Поток сознания-5 (Продолжение. Начало - см. в № 46'03 на с. 46-47) Долгосрочно-краткосрочное строительство; нетрадиционные люди; страховые 3%; образовательные 2%; 13/87; страшная Декларация ------------------------------------------------------------------ Продолжать поток начнем не с самого важного, а - для разогрева - с сущей ерунды. Напомним, что ГНАУ в своем "Вестнике" запретила квалификацию строительства жилья для физлиц в качестве "долгосрочного" (дескать, у физ нет хоздеятельности, а значит, нет и ОФ, тобто все физ - бомжи, а кто им строит - строит не ОФ, а непонятно что, следовательно, строительство этого долгосрочным быть не может {1}). Интересно выходит, когда физлица наряду с юр являются - на паях - заказчиками строительства одного и того же дома: часть квартир там будет для работников юрзаказчиков, а часть - для конкретных физ, к этим юр отношения не имеющих. В этом случае, чтобы не утратить право на выгодную "долгосрочность" хотя бы в части юрквартир, строящихся для не перепродающего эти квартиры заказчика, придется делать невозможное - разделять затраты на их строительство и на строительство "недолгосрочным" физ, в связи с чем всяческие расходы надо будет распределять пропорционально, скажем, "объему реализации" или метражу (для юр/для физ). В части, приходящейся на "для людей", фактически произведенные затраты влиять на доходы никак не будут; в части же остальной они - через удельный вес в расходах плановых (взятых опять-таки лишь в юрдоле, то есть распределение должно быть и тут) - повлияют на валовые доходы {2}. Тогда - при завоеванной-таки долгосрочности - до окончательного перерасчета {3} доходы от строительства в юрчасти будут возникать не по первому событию, а расчетно и при грамотно завышенных плановых расходах будут невелики. В то же время доходы от строительства физквартир будут начисляться - с легкой руки умной ГНАУ - в обычном {4} порядке, то есть "по первому". Ну а если плановые затраты завышены были мало, может возникнуть соблазн вернуться к нормальному доходоисчислению даже там, где уже начали считать ВД через коэффициент. В отношении таких желающих у налоговиков было два пути: потребовать перерасчета ВД "по-нормальному" с самого начала исполнения контракта (но, естественно, без штрафов) или запретить возврат "ваще". ГНАУ, как известно {5}, пошла по второму пути. И правильно: назвался груздем - умей считать. И завышать. И потом - не рыпаться. Изучая различия в подходе разных подпунктов Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) к понятию нетрадиционного плательщика {6}, следует, пожалуй, из любви к людям упомянуть особо об отношении этих подпунктов к ним. Не любят людей и возвратнофинпомощный 4.1.6, и антипредоплатный 11.2.3, считающие всех физ нетрадиционными, то есть ненормальными. А вот обычноценовой 7.4.3 говорит как о нетрадиционных лишь о юрлицах. Стало быть, при расчетах с физ сам по себе факт такого человеческого (в прямом смысле слова) партнерства (если только это не бартер, физ не связанный и т. д.) обычных цен по прибыли еще не влечет. {7} Пользуясь с целью налогоизбегания страховыми маневрами {8}, нужно помнить, что страховщицкие 3% берутся - согласно п/п. 7.2.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) - не от прибыли, а от всего валового дохода (за вычетом расходов только в связи с перестрахованием). Поэтому доля СК (часть проходящих сумм, которая ей остается) должна как минимум покрывать 3% от "страх-взносов" - чтобы и государство в этом всем немножко поучаствовало, и страхкомпания была не в обиде. Налоговики частенько уверяют, будто при действии Староподоходного Декрета обучение работников, не вписавшееся в дозволенные подпунктом 5.4.2 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ) 2% от фонда оплаты труда отчетного периода, в части превышения должно - как удовлетворение личной нужды - еще и облагаться подоходным {9} (а уж какие сборы рядом с ним дежурят - всем известно). Аргументы против такой дикой логики приводились в "Бухгалтере" ранее {10}, добавить же по этой теме хотелось бы следующее рассуждение. Согласимся (условно) с тем, что сие превышение есть личная нужда, более того - документально оформим его как оплату труда. Тогда на ВЗ это счастье попадет не по "обученческому" 5.4.2 (абз. 3), а по "резиновому" 5.6.1, который разрешает валовозатратность любых (кроме льготируемой матпомощи) выплат в денежной или натуральной форме, если они установлены