоре  или  в
трудовом договоре с конкретным работником).
    Вот куда может завести логическое продолжение  принципа  "коль
фирме  столько  образованных  не  положено,  то  это  Ваше  личное
желание". Ах, личное? Вот и прекрасно. Тогда 5.4.2 тут ни при чем:
он регулирует общественное (точнее, фирменное), а не личное. А для
личного есть 5.6.1.
    Хотя - с учетом не только подоходного,  но  и  дружащих  с ним
соцстрахов - лучше все-таки (в смысле - выгоднее)  от  подоходного
отбиваться: экономия по налогу на прибыль всех потерь не покроет.
    Ну а с 2004 г. даже запаха глупых ограничительных 2%, влекущих
подоходный налог с образования, уже не будет. {11}
    Мы привыкли к  тому,  что  20/80  это  25%.  Более  того,  все
почему-то при виде  этих  цифр  тут  же  вспоминают  о  подоходном
обложении "снаружи" - когда источник выплаты  отдал  некую  чистую
сумму и на нее обратным счетом накручивает  подоходный.  Так  вот,
теперь (с 01.01.2004 г.) налоговые агенты должны будут на "чистую"
незарплатную  выплату  накручивать  не  25%,  а  13/87,  то   есть
14,9425%, или 0,149425 (новое число пи для бухгалтеров), -  как  в
случае применения новоподоходного  3.4,  так  и  в  случае  20.3.2
оттуда же.
    Но с учетом 3.5, если выплачена соцстрахооблагаемая  зарплата,
"внутренние"  пенсионносоцстрахи  теперь   из    базы    обложения
исключаются.  Поэтому при "внутренних" взносах, составляющих  (для
большинства)  2% + 0,5%  +  0,5%  =  3%,  результат  от  умножения
"по 3.4" на [новое пи + 1], то есть на 1,149425 (на 100/87), нужно
еще домножить "по 5.5" на 100/97,  чтобы  получить  "действительно
начисленную" сумму. Итого умножение выходит на 1,149425 х 1,030928
= 1,184974 (новое число "е").
    Итак, если "чистыми" выдано 87, то "грязными" начисляется 87 х
1,184974 = 103,093. Вычитаемые 3% составляют тогда 3,093, остается
в качестве объекта обложения подоходным  100,  или  "чистыми"  87,
ч. и т. д. {12}
    И еще один важный момент. В связи с тем, что проект Декларации
по подоходному (она будет  действовать  с  2005  г.  за  2004  г.)
содержит 12  приложений  и  с  ними  вместе  располагается  на  18
страницах, причем инструкцией по этого всего заполнению фактически
является сам Новоподоходный Закон (а никак не писульки на  обороте
этой Декларации и этих приложений), и с учетом того, что ГНАУ дала
уже понять, в какой степени на  ее  помощь  при  физдекларировании
можно  (не)рассчитывать  {13}),  чрезвычайно  актуальным  является
п. 18.2 Закона:

    "Для целей настоящего Закона обязанность плательщика налога по
    представлению  декларации  считается  исполненной,  если    он
    получал доходы исключительно от налоговых  агентов,  обязанных
    представлять отчетность  по  данному  налогу  в  установленном
    порядке".

    Итак, обязанность  -  может  быть,  как  бы  и  исполнена.  Но
право-то (из 18.1"б") - надеемся, осталось.  И если  потенциальный
декларант желает воспользоваться кайфом от налогового кредита,  то
без декларации -  и  соответствующего  приложения  -  ему  уже  не
обойтись. Что ж, осознанная необходимость и есть свобода..! {14}

    (Окончание следует)

{1} См. "Бухгалтер" № 45'03, с. 30-31.
{2} Займутся  этим  диким  рассортированием  лишь  те,  для   кого
    невозможного нет; остальные  же  с  радостью  от  такой  затеи
    откажутся: "дешевле" иметь ранние доходы.
    Так  что  незаконным  лишением   права    на    долгосрочность
    строительства физзаказчикам ГНАУ заодно дискриминировала в том
    же плане "соседнее" строительство для юр, хотя бы оно под 7.10
    и попадало.
    (Напомним,  что  для  долгосрочных  контрактов  ВД    согласно
    п/п. 7.10.3-7.10.8 Закона О Прибыли рассчитываются  условно  -
    умножением цены  на  удельный  вес  произведенных  расходов  в
    планировавшихся).
{3} Производимого согласно п/п. 7.10.9.
{4} Не путать с такими же ценами.
{5} См. "Бухгалтер" № 43'03, с. 27, п. 6.
{6} См. № 45'03, с. 44.
{7} А то бы давно всю розницу облагали по обычным ценам.
    Кстати, продажа  простым  физлицам  не  дискриминирована  и  в
    п. 4.2 Закона об НДС.
{8} № 32'03, с. 36-37, № 33'03, с. 46  (внизу  справа),  №  45'03,
    с. 45 (вверху).
{9} См., например, "Бухгалтер" № 37'03, с. 13.
{10} См. № 5'03, с. 41-43.
{11} Их заменят "умные" ограничительные 510 грн.  из  п/п. 5.3.3 и
     6.5.1 Новоподоходного Закона.
{12} Что и требовалось доказать.
{13} См.  "Бухгалтер"  №  38'03,  с.  13,  п/п.  2.4.3,  и  с.  14
     п/п. 2.4.4.
{14} Как ее определял дедушка Энгельс.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 47(239), стр. 38
[01.12.2003]
Александр Кирш

------------------------------------------------------------------