Годовая декларация по налогу на прибыль

------------------------------------------------------------------

    Вот  и  закончился  2003  год.  Для  бухгалтера  он  был,  без
сомнения,  очень  насыщенным.  Одним  из  новшеств  стала    новая
декларация по налогу на прибыль предприятия.  Вы уже сдавали ее по
сокращенной форме, а вскоре предстоит впервые отчитаться по полной
- годовой.  Предельный срок представления  годовой  декларации  по
налогу на прибыль за 2003 год - 9 февраля 2004 года. В сегодняшней
"Теме  недели"  мы  постарались  осветить  для  вас    особенности
составления именно годовой декларации.

    Документы "Темы"

    Закон о налоге на прибыль - Закон Украины  "О  налогообложении
прибыли  предприятий"  в  редакции  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР
( 283/97-ВР ),  с изменениями и  дополнениями  (см. "Бухгалтерская
неделя", 2003, № 4).
    Закон № 2181 - Закон Украины "О порядке погашения обязательств
плательщиков налогов перед бюджетами и  государственными  целевыми
фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ).
    Закон № 349 - Закон Украины  "О  внесении  изменений  в  Закон
Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от  24.12.2002  г.
№ 349-IV ( 349-15 ) (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 4).
    Порядок составления декларации (или просто Порядок) -  Порядок
составления  декларации  по  налогу  на    прибыль    предприятия,
утвержденный   приказом  ГНАУ от 29.03.2003 г.  № 143 ( z0271-03 )
(см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 16).

    Сроки представления годовой декларации и уплаты налога

    Законом о налоге на прибыль определено, что налог  на  прибыль
за отчетный период уплачивается его плательщиком в соответствующий
бюджет в срок, определенный законом  для  квартального  налогового
периода (абз. первый п. 16.4 ст. 16). При этом не делается никаких
оговорок относительно налога за год.  Это означает, что для налога
на прибыль установлен унифицированный квартальный отчетный период.
{1}
    Как известно, за базовый налоговый (отчетный) период,  который
равняется календарному кварталу, налоговые декларации  подаются  в
течение 40 календарных дней, следующих  за  последним  календарным
днем  отчетного  (налогового)  квартала.  Такой  срок   установлен
п.п. 4.1.4 "б" ст. 4 Закона № 2181.
    Напомним  также,  что  налоговое   обязательство,    указанное
плательщиком в налоговой декларации, должно  быть  уплачено  им  в
течение  10  календарных  дней,  следующих  за   последним    днем
предельного срока  представления  декларации  (п.п.  5.3.1  ст.  5
Закона № 2181).
    Все это означает, что декларацию по налогу на прибыль за  2003
год необходимо  представить не позднее 9 февраля, а уплатить налог
- не позднее 19 февраля 2004 года.

    Основное отличие полной декларации от сокращенной - приложения
    "Р"

    Законом о  налоге  на  прибыль  определено,  что  за  отчетные
квартал,  полугодие  и  три  квартала  плательщики  налога  подают
упрощенную декларацию, а по результатам года - полную (абз. второй
п.  16.4  ст.  16).  Чем  же  полная  декларация  отличается    от
сокращенной?
    В первую очередь -  составом  приложений.  В  составе  годовой
декларации наряду с привычными  уже  ежеквартальными  приложениями
"К" ("квартал") плательщикам предстоит заполнить и подать  годовые
приложения "Р" ("рiк").  Всего  формой  декларации  по  налогу  на
прибыль предприятия, утвержденной приказом ГНАУ от  29.03.2003  г.
№ 143,  предусмотрено  4  годовых  приложения  "Р"  ("рiк").   Они
перечислены в табл. 1.

                                                        Таблица 1
|------------|-------------------|-------------------------------|
| Приложение |  Соответствующая  |  Что отражается в приложении  |
|            | строка декларации |                               |
|------------|-------------------|-------------------------------|
|     Р1     |       04.5        | Суммы взносов на долгосрочное |
|            |                   | страхование жизни и           |
|            |                   | дополнительное пенсионное     |
|            |                   | страхование                   |
|------------|-------------------|-------------------------------|
|     Р2     |       04.6        | Суммы начисленных налогов,    |
|            |                   | сборов (обязательных          |
|            |                   | платежей), которые включаются |
|            |                   | в валовые расходы             |
|------------|-------------------|-------------------------------|
|     Р3     |       04.8        | Расходы на добровольное       |
|            |                   | перечисление средств, передачу|
|            |                   | товаров (работ, услуг)        |
|------------|-------------------|-------------------------------|
|     Р4     |       04.11       | Расчет валовых расходов при   |
|            |                   | осуществлении операций с      |
|            |                   | нерезидентом, имеющим         |
|            |                   | оффшорный статус              |
|------------|-------------------|-------------------------------|

    Полагаем, периодичность представления приложений "Р" не  ввела
наших  читателей  в   заблуждение    относительно    периодичности
заполнения  соответствующих  строк  04.5,  04.6,    04.8,    04.11
декларации.  В  отличие  от  приложений,  эти  строки  заполняются
ежеквартально, и  лишь  по  году  расшифровываются  перечисленными
приложениями.

    Взносы на  долгосрочное  страхование  жизни  и  дополнительное
    пенсионное страхование (Р1)

    Приложение Р1 предстоит заполнять бухгалтерам тех предприятий,
руководство которых проявляет особую  заботу  о  своих  работниках
(или, по крайней мере, о себе) в форме  долгосрочного  страхования
жизни и дополнительных пенсионных планов.  И хотя для  большинства
плательщиков все это остается пока еще непозволительной  роскошью,
но уже сейчас есть и "продвинутые" работодатели, которым  все  это
по карману  и,  что  гораздо  важнее,  которые  понимают  важность
долгосрочного стимулирования ценных кадров.
    Не останавливаемся подробно на том, что собой представляют это
самое долгосрочное страхование жизни и  дополнительные  пенсионные
планы.  Те, кто уже столкнулся с этим,  наверняка  были  вынуждены
изучить тексты соответствующих договоров страхования и сопоставить
их с критериями, приведенными в пунктах 1.37 и 5.8 Закона о налоге
на прибыль.
    Кроме того,  указанная  "продвинутая"  категория  плательщиков
была вынуждена освоить соответствующие нормы  подпунктов  5.6.2  и
5.8.4 Закона о налоге на прибыль, чтобы правильно заполнять строку
04.5 сокращенных деклараций. Сейчас же задача состоит в том, чтобы
совместными усилиями заполнить "расшифровку" этой строки за год  -
приложение Р1.
    Вкратце напомним основные правила налогового учета взносов  на
долгосрочное  страхование  жизни  и   дополнительное    пенсионное
страхование.
    1. Сумма взносов на долгосрочное  страхование  жизни  наемного
работника по основному месту  работы  ежеквартально  относится  на
валовые расходы в пределах 15% заработной платы  такого  работника
за квартал, но  не  более  6000  грн.  на  одного  застрахованного
работника в год  (абз.  второй  п.п.  5.6.2  Закона  о  налоге  на
прибыль).
    2. Взносы на дополнительное пенсионное обеспечение (пенсионные
планы), которые плательщик налога на прибыль уплачивает от имени и
в пользу работника, относятся на валовые расходы  в  пределах  15%
заработной платы такого работника за период,  в  течение  которого
уплачивались такие взносы (п.п. 5.8.4 Закона о налоге на прибыль).
Если же работник уплачивает взносы  из  своего  дохода,  то  такие
взносы  не  относятся  на  валовые  расходы  плательщика    налога
(п.п. 5.7.2 Закона о налоге на прибыль)
    3. Если  плательщик  уплачивает    за    наемного    работника
одновременно оба вида взносов, он может ежеквартально относить  на
валовые расходы общую сумму  таких  взносов,  но  в  пределах  15%
заработной  платы  такого  работника  за  квартал  (абз.    третий
п.п. 5.6.2 Закона о налоге на прибыль).