по договоренности сторон (то есть в как положено зарегистрированном колдоговоре или в трудовом договоре с конкретным работником). Вот куда может завести логическое продолжение принципа "коль фирме столько образованных не положено, то это Ваше личное желание". Ах, личное? Вот и прекрасно. Тогда 5.4.2 тут ни при чем: он регулирует общественное (точнее, фирменное), а не личное. А для личного есть 5.6.1. Хотя - с учетом не только подоходного, но и дружащих с ним соцстрахов - лучше все-таки (в смысле - выгоднее) от подоходного отбиваться: экономия по налогу на прибыль всех потерь не покроет. Ну а с 2004 г. даже запаха глупых ограничительных 2%, влекущих подоходный налог с образования, уже не будет. {11} Мы привыкли к тому, что 20/80 это 25%. Более того, все почему-то при виде этих цифр тут же вспоминают о подоходном обложении "снаружи" - когда источник выплаты отдал некую чистую сумму и на нее обратным счетом накручивает подоходный. Так вот, теперь (с 01.01.2004 г.) налоговые агенты должны будут на "чистую" незарплатную выплату накручивать не 25%, а 13/87, то есть 14,9425%, или 0,149425 (новое число пи для бухгалтеров), - как в случае применения новоподоходного 3.4, так и в случае 20.3.2 оттуда же. Но с учетом 3.5, если выплачена соцстрахооблагаемая зарплата, "внутренние" пенсионносоцстрахи теперь из базы обложения исключаются. Поэтому при "внутренних" взносах, составляющих (для большинства) 2% + 0,5% + 0,5% = 3%, результат от умножения "по 3.4" на [новое пи + 1], то есть на 1,149425 (на 100/87), нужно еще домножить "по 5.5" на 100/97, чтобы получить "действительно начисленную" сумму. Итого умножение выходит на 1,149425 х 1,030928 = 1,184974 (новое число "е"). Итак, если "чистыми" выдано 87, то "грязными" начисляется 87 х 1,184974 = 103,093. Вычитаемые 3% составляют тогда 3,093, остается в качестве объекта обложения подоходным 100, или "чистыми" 87, ч. и т. д. {12} И еще один важный момент. В связи с тем, что проект Декларации по подоходному (она будет действовать с 2005 г. за 2004 г.) содержит 12 приложений и с ними вместе располагается на 18 страницах, причем инструкцией по этого всего заполнению фактически является сам Новоподоходный Закон (а никак не писульки на обороте этой Декларации и этих приложений), и с учетом того, что ГНАУ дала уже понять, в какой степени на ее помощь при физдекларировании можно (не)рассчитывать {13}), чрезвычайно актуальным является п. 18.2 Закона: "Для целей настоящего Закона обязанность плательщика налога по представлению декларации считается исполненной, если он получал доходы исключительно от налоговых агентов, обязанных представлять отчетность по данному налогу в установленном порядке". Итак, обязанность - может быть, как бы и исполнена. Но право-то (из 18.1"б") - надеемся, осталось. И если потенциальный декларант желает воспользоваться кайфом от налогового кредита, то без декларации - и соответствующего приложения - ему уже не обойтись. Что ж, осознанная необходимость и есть свобода..! {14} (Окончание следует) {1} См. "Бухгалтер" № 45'03, с. 30-31. {2} Займутся этим диким рассортированием лишь те, для кого невозможного нет; остальные же с радостью от такой затеи откажутся: "дешевле" иметь ранние доходы. Так что незаконным лишением права на долгосрочность строительства физзаказчикам ГНАУ заодно дискриминировала в том же плане "соседнее" строительство для юр, хотя бы оно под 7.10 и попадало. (Напомним, что для долгосрочных контрактов ВД согласно п/п. 7.10.3-7.10.8 Закона О Прибыли рассчитываются условно - умножением цены на удельный вес произведенных расходов в планировавшихся). {3} Производимого согласно п/п. 7.10.9. {4} Не путать с такими же ценами. {5} См. "Бухгалтер" № 43'03, с. 27, п. 6. {6} См. № 45'03, с. 44. {7} А то бы давно всю розницу облагали по обычным ценам. Кстати, продажа простым физлицам не дискриминирована и в п. 4.2 Закона об НДС. {8} № 32'03, с. 36-37, № 33'03, с. 46 (внизу справа), № 45'03, с. 45 (вверху). {9} См., например, "Бухгалтер" № 37'03, с. 13. {10} См. № 5'03, с. 41-43. {11} Их заменят "умные" ограничительные 510 грн. из п/п. 5.3.3 и 6.5.1 Новоподоходного Закона. {12} Что и требовалось доказать. {13} См. "Бухгалтер" № 38'03, с. 13, п/п. 2.4.3, и с. 14 п/п. 2.4.4. {14} Как ее определял дедушка Энгельс. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 47(239), стр. 38 [01.12.2003] Александр Кирш ------------------------------------------------------------------