Два подхода к исправлению ошибок в декларации по НДС ------------------------------------------------------------------ В этой консультации мы продолжим рассматривать порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок в декларации по НДС. (Начало см. в еженедельнике "Баланс", 2003, № 46 и № 49.) Но в этот раз речь пойдет об исправлении ошибок, допущенных в показателях строк декларации, подтвержденных приложениями. Порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок установлен нормами Закона № 2181 ( 2181-14 ) (п. 5.1): "...Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 15 настоящего Закона) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях ранее представленной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право представить уточняющий расчет. Налогоплательщик имеет право не представлять такой расчет, если эти уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно обнаружены...". Для чего мы привели здесь эту цитату? Для того чтобы подчеркнуть: в Законе речь идет об исправлении ошибок в любых показателях декларации. Налогоплательщик, самостоятельно выявив ошибку в любом показателе ранее представленной налоговой декларации, имеет право, если сочтет необходимым, исправить такой показатель в декларации за любой следующий налоговый период. Механизм исправления ошибки, допущенной в показателях налогового обязательства или налогового кредита, установлен Порядком № 166 ( z0250-97 ), с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом № 466 ( z0964-03 ). Мы рассмотрели этот механизм ранее ("Баланс", 2003, № 49, с. 50). А как исправить ошибку, допущенную в стр. 23 ("Сумма бюджетного возмещения, которая может быть возмещена плательщику в течение 30 календарных дней с даты представления этой декларации") или в стр. 24 ("Сумма бюджетного возмещения, которая может быть возмещена плательщику в течение месяца, следующего после представления этой декларации") общей декларации по НДС? Порядком № 166 ( z0250-97 ) не предусмотрен механизм уточнения данных этих строк. Однако нормы Закона № 2181 ( 2181-14 ), как мы отметили выше, дают нам полное право это сделать. Давайте рассуждать. Показатели стр. 23 и 24 нельзя прямо отнести к налоговым обязательствам или налоговому кредиту. Это расчетные показатели. Их расчет осуществляется в приложениях к декларации: № 1 - "Расчет экспортного возмещения", № 3 - "Расчет части бюджетного возмещения". Но основным для расчета является показатель стр. 21 декларации, то есть сумма превышения налогового кредита над суммой налоговых обязательств. Показатель стр. 21 - это часть налогового кредита отчетного периода, не покрытая налоговыми обязательствами этого периода. Следовательно, отражая в текущей декларации уточненные показатели стр. 23 и 24, налогоплательщик по сути отражает уточненную сумму части налогового кредита прошлого отчетного периода, относительно которой в прошлом периоде были даны особые распоряжения: вернуть на счет, зачесть в счет будущих платежей и др. Исходя из вышесказанного, рассмотрим два подхода к порядку исправления ошибок, допущенных в стр. 23 и 24. Случай 1. Самостоятельно выявленная ошибка, допущенная в показателях налогового обязательства или налогового кредита, повлияла на сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета по итогам текущего отчетного периода (стр. 21). Случай 2. Самостоятельно выявленная ошибка допущена лишь в расчете приложения № 1 или № 3 и повлияла только на показатели стр. 23 или 24 и 25. Налогоплательщик имеет право исправить такие ошибки одним из способов, указанных в норме Закона № 2181 ( 2181-14 ). Ниже приведены рекомендации по исправлению ошибок. ПЕРВЫЙ ПОДХОД. Ошибки исправляем, потому что Законом № 2181 предоставлено такое право (несмотря на то что формой декларации и уточняющим расчетом не предусмотрен механизм их исправления). Исправление в текущей декларации В первом случае уточняться будут показатели либо налогового обязательства, либо налогового кредита, а также показатели расчета приложения № 1 или № 3. Как следствие должны быть исправлены показатели стр. 23, 24 и 25 текущей декларации. В этих строках необходимо отразить разницу между неправильной (отраженной в ранее представленной декларации) и правильной суммой с соответствующим знаком ("плюс" или "минус"). К показателям этих строк надо приложить пояснения произвольной формы о сути ошибки и избранном механизме ее исправления, а также новый, с правильными показателями, расчет возмещения. Во втором случае налогоплательщик имеет право отразить уточнение показателей только в указанных строках текущей декларации. При этом также прилагаются новый расчет возмещения и пояснения о сути ошибки и механизме ее исправления. Исправление путем подачи уточняющего расчета В обоих вышеприведенных случаях налогоплательщик может заполнить стр. 1.2 (при необходимости и 1.2.1) и далее соответствующие строки расчета. При этом необходимо учесть: - в стр. 3 расчета может быть отражена ошибка, допущенная в декларации в строках экспортного и бюджетного возмещения, потому что эти суммы возмещения, как мы сказали выше, являются частью суммы налогового кредита, не покрытого