    Пример к приложению Р1

    Согласно заключенным договорам в течение 2003 года предприятие
ежеквартально уплачивало взносы на долгосрочное страхование  жизни
директора  в  сумме  300  грн.  и  взносы  на  его  дополнительное
пенсионное страхование (пенсионный план) - 400 грн. Ежеквартальные
расходы  на  оплату  труда  директора  (считаем,  что  они    были
постоянными) составляли 3600 грн.
    Сначала рассчитаем валовые расходы по договорам  долгосрочного
страхования  жизни  и  дополнительного  пенсионного    обеспечения
директора.
    Исходя  из  приведенного  условия,  совокупные   выплаты    по
договорам  долгосрочного  страхования  жизни  и    дополнительного
пенсионного обеспечения составляли 700 грн. ежеквартально  (300  +
+ 400).
    Величина    "15-процентного    барьера     валоворасходности",
установленного абзацем третьим п.п. 5.6.2 ст. 5 Закона о налоге на
прибыль, составляет: 3600 грн. х 15% = 540 грн.
    Как видим, совокупная  сумма  выплат  превышает  этот  барьер.
Таким  образом,  предприятие  ежеквартально  включало  в   валовые
расходы лишь 540 грн., что за год составило 2160 грн.
    В  табл.  2  приведен  пример  заполнения  приложения  Р1   на
основании данных описанного примера.

                                                         Таблица 2
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                      Показники                  |  Код  | Сума |
|                                                 | рядка |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                          1                      |   2   |   3  |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Сума внескiв на довгострокове страхування життя,|  04.5 |  2,2 |
| додаткове пенсiйне страхування, у тому числi:   |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| довгострокове страхування життя                 | 04.5.1|  1,2 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| додаткове пенсiйне страхування                  | 04.5.2|  1,6 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Гранична сума страхування для обох видiв        |   1   |  2,2 |
| страхування (6000 х р. 2 + р. 3 + р. 5.1)       |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Кiлькiсть працiвникiв, на користь яких          |   2   |   1  |
| сплачуються внески з довгострокового            |       |      |
| страхування життя                               |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                                 ...                            |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| 15% заробiтної плати працiвникiв, на користь    |   5   |  2,2 |
| яких одночасно сплачуються внески на            |       |      |
| довгострокове страхування життя та додаткове    |       |      |
| пенсiйне страхування                            |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|             у тому числi за видами страхування:                |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| додаткове пенсiйне страхування                  |  5.1  |  1,6 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| довгострокове страхування життя                 |  5.2  |  1,2 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|         у тому числi за календарними кварталами:               |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| 1 квартал                                       |  5.3  |  0,3 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| 2 квартал                                       |  5.4  |  0,3 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| 3 квартал                                       |  5.5  |  0,3 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| 4 квартал                                       |  5.6  |  0,3 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Сума збiльшення валових доходiв у зв'язку з     | 01.6  |   -  |
| достроковим розiрванням договору                |       |      |
| довгострокового страхування життя (включається  |       |      |
| до рядка 01.6 декларацiї)                       |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|

    Налоги и сборы, которые относятся на валовые расходы (Р2)

    Переходим к приложению Р2 "Сумма начисленных  налогов,  сборов
(обязательных платежей), которые включаются  в  валовые  расходы".
Это приложение представляет собой расшифровку за год  строки  04.6
декларации, которая ежеквартально нарастающим  итогом  заполняется
на основании п.п. 5.2.5 ст. 5 Закона о налоге на прибыль.
    Согласно этому подпункту в состав валовых расходов  включаются
суммы  внесенных  (начисленных)  налогов,  сборов    (обязательных
платежей),    установленных    Законом    Украины    "О    системе
налогообложения", включая акцизный сбор и рентные платежи, а также
сбор  в  виде  целевой  надбавки  к   действующему    тарифу    на
электрическую и тепловую энергию.
    Исключение из этого правила составляют:
    - налоги и сборы  (обязательные  платежи),  которые  прямо  не
определены в перечне,  установленном ст. 14, ст. 15 Закона Украины
"О системе налогообложения" ( 1251-12 );
    -  налоги  и  сборы  (обязательные  платежи),  предусмотренные
пп. 5.3.3, 5.3.4 Закона о налоге на  прибыль.  Это  сам  налог  на
прибыль, а также: налог на недвижимость, НДС, авансовые взносы при
выплате дивидендов, 30% выигрышей в игорных заведениях,  налог  на
доходы нерезидента, стоимость торговых патентов;
    - пеня и штрафы, начисленные налоговыми органами.
    Впрочем, бухгалтеру  нет  необходимости  самому  анализировать
действующее законодательство на предмет "валоворасходности"   того
или иного налогового платежа.  Разработчики формы  декларации  уже
обо всем позаботились - приложение Р2 представляет собой удобную и
исчерпывающую шпаргалку.
    Обращаем внимание, что  в  строке  04.6  не  отражаются  суммы
сборов (взносов) на  пенсионное  и  социальное  страхование.  Хотя
некоторые  из  них  еще  указаны  в  Законе  Украины  "О   системе
налогообложения" (в  частности,  пенсионный  сбор),  но  их  суммы
отражаются в строке 04.4.
    Приведем  в  качестве  примера    фрагмент    приложения    Р2
предприятия,  уплачивающего  наиболее  распространенные  налоги  и
сборы (обязательные платежи).

    Пример к приложению Р2

    В  табл.  3  представлен  пример  заполнения  приложения    Р2
к декларации за год (фрагмент содержит  наиболее  распространенные
налоги и сборы).

                                                         Таблица 3
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                      Показники                  |  Код  | Сума |
|                                                 | рядка |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                          1                      |   2   |   3  |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Суми нарахованих податкiв, зборiв (обов'язкових |  4.6  | 25,0 |
| платежiв), у тому числi:                        |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| ...                                             |  ...  |  ... |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| плата (податок) за землю                        | 4.6.5 | 10,0 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| ...                                             |  ...  |  ... |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| податок з власникiв транспортних засобiв,       | 4.6.7 |  7,2 |
| самохiдних машин i механiзмiв                   |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| ...                                             |  ...  |  ... |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| збiр за спецiальне використання природних       | 4.6.9 |  0,8 |
| ресурсiв                                        |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| збiр за забруднення навколишнього природного    | 4.6.10|  1,2 |
| середовища                                      |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| ...                                             |  ...  |  ... |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| комунальний податок                             | 4.6.21|  5,8 |
|-------------------------------------------------|-------|------|

    Благотворительность и пр. (Р3)

    Как известно, Закон о налоге  на  прибыль  достаточно  терпимо
относится  к  благотворительности.  "Терпимо"  в том  смысле,  что
разрешает  в  определенных  пределах  включать  в  состав  валовых
расходов соответствующие суммы добровольно  перечисленных  средств
или стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг)  (см.
табл. 4).

