Новые правила размещения наружной рекламы ------------------------------------------------------------------ Сегодня наверняка трудно будет найти специалиста-хозяйственника, который не слышал бы о "качественных" характеристиках новой редакции Закона о рекламе, датированной 11 июля 2003 года. Уже определился тот достаточно широкий круг явных недоработок законодателя и основных проблемных вопросов, с которыми ныне сталкиваются рекламодатели и посредники на рекламном рынке Украины. В связи с этим неподдельный интерес вызывают любые документы как нормативного, так и разъяснительного характера, способные внести хоть какую-то определенность в практику применения далеко не совершенных норм Закона о рекламе. Как раз одному из таких нормативно-правовых актов, с выходом которого должна проясниться практика такого направления в рекламе, как наружная реклама, и посвящена данная публикация. Речь идет о новых Типовых правилах размещения наружной рекламы, утвержденных постановлением КМУ от 29.12.2003 г. № 2067 ( 2067-2003-п ) {1} (далее - Правила размещения наружной рекламы), которые носят рекомендательно-обязательный характер для "разрешительных" органов местного самоуправления и, вообще-то, касаются лишь размещения наружной рекламы в населенных пунктах. В свою очередь, требования к размещению наружной рекламы на территориях и объектах вне населенных пунктов определены непосредственно нормами Закона Украины "О рекламе" в редакции от 11.07.2003 г. № 1121-IV ( 1121-15 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 77) (далее - Закон о рекламе). Опираясь именно на это деление, далее и рассмотрим юридическую сторону "наружной" рекламной деятельности, предварительно, впрочем, определившись с общими вопросами терминологии и квалификации наружной рекламы как таковой. Реклама вообще и наружная в частности... Определение рекламы и, соответственно, сфера действия Закона о рекламе, ввиду "всеобъемлемости" этого определения (см. Справку), само по себе представляет большую проблему. Как видно, в категорию рекламы может быть отнесена фактически любая информация, так или иначе "формирующая или поддерживающая осведомленность и интерес" в отношении лица (физического лица, в том числе субъекта предпринимательской деятельности, юридического лица любой формы собственности, представительства нерезидента в Украине) или в отношении товара (любого предмета хозяйственного оборота, в том числе продукции, работ, услуг, ценных бумаг, объектов права интеллектуальной собственности). Возможность применения такого подхода на практике можно подтвердить хотя бы письмом ГНАУ от 29.10.2003 г. № 8973/6/15-3416 ( v8973225-03 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 3), в котором его авторы признают рекламой информацию о работодателе на визитных карточках его работников, забывая при этом о таком важном критерии рекламы, как ее направленность на неопределенный круг лиц (см. статью "Налог с рекламы: когда его необходимо уплачивать?" // "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 7). Что касается рекламы наружной, то понятно, что она связана со спецификой одной из "форм и способов распространения": как указывает Закон о рекламе, наружная реклама размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оснащения, над проезжей частью улиц и дорог. Именно особенности размещения наружной рекламы, в связи с чем она объективно затрагивает интересы третьих лиц (тех же собственников земли, на которой размещаются специальные "рекламные" конструкции) и пересекается со многими сферами государственного регулирования (например, необходимостью соблюдения безопасности дорожного движения), и обусловили ее выделение в рамках Закона о рекламе в отдельный вид. Здесь целью законодателя является соблюдение распространителями рекламы прав и законных интересов третьих лиц, контроль за соблюдением требований безопасности, охраны памятников национального или местного значения и т. д. Эти цели и обуславливают законодательно установленную необходимость получения разрешений на размещение наружной рекламы в населенных пунктах, а потому и необходимость принятия Правил размещения наружной рекламы. Справка. Из ст. 1 Закона о рекламе: "...реклама - информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара..." Вся ли наружная информация - реклама? Ввиду территориальной и объектной "локальности" расположения наружной рекламы стоит обратить внимание на проблему явно "наружных" вывесок с наименованиями предприятий торговли, общественного питания и т. д. Их не рекламная, а идентификационная функция была рассмотрена и обоснована в статье "Налог с рекламы: когда его необходимо уплачивать?" