Лишний ЧПЕН {1} - не помеха, или Как спастись от порочной связи с нетрадиционным Вставить между собой еще одного нетрадиционного ------------------------------------------------------------------ Изучая случаи, когда возникают обычные цены и давая контрац... концепцию их грамотного избегания (№ 26'03, с. 38), мы отмечали, что наиболее противной из всех предусматривающих такие цены ситуаций является случай контакта с нетрадиционным партнером. Именно тогда (см. также № 3'03, с. 42-43) и становятся особенно полезны ссылки на иной потребительский параметр, каковой может влиять на цену непропорционально, обосновывая любое ценовое отличие,- подобно тому, как швейцарские часы, показывающие не только время, но и деньги (сколько их у хозяина), при незначительном отличии в параметрах отличаются резко по цене. Есть, однако, и путь иной - аналогичный обычно-ценоизбеганию при расчетах со связанными лицами, когда кто-то "вставляется" между партнерами, разрывая связь (см. № 32'02, с. 30). На первый взгляд кажется, что проблему необычного партнера "вставленный" не решает, а просто взваливает ее на себя, то есть освобождение от обычных цен одного достигается всего лишь перекладыванием этой проблемы на другого (ведь связь-то этим другим - точнее, третьим - разрывалась, а вот необычность от включения в схему дополнительного звена никуда не девается). В самом деле, при желании продать родному (например, ЮРЕНу) нечто дешево (не за 100, скажем, а, скажем, за 80) новопромежуточный, продавая по низкой цене, налоги будет платить с цены обычной (то есть со 100) - по какой бы цене (за 80 или за 100) он сам этот товар ни купил. "От прибыли" за этим следит 7.4.3, "от НДС" - 4.2. Но есть промежуточный, а есть промежуточный - и их надо различать. В связи с чем, нанося последний удар по обычным ценам, посмотрим, что произойдет, если пойти самым нетрадиционным путем и в качестве "вставки" использовать такого же (как этот путь) нетрадиционного - лучше всего, может быть, НДСного ЧПЕНа. Почему ЧПЕНа? Потому что, с точки зрения 7.4.3 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ), контакт с ЧПЕНом как контакт с человеком (пусть и СПД) не считается автоматически влекущим обычные цены - см., № 45'03, с. 44, и № 47'03, с. 38. Разумеется, контакт подразумевается с ЧПЕНом не связанным, а то понадобится кто-то еще, чтоб стоял между продавцом и этим ЧПЕНом. Почему НДСного? Потому что из-за НДС (и его вышеупомянутого 4.2) безНДСный ЧПЕН проблему необычности (и обычных цен) не решает, поскольку является неплательщиком-СПД. (Неважно это, только если речь не идет о ЧПЕНском пособничестве тому, кого НДС по какой-то причине не волнует). Но почему в таком случае "может быть"? Дело в том, что иногда сотрудничеству с ЧПЕНом мешает "престиж" фирмы. Но в таком случае солидная фирма работать с ЧПЕНами может не напрямую, а опять-таки "через" - в данном случае через некое менее стыдливое юрлицо. Вполне применим этот маневр и здесь: у дополнительной "вставки" (между предприятием и НДСным ЧПЕНом) налогов все равно не будет: ВД = ВЗ и НО = НК. А вот настоящая проблема с использованием ЧПЕНа состоит в том, что ЧПЕНу не нужен лишний оборот - с точки зрения предельного за год полумиллиона, особенно - когда он и так к нему близок. Что ж, если это актуально, значит, ЧПЕНов должно быть много - столько, сколько этих самых полумиллионов. Пусть нормальное юрлицо (назовем его юрмальным плательщиком) продает то, что стоит 100, за 80 этому самому промежуточному, который, видимо, все-таки ЧПЕН (но в любом случае плательщик НДС, о чем см. ниже) и