Проверки в сфере защиты прав потребителей

------------------------------------------------------------------

    (Окончание. Начало см. в газете "Налоги и бухгалтерский учет",
    2003, № 95, 101)

    Штрафы по Закону о защите прав потребителей

    По  результатам  проверок  органы  Госпотребстандарта   вправе
налагать  на    хозяйствующих    субъектов    штрафные    санкции,
предусмотренные  в  ст.  23  Закона  о  защите  прав  потребителей 
( 1023-12 ):
    1) за отказ потребителю в реализации его  прав,  установленных
п. 1 ст. 14 и п. 3 ст. 15 Закона о защите прав потребителей,  -  в
десятикратном  размере  стоимости  товара,   выполненной    работы
(предоставленной услуги) исходя из  цен,  действовавших  на  время
приобретения товара, заказа работы (предоставления услуги), но  не
менее двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В п. 1
ст.  14  этого  Закона  указано,  что  потребитель  при  выявлении
недостатков или фальсификации товара в течение гарантийного  срока
имеет право:
    а) на бесплатное устранение недостатков или компенсацию затрат
на их исправление потребителем или третьим лицом;
    б) на замену на аналогичный качественный товар;
    в) на соответствующее уменьшение покупной цены товара;
    г) на замену товара на такой же  товар  другой  модификации  с
соответствующим пересчетом цены;
    д) на расторжение договора и компенсацию понесенных убытков.
    В пункте 3 ст. 15 указано, что в случае выявления  недостатков
в выполненной работе (предоставленной  услуге)  потребитель  имеет
право по своему выбору требовать:
    - бесплатного устранения недостатков;
    - соответствующего уменьшения цены;
    - бесплатного изготовления вещи из  такого  же  материала  или
повторного выполнения работы;
    - возмещения причиненных ему убытков, связанных с  устранением
недостатков своими силами или с привлечением третьего лица;
    2) за изготовление или реализацию товара,  выполнение  работы,
предоставление  услуги,  которые  не  соответствуют    требованиям
нормативных  документов,  -  в  размере  50  процентов   стоимости
изготовленной  или  полученной  для  реализации  партии    товара,
выполненной работы, предоставленной услуги,  но  не  менее  десяти
ннмдг, а в случае  если  законодательством  субъект  хозяйственной
деятельности освобожден от ведения обязательного учета  доходов  и
расходов, - в размере десяти ннмдг;
    3) за реализацию  товара,  выполнение  работы,  предоставление
услуги, которые подлежат обязательной сертификации,  но  не  имеют
сертификата соответствия (свидетельства о  признании  иностранного
сертификата), - в размере 50 процентов  стоимости  полученной  для
реализации  партии  товара,  выполненной  работы,  предоставленной
услуги,  но  не  менее  десяти  ннмдг,    а    в    случае    если
законодательством субъект хозяйственной деятельности освобожден от
ведения обязательного учета доходов и расходов, - в размере десяти
ннмдг;
    4) за  изготовление,  реализацию  товара,  выполнение  работы,
предоставление  услуги,  которые  не  соответствуют    требованиям
нормативных  документов  относительно  безопасности  для    жизни,
здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды,  -
в размере 300 процентов стоимости изготовленной или полученной для
реализации  партии  товара,  выполненной  работы,  предоставленной
услуги,  но  не  менее  двадцати  пяти  ннмдг,  а  в  случае  если
законодательством субъект хозяйственной деятельности освобожден от
ведения обязательного  учета  доходов  и  расходов,  -  в  размере
пятидесяти ннмдг;
    5) за реализацию  товара,  выполнение  работы,  предоставление
услуги, запрещенных для  изготовления  и  реализации  (выполнения,
предоставления)  соответствующим  государственным  органом,  -   в
размере 500 процентов стоимости полученной для  реализации  партии
товара, выполненной работы, предоставленной услуги,  но  не  менее
ста ннмдг, а в случае если законодательством субъект хозяйственной
деятельности освобожден от ведения обязательного учета  доходов  и
расходов, - в размере ста ннмдг;
    6) за реализацию опасного товара (яда, ядохимиката, взрыво-  и
огнеопасного вещества и  т.  п.)  без  надлежащей  предупреждающей
маркировки,  а  также  без  информации  о  правилах  и    условиях
безопасного его использования - в размере 100 процентов  стоимости