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2004, № 7). Наружная реклама в населенных пунктах Прежде всего отметим, что действующие сегодня разрешения на размещение наружной рекламы, выданные до вступления в силу постановления КМУ от 29 декабря 2003 года № 2067 ( 2067-2003-п ) и, соответственно, Правил размещения наружной рекламы, являются действительными до окончания срока их действия. Такое правило "переходного периода" установлено п. 2 постановления КМУ от 29 декабря 2003 года № 2067 ( 2067-2003-п ). Согласно п. 3 Правил размещения наружной рекламы в населенных пунктах наружная реклама размещается только на основании разрешений и в порядке, установленном исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов в соответствии с этими Правилами. Иными словами, органы местного самоуправления должны утверждать собственные нормативные документы в сфере наружной рекламы, которые, впрочем, не должны расходиться с Правилами размещения наружной рекламы. Именно этими документами "местного масштаба" и необходимо руководствоваться на практике. Относительно самого разрешения как Закон о рекламе, так и Правила размещения наружной рекламы указывают, что его выдача должна осуществляться без взимания платы. При этом согласно п. 5 Правил размещения наружной рекламы для регулирования деятельности по размещению наружной рекламы (в том числе и с целью выдачи разрешений) сельским, поселковым, городским советами может создаваться отдел, управление или уполномочиваться учреждение, организация. Не совсем понятно, о каком "уполномочивании" здесь идет речь. Какие именно учреждения или организации могут быть уполномочены: относящиеся к сфере управления самого местного совета, относящиеся к сфере управления госадминистрации (то же структурное подразделение органа градостроительства и архитектуры) или, может быть, коммерческие структуры, не ограниченные в размерах взимаемой платы? Понятно, что такая неопределенность отнюдь не безобидна... На подобное разделение полномочий в сфере регулирования деятельности по размещению наружной рекламы, которое отнесено к компетенции сельского, поселкового, городского советов, стоит обратить внимание также и в связи с тем, что "старыми" Правилами, утвержденными постановлением КМУ от 23.09.98 г. № 1511 ( 1511-98-п ) (далее - Правила № 1511), в качестве регулирующего органа было определено структурное подразделение (в частности, органа градостроения и архитектуры) или работник структурного подразделения Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительного органа сельского, поселкового, городского советов, которое создается (назначается) этими органами. Что касается бесплатности выдачи разрешения, то она, как и прежде, отнюдь не означает, что получатель такого разрешения не понесет никаких расходов: они будут необходимы для надлежащего оформления документов, предваряющих получение разрешения. Как указывается в Правилах размещения наружной рекламы, платные услуги по подготовке таких документов могут предоставляться как самим регулирующим (рабочим) органом, так и другими органами, учреждениями и организациями. В связи с этим и размер платы за такие услуги может варьироваться... Перечень платных услуг установлен п. 7 Правил размещения наружной рекламы и включает в себя: - изготовление топогеодезических материалов снятия местности (М 1:500) с привязкой местоположения наземного рекламного средства и обозначением вида работ; - разработку проектно-технической документации для расположения сложных (размещаемых на крыше) рекламных средств; - предоставление распространителям наружной рекламы информации о возможных местах размещения рекламных средств; - предоставление исходных данных на проектирование и разработку проектно-сметной документации для расположения сложных (размещаемых на крыше) рекламных средств; - согласование вопроса о предоставлении разрешения с заинтересованными органами (лицами). Следует обратить внимание, что, в отличие от аналогичного перечня в "старых" Правилах № 1511 ( 1511-98-п ), в этом в качестве платных уже не фигурируют услуги, связанные с внесением изменений в разрешение при изменении технологической схемы специальной конструкции. Впрочем, этот "позитив" с лихвой перекрывается одним из весьма "расходных" нововведений Правил размещения наружной рекламы: новым платным механизмом установления приоритета заявителя на место размещения рекламного средства (п. 13). Правда, этот механизм обязателен лишь в отношении коммунальной собственности. Так, в случае принятия руководителем регулирующего (рабочего) органа решения об установлении приоритета заявителя на место расположения рекламного средства, которое находится в коммунальной собственности, заявитель в течение 3 дней заключает договор о временном пользовании этим местом. При этом в течение всего срока действия приоритета (а он, надо сказать, лимитирован 3 месяцами с даты принятия руководителем регулирующего (рабочего) органа соответствующего решения), а также в течение следующих 3 месяцев в случае его продления в связи с необходимостью выполнения архитектурно-планировочных работ и разработки проектно-технической документации, ежемесячно взимается плата за временное пользование местом, которое находится в коммунальной собственности, в размере 25% платы, установленной органами местного самоуправления. В случае же продления срока оформления разрешения без объективной необходимости или сверх всяких лимитов времени ежемесячная плата за временное пользование местом, находящимся в коммунальной собственности, взимается в размере 100% платы, установленной