                                                         Таблица 4
|-----------------------------------------------------|----------|
|      В состав валовых расходов включаются           | Подпункт |
|      (п. 5.2 Закона о налоге на прибыль):           |  п. 5.2  |
|-----------------------------------------------------|----------|
| Суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), |          |
| добровольно перечисленные (переданные) в течение    |          |
| отчетного года в размере, составляющем не менее 2 и |          |
| не более 5 процентов налогооблагаемой прибыли       |          |
| предыдущего отчетного года:                         |  5.2.2   |
| - в Государственный бюджет Украины или бюджеты      |          |
| местного самоуправления;                            |          |
| - неприбыльным организациям, определенным в         |          |
| пункте 7.11 статьи 7 Закона о налоге на прибыль {2} |          |
|-----------------------------------------------------|----------|
| Сумма средств, перечисленных предприятиями          |          |
| всеукраинских объединений "чернобыльцев", где по    |          |
| основному месту работает не менее 75 процентов таких|          |
| лиц, этим объединениям для проведения их            |  5.2.3   |
| благотворительной деятельности, но не более 10      |          |
| процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего      |          |
| отчетного периода                                   |          |
|-----------------------------------------------------|----------|
| Суммы расходов, связанных с бесплатным              |          |
| предоставлением угля на бытовые нужды по            |          |
| установленным нормам:                               |          |
| - работникам угольной промышленности;               |          |
| - неработающим пенсионерам, имеющим стаж работы на  |          |
| предприятиях отрасли не менее 10 лет на подземных   |  5.2.11  |
| работах или не менее 20 лет на поверхности;         |          |
| - инвалидам из числа лиц, которые во время работы   |          |
| на этих предприятиях получили увечье или            |          |
| профессиональные заболевания;                       |          |
| - семьям работников угольной промышленности,        |          |
| погибших на производстве, которые получают пенсию   |          |
| в случае потери кормильца                           |          |
|-----------------------------------------------------|----------|
| Суммы средств или стоимость имущества, добровольно  |          |
| перечисленные (переданные) для целевого             |          |
| использования с целью охраны культурного наследия   |          |
| в размере, составляющем не менее 2 и не более 5     |          |
| процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего      |          |
| отчетного периода {3}:                              |  5.2.13  |
| - учреждениям науки, образования, культуры,         |          |
| заповедникам, музеям-заповедникам;                  |          |
| - неприбыльным учреждениям и организациям в случаях,|          |
| определенных в пункте 7.11 статьи 7 Закона о налоге |          |
| на прибыль                                          |          |
|-----------------------------------------------------|----------|
| Суммы средств или стоимость имущества, добровольно  |          |
| перечисленные (переданные) организациям             |          |
| работодателей и их объединениям, созданным в        |          |
| соответствии с законом по этому вопросу, в виде     |  5.2.17  |
| вступительных, членских и целевых взносов, но не    |          |
| более 0,2 процента фонда оплаты труда плательщика   |          |
| налога в расчете за отчетный год                    |          |
|-----------------------------------------------------|----------|

    Валовые расходы,  отраженные  на  основании  вышеперечисленных
п.п. 5.2.2, 5.2.3, 5.2.11, 5.2.13 и  5.2.17  Закона  о  налоге  на
прибыль, отражаются в строке  04.8  декларации,  которая  по  году
расшифровывается приложением Р3.
    В  отношении  пп.  5.2.2  и  5.2.13  особый  разговор.   Этими
подпунктами установлена "вилка" размера валовых расходов: не менее
2% и не более 5% налогооблагаемой  прибыли  предыдущего  отчетного
года.
    Как видно из формы приложения Р3, налоговики  истолковали  это
ограничение  довольно  своеобразно:  мол,  в    валовые    расходы
включается  часть  суммы   добровольно    перечисленных    средств
(переданных  товаров,  работ,   услуг),    не    превышающая    5%
налогооблагаемой прибыли отчетного - года и уменьшенная (!) на  2%
налогооблагаемой  прибыли  предыдущего  отчетного  года  (т.    е.
фактически из "5%"  в  состав  валовых  расходов  включаются  лишь
"3%").  Такое толкование совершенно  не  следует  из  формулировки
указанных  подпунктов.  Однако  форма  прошла    согласование    и
госрегистрацию, стало  быть,  спорить  с  этим  непросто  (готовым
доказывать неправомерность такого  подхода  налоговиков  придется,
скорее всего, обращаться в хозяйственный суд).

    Пример по приложению Р3

    Налогооблагаемая прибыль за 2002 год составила 400 тыс. грн. В
2003 году предприятие  перечислило  благотворительной  организации
добровольные пожертвования в следующих размерах:
    - в I квартале - 5 тыс. грн.;
    - во II квартале - 7 тыс. грн.;
    - в III квартале - 11 тыс. грн.;
    - в IV квартале - 4 тыс. грн.
    Для  начала  определим  предельные   размеры    расходов    на
добровольные взносы:
    5% - 20 тыс. грн.;
    2% - 8 тыс. грн.
    Предельный  размер  расходов  на  добровольные   взносы    для
рассматриваемого примера составляет (при условии, что  предприятие
потратит на благотворительность не менее 20 тыс. грн.):

    400 x 0,05 - 400 x 0,02 = 20 - 8 = 12 тыс. грн.

    Порядок отнесения в состав валовых расходов  благотворительных
взносов будет следующим (см. табл. 5).

                                                         Таблица 5
|------------------------|---------------------------------------|
|        Показатель      |    Сумма благотворительных взносов    |
|                        |----------|----------|-----------|-----|
|                        | I квартал| полугодие| 9 месяцев | год |
|------------------------|----------|----------|-----------|-----|
| Сумма перечисленных    |    5,0   |   12,0   |   23,0    | 27,0|
| средств                |          |          |           |     |
| (благотворительные     |          |          |           |     |
| взносы)                |          |          |           |     |
|------------------------|----------|----------|-----------|-----|
| Минимальный 2%-й предел|    8,0   |    8,0   |    8,0    | 8,0 |
| "благотворительных"    |          |          |           |     |
| расходов, вычитаемый из|          |          |           |     |
| суммы перечисленных    |          |          |           |     |
| благотворительных      |          |          |           |     |
| взносов                |          |          |           |     |
|------------------------|----------|----------|-----------|-----|
| Сумма благотворительных|     -    |    4,0   |   12,0    | 12,0|
| взносов, подлежащая    |    {4}   |          |    {5}    |     |
| включению в валовые    |          |          |           |     |
| расходы (строка 04.8   |          |          |           |     |
| декларации)            |          |          |           |     |
|------------------------|----------|----------|-----------|-----|

    Порядок отнесения  в  состав  валовых  расходов  будет  таким.
Поскольку в I квартале сумма  перечисленных  взносов  была  меньше
минимального  предела  (8  тыс.  грн.),  предприятие   не    может
воспользоваться нормами п.п.  5.2.2  ст.  5  Закона  о  налоге  на
прибыль, т. е. в валовые расходы I квартала 2003 года эти суммы не
попадут.
    По итогам двух  кварталов  предприятием  были  перечислены  на
благотворительные цели  средства в сумме 12 тыс. грн. (5 тыс. грн.
+ 1 тыс. грн.),  что превышает  минимальный  предел.  То  есть  по
итогам полугодия  предприятие  может  включить  в  состав  валовых
расходов сумму средств, перечисленных  в  I  и  во  II  кварталах,
уменьшенную на минимальный предел - 4 тыс. грн. (12,0  -  8,0).  С
учетом того, что максимальный размер  "благотворительных"  валовых
расходов составляет 12 тыс. грн., то "резерв" на благотворительные
взносы в III квартале составит 8 тыс. грн. (12 тыс. грн. -  4 тыс.
грн.).  Поэтому в валовые расходы предприятие может включить  лишь
часть благотворительных взносов, осуществленных в III квартале,  в
размере 8 тыс. грн.
    Приложение Р3 по данным приведенного примера заполняется  так,
как это показано в табл. 6.

