Лишний ЧПЕН {1} - не помеха, или Как спастись от
                 порочной связи с нетрадиционным

         Вставить между собой еще одного нетрадиционного

------------------------------------------------------------------

    Изучая случаи, когда возникают обычные цены и давая контрац...
концепцию их грамотного избегания (№ 26'03, с. 38),  мы  отмечали,
что  наиболее  противной  из  всех  предусматривающих  такие  цены
ситуаций является  случай  контакта  с  нетрадиционным  партнером.
Именно тогда (см. также № 3'03, с. 42-43)  и  становятся  особенно
полезны ссылки на иной  потребительский  параметр,  каковой  может
влиять  на  цену  непропорционально,  обосновывая  любое   ценовое
отличие,- подобно тому,  как  швейцарские  часы,  показывающие  не
только  время,  но  и  деньги  (сколько  их  у    хозяина),    при
незначительном отличии в параметрах отличаются резко по цене.
    Есть, однако, и путь иной -  аналогичный  обычно-ценоизбеганию
при расчетах со  связанными  лицами,  когда  кто-то  "вставляется"
между партнерами, разрывая связь (см. № 32'02, с. 30).
    На первый взгляд  кажется,  что  проблему  необычного партнера
"вставленный" не решает, а просто взваливает ее на себя,  то  есть
освобождение  от  обычных  цен  одного  достигается  всего    лишь
перекладыванием этой  проблемы  на  другого  (ведь  связь-то  этим
другим  - точнее, третьим -  разрывалась,  а  вот  необычность  от
включения в схему дополнительного звена никуда не девается).
    В самом деле, при желании продать  родному  (например,  ЮРЕНу)
нечто  дешево  (не  за  100,  скажем,   а,    скажем,    за    80)
новопромежуточный, продавая по низкой цене, налоги будет платить с
цены обычной (то есть со 100) - по какой бы цене  (за  80  или  за
100) он сам этот товар  ни  купил.  "От  прибыли"  за  этим следит
7.4.3, "от НДС" - 4.2.
    Но есть промежуточный,  а  есть  промежуточный  -  и  их  надо
различать.  В связи с чем, нанося последний удар по обычным ценам,
посмотрим, что произойдет, если пойти самым нетрадиционным путем и
в  качестве "вставки"  использовать  такого  же  (как  этот  путь)
нетрадиционного - лучше всего, может быть, НДСного ЧПЕНа.
    Почему ЧПЕНа? Потому  что,  с  точки  зрения  7.4.3  Закона  О
Прибыли ( 334/94-ВР ), контакт  с  ЧПЕНом как контакт  с человеком 
(пусть и СПД) не считается автоматически влекущим  обычные  цены -  
см., № 45'03, с. 44, и № 47'03, с. 38.
    Разумеется,  контакт  подразумевается с ЧПЕНом не связанным, а
то понадобится кто-то еще,  чтоб  стоял  между  продавцом  и  этим
ЧПЕНом.
    Почему НДСного? Потому что из-за  НДС  (и  его вышеупомянутого
4.2) безНДСный  ЧПЕН  проблему  необычности  (и  обычных  цен)  не
решает,  поскольку  является  неплательщиком-СПД.  (Неважно   это,
только если речь не идет о ЧПЕНском пособничестве тому,  кого  НДС
по какой-то причине не волнует).
    Но почему в таком  случае "может быть"? Дело в том, что иногда
сотрудничеству с ЧПЕНом мешает "престиж" фирмы.  Но в таком случае
солидная фирма работать с ЧПЕНами может не напрямую, а опять-таки
"через" - в данном случае  через  некое  менее  стыдливое  юрлицо.
Вполне применим этот маневр и здесь:  у  дополнительной  "вставки"
(между предприятием и НДСным ЧПЕНом) налогов все равно не будет:

    ВД = ВЗ и НО = НК.

