Бывшее крупное теперь мелочь

    Правда ли, что в связи с повышением необлагаемого  минимума  с
    01.01.2004 г. вырастут все админштрафы?

    * * *

    Нет, неправда.  Обратите внимание на хитрый п. 22.5 Закона  "О
налоге с доходов физических лиц" ( 889-15 ):

    "Если нормы других законов содержат ссылки  на  не  облагаемый
    налогом минимум, то для целей их применения используется сумма
    в  размере  17  гривень,  кроме  норм   административного    и
    уголовного законодательства в части квалификации  преступлений
    или правонарушений, для которых сумма не  облагаемого  налогом
    минимума  устанавливается  на  уровне  налоговой    социальной
    льготы, определенной подпунктом  6.1.1  пункта  6.1  статьи  6
    настоящего  Закона  для  соответствующего  года   (с    учетом
    положений пункта 22.4 настоящей статьи [статьи 22 - С. Я.])".

    Итак, новый  необлагаемый  минимум  (в  2004  году  -  30%  от
минимальной зарплаты, то есть 61 грн. 50 коп.)  будет  применяться
только:
    1) для целей обложения налогом с доходов  физических  лиц  (он
фигурирует как размер налоговой социальной льготы);
    2) для целей квалификации преступлений и  админправонарушений.
    Например, согласно ст. 212 Уголовного кодекса ( 2341-14 ) (см. 
"Бухгалтер" № 17'2003, с. 13т-14т)  уклонение  от  уплаты  налогов  
признается преступлением, если сумма заниженных (сокрытых) налогов  
составила  не  менее 1000  необлагаемых  минимумов.  Уклонение  от    
уплаты становится крупным и квалифицируется по ч. 2 ст. 212,  если  
ущерб  равен  или превышает 3000 необлагаемых минимумов. Ну а ч. 3 
ст. 212  -  уклонение  от  уплаты налогов в особо крупных размерах 
-  грозит   в   случае,  когда  сумма  занижения  достигает   5000    
необлагаемых минимумов.
    Говоря   на   языке  гривень,  денежные  пороги   ст.  212  УК 
( 2341-14 ) в настоящий момент составляют:
    для ч. 1 - 17 000 грн.;
    для ч. 2 - 51 000 грн.;
    для ч. 3 - 85 000 грн.
    Повышение размера необлагаемого минимума приведет к тому,  что
указанные пороги в 2004 году составят:
    для ч. 1 - 61 500 грн.;
    для ч. 2 - 184 500 грн.;
    для ч. 3 - 307 500 грн. {1}
    Бухгалтеру будет небезынтересно узнать, что в 2004 году, чтобы
угодить под  ст.  364  "Злоупотребление  властью  или  должностным
положением", 365 "Превышение власти или  служебных  полномочий"  и
367  "Халатность"  (в  этих  статьях  уголовная    ответственность
начинается со 100 необлагаемых минимумов (с 2004 г. - 6150  грн.),
а тяжкий ущерб - с  250  необлагаемых  минимумов,  то  есть  15375
грн.), нужно набедокурить в 3,618 раза больше (61,5 : 17).
    Новый необлагаемый  минимум  затронет  и  квалификацию  целого
букета  хозяйственных  преступлений - см. в УК ( 2341-14 ) ст. 199
"Изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка,  ввоз
в Украину с целью сбыта или сбыт поддельных денег, государственных
ценных  бумаг  или  билетов    государственной    лотереи",    201
"Контрабанда", 202  "Нарушение  порядка  занятия  хозяйственной  и
банковской  деятельностью",  203  "Занятие  запрещенными    видами
хозяйственной деятельности", 205 "Фиктивное  предпринимательство",
206 "Противодействие  законной  хозяйственной  деятельности",  207
"Уклонение  от  возврата  выручки  в  иностранной  валюте",    210
"Нарушение законодательства  о  бюджетной  системе  Украины",  211
"Издание  нормативно-правовых    или    распорядительных    актов,
изменяющих доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом
порядку", 214  "Нарушение  правил  сдачи  драгоценных  металлов  и
драгоценных камней", 218 "Фиктивное банкротство",  219  "Доведение
до    банкротства",    220    "Сокрытие    стойкой      финансовой
несостоятельности",  221    "Незаконные    действия    в    случае
банкротства", 222 "Мошенничество  с  финансовыми  ресурсами",  223
"Нарушение порядка выпуска (эмиссии) и  обращения  ценных  бумаг",
224    "Изготовление,    сбыт    и    использование     поддельных
негосударственных  ценных  бумаг",  225  "Обман   покупателей    и
заказчиков",  227  "Выпуск  или  реализация    недоброкачественной
продукции", 229 "Незаконное  использование  знака  для  товаров  и
услуг,  фирменного  наименования,   квалифицированного    указания
происхождения   товара"    и    233    "Незаконная    приватизация
государственного, коммунального имущества".
    А  вот  для  целей  определения  размера    наказания    новый
необлагаемый минимум использоваться  не  будет,  поскольку  данный
аспект касается не квалификации преступлений и  правонарушений,  а
назначения наказания за их совершение.  Назначение  же  наказания,
как известно, происходит уже после квалификации нарушения.
    Напомним, что под квалификацией преступлений обычно понимаются
определение сути  конкретного  общественно  опасного  деяния,  его
фактических объективных и субъективных признаков, установление  их
тождественности  юридическим  признакам   определенного    состава
преступления.