полученной для реализации партии  товара,  но  не  менее  двадцати
ннмдг, а в случае  если  законодательством  субъект  хозяйственной
деятельности освобожден от ведения обязательного учета  доходов  и
расходов, - в размере двадцати ннмдг;
    7) за  отсутствие  необходимой,  доступной,   достоверной    и
своевременной информации о товаре, работе, услуге - в  размере  30
процентов  стоимости  полученной  для  реализации  партии  товара,
выполненной работы,  предоставленной  услуги,  но  не  менее  пяти
ннмдг, а в случае  если  законодательством  субъект  хозяйственной
деятельности освобожден от ведения обязательного учета  доходов  и
расходов, - в размере пяти ннмдг;
    8) за  создание  препятствий  служебному    лицу    специально
уполномоченного органа исполнительной власти в сфере  защиты  прав
потребителей в проведении проверки качества  товаров,  выполняемых
(выполненных) работ, предоставляемых  (предоставленных)  услуг,  а
также правил торгового и других видов  обслуживания  -  в  размере
от 1 до 10 процентов стоимости реализованных товаров,  выполненных
работ, предоставленных услуг за прошлый календарный месяц,  но  не
менее десяти ннмдг, а  в  случае  если  законодательством  субъект
хозяйственной деятельности  освобожден  от  ведения  обязательного
учета доходов и расходов, - в размере десяти ннмдг;
    9) за реализацию товара, срок годности  которого  истек,  -  в
размере 200 процентов стоимости остатка полученной для  реализации
партии товара, но не менее пяти ннмдг;
    10)  за  нарушение  условий  договора  между  потребителем   и
исполнителем  о  выполнении  работы,  предоставлении  услуги  -  в
размере 100 процентов стоимости работы, услуги.  Те  же  действия,
совершенные относительно группы потребителей, - в размере от 1  до
10 процентов стоимости выполненных работ, предоставленных услуг за
прошлый календарный месяц, но не менее пяти ннмдг.
    Штрафы  исчисляются  исходя  из  стоимости   партии    товара,
полученного  для  реализации  от  поставщика  (т.  е.   от    цены
приобретения товара, включая  НДС),  а  не  от  цены,  по  которой
хозяйствующий субъект продает этот товар (см. п. 8 Разъяснения ВАС
"О  некоторых  вопросах  практики  применения    отдельных    норм
действующего законодательства при решении споров" от  01.07.96  г.
№  01-8/241  ( v_241800-96 ),   с   изменениями  и  дополнениями).  
Исключение  составляет штраф за отказ потребителю в реализации его 
прав, предусмотренных п. 1 ст. 14 и п. 3 ст. 15  Закона  о  защите 
прав потребителей.  Сумма такого штрафа исчисляется исходя из цен, 
действовавших на момент приобретения товара потребителем.
    При исчислении штрафов за нарушения норм Закона о защите  прав
потребителей  при  выполнении  работ  (предоставлении  услуг)  для
расчета берут отпускную стоимость  услуги.  Если  работа  (услуга)
материалоёмкая  и  стоимость  израсходованных  материалов    легко
выделить из общей стоимости услуги, для  начисления  суммы  штрафа
используют  стоимость  собственно  работы  (услуги)  за    вычетом
стоимости израсходованных материалов.
    Ни в Законе о защите прав потребителей, ни в Положении  № 1177
( 1177-2002-п )  нет  норм о поглощении ответственности  за  менее  
тяжкое  нарушение  ответственностью   за   более  тяжкое.   Штрафы  
налагают  за  каждое выявленное нарушение, а при определении суммы  
штрафа  исходят  из  фактического состава нарушения.  Например, за 
реализацию   товара,   не  отвечающего   требованиям   нормативных 
документов, предусмотрен штраф  50%  от стоимости  партии  товара.  
Такой  же  размер  штрафа предусмотрен  и  за  реализацию  товара,  
подлежащего обязательной сертификации,  но не имеющего сертификата    
соответствия.  Предположим,  что   товар   подлежит   обязательной 
сертификации, но  не сертифицирован  потому,  что не соответствует    
обязательным  требованиям.   За  реализацию  такого  товара  будет 
наложен  штраф  не  в  размере  100%  (т.  е.  50% + 50%  по  двум 
предыдущим основаниям),  а  в  размере 300% от покупной  стоимости 
партии   товара.    При  обязательной   сертификации   проверяются 
требования  по  безопасности   товаров.   Если   товар  не  прошел 
сертификационных испытаний, значит, он опасен для жизни,  здоровья  
и имущества потребителей. Одновременно будет наложен  30%-й  штраф  
за отсутствие необходимой и достоверной информации о таком товаре.