органами местного самоуправления. Еще раз подчеркнем, что данный механизм определения платы за временное пользование местом касается исключительно коммунальной собственности и отношений распространителя рекламы с органами местного самоуправления. В свою очередь, при использовании для наружной рекламы мест, находящихся в государственной или частной собственности, плата за такое использование устанавливается (или не устанавливается) на договорных основах уже с их владельцем или уполномоченным им органом (лицом). Со вступлением в силу новой редакции Закона о рекламе достаточно серьезные изменения претерпела система ограничений и запретов относительно размещения наружной рекламы (см. табл.). Причем Закон о рекламе (п. 5 ст. 16) содержит достаточно важное условие - эта система является исчерпывающей, т. е. не может быть "расширена и дополнена" на уровне подзаконных актов. Отдельно стоит рассмотреть вопросы всевозможных согласований размещения наружной рекламы. Согласно п. 16 Правил размещения наружной рекламы разрешение в любом случае должно быть согласовано с двумя субъектами: собственником места или уполномоченным им органом (лицом) и со специально уполномоченным органом по вопросам градостроения и архитектуры (последнее, кстати, является нововведением). И только по требованию регулирующего (рабочего) органа (см. также Согласительную часть образца Разрешения - приложение 3 к Правилам размещения наружной рекламы) разрешение также подлежит согласованию с Госавтоинспекцией; соответствующим центральным или местным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия и объектов природно-заповедного фонда; держателем инженерных коммуникаций. Согласование с Госавтоинспекцией осуществляется в случае размещения наружной рекламы на перекрестках, возле дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов и остановок транспорта общего пользования. Таким образом, Правила размещения наружной рекламы устанавливают исчерпывающий и предельно конкретный набор условий (что само по себе является нововведением), при которых разрешение подлежит согласованию с ГАИ. Во всех остальных случаях согласовывать разрешение с ГАИ нет необходимости. В связи с этим постановлением КМУ от 29 декабря 2003 года № 2067 ( 2067-2003-п ), которым, собственно, и утверждены рассматриваемые Правила размещения наружной рекламы, отдельно установлено (п. 5), что до приведения постановления КМУ от 30 марта 1994 года № 198 ( 198-94-п ) "Об утверждении Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны" в соответствие с Законом Украины "О рекламе" и Правилами размещения наружной рекламы постановление № 198 ( 198-94-п ) применяется в части, не противоречащей этому постановлению (Правилам размещения наружной рекламы). А в упомянутом здесь постановлении № 198 ( 198-94-п ) (раздел V), между прочим, содержится достаточно большое число дополнительных ограничений и требований по отношению к размещению "наружных" рекламоносителей. Следовательно, со вступлением в силу постановления КМУ от 29 декабря 2003 года № 2067 ( 2067-2003-п ) все они будут действовать только в части, не противоречащей Правилам размещения наружной рекламы - в частности, приведенному выше набору условий для согласования разрешения с ГАИ; Согласование с соответствующим центральным или местным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия и объектов природно-заповедного фонда осуществляется в случае размещения наружной рекламы на памятниках истории и архитектуры, в пределах зон охраны таких памятников и в пределах объектов природно-заповедного фонда; Согласование с держателем инженерных коммуникаций осуществляется в случае размещения наружной рекламы в пределах охранных зон этих коммуникаций. Стоит отметить, что данное направление "согласительной работы" является нововведением Правил размещения наружной рекламы. Видимо, вопрос о наличии в каждой конкретной ситуации перечисленных "случаев" и, соответственно, вопрос о необходимости дополнительного согласования разрешения будет решать орган, регулирующий деятельность по размещению наружной рекламы (рабочий орган). Среди малоприятных нововведений Правил размещения наружной рекламы необходимо также обратить внимание на требования п. 38 и п. 39 относительно того, что разработка необходимой технической документации, монтаж (демонтаж) рекламного средства осуществляется специализированными предприятиями, учреждениями и организациями, а размещение рекламных средств на крышах запрещается без предварительной технической экспертизы специализированных предприятий, учреждений и организаций. А вот среди безусловно положительных новаций Правил размещения наружной рекламы можно выделить достаточно существенное сужение перечня оснований для отказа в предоставлении разрешения на размещение наружной рекламы. Так, он может иметь место только в двух случаях: если оформление поданных документов не отвечает установленным требованиям и если в поданных документах выявлены заведомо неправдивые сведения. Что же касается таких "экзотических" оснований для запрета на размещение объектов наружной рекламы, как создание препятствий свободному