                                                         Таблица 6
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                      Показники                  |  Код  | Сума |
|                                                 | рядка |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                          1                      |   2   |   3  |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Витрати на добровiльне перерахування коштiв,    |  04.8 | 12,0 |
| передачу товарiв (робiт, послуг), що            |       |      |
| включаються до валових витрат                   |       |      |
| (р. 1 + р. 2 + р. 3 + р. 4 + р. 5)              |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Частина суми, зазначеної у рядку В, що не       |   1   | 12,0 |
| перевищує суми (А х 0,05), зменшена на суму     |       |      |
| (А х 0,02)                                      |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                            ...                                 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Оподатковуваний прибуток попереднього звiтного  |   А   | 400,0|
| року                                            |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
|                            ...                                 |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| Сума перерахованих коштiв та/або вартiсть       |   В   |  27,0|
| переданих товарiв (робiт, послуг), у тому числi:|       |      |
| (В1 + В2 + В3)                                  |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| до Державного бюджету України або бюджетiв      |   В1  |   -  |
| мiсцевого самоврядування (пiдпункт 5.2.2 Закону)|       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| до неприбуткових органiзацiй, визначених у      |   В2  | 27,0 |
| пунктi 7.11 Закону (пiдпункт 5.2.2, крiм        |       |      |
| пiдпункту 5.2.13 Закону)                        |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|
| установам науки, освiти, культури, заповiдникам,|   В3  |   -  |
| музеям-заповiдникам для охорони культурної      |       |      |
| спадщини (пiдпункт 5.2.13 Закону)               |       |      |
|-------------------------------------------------|-------|------|

    Операции с "оффшорными" нерезидентами (Р4)

    Далеко не все субъекты предпринимательской деятельности  могут
похвастаться    "близкими    отношениями"    с      нерезидентами,
расположенными в оффшорных зонах, но среди наших читателей есть  и
такие.
    Заполняя ежеквартально нарастающим итогом  строку  04.11,  они
руководствуются п. 18.3 ст. 18  Закона  о  налоге  на  прибыль,  в
соответствии с которым в состав валовых  расходов  относится  лишь
85% сумм расходов по операциям с нерезидентами, имеющими оффшорный
статус.
    К таким  операциям  относятся  операции  в  рамках  договоров,
предусматривающих:
    - оплату товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих
оффшорный статус;
    - осуществление расчетов через нерезидентов, имеющих оффшорный
статус, или через их банковские счета.
    Описанное 85-процентное ограничение применяется независимо  от
того, осуществляется такая оплата  (в  денежной  или  иной  форме)
непосредственно или через других резидентов или нерезидентов.
    Под термином "нерезидент, имеющий оффшорный статус" для  целей
п.  18.3  понимаются  нерезиденты,  расположенные  на   территории
оффшорных зон, перечень которых утвержден  распоряжением  Кабинета
Министров Украины.
    Исключение  составляют  лишь  те  из  них,   кто    представит
плательщику налога  выписку  из  правоустанавливающих  документов,
легализованную консульским учреждением Украины,  свидетельствующую
об обычном (неоффшорном) статусе такого нерезидента (т. е. о  том,
что на него не распространяется освобождение  от  налогообложения,
принятое на территории такой оффшорной зоны).  Такая справка  дает
плательщику  право  на  валовые  расходы  в  полном  объеме    без
применения 85-процентного ограничения.
    Руководствуясь  пунктом  18.3  Закона  о  налоге  на  прибыль,
следует иметь в виду, что каждый  новый  перечень  оффшорных  зон,
утвержденный очередным постановлением КМУ, применяется  начиная  с
квартала, следующего за кварталом  его  утверждения  (абз.  второй
п. 18.3). А до тех пор применяется прежний перечень.
    Действующий в настоящее время перечень оффшорных зон утвержден
распоряжением  КМУ  от  24.02.2003  г.  № 77-р  ( 77-2003-р ) (см.
"Бухгалтерская  неделя",  2003,  № 10)  и  применяется со  второго
квартала  текущего  года.  В  первом квартале применялся перечень,
который  был  утвержден  распоряжением КМУ от 14.02.2002 г. № 53-р
( 53-2002-р ),   с  учетом  дополнения,  внесенного  распоряжением
от  29.03.2002  г.  №  156-р  ( 156-2002-р )  (см.  "Бухгалтерская
неделя", 2002, №№ 8, 15).

    Пример к приложению Р4

    В течение  2003  года  предприятие  получало  маркетинговые  и
консалтинговые услуги от следующих нерезидентов:
    -  "Marketing  Co."  (Кипр)   согласно   контракту    №  15/03
от 12.01.2003 г. на сумму 6,0 млн. грн.,  в том числе за I квартал
2003 года - 1,0 млн. грн.;
    -  "Consulting  Ltd."  (Графство  Монако)  согласно  контракту
№ 16/03 от 13.01.2003 г. на сумму 4,0 млн. грн.
    Учитывая, что со II квартала 2003 года Кипр уже  не  считается
оффшорной зоной (согласно перечню, утвержденному распоряжением КМУ
от  24.02.2003  г.  №  77-р),   под    действие    "85-процентного
ограничения" подпадает  лишь 1,0  млн.  грн.  расходов.  Остальные
5 млн. грн. в общем порядке включаются в состав валовых расходов и
находят свой отражение в строках 04.1 или 04.12 декларации.
    Графство Монако считалось оффшорной зоной на протяжении  всего
2003 года,  поэтому  все  4,0  млн. грн.  подпадают  под  действие
ограничения.
    Фрагмент приложения Р4, заполненного на основании  приведенных
выше данных, представлен в табл. 7.

                                                         Таблица 7
|-----|---------------------|----------------------|-------------|
| Код | Реквiзити договору  |    Загальнi витрати  | Витрати, якi|
|рядка| (контракту), назва  |  з придбання товарiв | включаються |
|     | та мiсцезнаходження |   (робiт, послуг) в  | до валових  |
|     |офшорного нерезидента| офшорного нерезидента| витрат      |
|     |                     |                      | покупця     |
|     |                     |                      | гр. 3 х 0,85|
|-----|---------------------|----------------------|-------------|
|  1  |          2          |           3          |      4      |
|-----|---------------------|----------------------|-------------|
|  1  | Контракт № 15/03    |                      |             |
|     | вiд 12.01.2003р.    |                      |             |
|     |---------------------|        1000,0        |     850,0   |
|     | "Marketing Со."     |                      |             |
|     | (Кiпр)              |                      |             |
|     |---------------------|                      |             |
|     |                     |                      |             |
|     |---------------------|                      |             |
|     |                     |                      |             |
|-----|---------------------|----------------------|-------------|
|  2  | Контракт № 16/03    |                      |             |
|     | вiд 13.01.2003р.    |                      |             |
|     |---------------------|        4000,0        |    3400,0   |
|     | "Consulting Ltd."   |                      |             |
|     | (Графство Монако)   |                      |             |
|     |---------------------|                      |             |
|     |                     |                      |             |
|     |---------------------|                      |             |
|     |                     |                      |             |
|-----|---------------------|----------------------|-------------|
|                           ...                    |             |
|-----|--------------------------------------------|-------------|
|04.11| Частина вартостi товарiв (робiт, послуг),  |    4250,0   |
|     | що вiдображається у рядку 04.11 декларацiї |             |
|     | (сума рядкiв 1 - n гр. 4)                  |             |
|-----|--------------------------------------------|-------------|

    Итак, мы рассмотрели порядок заполнения годовых приложений  Р1
- Р4 и соответствующих им показателей  самой  декларации.
    Теперь остановимся  на "узких  местах"  исчисления  налога  на
прибыль, где потенциально возможны ошибки.