    Штрафы по Закону

    "О государственном регулировании производства и оборота спирта
    этилового, коньячного  и  плодового,  алкогольных  напитков  и
    табачных изделий"

    Ответственность  за  нарушения  законодательства    в    сфере
производства  и  торговли  спиртом,  алкогольными   напитками    и
табачными изделиями  предусмотрена  в  ст. 17  Закона  № 481/95-ВР 
( 481/95-ВР ).  Госпотребстандарт  может  самостоятельно применять    
финансовые санкции по ст. 17 Закона № 481/95-ВР, в случае:
    - оптовой  и  розничной  торговли  алкогольными  напитками   и
табачными  изделиями  без  наличия  заверенной  поставщиком  копии
сертификата  соответствия  -  200%  стоимости    полученной    для
реализации партии товаров, но не менее  1700  грн.  (абзац  шестой
части второй ст. 17);
    - нарушения требований ст. 15-3 этого Закона - 1700 грн., а  в
случае повторного в течение года  нарушения  -  3400  грн.  (абзац
восьмой части второй ст. 17).
    Согласно  ст.  15-3  Закона  №  481/95-ВР  запрещена   продажа
алкогольных напитков и табачных изделий:
    - лицам, не достигшим 18 лет;
    - в помещениях и на территории учебных заведений  и  заведений
здравоохранения;
    - в  помещениях  специализированных   торговых    организаций,
осуществляющих  торговлю  товарами  детского   ассортимента    или
спортивными товарами, а также в соответствующих отделах  (секциях)
универсальных торговых организаций;
    - в местах проведения спортивных соревнований;
    - в других местах, указанных органами местного самоуправления;
    - с торговых автоматов;
    - в отделах самообслуживания (кроме табачных изделий в  блоках
и алкогольных напитков);
    - поштучно (для табачных изделий, кроме сигар);
    - с рук и в не определенных для этого местах торговли;
    - товаров детского ассортимента, имитирующих табачные изделия.
    Эти    ограничения    легли    в    основу    "подконтрольных"
Госпотребстандарту:
    - Правил   розничной    торговли    алкогольными    напитками,
утвержденных  постановлением  КМ  Украины  от  30.07.96  г.  № 854 
( 854-96-п ),  с  изменениями  и  дополнениями   (см.  "Налоги   и  
бухгалтерский учет", 2003, № 60);
    - Правил розничной торговли табачными изделиями,  утвержденных
постановлением КМ Украины  от  24.07.2002 г. № 218 ( z0751-02 ), с  
изменениями  и  дополнениями (см. "Налоги  и  бухгалтерский учет", 
2002, № 70).
    В  п. 7  Порядка  № 790  ( 790-2003-п )  указано,  что органы, 
выявившие  нарушения  в  сфере  производства   и   оборота  спирта  
этилового,  коньячного  и  плодового,   алкогольных   напитков   и  
табачных  изделий,  обязаны  уведомить об этих  нарушениях  орган,  
выдавший  лицензию  на  проведение указанного вида деятельности, - 
Департамент  по  вопросам  администрирования  акцизного   сбора  и 
контроля   за   производством  и  обращением  подакцизных  товаров  
ГНА,  или  его  региональные  управления   и   их  территориальные 
подразделения.  Именно уведомить,  а  не  передать  в  этот  орган 
составленный акт проверки.

    Штрафы по Закону о рекламе ( 270/96-ВР )