    "Квалификация  преступлений  как  результат  данного  процесса
    отражается  в  правильном  выборе  конкретной  статьи   (части
    статьи) Особенной части УК, а в некоторых  случаях  (например,
    при незаконченном преступлении,  при  соучастии)  -  и  статьи
    (части статьи)  Общей  части.  Именно  на  этом  этапе  дается
    официальная  оценка  совершенного  деяния  как   определенного
    состава преступления (легальная квалификация)". {2}

    В  общем,  повышение  необлагаемого  минимума  сулит    только
приятное.
    Интересным является вопрос о том, как  в  связи  с  повышением
необлагаемого  минимума  будут  квалифицироваться    преступления,
совершенные до 2004 года, по которым  на  01.01.2004 г.  не  будет
вынесено соответствующее решение суда.  (Например,  если   в  2003
году  совершено  уклонение от уплаты налогов на 40 000 грн.). Есть 
ли перспективы для  применения нового  необлагаемого  минимума и в
данных случаях?
    Увы,  вынуждены    разочаровать    читателей.    Преступления,
совершенные до 01.01.2004 г., будут  квалифицироваться  исходя  из
старого  размера  необлагаемого  минимума  (то  есть  исходя    из
17 грн.).  Подобный вывод следует из решения Конституционного Суда
Украины от 19.04.2000 г. № 6-рп/2000 ( v006p710-00 )  по  делу  по  
конституционному  представлению  46  народных  депутатов   Украины    
относительно  официального   толкования   положений    статьи   58  
Конституции  Украины  ( 254к/96-ВР ),   статей  6,  81  Уголовного 
кодекса Украины ( 2341-14 ) (дело об обратном действии  уголовного 
закона во времени).  Конституционный Суд,  рассматривая  вопрос  о 
применении  размеров  минимальной   зарплаты   при    квалификации 
нарушений по ст. 81 - 84, 86 и 86-1 УК  1960  года ( 2003-05 ),  в  
частности,  указал,  что  размеры хищений  определяются  с  учетом  
минимального  размера зарплаты,  установленного законодательством,  
действовавшим на момент окончания  или  прекращения  преступления.  
При этом Конституционный Суд отметил, что:

    "Установление нормативно-правовыми актами  иного  минимального
    размера заработной платы не влечет  изменения  квалифицирующих
    признаков преступлений".

    В  этой  связи  Конституционный  Суд  пришел  к  выводу,   что
положения об обратном  действии  закона  во  времени  на  подобные
случаи  не  распространяются  и  уголовные    дела    не    должны
пересматриваться.
    Нет сомнений, что  точно  также  должны  поступить  суды  и  в
ситуации с изменением размера необлагаемого минимума.

{1} С учетом п. 22.4 Новоподоходного Закона эти пороги будут расти
    также в 2005-2007 годах.
{2} Юридична енциклопедiя: В 6 т. / За ред. Ю.С.  Шемшученко. - Т.
    3. - К.: "Укр. енцикл.", 2001. - С. 72.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 48(240), стр. 48
[01.12.2003]
Станислав Погребняк
Консультант Верховной Рады, к.ю.н.
------------------------------------------------------------------