    Прирост (убыль) ТМЦ (строки 01.2, 04.2 приложение К1/1)

    Величина прироста  (убыли)  балансовой  стоимости  запасов  на
складах, в незавершенном производстве, остатках готовой  продукции
и розничной торговле, рассчитанная согласно п. 5.9 Закона о налоге
на прибыль, отражается в строке 01.2 (прирост) или 04.2 (убыль).
    Прежде чем заполнить одну из этих строк, необходимо рассчитать
величину  прироста  (убыли)  балансовой  стоимости   запасов    за
соответствующий  период  в  таблице  1  приложения  К1/1.  Правила
расчета определены формой этой таблицы.  Если показатель строки  А
колонки 6 окажется отрицательным, это  и  будет  означать  прирост
запасов, размер которого переносится в строку 01.2 декларации  без
знака "-".
    Если же показатель строки А колонки 6  окажется  положительным
(что будет означать "убыль"), то  он  переносится  в  строку  04.2
декларации, а в строке 01.2 ставится прочерк.
    Производственникам (именно им, торговлю  это  не  затрагивает)
совсем не помешает  определиться  со  своим  отношением  к  письму
Государственной налоговой администрации Украины от  22.07.2003  г.
№ 11408/7/15-1117 ( v1140225-03 ) "О применении пункта  5.9 Закона
Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
    В этом письме ГНАУ впервые высказала свою позицию о том, что в
перерасчете "по п. 5.9" участвует  производственная  себестоимость
незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции (ГП),  а  не
только стоимость их материальной составляющей. Таким образом, ГНАУ
стремится "до поры - до времени" (а точнее, до момента  реализации
ГП) "заморозить" валовые расходы плательщика, не только  связанные
с приобретением материальных ресурсов, но и с  заработной  платой,
амортизацией и общепроизводственными расходами в составе НЗП и ГП.
    Отношение плательщика к такому намерению ГНАУ  будет  зависеть
от  его  готовности  отстаивать  собственную  позицию  вплоть   до
хозяйственного суда.
    Осторожные  плательщики  предпочтут,   держась    "от    греха
подальше", последовать "генеральной  линии"  ГНАУ.  Большинство  в
этой категории, полагаем, составят предприятия с непродолжительным
производственным  циклом  (в  пределах  квартала),  при    котором
перерасчет НЗП и ГП по  производственной  себестоимости  ненадолго
задержит  валовые  расходы.  Как   дополнительное    подтверждение
обоснованности позиции ГНАУ  они,  возможно,  расценят  отсутствие
какого бы то ни было легитимного порядка  ведения  учета  прироста
(убыли) НЗП и ГП "по удельному  весу  материальной  составляющей".
{6}  Дополнительный  плюс  -   считать    прирост    (убыль)    по
производственной    себестоимости    проще:   нет  нужды  выделять
"матсоставляющую".
    Смелые  плательщики,  напротив,  до  конца  будут   отстаивать
правильность  учета  прироста  (убыли)   именно    по    стоимости
материальной  составляющей  в  НЗП  и  ГП.  В  категории   смелых,
полагаем, окажутся в  основном  предприятия  с  длительным  циклом
производства  (более  одного  квартала),  у  которых    вследствие
указанной позиции ГНАУ валовые расходы могут  быть  заморожены  на
длительный срок. В защиту своей позиции они укажут непосредственно
на п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, где  говорится  о  налоговом
учете "балансовой стоимости "..." сырья, материалов, комплектующих
изделий, полуфабрикатов, малоценных предметов (далее - запасов) на
складах,  в  незавершенном  производстве  и    остатках    готовой
продукции".
    Завершая  обсуждение  вопроса  о  перерасчете  "по  п.   5.9",
приведем пример, в котором есть  и  торговля,  и  производство  (в
последнем случае будем считать прирост (убыль) вопреки ГНАУ  -  по
стоимости материальной составляющей).

    Пример расчета прироста (убыли) ТМЦ

    Хозяйственная деятельность предприятия одновременно включает в
себя  производство  и  торговлю.  Данные  о  балансовой  стоимости
запасов на начало и конец 2003 года приведены в табл. 8.

                                                         Таблица 8

                Данные для расчета прироста (убыли)
                   балансовой стоимости запасов

|----------------------------|-----------------|-----------------|
|    Сальдо счета/субсчета   | На 01.01.2003г.,| На 31.12.2003г.,|
|                            |       грн.      |       грн.      |
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| 20 "Производственные       |            31000|            25000|
| запасы"                    |                 |                 |
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| 22 "Малоценные и           |             1500|             1500|
| быстроизнашивающиеся       |                 |                 |
| предметы"                  |                 |                 |
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| 23 "Производство",         |            31000|            25000|
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| - в том числе материальная |            27500|                ?|
| составляющая               |                 |                 |
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| 26 "Готовая продукция",    |            21500|            17000|
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| - в том числе материальная |            15000|                9|
| составляющая               |                 |                 |
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| 281 "Товары на складе"     |            50500|            70600|
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| 282 "Товары в розничной    |            12500|            15000|
| торговле"                  |                 |                 |
|----------------------------|-----------------|-----------------|
| 285 "Торговая наценка"     |             4000|             5000|
|----------------------------|-----------------|-----------------|

    Общая сумма  затрат  на  производство,  отраженная  по  дебету
счетов 23, 24, 25, 91, - 90 тыс. грн.
    Стоимость материальных затрат, списанных с кредита счетов 20 и
22 в дебет счетов 23, 24, 25, 91, - 63 тыс. грн.
    В течение 2003 года на  цели,  не  связанные  с  хозяйственной
деятельностью,  были  использованы  товары  со  склада  на   сумму
2,5 тыс. грн. (без учета НДС).
    Предприятие оценивает убыль запасов по методу ФИФО.
    Прежде всего определим стоимость материальной  составляющей  в
НЗП и ГП:
    1) удельный вес материальных затрат в общей  сумме  затрат  на
производство за 11 месяцев:

    63000 : 90000 = 0,7;

    2) стоимость материальной составляющей в НЗП:

    25000 х 0,7 = 17500 грн.;

    3) стоимость материальной составляющей в ГП:

    17000 х 0,7 = 11900 грн.

    Теперь мы располагаем полной информацией для расчета  прироста
(убыли) ТМЦ. На основании таких данных в строке 01.2 декларации за
2003 год будет отражен прирост запасов в размере  5,0  тыс.  грн.,
(расчет см. в табл. 9).