    Согласно п. 1 ст. 26 Закона о рекламе, контроль за соблюдением
законодательства о рекламе осуществляют в рамках своих полномочий:
    - Госпотребстандарт - относительно защиты прав потребителей;
    - Антимонопольный комитет Украины  -  относительно  соблюдения
законодательства о защите экономической конкуренции;
    - Национальный  совет  Украины   по   вопросам  телевидения  и
радиовещания   -  относительно  телерадиоорганизаций   всех   форм
собственности.
    Дела о нарушении законодательства о рекламе рассматриваются на
основании представлений  государственных  органов  и  общественных
организаций, по собственной инициативе  Госпотребстандарта  и  его
территориальных органов и на основании обращений  заявителей.  Как
правило, проверка соблюдения законодательства о рекламе проводится
по  собственной  инициативе  Госпотребстандарта,  при    выявлении
рекламных материалов, выполненных или  размещенных  с  нарушениями
норм Закона о рекламе.  Но дело  о  нарушении  законодательства  о
рекламе может быть открыто и в  ходе  "обычной"  проверки  СПД.  К
наиболее типичным нарушениям относятся:
    - отсутствие у СПД  разрешительных  документов  на  размещение
рекламы;
    - размещение рекламы не на украинском языке;
    - размещение рекламы алкогольных напитков и  табачных  изделий
возле детских, образовательных и лечебных учреждений.
    При проверке исполнения  законодательства  о  рекламе  в  ходе
плановой  (или  внеплановой,  по  заявлениям  граждан)    проверки
субъекта хозяйствования, часто выявляют  рекламу  скидок,  которые
фактически не предоставляются.
    В ст. 7 главы 8  Закона  о  рекламе  указано,  что  размещение
информации о производителе товара и/или товаре в местах, где  этот
товар реализуется или предоставляется  потребителю,  не  считается
рекламой.  Под товаром в Законе о рекламе понимается любой предмет
хозяйственного обращения, в том числе продукция,  работы,  услуги,
ценные  бумаги,  объекты  права  интеллектуальной   собственности.
Положения Закона о  рекламе  в  этом  случае  не  применяются,  но
вступают в силу нормы ст. 23 Закона о защите прав потребителей. За
недостоверную информацию о товаре (услуге)  предусмотрен  штраф  в
размере 30% от покупной стоимости  товара.  При  выборе  рекламных
материалов  для  украшения    торгового    зала    следует    быть
внимательными.
    Не  является  рекламой  и  вывеска  с  наименованием  продавца
(исполнителя работ, услуг). В пункте 3 ст. 19 Закона о защите прав
потребителей  указано,  что    продавец    (исполнитель)    обязан
предоставить  покупателю  достоверную  и  доступную  информацию  о
наименовании, режиме работы и принадлежности своего предприятия.
    Согласно п. 1 части 2 ст. 27 Закона о рекламе, ответственность
за нарушение Закона о рекламе несут рекламодатели, виновные:
    - в  заказе  рекламы  продукции,  производство  и/или   оборот
которой запрещен законом;
    - в  предоставлении  недостоверной  информации   производителю
рекламы, необходимой для производства рекламы;
    - в заказе распространения рекламы, запрещенной законом;
    - в  несоблюдении  установленных   законом    требований    по
содержанию рекламы;
    - в нарушении порядка распространения  рекламы,  если  реклама
распространяется ими самостоятельно.
    За перечисленные нарушения рекламодатели несут ответственность
в  размере  пятикратной  стоимости    распространенной    рекламы.
Повторное совершение перечисленных нарушений в течение года влечет
за собой наложение штрафа в двойном по сравнению с предусмотренным
за  эти  нарушения  размере.  Стоимость  распространенной  рекламы
определяется исходя из ее договорной (контрактной)  стоимости  без
учета суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов  (обязательных
платежей) - т. е. без НДС и налога на рекламу.

    Порядок уплаты и порядок обжалования штрафов

    Сроки уплаты штрафов, сроки и порядок  обжалования  решений  о
наложении  административной  ответственности  и  штрафных  санкций
представим в таблице.

|--------------|--------|-------------|------------|-------------|
|  Вид штрафа  |  Срок  |     Срок    | Инстанция  |   В случае  |
|              | уплаты | обжалования | для подачи | обжалования,|
|              |        |             | жалобы     |  исполнение |
|              |        |             |            |   решения:  |
|--------------|--------|-------------|------------|-------------|
| Админштраф   | 15 дней| 10 дней     | Вышестоящий| Приостанав- |
|              |        |             | орган      | ливается    |
|              |        |             |------------|-------------|
|              |        |             | Суд        | Приостанав- |
|              |        |             |            | ливается    |
|--------------|--------|-------------|------------|-------------|
| Штраф по     | 15 дней| Не          | Вышестоящий| Не при-     |
| ст. 23       |        | установлен  | орган      | останав-    |
| Закона о     |        |             |            | ливается    |
| защите прав  |        |             |------------|-------------|
| потребителей |        |             | Суд        | Не при-     |
|              |        |             |            | останав-    |
|              |        |             |            | ливается    |
|--------------|--------|-------------|------------|-------------|
| Штраф по     | 15 дней| Один месяц  | Суд        | Не при-     |
| ст. 17       |   {1}  |             |            | останав-    |
| Закона       |        |             |            | ливается    |
| № 481/95-ВР  |        |             |            |             |
|--------------|--------|-------------|------------|-------------|
| Штраф по     | 10 дней| Не          | Суд        | Не при-     |
| ст. 27       |        | установлен  |            | останав-    |
| Закона о     |        |             |            | ливается    |
| рекламе      |        |             |            |             |
|--------------|--------|-------------|------------|-------------|