    А вот настоящая проблема с использованием ЧПЕНа состоит в том,
что ЧПЕНу не нужен лишний оборот - с точки зрения  предельного  за
год полумиллиона, особенно - когда он и так к нему близок.
    Что ж, если это актуально, значит, ЧПЕНов должно быть много  -
столько, сколько этих самых полумиллионов.
    Пусть нормальное юрлицо (назовем его  юрмальным  плательщиком)
продает то, что стоит 100,  за  80  этому  самому  промежуточному,
который, видимо, все-таки ЧПЕН (но в любом случае плательщик  НДС,
о чем см. ниже) и который дальше продает этот же товар  кому  надо
тоже за 80.
    Тогда у юрмального продавца:
    ВД = 80, НО - с 80;
    у ЧПЕНа:
    НО - с 80, НК - с 80, НДС к уплате - 0.
    Простенько и со вкусом.
    Но годится этот вариант, только если покупатель  -  плательщик
НДС или обычное физлицо.  Иначе - если покупатель - СПД и  НДС  не
платит,  то  из-за  НДСного  4.2  у   ЧПЕНа    (в    случае    без
"параметральных"  ухищрений)  облагаемым  НДС    оборотом    может
оказаться не 80, а 100.
    С  НДСным  же  покупателем  (который  нетрадиционен  лишь   по
прибыли) можно договариваться  -  кроме  как  было  показано  -  и
напрямую.  Но тогда должен работать принцип "100 - 20": за  20  от
покупателя  продавцу  оказывается  встречная  услуга  -  очевидно,
маркетинговая или какая-то иная, но такая  же  пошлая.  Вариант  с
допзвеном представляется нам менее вульгарным.
    Ну а что же все-таки делать, если покупатель не платит НДС? То
есть если он ненормальный и с этой стороны (или только с этой)?
    Да то же самое! (Это мы не о криминале "100 - 20", а  о  через
ЧПЕНских 80).
    Отбиваться же от нападок "Обложим 100!" ЧПЕН должен так.
    Во-первых, он сам купил (и всегда покупает) это счастье за 80.
    Во-вторых, другим (плательщикам НДС) он то  же  самое  продает
опять-таки за 80.
    Главное же, что контроль за ЧПЕНами в  плане  соблюдения  4.2,
когда нет связанных лиц и в качестве нетрадиционного выступает  не
сам ЧПЕН, а его партнер, - крайне редкое явление.
    Вариант "100 - ..." без ЧПЕНа допустим, конечно, и тут,  но  с
учетом  невыдачи  продавцу  налоговой  накладной  на  НДС    сумма
встречной услуги должна быть такой, чтобы  вся  потеря  на  НДС  с
"лишних" 100 - 80 = 20 компенсировалась через ВЗ, а такая  большая
услуга будет уж совсем несимпатичной.
    Перейдем теперь от дешевой продажи к дорогой  покупке  (вместо
100 - за 150).
    НДС при этом как  не  обходился,  так  и  не  обходится:  либо
продавец  его  заплатит со 150, либо, если продавец НДС не платит,
у  покупателя   не   будет    налогового    кредита   и    никакие
"вставки"-"вставыши" тут не помогут.
    Замышляться  же  дорогая  покупка  может  не  для  того,  чтоб
переложить НДС на продавца (тут выигрыша в сумме не получается), а
для ВЗ без БД.
    При стандартном (без допзвена) приобретении у  нетрадиционного
плательщика налога на  прибыль  заплатить  ему  покупатель  должен
будет 100 (все равно без спецухищрений в затраты  больше  -  из-за
7.4.3  -  не  попадет),  а  50  он  доплатит  за   валовозатратный
маркетинг.  Однако снова гораздо симпатичней и эффективней вариант
с промежуточным ЧПЕНом.  Он-то, не  заинтересованный  в  затратах,
может купить товар и за  80,  и - если смелый заяц - за 20, снижая
продавцу-ЮРЕНу (к примеру) и оборот облагаемый, и (кстати) оборот,
сравниваемый с предельномиллионным.
    А покупателю он уже продает за вожделенные 150,  создавая  ему
ВЗ (а себе - увы - проблему с приближением к пределу).
    Если продавец НДС не платит (ЮРЕН - 10%-ник), то  создать  д-т
покупателю можно лишь взвалив аналогичный к-т на НДСного ЧПЕНа.
    Если же продавец - НДСоплательщик, то,  чтоб  его  НО  зря  не
сгорели, ЧПЕН должен быть НДС-ным, поиметь на  сумму  НО  продавца
свой НК и, к сожалению, на сумму НК покупателя - свои НО.
    Но мы предупреждали, что по НДС выигрыша не будет. Хорошо еще,
что разошлись с суммарным 0. Все равно это лучше,  чем  маркетинг,
ибо допзвено, повторимся, всегда приличнее пошлой допуслуги.
    Только ЧПЕН от пошлости сейчас и спасает...

{1} Для  новоподписавшихся  сообщаем:  ЧПЕН    -    это    частный
    предприниматель  на  едином  налоге,  а  ЮРЕН    (кстати)    -
    юридическое лицо на едином налоге.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 3(243), стр. 34
[01.01.2004]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------