                                                         Таблица 9

       Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов
                    (фрагмент приложения К1/1)

|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
|    Показники   | Код | На      | Запаси,  | На кiнець| Прирiст |
|                |рядка| початок | вико-    | звiтного | "-"     |
|                |     | звiтного| ристанi  | перiоду  | Убуток  |
|                |     | року    | не у     |          | "+"     |
|                |     |         | госпо-   |          | (3 - 4 -|
|                |     |         | дарськiй |          | - 5)    |
|                |     |         | дiяльнос-|          |         |
|                |     |         | тi       |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
|       1        |  2  |    3    |     4    |     5    |    6    |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| Балансова      |  А  |   134   |    2,5   |   136,5  |    -5   |
| вартiсть       |     |         |          |          |         |
| запасiв усього,|     |         |          |          |         |
| у тому числi:  |     |         |          |          |         |
| (сума рядкiв   |     |         |          |          |         |
| А1 + А6        |     |         |          |          |         |
| вiдповiдної    |     |         |          |          |         |
| графи)         |     |         |          |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| на складах     |  А1 |    31   |     -    |     25   |   6,0   |
| (мiсцях        |     |         |          |          |         |
| зберiгання)    |     |         |          |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| у незавершеному|  А2 |  27,5   |     -    |   17,5   |    10   |
| виробництвi    |     |         |          |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| у готовiй      |  А3 |    15   |     -    |   11,9   |   3,1   |
| продукцiї      |     |         |          |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| малоцiннi та   |  А4 |   1,5   |     -    |    1,5   |    0    |
| швидкозношу-   |     |         |          |          |         |
| ванi предмети  |     |         |          |          |         |
| на складах     |     |         |          |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| на оптових     |  А5 |  50,5   |    2,5   |   70,6   |  -22,6  |
| складах (мiсцях|     |         |          |          |         |
| зберiгання)    |     |         |          |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| у роздрiбнiй   |  А6 |   8,5   |     -    |    10    |  -1,5   |
| торгiвлi       |     |         |          |          |         |
|----------------|-----|---------|----------|----------|---------|
| Метод оцiнки убутку запасiв (потрiбне позначити):              |
|---|------------------|-----|---|-------------------------------|
| x | Вартостi запасiв |     |   | Ідентифiкованої вартостi      |
|   | перших за часом  |     |   | вiдповiдної одиницi запасiв   |
|   | надходжень       |     |   |                               |
|   | (ФIФО)           |     |   |                               |
|---|------------------|     |---|-------------------------------|

    Уменьшение начисленной суммы налога (строка 13, приложение К6)

    Строка 13 заполняется на основании показателей ежеквартального
приложения К6. Это  приложение  по  своему  назначению  аналогично
приложению П к прежней форме декларации, но в отличие от  него  не
создаст  бухгалтеру  столько  проблем.  Просто  нужно  внимательно
изучить форму этого приложения и  обратить  внимание  на  то,  что
остаток суммы авансовых взносов, уплаченных в  бюджет  в  связи  с
выплатой  дивидендов,  и  не  зачтенный  в  уменьшение  налогового
обязательства отчетного периода,  отражается  в  строке  13.7.2  и
переносится на будущие налоговые периоды.
    В связи с этим рекомендуем придерживаться следующего алгоритма
заполнения приложения К6:
    1) отразить показатели строк  13.1  -  13.6  и  проверить,  не
превышает ли их сумма значение, отраженное в строке 12 декларации:
    - если превышает, то отразить всю сумму "авансово-дивидендных"
взносов (стр. 13.7) в строке 13.7.2, а в строке  13.7.1  поставить
прочерк;
    - если не превышает, то перейти к п. 2 этого алгоритма;
    2) проверить, достаточно ли разницы между строкой 12 и  суммой
строк 13.1 - 13.6 для погашения всей  суммы "авансово-дивидендных"
взносов (стр. 13.7):
    -    если     достаточно,    то     отразить      всю    сумму
"авансово-дивидендных" взносов (стр. 13.7) в строке  13.7.1,  а  в
строке 13.7.2 поставить прочерк;
    - если недостаточно, то  отразить  в  строке  13.7.1   разницу
"строка 12 минус сумма строк 13.1 - 13.6",  а  в  строке  13.7.2 -
"непогашенный" остаток "авансово-дивидендных" взносов  (стр.  13.7
за вычетом стр. 13.7.1);
    3) рассчитать показатель строки 13 как сумму строк с  13.1  по
13.6 и строки 13.7.1, как это предусмотрено формой приложения К6.
    Попутно  заметим,  что  принцип    нарастающего    итога,    в
соответствии с которым теперь составляются  декларации,  избавляет
плательщика  от  необходимости  проводить    годовой    перерасчет
стоимости торговых патентов.

    Пример к приложению К6

    В декларации о прибыли предприятия за 2002 год в гр. 4 стр. 45
"Остаток  суммы  налога  на  дивиденды,  подлежащий  переносу   на
следующие  налоговые  периоды  (приложение  П,  строка  45)"  была
отражена сумма 5,0 тыс. грн.
    Данные о приобретении торговых  патентов  и  уплате  авансовых
взносов в связи с выплатой дивидендов в 2003 году (в сопоставлении
с объектом налогообложения соответствующих налоговых периодов) для
заполнения приложения К6 приведены в табл. 10.

                                                        Таблица 10
|--------------------------------------|-------------------------|
|               Показатели             |    Расчетный квартал    |
|                                      |-----|------|------|-----|
|                                      |  I  |  II  | III  | IV  |
|--------------------------------------|-----|------|------|-----|
| 1. Сумма объекта налогообложения:    |     |      |      |     |
|--------------------------------------|-----|------|------|-----|
| - в расчете на квартал               | 10,0| 10,0 | 15,0 | 25,0|
|--------------------------------------|-----|------|------|-----|
| - нарастающим итогом с начала года   | 10,0| 20,0 | 35,0 | 60,0|
|--------------------------------------|-----|------|------|-----|
| 2. Стоимость приобретенных торговых  |  1,0|  2,0 |  2,0 |  2,0|
| патентов, действие которых приходится|     |      |      |     |
| на соответствующий квартал           |     |      |      |     |
|--------------------------------------|-----|------|------|-----|
| 3. Сумма авансового взноса по ставке |  -  | 18,0 |   -  |  -  |
| 30%, уплаченного в связи с выплатой  |     |      |      |     |
| учредителям дивидендов               |     |      |      |     |
|--------------------------------------|-----|------|------|-----|

    На основании таких данных в строке 13 декларации за  2003  год
будет отражена  сумма  30,0  тыс.  грн.,  а  приложение  К6  будет
заполнено следующим образом:

                                                        Таблица 11

               Уменьшение начисленной суммы налога
                (фрагмент табл. 1 приложения К6)