    Ниже приведены пояснения к таблице.

    Админштраф

    Порядок обжалования административного штрафа приведен в  главе
24  КоАП  ( 80731-10 ),  процедура  исполнения   постановления  об  
административном наказании  -  в главах 25 и 27 КоАП ( 80731-10 ). 
Остановимся   на   основных   положениях   КоАП   применительно  к 
административным штрафам, налагаемым органами Госпотребстандарта.
    Согласно ст. 288 КоАП ( 80731-10 ), постановление  по  делу об
административном  правонарушении  может    быть    обжаловано    в
вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в  районный
суд, решение которого является окончательным.
    У Госпотребстандарта  -  двухуровневая  структура,  жалобы  на
решения территориальных Управлений нужно подавать в Киев.  Срок  -
10 дней со дня вынесения  постановления.  Согласно  ст.  291  КоАП 
( 80731-10 ),  подача  жалобы  (в  вышестоящий орган  или  в  суд)  
приостанавливает     исполнение      постановления   по   делу  об 
административном правонарушении до рассмотрения жалобы.
    Согласно ст. 307 КоАП ( 80731-10 ), штраф должен быть  оплачен  
нарушителем не позже 15 дней со дня вручения  ему  постановления о  
наложении штрафа, а в случае обжалования постановления - не позже, 
чем через 15 дней  со  дня  уведомления об отказе в удовлетворении 
жалобы.
    Отнесение  суммы  административного  штрафа,  налагаемого   на
должностное лицо за счет предприятия (учреждения),  запрещено.  Но
по заявлению нарушителя, админштраф  может  быть  удержан  из  его
заработной платы и перечислен в бюджет бухгалтерией предприятия.

    Штраф за нарушение норм Закона о защите прав потребителей

    Взыскания за нарушение прав потребителей  налагаются  согласно
Положению о порядке наложения и  взыскания  штрафов  за  нарушения
законодательства  о  защите  прав   потребителей,    утвержденному
постановлением КМ Украины от 17.08.2002 г.  № 1177 ( 1177-2002-п ) 
(далее  -  Положение  № 1177,  см.  "Налоги и бухгалтерский учет", 
2003, № 95).  Решение  о  наложении штрафов принимают на основании  
акта  проверки председатель Госпотребстандарта,  его  заместители,    
начальники   территориальных  органов  Госпотребстандарта   и   их 
заместители.
    Как и в делах об административных  правонарушениях,  вопрос  о
наложении штрафа за нарушение норм ст. 23  Закона  о  защите  прав
потребителей может быть рассмотрен  без  участия  правонарушителя,
если он был заранее  предупрежден,  но  не  подал  ходатайство  об
отложении рассмотрения дела.  Постановление о наложении  штрафа  в
трехдневный срок направляется  нарушителю.  Субъект  хозяйственной
деятельности обязан перечислить  штраф в  госбюджет  в  15-дневный
срок после получения постановления, о  чем  в  течение  трех  дней
письменно уведомляет наложивший штраф орган, с  приложением  копии
платежного поручения о перечислении штрафа  в  госбюджет.  Поэтому
управление Госпотребстандарта ждет  18  дней  с  момента  вручения
постановления о  наложении  штрафа  и  по  истечении  этого  срока
начинает процедуру его принудительного взыскания. 5  декабря  2003
года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений  в  статью
23 Закона Украины "О защите прав потребителей"  от  18.11.2003  г.
№ 1252-IV ( 1252-15 ).  Статья 23 дополнена  частью  четвертой:  в    
случае  неисполнения  в  добровольном  порядке   решений   органов
Госпотребстандарта, их  принудительное  исполнение  осуществляется
государственной исполнительной службой.
    Постановление о наложении штрафа за нарушение  норм  Закона  о
защите прав  потребителей  может  быть  обжаловано  в  вышестоящем
органе Госпотребстандарта или в хозяйственном суде.  Подача жалобы
в вышестоящий  орган  или  суд  не  приостанавливает  срок  уплаты
штрафа. Но Госпотребстандарт, как правило, этим не злоупотребляет,
и  при  получении  сообщения   об    обжаловании    решения    сам
приостанавливает исполнение взыскания.  В п. 7  Положения  №  1177
( 1177-2002-п ) указано, что постановление о наложении  штрафа  не    
подлежит  исполнению, если оно не  было  обращено  к  исполнению в  
течение одного года.  Значит, у органов Госпотребстандарта имеется 
один год для урегулирования споров по вынесенному решению.