обозрению рекламы на ранее установленных специальных конструкциях или наличие у распространителя наружной рекламы задолженности перед местным бюджетом по налогу на рекламу, то со вступлением в силу Правил размещения наружной рекламы они канут в Лету. Кстати, о дате вступления в силу постановления КМУ от 29 декабря 2003 года № 2067 ( 2067-2003-п ) и, соответственно, Правил размещения наружной рекламы - как указано в самом документе, оно вступает в силу со дня опубликования, т. е. с 9 января 2004 года ("Офiцiйний вiсник Украєни" 2003, № 52). Наружная реклама вне населенных пунктов В отношении наружной рекламы, размещаемой на территориях и объектах вне населенных пунктов, ключевой можно считать следующую норму ст. 16 Закона о рекламе: размещение наружной рекламы на территориях и объектах вне населенных пунктов осуществляется лишь при согласии их владельцев или уполномоченных ими органов (лиц). Причем ее можно понимать как отсутствие всякой необходимости дополнительно получать еще какие-либо согласования и разрешения. Правда, эта норма отнюдь не освобождает распространителей наружной рекламы вне пределов населенных пунктов от соблюдения целого ряда общих и специальных ограничений, установленных ст. 16 Закона о рекламе. В связи с этим в заключение приведем перечень условий и ограничений, установленных для наружной рекламы, размещаемой в населенных пунктах и за пределами населенных пунктов. |---------------------------------------|------------------------| | Условия и ограничения | Действуют (+) или не | | | действуют (-) по | | | отношению к наружной | | | рекламе, размещаемой | | |-----------|------------| | | в | вне | | | населенных| населенных | | | пунктах | пунктов | |---------------------------------------|-----------|------------| | 1 | 2 | 3 | |---------------------------------------|-----------|------------| | наружная реклама должна размещаться | + | + | | с соблюдением требований техники | | | | безопасности и с обеспечением | | | | видимости дорожных знаков, светофоров,| | | | перекрестков, пешеходных переходов, | | | | остановок транспорта общего | | | | пользования и не воспроизводить | | | | изображения дорожных знаков | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | освещение наружной рекламы не должно | + | + | | ослеплять участников дорожного | | | | движения, а также не должно освещать | | | | квартиры жилых домов | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | опоры наземной наружной рекламы, | + | + | | расположенной вдоль проезжей части | | | | улиц и дорог, должны иметь | | | | вертикальную дорожную разметку, | | | | нанесенную светоотражающими | | | | материалами, высотой до 2 метров от | | | | поверхности земли | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | нижний край наружной рекламы, | + | + | | размещаемой над проезжей частью, в | | | | том числе на мостах, эстакадах и | | | | т. п., должен располагаться на высоте | | | | не менее чем 5 метров от поверхности | | | | дорожного покрытия | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | в местах, где проезжая часть улицы | + | + | | граничит с цоколями зданий или | | | | ограждениями, наружная реклама может | | | | размещаться в одну с фасадами зданий | | | | или ограждениями линию | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | запрещается располагать средства | + | + | | наружной рекламы на пешеходных | | | | дорожках и аллеях | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | запрещается располагать средства | + | - | | наружной рекламы на высоте менее | | | | чем 5 метров от поверхности дорожного | | | | покрытия, если их рекламная | | | | поверхность выступает за пределы края | | | | проезжей части | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | запрещается располагать средства | - | + | | наружной рекламы на расстоянии менее | | | | чем 5 метров от края проезжей части | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | наружная реклама на территориях, | + | + | | домах и сооружениях размещается с | | | | согласия их собственников или | | | | уполномоченных ими органов (лиц) | | | |---------------------------------------|-----------|------------| | размещение наружной рекламы на | + | + | | памятниках и в пределах зон охраны | | | | памятников национального или местного | | | | значения, в пределах объектов | | | | природно-заповедного фонда разрешается| | | | по согласованию с центральными или | | | | местными органами исполнительной | | | | власти в сфере охраны культурного | | | | наследия | | | |---------------------------------------|-----------|------------| В общем, в отношении наружной рекламы произошедшее обновление законодательства можно рассматривать как положительное событие - по крайней мере, сократился перечень всевозможных запретов и согласований. Однако этого нельзя сказать о Законе о рекламе в целом, практика соблюдения требований которого сегодня связана с множеством проблем. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 8(670), стр. 47 [26.01.2004] Сергей Кириллов Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------