|------------------|------|---------------------------------------|
|    Показатели    | Код  |                Сума за:               |
|                  |рядка |----------|----------|-----------|-----|
|                  |      | I квартал| пiврiччя | 3 квартали| рiк |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|
|         1        |   2  |    3а    |    3б    |     3в    |  3г |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|
| Зменшення        |  13  |    6,0   |   20,0   |    28,0   | 30,0|
| податкових       |      |          |          |           |     |
| зобов'язань,     |      |          |          |           |     |
| у тому числi:    |      |          |          |           |     |
| (сума з 13.1     |      |          |          |           |     |
| до 13.6 + 13.7.1)|      |          |          |           |     |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|
| вартiсть торгових| 13.1 |    1,0   |    3,0   |    5,0    | 7,0 |
| патентiв,        |      |          |          |           |     |
| придбаних у      |      |          |          |           |     |
| звiтному перiодi |      |          |          |           |     |
| за мiсцем        |      |          |          |           |     |
| реєстрацiї       |      |          |          |           |     |
| (мiсцезнаходжен- |      |          |          |           |     |
| ням) платника    |      |          |          |           |     |
| податку          |      |          |          |           |     |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|
|                                ...                              |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|
| сума сплачених   | 13.7 |    5,0   |   23,0   |    23,0   | 23,0|
| авансових внескiв|      |          | (5 + 18) |           |     |
| при виплатi      |      |          |          |           |     |
| дивiдендiв       |      |          |          |           |     |
| (прирiвняних до  |      |          |          |           |     |
| них платежiв) та |      |          |          |           |     |
| перевищення суми |      |          |          |           |     |
| таких внескiв над|      |          |          |           |     |
| нарахованою сумою|      |          |          |           |     |
| податку минулих  |      |          |          |           |     |
| податкових       |      |          |          |           |     |
| перiодiв, у тому |      |          |          |           |     |
| числi:           |      |          |          |           |     |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|
| сума, що         |13.7.1|    5,0   |   17,0   |    23,0   | 23,0|
| вiдноситься на   |      |          | (20 - 3) |           |     |
| зменшення        |      |          |          |           |     |
| нарахованої суми |      |          |          |           |     |
| податку          |      |          |          |           |     |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|
| залишок суми, що |13.7.2|     -    |    6,0   |     -     |  -  |
| пiдлягає         |      |          |          |           |     |
| перенесенню на   |      |          |          |           |     |
| наступнi звiтнi  |      |          |          |           |     |
| перiоди          |      |          |          |           |     |
|------------------|------|----------|----------|-----------|-----|

    Комплексный пример заполнения декларации

    Предлагаем  вашему  вниманию  комплексный  пример  составления
годовой декларации по налогу на прибыль предприятия за 2003 год. А
чтобы у  читателей  сложилась  целостная  картина,  в  примере  мы
используем данные некоторых  предыдущих  "локальных"  примеров,  а
также задействуем условные показатели  деклараций  за  3  квартала
2003 года.
    В течение 2003 года:
    1) отгружена продукция и товары покупателям (стр. 01.1) -  540
тыс. грн.;
    2) получена от покупателей предварительная оплата  (стр. 01.1)
- 510 тыс. грн.;
    3) рассчитан в соответствии  с  п.  5.9  Закона  о  налоге  на
прибыль прирост ТМЦ (см. пример к строке 01.2) - 5,0 тыс. грн.;
    4) выполнен один и выполняется второй  долгосрочный  контракт.
Доходы от их выполнения составили суммарно нарастающим  итогом  за
год (стр. 01.3) 550,0 тыс. грн., расходы (стр. 04.7) -  350,0 тыс.
грн.;
    5) получена прибыль от операций с векселями (стр. 01.4) -  5,0
тыс. грн.;
    6) прочие доходы (стр. 01.6) - 100,0 тыс. грн.;
    7) покупателями возвращены товары (стр. 02.1) стоимостью  20,0
тыс. грн.;
    8) в ходе урегулирования сомнительной задолженности  увеличены
вначале валовые  расходы  (стр.  05.3),  а  потом  валовые  доходы
(стр. 02.3) - 10,0 тыс. грн., начислена пеня  (стр.  23)  -  51,78
грн.;
    9) оприходованы товары от поставщиков (стр. 04.1) - 120,0 тыс.
грн.;
    10) перечислена предварительная оплата за товары поставщикам -
250 тыс. грн., в  том  числе  "единоналожникам"  -  40 тыс.  грн.,
плательщикам налога на прибыль на общих основаниях (стр.  04.1)  -
210,0 тыс. грн.;
    11) начислена заработная плата (стр. 04.3) - 200,0 тыс. грн.;
    12) начислены взносы в социальные  фонды  с  заработной  платы
(стр. 04.4) - 70,0 тыс. грн.;
    13) начислены и частично уплачены налоги и сборы (обязательные
платежи), которые включаются в состав валовых расходов (см. пример
к приложению Р2, стр. 04.6) - 25,0 тыс. грн.;
    14)  перечислены  благотворительные  взносы  (см.  пример    к
приложению Р3; стр. 04.8) - 12,0 тыс. грн.;
    15)  осуществлен  ремонт  основных  фондов  (стр.  04.10)    -
120,0 тыс. грн.;
    16)  прочие  расходы,  которые  включаются  в  состав  валовых
расходов (стр. 04.12) - 13,0 тыс. грн.;
    17) рассчитана сумма амортизационных отчислений  (стр.  07)  -
370,0 тыс. грн.;
    18)  выплачены  дивиденды  участникам    во    II    квартале,
одновременно с этим уплачены авансовые взносы по налогу на прибыль
(см. пример к приложению К6) - 18,0 тыс. грн.;
    19) стоимость приобретенных  в  2003  году  торговых  патентов
(пример к приложению К6) - 7,0 тыс. грн.;
    20)  проведена  налоговыми  органами  проверка,  в  результате
которой выявлено, что предприятием в предыдущих отчетных  периодах
были занижены валовые доходы на  сумму  2,0  тыс.  грн.,  завышены
валовые расходы на сумму 5,0 тыс.  грн.,  что  нашло  отражение  в
присланном 20 октября уведомлении-решении.
    Согласно данным  декларации  за  2002  год,  сумма  налога  на
дивиденды,  подлежащая  переносу  на  будущие  налоговые   периоды
(строка 45), составляла 5,0 тыс. грн.  В декларации за 3  квартала
2003 года в строке 14 "Налоговое обязательство отчетного  периода"
была отражена сумма 7,0 тыс. грн.
    Строка 14 декларации за 11  месяцев  не  имела  положительного
значения.
    Памятуя о том,  что суммы  авансов и предоплат,  перечисленные
"единоналожникам", не дают права на увеличение валовых расходов до
момента оприходования от них товаров (работ,  услуг),  а  также  о
том, что в  новой  декларации  отражаются  только "самовыявленные"
ошибки, заполним декларацию за 2003 год (см. табл. 12).

                                                        Таблица 12

     Декларация по налогу на прибыль предприятия за 2003 год
                            (фрагмент)

