Приказ № 227 {1}

    Что такое основные фонды и так ли уж умерли для налогов
            малоценные необоротные материальные активы

------------------------------------------------------------------

    Как известно (см. "Бухгалтер" № 45'03, с. 43), ГНАУ продолжает
утверждать, что и сейчас  основные  фонды  действительно  являются
таковыми лишь  тогда,  когда  у  данного  плательщика  налога  они
использовались не  менее  365  дней.  {2}  И  это  -  несмотря  на
изменение,  внесенное в п.п. 8.2.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ),  
где  слово  "используются"  поменяли   на  "предназначаются"  (см. 
№ 18'03, с. 7т), хотя и до такого изменения, как указывала сама ВР  
("Бухгалтер" № 21'02, с. 2т),  описанное налоговиковое  толкование    
было незаконным. {3}
    В  результате  "преждевременная"  реализация  ОФ   по-прежнему
грозит осторожному предприятию сторнированием (в налоговом учете!)
амортизации, которую 5.9, амортизацией  не  питающийся,  не  успел
убрать из налогоуменьшений - в отличие,  например, от "бензина  со
сложной судьбой" (куплен на грузовик, пошел на  легковушку,  а  по
ней с ВЗ всё иначе), каковой этим  5.9  временно  задерживается  -
см. № 15'03, с. 35.
    Поэтому продолжает  оставаться  актуальной  наша  рекомендация
составить "своевременно задним числом" директорские приказы:
    1) о покупке "данного ОФ" для хоздеятельности
    и 2) о  продаже этого объекта во изменение прежнего приказа  -
чтобы  максимально  обосновать  хозяйственное  (хоть  и  недолгое)
использование ОФ не как товара (а для осторожных - чтобы  самосто-
ятельная  "уборка" якобы лишней амортизации не сопровождалась,  по  
крайней мере, еще и самоштрафованием  на 5 (ранее 10)% за "заниже-
ние" прибыли) - см. № 47 - 48'02, с. 32, и № 46'03, с. тоже 46.
    С учетом же неправедного характера противостояния с  подачи  -
см. выше -  ГНАУ  (выше  которой  у  нас,  как  известно,  никого)
приказываемый текст предлагается дополнить, причем дополнить таким
образом, чтобы надолго отбить охоту у  налоговиков  нехорошо  себя
вести.  Для этого мы вспомним  о  "всеохватывающем"  приказе  (см.
№ 41'02, с. 39) на любые  случаи жизни, ссылку  на  который  (типа
"оформить в бух- и налоговом  учете  согласно...")  желательно  по
поводу  и  без  повода  давать  в  как  можно  большем  количестве
исходящих из-под директора приказов и распоряжений.
    Покончив с "историей вопроса" и  анонсированием,  переходим  к
делу.
    Великий и ужасный Приказ директора от где-то февраля 2001 года
(может быть, в самом деле - для острастки  -  № 227,  почему бы  и
нет?) должен - помимо прочих облегчающих жизнь  пунктов  (см.  там
же)  -  содержать  и  пункты  следующие  (формулировать,  не  зная
специфики, мы здесь не будем (да и Сталин свой приказ  тоже  писал
сам), а только обозначим, о чем должно говориться/писаться):
    об установлении границы между ОС и МБП/МНМА на уровне 10  тыс.
грн.  (для смелых 50 тыс. грн.,  для  очень смелых 100 - 200  тыс.  
грн.).  Тогда  можно  будет  за  отчетные  периоды 2001 - 2002 гг. 
воспользоваться  в полной  мере знаменитым письмом ГНАУ об МНМА от
12.01.2001 г.  № 286/7/15-1117  ( v0286225-01 )  (см.  "Бухгалтер" 
№ 20'02, с. 39т - 40т).  Ранее мы рекомендовали  провести  границу
по уровню значительно меньшему, но кто ж их знал,  что  потом  они
так некрасиво себя поведут;
    о  списании  в  учетах  всего  малоценного  при  передаче    в
эксплуатацию.  Это  -  чтоб не мешал 5.9  (см.  № 5'01,  с. 28-29:
"Глупый пингвин робко прячет [названное письмо ГНАУ],  умный смело
достает");
    о том, что по умолчанию, то есть без  специальных  приказов  и
распоряжений, всё, кроме [перечень  традиционных  для  предприятия
материалов и других оборотных активов], приходуется в  учетах  как
либо ОФ (если сверх границы), либо МНМА (если ниже ее).
    Нет-нет, мы не забыли, что письмо для умных пингвинов отменено
(№ 12'03, с. 18, или № 32'03, с. 21т).  Но сейчас для  нас  важнее
всего, как именно оно было отозвано, точнее - признано  утратившим
силу. Напомним формулировку из отменившего его письма ГНАУ:

    "со вступлением в силу с 1 января  2003  года  Закона  Украины
    от  24  декабря  2002  года  №  349-IV ( 349-15 ) "О  внесении  
    изменений  в  Закон  "О  налогообложении  прибыли предприятий" 
    указанное письмо считать утратившим силу".

