Документы, подтверждающие расходы на командировку Из-за отсутствия билетов в ж/д кассе вокзала работник предприятия приобрел билет на проезд к месту командировки у частного предпринимателя. Кроме стоимости билета работник оплатил частному предпринимателю стоимость его услуг. При этом документ, подтверждающий понесенные расходы, не содержит необходимой информации (нет фамилии частного предпринимателя и не указан номер его свидетельства о регистрации). Являются ли такой документ и приобретенный ж/д билет документами, подтверждающими стоимость понесенных работником расходов на проезд к месту командировки? Если нет, то облагается ли подоходным налогом возмещенная работнику стоимость расходов? * * * В данном случае речь идет о приобретении ж/д билета у частного предпринимателя, который оказывает посреднические услуги по продаже и доставке ж/д билетов. Несмотря на то что билет приобретен работником предприятия у ЧП, а не в ж/д кассе, это документ установленной формы. Следовательно, ж/д билет, независимо от того, где он приобретается, является документом, подтверждающим расходы на проезд к месту командировки, и его стоимость включается в состав валовых расходов предприятия (пп. 5.4.8 Закона о прибыли ( 334/94-ВР )). А вот расходы на оплату стоимости услуг на основании неправильно составленного документа, приложенного работником к авансовому отчету, нельзя включать в состав валовых расходов. Первичный документ {1} должен иметь юридическую силу и доказательность, то есть содержать обязательные реквизиты. Перечень таких реквизитов приведен в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете ( 996-14 ): - название документа (например, акт об оказанных услугах и т. п.); - дата и место составления (например, 15 декабря 2003 года, г. Киев); - название предприятия, от имени которого составлен документ (например, частный предприниматель Волошко Павел Иванович); - содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции (например, приобретение и доставка билетов в количестве 1 шт. стоимостью 75 грн. на сумму 75 грн.); - должность лица, ответственного за осуществление хозяйственной операции (например, частный предприниматель Волошко Павел Иванович); - личная подпись или другие данные, предоставляющие возможность идентифицировать лицо, участвующее в осуществлении хозяйственной операции (например, паспортные данные, номер свидетельства о регистрации в качестве СПД). Таким образом, расходы, понесенные работником на оплату услуг, но подтвержденные документами, оформленными с нарушением требований к их заполнению, не включаются в состав валовых расходов предприятия. В то же время по усмотрению руководителя предприятия (на основании приказа) они могут быть возмещены работнику предприятием. А поскольку данные расходы связаны с ведением хозяйственной деятельности предприятия, то при возмещении их работнику предприятия они не подлежат обложению подоходным налогом. НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ Для того чтобы отнести такие расходы к составу валовых, рекомендуем обратиться к ЧП, продавшему билет, с просьбой оформить документ на оказанные услуги надлежащим образом. Затем такой документ приложить к авансовому отчету вместо предыдущего (если все это произойдет в одном отчетном налоговом периоде). Если же такой документ будет получен в следующем отчетном налоговом периоде, то необходимо в налоговом учете на основании бухгалтерской справки включить понесенные расходы в состав валовых. В бухгалтерском же учете ничего не меняется: расходы списываются на расходы того периода, в котором они были понесены (п. 7 П(С)БУ 16 ( z0027-00 )). {1} Первичный документ - это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление (ст. 1 Закона о бухгалтерском учете). ------------------------------------------------------------------ "Баланс" № 4(494), стр. 72 [27.01.2004] Маргарита Позднякова Бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб" ------------------------------------------------------------------