Не утвержден прожиточный минимум. Как быть с налоговой социальной льготой? ------------------------------------------------------------------ Подходит к концу первый месяц 2004 года. Значит, скоро нужно будет начислить зарплату за январь и удержать, в числе прочего, налог с доходов. Наверняка, кто-то из работников даже претендует на налоговую социальную льготу.... Стоп, но как это определить? Для этого ведь нужно знать прожиточный минимум на 2004 год, а он до сих пор не утвержден. Депутаты в пылу политической борьбы совершенно забыли о насущных экономических вопросах и "доигрались" до того, что IV сессия Верховной Рады была закрыта досрочно. Вопрос о размере прожиточного минимума на 2004 год остался без ответа. Что же делать бухгалтеру? В чем проблема? Как известно, налоговая социальная льгота применяется к доходу, полученному плательщиком налога как заработная плата в течение отчетного налогового месяца, если его размер не превышает суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень. Это установлено подпунктом 6.5.1 ст. 6 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV ( 889-15 ) "О налоге с доходов физических лиц" (далее - Закон о налоге с доходов). Мы уже не раз отмечали, что если бы прожиточный минимум в 2004 году остался на прежнем уровне, то претендовать на налоговую социальную льготу могли бы работники, чья зарплата не превышает 510 грн. (365 грн. х 1,4 = 511 грн., с учетом округления до ближайших 10 грн.). Если бы... Но дело в том, что прошлогодний размер прожиточного минимума (365 грн.) остался в прошлом. Ведь он, как известно, устанавливается не бессрочно, а лишь на соответствующий год. В свое время прожиточный минимум в размере 365 грн. был утвержден на 2002 год, а затем продлен на 2003 год Законом Украины от 28.11.2002 г. № 247-IV ( 247-15 ) "О прожиточном минимуме на 2003 год", действие которого окончилось 31 декабря 2003 года аккурат в 24 час. 00 мин. И вот теперь имеем ситуацию, когда прожиточный минимум на 1 января 2004 налогового года не установлен. Что делать? Если подходить к проблеме строго формально, то запросто можно прийти к выводу, что в 2004 году налоговая социальная льгота вообще не применяется. Ведь если размер прожиточного минимума на 1 января 2004 налогового года не установлен, то нет никакой возможности рассчитать предельный размер заработной платы, дающий право на льготу. Неужели все так плохо? Мы бы не стали спешить с такими пессимистическими выводами. Ведь в нашей стране уже давно никто не удивляется законам, принимаемым задним числом. Думаем, так будет и на этот раз. Дело в том, что в Верховную Раду уже был подан законопроект, согласно которому размер прожиточного минимума для трудоспособного лица предполагается установить на уровне 382,74 грн. {1} У депутатов в пылу политической борьбы просто не дошли до него руки. Но данный вопрос, уверены, находится на контроле у правительства, ведь под размер прожиточного минимума "подвязано" большое число социальных гарантий, а это в год выборов, безусловно, имеет очень большое (если не сказать, политическое) значение. Так что мы уверены (и тому есть основания), что депутаты вскоре вернутся к рассмотрению данного вопроса и утвердят прожиточный минимум задним числом - с 1 января 2004 года. Заметим, что в таком случае формальные требования п.п. 6.5.1 Закона о налоге с доходов будут соблюдены, и будут все основания применять налоговую социальную льготу к доходам физлиц в 2004 году. Уверены также, что будущий размер прожиточного минимума будет не ниже прошлогоднего. Основания для такой уверенности - инфляционные процессы, связанное с ними удорожание потребительской корзины и упомянутый выше законопроект (предусматривающий размер прожиточного минимума 382,74 грн.). Исходя из этого, рассматривая вопрос о возможности применения налоговой социальной льготы, мы бы сейчас руководствовались прошлогодним прожиточным минимумом (365 грн.), и, соответственно, предельным размером зарплаты, который дает право на льготу - 510 грн. В устных разъяснениях работники налоговых органов тоже придерживаются такой позиции. Впоследствии, когда будет установлен новый, более высокий размер прожиточного минимума, нужно будет задним числом предоставить льготу тем работникам, чья зарплата с начала 2004 года оказалась выше 510 грн., но которые, как оказалось, все же получили право на льготу в соответствии с новым размером прожиточного минимума. Например, если прожиточный минимум, как планировалось, будет установлен на уровне 382,74 грн., и предельный размер зарплаты, дающий право на льготу, увеличится соответственно до 540 грн. (382,74 х 1,4 = 535,84, с учетом округления до ближайших 10 грн.), то задним числом льготу смогут получить работники, чья зарплата оказалась в интервале между 510 и 540 грн. Ну что ж, остается лишь надеяться, что депутаты как можно быстрее вернутся к своим прямым обязанностям и не забудут о законопроекте "Об утверждении прожиточного минимума на 2004 год" . {1} Об этом мы информировали читателей в статье "Еще раз о налоговой социальной льготе" (см. "Бухгалтерская неделя", 2004, № 3). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерская неделя" № 4(108), стр. 31 [26.01.2004] Юрий Цыганок Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------