который дальше продает этот же товар кому надо тоже за 80. Тогда у юрмального продавца: ВД = 80, НО - с 80; у ЧПЕНа: НО - с 80, НК - с 80, НДС к уплате - 0. Простенько и со вкусом. Но годится этот вариант, только если покупатель - плательщик НДС или обычное физлицо. Иначе - если покупатель - СПД и НДС не платит, то из-за НДСного 4.2 у ЧПЕНа (в случае без "параметральных" ухищрений) облагаемым НДС оборотом может оказаться не 80, а 100. С НДСным же покупателем (который нетрадиционен лишь по прибыли) можно договариваться - кроме как было показано - и напрямую. Но тогда должен работать принцип "100 - 20": за 20 от покупателя продавцу оказывается встречная услуга - очевидно, маркетинговая или какая-то иная, но такая же пошлая. Вариант с допзвеном представляется нам менее вульгарным. Ну а что же все-таки делать, если покупатель не платит НДС? То есть если он ненормальный и с этой стороны (или только с этой)? Да то же самое! (Это мы не о криминале "100 - 20", а о через ЧПЕНских 80). Отбиваться же от нападок "Обложим 100!" ЧПЕН должен так. Во-первых, он сам купил (и всегда покупает) это счастье за 80. Во-вторых, другим (плательщикам НДС) он то же самое продает опять-таки за 80. Главное же, что контроль за ЧПЕНами в плане соблюдения 4.2, когда нет связанных лиц и в качестве нетрадиционного выступает не сам ЧПЕН, а его партнер, - крайне редкое явление. Вариант "100 - ..." без ЧПЕНа допустим, конечно, и тут, но с учетом невыдачи продавцу налоговой накладной на НДС сумма встречной услуги должна быть такой, чтобы вся потеря на НДС с "лишних" 100 - 80 = 20 компенсировалась через ВЗ, а такая большая услуга будет уж совсем несимпатичной. Перейдем теперь от дешевой продажи к дорогой покупке (вместо 100 - за 150). НДС при этом как не обходился, так и не обходится: либо продавец его заплатит со 150, либо, если продавец НДС не платит, у покупателя не будет налогового кредита и никакие "вставки"-"вставыши" тут не помогут. Замышляться же дорогая покупка может не для того, чтоб переложить НДС на продавца (тут выигрыша в сумме не получается), а для ВЗ без БД. При стандартном (без допзвена) приобретении у нетрадиционного плательщика налога на прибыль заплатить ему покупатель должен будет 100 (все равно без спецухищрений в затраты больше - из-за 7.4.3 - не попадет), а 50 он доплатит за валовозатратный маркетинг. Однако снова гораздо симпатичней и эффективней вариант с промежуточным ЧПЕНом. Он-то, не заинтересованный в затратах, может купить товар и за 80, и - если смелый заяц - за 20, снижая продавцу-ЮРЕНу (к примеру) и оборот облагаемый, и (кстати) оборот, сравниваемый с предельномиллионным. А покупателю он уже продает за вожделенные 150, создавая ему ВЗ (а себе - увы - проблему с приближением к пределу). Если продавец НДС не платит (ЮРЕН - 10%-ник), то создать д-т покупателю можно лишь взвалив аналогичный к-т на НДСного ЧПЕНа. Если же продавец - НДСоплательщик, то, чтоб его НО зря не сгорели, ЧПЕН должен быть НДС-ным, поиметь на сумму НО продавца свой НК и, к сожалению, на сумму НК покупателя - свои НО. Но мы предупреждали, что по НДС выигрыша не будет. Хорошо еще, что разошлись с суммарным 0. Все равно это лучше, чем маркетинг, ибо допзвено, повторимся, всегда приличнее пошлой допуслуги. Только ЧПЕН от пошлости сейчас и спасает... {1} Для новоподписавшихся сообщаем: ЧПЕН - это частный предприниматель на едином налоге, а ЮРЕН (кстати) - юридическое лицо на едином налоге. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 3(243), стр. 34 [01.01.2004] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------