Не утвержден прожиточный минимум.
            Как быть с налоговой социальной льготой?

------------------------------------------------------------------

    Подходит к концу первый месяц 2004 года.  Значит, скоро  нужно
будет начислить зарплату за январь и удержать,  в  числе  прочего,
налог с доходов.  Наверняка, кто-то из работников даже  претендует
на налоговую социальную льготу....
    Стоп, но как  это  определить?  Для  этого  ведь  нужно  знать
прожиточный минимум на 2004 год, а он до  сих  пор  не  утвержден.
Депутаты в пылу политической борьбы совершенно забыли  о  насущных
экономических вопросах и  "доигрались"  до  того,  что  IV  сессия
Верховной  Рады  была  закрыта  досрочно.   Вопрос    о    размере
прожиточного минимума на 2004  год  остался  без  ответа.  Что  же
делать бухгалтеру?

    В чем проблема?

    Как  известно,  налоговая  социальная  льгота  применяется   к
доходу, полученному плательщиком налога  как  заработная  плата  в
течение отчетного налогового месяца, если его размер не  превышает
суммы месячного прожиточного минимума  для  трудоспособного  лица,
установленного на 1 января отчетного налогового  года,  умноженной
на 1,4 и округленной до  ближайших  10  гривень.  Это  установлено
подпунктом  6.5.1  ст. 6  Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV 
( 889-15 ) "О налоге с доходов физических лиц" (далее  -  Закон  о  
налоге с доходов).
    Мы уже не раз отмечали, что если бы прожиточный минимум в 2004
году остался на  прежнем  уровне,  то  претендовать  на  налоговую
социальную льготу могли бы работники, чья  зарплата  не  превышает
510  грн.  (365 грн. х 1,4 = 511  грн.,  с  учетом  округления  до
ближайших 10 грн.).
    Если бы... Но дело в том, что прошлогодний размер прожиточного
минимума (365 грн.) остался в  прошлом.  Ведь  он,  как  известно,
устанавливается не бессрочно, а лишь  на  соответствующий  год.  В
свое время прожиточный минимум в размере 365 грн. был утвержден на
2002  год,  а  затем  продлен  на  2003  год    Законом    Украины
от 28.11.2002 г. № 247-IV ( 247-15 ) "О  прожиточном  минимуме  на  
2003 год",  действие  которого  окончилось  31  декабря  2003 года 
аккурат в 24 час. 00 мин.
    И вот теперь имеем ситуацию, когда прожиточный  минимум  на  1
января 2004 налогового года не установлен.

    Что делать?

    Если подходить к проблеме строго формально, то запросто  можно
прийти к выводу, что  в  2004  году  налоговая  социальная  льгота
вообще не применяется. Ведь если размер прожиточного минимума на 1
января  2004  налогового  года  не  установлен,  то  нет   никакой
возможности рассчитать предельный размер заработной платы,  дающий
право на льготу. Неужели все так плохо?
    Мы бы не стали спешить с  такими  пессимистическими  выводами.
Ведь в  нашей  стране  уже  давно  никто  не  удивляется  законам,
принимаемым задним числом. Думаем, так будет и на этот раз.
    Дело в том, что в Верховную Раду уже был  подан  законопроект,
согласно которому размер прожиточного минимума для трудоспособного
лица  предполагается  установить  на  уровне  382,74  грн.  {1}  У
депутатов в пылу политической борьбы просто не дошли до него руки.
Но данный вопрос, уверены, находится на контроле у  правительства,
ведь под размер прожиточного минимума  "подвязано"  большое  число
социальных гарантий, а это в год выборов, безусловно, имеет  очень
большое (если не  сказать,  политическое)  значение.  Так  что  мы
уверены (и тому есть основания), что депутаты  вскоре  вернутся  к
рассмотрению данного вопроса и утвердят прожиточный минимум задним
числом - с 1  января  2004  года.  Заметим,  что  в  таком  случае
формальные требования п.п. 6.5.1 Закона о налоге с  доходов  будут
соблюдены, и будут все  основания применять  налоговую  социальную
льготу к доходам физлиц в 2004 году.
    Уверены также, что будущий размер прожиточного минимума  будет
не  ниже  прошлогоднего.  Основания  для  такой   уверенности    -
инфляционные процессы, связанное с ними удорожание потребительской
корзины и упомянутый выше законопроект  (предусматривающий  размер
прожиточного минимума 382,74 грн.).
    Исходя из этого, рассматривая вопрос о возможности  применения
налоговой  социальной  льготы,  мы  бы  сейчас   руководствовались
прошлогодним прожиточным минимумом (365 грн.), и,  соответственно,
предельным размером зарплаты,  который  дает  право  на  льготу  -
510 грн.  В устных разъяснениях работники налоговых  органов  тоже
придерживаются такой позиции.
    Впоследствии, когда  будет  установлен  новый,  более  высокий
размер  прожиточного  минимума,  нужно   будет    задним    числом
предоставить льготу тем работникам, чья  зарплата  с  начала  2004
года оказалась выше 510 грн., но которые, как  оказалось,  все  же
получили  право  на  льготу  в  соответствии  с  новым    размером
прожиточного минимума.
    Например, если прожиточный минимум, как  планировалось,  будет
установлен на уровне 382,74 грн., и  предельный  размер  зарплаты,
дающий право на льготу,  увеличится  соответственно  до  540  грн.
(382,74 х 1,4 = 535,84, с учетом округления до ближайших 10 грн.),
то задним числом льготу смогут получить  работники,  чья  зарплата
оказалась в интервале между 510 и 540 грн.
    Ну что ж, остается лишь  надеяться,  что  депутаты  как  можно
быстрее вернутся к  своим  прямым  обязанностям  и  не  забудут  о
законопроекте "Об утверждении прожиточного минимума на 2004 год" .

{1} Об этом мы  информировали  читателей  в  статье  "Еще  раз   о
    налоговой  социальной  льготе"  (см.  "Бухгалтерская  неделя",
    2004, № 3).

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 4(108), стр. 31
[26.01.2004]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------