налоговым обязательством отчетного периода. То есть можно в стр. 3.1 указать, например, код стр. 23 и 25, а в стр. 3.3 - сумму завышения или занижения показателей этих строк в ранее представленной декларации. При подсчете итоговой суммы стр. 3 сумма стр. 23 и 25 даст нулевое значение и не повлияет на сумму налогового кредита, отраженного под другими кодами строк. Ведь данные этих строк связаны в декларации арифметическим действием: Стр. 25 = Стр. 21 - Стр. 23. И если завышен показатель стр. 23, то будет занижен показатель стр. 25. А общая сумма ошибки - ноль; - в связи с этим общая сумма ошибки по стр. 23 и 25 декларации, которую надо отражать в стр. 5 "Общая сумма ошибки" уточненного расчета, будет равна нулю. К уточняющему расчету необходимо приложить новый расчет экспортного или части бюджетного возмещения с правильными показателями. ВТОРОЙ ПОДХОД. Об ошибках сообщаем, но не исправляем, потому что формой декларации и уточняющим расчетом не предусмотрено их исправление, хотя Законом предоставлено такое право. Заполнение текущей декларации В первом случае уточняться будут показатели только налогового обязательства или налогового кредита. В стр. 23, 24, 25 уточнение показателей не отражается, поскольку в текущей декларации в этих строках, согласно Порядку № 166 ( z0250-97 ), должны указываться данные только текущего периода. Вместе с текущей декларацией необходимо представить новый расчет экспортного или части бюджетного возмещения за прошлый период с правильными показателями и пояснения относительно сути ошибки. Во втором случае в указанных строках также не отражаются уточненные показатели (основание приведено выше). Вместе с текущей декларацией налогоплательщик представляет правильный расчет экспортного или части бюджетного возмещения за прошлый период с пояснениями относительно сути ошибки. Представление уточняющего расчета В первом случае в уточняющем расчете можно заполнить строки, отражающие исправление ошибки только лишь в налоговых обязательствах и налоговом кредите. Во втором случае исправление показателей в уточняющем расчете не производится. ВЫВОДЫ Мы рассмотрели два подхода к исправлению ошибок, допущенных в строках декларации, к которым прилагаются приложения с расчетом сумм возмещения НДС. Поскольку механизм исправления таких ошибок Порядком № 166 ( z0250-97 ) не установлен, а Законом № 2181 ( 2181-14 ) дано право на исправление любых ошибок, то оба подхода имеют право на жизнь. А налогоплательщик имеет право выбрать один из предложенных нами вариантов либо применить свой. Надеемся, ГНАУ разъяснит, как исправляются такие ошибки, и тогда, возможно, появится третий подход. Напомним, что согласно нормам Порядка № 166 ( z0250-97 ) и Инструкции № 110 ( z0268-01 ) не начисляется штраф в размере 5% в случае, если самостоятельно выявленная ошибка в сумме НДС, заявленной к возмещению, фактически не возмещена из бюджета. Под возмещением из бюджета следует понимать не только зачисление определенной суммы на текущий счет налогоплательщика, но и зачет в счет платежей по НДС следующих налоговых периодов. Бюджетное возмещение - это сумма, подлежащая возврату плательщику НДС из бюджета (п. 1.1 Порядка № 209 ( z0263-97 )). Возврат (возмещение) при наступлении срока проводится путем перечисления суммы на текущий счет, зачисления в счет НДС следующих периодов и др. (п. 2.4 Порядка № 209). И если налогоплательщик распорядился, например, в декларации за октябрь сумму бюджетного возмещения зачесть в счет будущих платежей по НДС и такой зачет фактически произведен в декабре (за ноябрь), то можно сказать: возмещение из бюджета произошло. Отметим, что возмещение (возврат) налогоплательщику суммы завышения экспортного возмещения (при условии, что показатель стр. 21 декларации был правильный) не должно привести к начислению штрафа от этой самостоятельно выявленной суммы ошибки, потому что она все равно была бы возмещена налогоплательщику, но в более поздний срок (в течение трех месяцев после представления декларации, а не в течение одного месяца). Допустив ошибку (завысив сумму экспортного возмещения), налогоплательщик лишь ускорил возмещение суммы НДС, даже пусть путем зачета в счет платежа за следующий отчетный период. Перечень документов 1. Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", с изменениями. 2. Приказ № 466 - приказ ГНАУ от 30.09.03 г. "Об утверждении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость". 3. Инструкция № 110 - Инструкция о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденный приказом ГНАУ от 17.03.01 г. № 110, с изменениями. 4. Порядок № 166 - Порядок заполнения и представления налоговой декларации, утвержденный приказом ГНАУ и Главного управления Госказначейства Украины от 30.05.97 г. № 166, с изменениями. 5. Порядок № 209 - Порядок возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ и Главного управления Госказначейства Украины от 02.07.97 г. № 209/72. ------------------------------------------------------------------ "Баланс" № 1(491), стр. 57 [06.01.2004] Ирина Киян Начальник отдела налогообложения, аудитор ------------------------------------------------------------------