|-----------------------------------------|-------------|--------|
|                  Показники              |  Код рядка  |  Сума  |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
|                     1                   |      2      |    3   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Валовий дохiд вiд усiх видiв дiяльностi,|01           | 1710,0 |
| у тому числi:                           |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| доходи вiд продажу товарiв (робiт,      |01.1         | 1050,0 |
| послуг)                                 |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| прирiст балансової вартостi запасiв     |01.2       К1|   5,0  |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| доходи вiд виконання довгострокових     |01.3       К2|  550,0 |
| договорiв                               |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| прибуток вiд операцiй з цiнними         |01.4       К3|   5,0  |
| паперами, фондовими та товарними        |             |        |
| деривативами                            |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| прибуток вiд операцiй з землею          |01.5       К1|    -   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| iншi доходи, крiм визначених у          |01.6         |  100,0 |
| 01.1 - 01.5                             |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Коригування валових доходiв, у тому     |02           |  -10,0 |
| числi: (+ 02.1 + 02.2 + 02.3)           |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| змiна суми компенсацiї вартостi         |02.1         |  -20,0 |
| товарiв (робiт, послуг)                 |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| самостiйно виявленi помилки за          |02.2         |    -   |
| результатами минулих податкових         |             |        |
| перiодiв                                |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| врегулювання сумнiвної (безнадiйної)    |02.3       К4|  10,0  |
| заборгованостi                          |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Скоригований валовий дохiд (01 + 02)    |03           | 1700,0 |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Валовi витрати, у тому числi:           |04           | 1120,0 |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| витрати на придбання товарiв (робiт,    |04.1         |  330,0 |
| послуг), крiм визначених у 04.11        |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| убуток балансової вартостi запасiв      |04.2       К1|    -   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| витрати на оплату працi                 |04.3         |  200,0 |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| сума страхового збору (внескiв) до      |04.4         |  70,0  |
| фондiв державного загальнообов'язкового |             |        |
| страхування                             |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| сума внескiв на довгострокове           |04.5       Р1|    -   |
| страхування життя, додаткове пенсiйне   |             |        |
| страхування                             |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| сума податкiв, зборiв (обов'язкових     |04.6       Р2|   25,0 |
| платежiв), крiм визначених у 04.4       |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| витрати, пов'язанi з виконанням         |04.7       К2|  350,0 |
| довгострокових договорiв                |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| добровiльне перерахування коштiв,       |04.8       Р3|  12,0  |
| передача товарiв (робiт, послуг)        |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| вiд'ємне значення об'єкта оподаткування |04.9         |    -   |
| попереднього податкового року           |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| витрати на полiпшення основних фондiв   |04.10      К1|  120,0 |
| та нафтогазових свердловин              |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| 85% витрат вiд вартостi товарiв (робiт, |04.11      Р4|    -   |
| послуг), придбаних у офшорних           |             |        |
| нерезидентiв                            |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| iншi витрати, крiм визначених           |04.12        |  13,0  |
| у 04.1 - 04.11                          |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Коригування валових витрат,             |05           |  10,0  |
| у тому числi: (+ 05.1 + 05.2 + 05.3)    |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| змiна суми компенсацiї вартостi товарiв |05.1         |    -   |
| (робiт, послуг)                         |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| самостiйно виявленi помилки за          |05.2         |    -   |
| результатами минулих податкових         |             |        |
| перiодiв                                |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| врегулювання сумнiвної (безнадiйноє)    |05.3       К4|  10,0  |
| заборгованостi                          |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Скоригованi валовi витрати (04 + 05)    |06           | 1130,0 |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Сума амортизацiйних вiдрахувань         |07         К1|  370,0 |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Об'єкт оподаткування позитивний (+)     |08           |  200,0 |
| вiд'ємний (-) ((+03 - (+ 06) - 07)      |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Балансовi збитки, не компенсованi       |09           |    -   |
| прибутками до 01.01.2003                |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Прибуток, звiльнений вiд оподаткування  |10         К5|    -   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Прибуток, що пiдлягає оподаткуванню,    |11           |  200,0 |
| у тому числi: (08 - 09 - 10)            |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| за базовою ставкою                      |11.1         |  200,0 |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| за пiльговою ставкою {7}...........%    |11.2         |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Нарахована сума податку {8},            |12           |  60,0  |
| у тому числi:                           |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| за базовою ставкою                      |12.1         |  60,0  |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| за пiльговою ставкою                    |12.2         |    -   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Зменшення нарахованої суми податку      |13         К6|  30,0  |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Податкове зобов'язання звiтного         |14           |  30,0  |
| перiоду {8} (12 - 13)                   |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Сума нарахованого податку за            |15           |   7,0  |
| попереднiй податковий перiод            |             |        |
| поточного року                          |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Сума надмiру сплаченого податку         |16           |    -   |
| минулих податкових перiодiв             |             |        |
| (переплати) {9}                         |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Сума податку до сплати (позитивне       |17           |  23,0  |
| значення 14 - 15 - 16)                  |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|

|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Сума надмiру сплаченого податку         |18           |    -   |
| минулих податкових перiодiв             |             |        |
| (переплати), яка пiдлягає поверненню    |             |        |
| на поточний рахунок платника податку    |             |        |
| в банку-резидентi                       |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|

    Додатковi показники

|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Суми податкiв, якi утримуються при      |19           |    -   |
| виплатi доходiв (прибуткiв),            |             |        |
| у тому числi:                           |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| вiд грального бiзнесу                   |19.1       К7|    -   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| з нерезидентiв (крiм 19.3)              |19.2         |    -   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| з фрахту                                |19.3         |    -   |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Авансовi внески, нарахованi на суму     |20           |  18,0  |
| дивiдендiв та прирiвняних до них        |             |        |
| платежiв                                |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Дивiденди та прирiвнянi до них платежi, |21           |    -   |
| що сплачуються до бюджету державними    |             |        |
| некорпоратизованими, казенними або      |             |        |
| комунальними пiдприємствами             |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Сума штрафу, самостiйно нарахованого    |22           |    -   |
| у зв'язку з виправленням помилок        |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|
| Пеня, нарахована у зв'язку з            |23         К4| 0,05178|
| урегулюванням сумнiвної (безнадiйної)   |             |        |
| заборгованостi                          |             |        |
|-----------------------------------------|-------------|--------|

    До декларацiї додаються (потрiбне позначити):

|--------|------|------|----|----|-----|---|---|---|---|---|---|--|
| Додатки|К1/1 X| К1/2 |К2 Х|К3 Х| К4 Х| К5| К6| К7| Р1|Р2Х|Р3Х|Р4|
| до     |      |      |    |    |     |   |   |   |   |   |   |  |
| рядкiв |      |      |    |    |     |   |   |   |   |   |   |  |
|--------|------|------|----|----|-----|---|---|---|---|---|---|--|

    Этим примером мы завершаем сегодняшнюю "Тему  недели",  но  до
наступления предельного срока представления годовой декларации  по
налогу на прибыль за 2003 год постараемся  ответить  на  все  ваши
вопросы относительно этой декларации в рубрике "Почта недели".
    Пишите нам, задавайте вопросы. Мы будем рады вам помочь.

{1} Исключение  составляют  лишь  сельхозтоваропроизводители,  для
    которых абзацем четвертым п. 16.4 ст. 16 Закона  о  налоге  на
    прибыль установлен годовой отчетный период.
{2} За  исключением  отчислений,  определенных  пунктом  5.8,    и
    взносов, предусмотренных подпунктом 5.2.17 Закона о налоге  на
    прибыль.
{3} Для общественных  организаций  инвалидов  -  не  более  десяти
    процентов  налогооблагаемой  прибыли  предыдущего    отчетного
    периода.
{4} Поскольку сумма благотворительных  взносов,  осуществленных  в
    первом квартале, меньше минимального предела (8 тыс. грн.), то
    в  валовые  расходы  такие   благотворительные    взносы    не
    включаются.
{5} Поскольку  разница    между    благотворительными    взносами,
    произведенными за 9 месяцев,  и минимальным пределом превышает
    "благотворительный лимит" (12 тыс. грн.),  в  валовые  расходы
    такая разница может быть включена только в пределах лимита.
{6} В начале 2003 года отменен  известный  Порядок  ведения  учета
    прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров  (кроме
    активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и  деривативов),
    материалов,  сырья  (топлива),   комплектующих    изделий    и
    полуфабрикатов на  складах,  в  незавершенном  производстве  и
    остатках готовой продукции (в том числе  малоценных  предметов
    на складах), утвержденный  приказом  Минфина  от  11.06.98  г.
    № 124.
{7} Пiльговi ставки зазначаються платником самостiйно.
{8} У разi позитивного значення.
{9} Не заповнюється при заповненнi рядка 18 декларацiї.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 2(106), стр. 35
[12.01.2004]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------