    При этом не имеет никакого значения, имеются  или  отсутствуют
основания считать, что новый вариант Закона О Прибыли относится  к
МНМА по сравнению с прежним вариантом  Закона  как-то  по-другому.
Важно лишь то, что сама ГНАУ, не  найдя  лучшего  повода,  увязала
налоговое удушение МНМА с прибыльными новациями.
    А раз так - то по отношению к периоду до 1  января  2003  года
оно продолжает действовать и задним числом работать не  перестает.
Иначе все списанные (за время активной работы письма от 12.01.01)
"малоценные" автомобили и  компьютеры  заставили  бы  в  налоговом
учете восстановить, а "преждевременные" ВЗ - убрать.
    Значит, если  уже  "в  наши  дни"  бухгалтером  обнаруживается
старый приказ, позволявший списать  некую  материю  как  МНМА,  но
списание такое осуществлено почему-то не было (если  действительно
не было!), его не поздно оформить и сейчас - как исправление былой
ошибки.
    Ну не исправляли же, к  примеру,  в  1999  году  придекретные,
ошибки по НДС-96 согласно новому (на тогда)  Закону!  Так  чем  же
"круто изменившаяся" прибыль хуже/лучше?
    Но вернемся к нашим налоговикам. К тем, что недолгоигравшие ОФ
лишают права на уже начисленную амортизацию.  Им  в  таком  случае
придется что-то делать с обнаруженным и непосредственно касающимся
желанного деамортизирования Приказом № 227.
    Просто его проигнорировать  -  нельзя:  он  слишком  связан  с
данным вопросом.  Но тогда налоговики обязаны - см. п. 2.1 прил. 1
к   приказу  ГНАУ  от  31.01.2003  г.  №  50   ( v0050225-03 )   в 
"Бухгалтере"  № 14'03  на  с. 37т  -  зафиксировать и нарушение  в  
пользу бюджета, а именно неотнесение (вопреки Приказу!) на ВЗ всех  
нововыявленных МНМА,  повлекшее завышение объекта налогообложения. 
А  эта  штука  посильнее  будет,  чем  "Фауст" Гёте... {4} Правда,  
строго говоря,  п. 2.1 касается завышения ВД,  но по аналогии  это  
должно коснуться и занижения амортизации.
    Проверяющие  обязаны  его  отразить  уже  хотя  бы   во    имя
админштрафа за нарушение порядка налогового учета согласно  п.  11
ст. 11  Закона "О  государственной  налоговой  службе  в  Украине"
( 509-12 ) ("Бухгалтер" № 14'03, с. 8т). Ну а бухгалтер положенные 
за это 5 - 10 необлагаемых  может ради фирмы и стерпеть  (если она 
их, конечно, ему компенсирует).
    Так стоит ли налоговикам, проверяя, во всё это впутываться? Во
все эти "псевдоОФ" и всё, что следом вылазит?
    Им же дороже выйдет...

{1} Приказ Наркома обороны Союза ССР И. Сталина  № 227 от 28  июля
    1942 года, более известный под  названием  "Ни  шагу  назад!",
    явился ответом  на  приказ  германским  войскам  на  Восточном
    фронте "Стоять до последнего!" и  обеспечил  начало  коренного
    перелома в пользу Красной Армии в военном противостоянии.
{2} Вопреки,  естественно,  линии  Госкомпредпринимательства  (см.
    № 32'03, с. 13 (разд. IV), и с. 20т-21т).
{3} См. опять же № 45'03, с. 43.
{4} Кто в курсе  -  опять  узнал  Отца  народов,  сие  сказавшего,
    кстати, по  поводу  не  очень  значительного  произведения  не
    убитого тогда еще М. Горького.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 4(244), стр. 36
[01.01.2004]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------