    Штраф за нарушение норм Закона № 481/95-ВР ( 481/95-ВР )

    Порядок применения финансовых санкций, предусмотренных статьей
17 Закона Украины "О государственном регулировании производства  и
оборота спирта  этилового,  коньячного  и  плодового,  алкогольных
напитков и табачных изделий" утвержден постановлением  КМ  Украины
от 02.06.2003 г. № 790 ( 790-2003-п ) (далее - Порядок № 790,  см. 
"Налоги  и  бухгалтерский учет", 2003, № 47).  Согласно п. 6 этого  
Порядка,  решения  о  применении  финансовых  санкций  принимаются  
руководителем  органа  Госпотребстандарта  в  пределах компетенции  
этого    комитета,   определенных   законодательством.   Вопрос  о 
применении санкций может  рассматриваться с участием нарушителя по  
его требованию  или  по требованию органа, принявшего решение о их 
применении.
    Срок уплаты финансовых санкций, налагаемых по  ст.  17  Закона
№ 481/95-ВР ( 481/95-ВР ), -  15  дней.  Согласно  п.  10  Порядка  
№ 790 ( 790-2003-п ),  при  невыполнении СПД  решения о применении 
финансовых санкций в течение 30 дней  после  его  получения  сумма  
санкций взыскивается на основании решения суда.  Решение считается 
выполненным  и  снимается  с  контроля  после представления  копии  
платежного поручения о перечислении штрафа в бюджет.
    Согласно ст. 17 Закона № 481/95-ВР, действия органов,  имеющих
право контроля  за  реализацией  норм  этого  закона,  могут  быть
обжалованы в месячный  срок  в  судебном  порядке.  Обжалованию  в
вышестоящие инстанции решение не подлежит.  В  случае  обжалования
срок уплаты санкций не приостанавливается.

    Штраф за нарушение норм Закона о рекламе

    Порядок наложения  штрафов  за  нарушения  законодательства  о
рекламе, утвержденный постановлением КМ  Украины  от  08.09.97  г.
№ 997  ( 997-97-п ),  с  изменениями  и  дополнениями,  не  вполне  
соответствует  Закону  о  рекламе   в  его    последней  редакции,  
введенной  Законом  от  11.07.2003 г.  №  1121-IV  ( 1121-15 ).  В 
заключительных  положениях Закона  о  рекламе  Кабинету  Министров 
Украины   предписано  до  1  января  2004  года    привести   свои  
нормативно-правовые  акты  в  соответствие  с  настоящим  Законом.  
Следовательно, в ближайший месяц этот Порядок должен быть изменен.  
При   составлении   таблицы   мы  руководствовались   в   основном 
положениями Закона о рекламе.  Так, согласно ст. 11 главы 27 этого  
Закона,  решения  по делам о нарушении  законодательства о рекламе 
могут  быть  обжалованы в суде, хотя Порядок,  наряду  с  судебным  
обжалованием, предусматривает и обжалование в Госпотребстандарте.
    Искренне  благодарим  начальника    Харьковского    областного
управления по делам защиты  прав  потребителей  Госпотребстандарта
Леонида Тимофеевича Щербину и сотрудников Управления за  помощь  в
подготовке этой статьи.

{1} Обращение взыскания в суд  -  через  30  дней  после  вручения
    решения.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 103(661), стр. 41
[25.12.2003]
Павел Пичугин
Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------