Приказ № 227 {1} Что такое основные фонды и так ли уж умерли для налогов малоценные необоротные материальные активы ------------------------------------------------------------------ Как известно (см. "Бухгалтер" № 45'03, с. 43), ГНАУ продолжает утверждать, что и сейчас основные фонды действительно являются таковыми лишь тогда, когда у данного плательщика налога они использовались не менее 365 дней. {2} И это - несмотря на изменение, внесенное в п.п. 8.2.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ), где слово "используются" поменяли на "предназначаются" (см. № 18'03, с. 7т), хотя и до такого изменения, как указывала сама ВР ("Бухгалтер" № 21'02, с. 2т), описанное налоговиковое толкование было незаконным. {3} В результате "преждевременная" реализация ОФ по-прежнему грозит осторожному предприятию сторнированием (в налоговом учете!) амортизации, которую 5.9, амортизацией не питающийся, не успел убрать из налогоуменьшений - в отличие, например, от "бензина со сложной судьбой" (куплен на грузовик, пошел на легковушку, а по ней с ВЗ всё иначе), каковой этим 5.9 временно задерживается - см. № 15'03, с. 35. Поэтому продолжает оставаться актуальной наша рекомендация составить "своевременно задним числом" директорские приказы: 1) о покупке "данного ОФ" для хоздеятельности и 2) о продаже этого объекта во изменение прежнего приказа - чтобы максимально обосновать хозяйственное (хоть и недолгое) использование ОФ не как товара (а для осторожных - чтобы самосто- ятельная "уборка" якобы лишней амортизации не сопровождалась, по крайней мере, еще и самоштрафованием на 5 (ранее 10)% за "заниже- ние" прибыли) - см. № 47 - 48'02, с. 32, и № 46'03, с. тоже 46. С учетом же неправедного характера противостояния с подачи - см. выше - ГНАУ (выше которой у нас, как известно, никого) приказываемый текст предлагается дополнить, причем дополнить таким образом, чтобы надолго отбить охоту у налоговиков нехорошо себя вести. Для этого мы вспомним о "всеохватывающем" приказе (см. № 41'02, с. 39) на любые случаи жизни, ссылку на который (типа "оформить в бух- и налоговом учете согласно...") желательно по поводу и без повода давать в как можно большем количестве исходящих из-под директора приказов и распоряжений. Покончив с "историей вопроса" и анонсированием, переходим к делу. Великий и ужасный Приказ директора от где-то февраля 2001 года (может быть, в самом деле - для острастки - № 227, почему бы и нет?) должен - помимо прочих облегчающих жизнь пунктов (см. там же) - содержать и пункты следующие (формулировать, не зная специфики, мы здесь не будем (да и Сталин свой приказ тоже писал сам), а только обозначим, о чем должно говориться/писаться): об установлении границы между ОС и МБП/МНМА на уровне 10 тыс. грн. (для смелых 50 тыс. грн., для очень смелых 100 - 200 тыс. грн.). Тогда можно будет за отчетные периоды 2001 - 2002 гг. воспользоваться в полной мере знаменитым письмом ГНАУ об МНМА от 12.01.2001 г. № 286/7/15-1117 ( v0286225-01 ) (см. "Бухгалтер" № 20'02, с. 39т - 40т). Ранее мы рекомендовали провести границу по уровню значительно меньшему, но кто ж их знал, что потом они так некрасиво себя поведут; о списании в учетах всего малоценного при передаче в эксплуатацию. Это - чтоб не мешал 5.9 (см. № 5'01, с. 28-29: "Глупый пингвин робко прячет [названное письмо ГНАУ], умный смело достает"); о том, что по умолчанию, то есть без специальных приказов и распоряжений, всё, кроме [перечень традиционных для предприятия материалов и других оборотных активов], приходуется в учетах как либо ОФ (если сверх границы), либо МНМА (если ниже ее). Нет-нет, мы не забыли, что письмо для умных пингвинов отменено (№ 12'03, с. 18, или № 32'03, с. 21т). Но сейчас для нас важнее всего, как именно оно было отозвано, точнее - признано утратившим силу. Напомним формулировку из отменившего его письма ГНАУ: "со вступлением в силу с 1 января 2003 года Закона Украины от 24 декабря 2002 года № 349-IV ( 349-15 ) "О внесении изменений в Закон "О налогообложении прибыли предприятий" указанное письмо считать утратившим силу". При этом не имеет никакого значения, имеются или отсутствуют основания считать, что новый вариант Закона О Прибыли относится к МНМА по сравнению с прежним вариантом Закона как-то по-другому. Важно лишь то, что сама ГНАУ, не найдя лучшего повода, увязала налоговое удушение МНМА с прибыльными новациями. А раз так - то по отношению к периоду до 1 января 2003 года оно продолжает действовать и задним числом работать не перестает. Иначе все списанные (за время активной работы письма от 12.01.01) "малоценные" автомобили и компьютеры заставили бы в налоговом учете восстановить, а "преждевременные" ВЗ - убрать. Значит, если уже "в наши дни" бухгалтером обнаруживается старый приказ, позволявший списать некую материю как МНМА, но списание такое осуществлено почему-то не было (если действительно не было!), его не поздно оформить и сейчас - как исправление былой ошибки. Ну не исправляли же, к примеру, в 1999 году придекретные, ошибки по НДС-96 согласно новому (на тогда) Закону! Так чем же "круто изменившаяся" прибыль хуже/лучше? Но вернемся к нашим налоговикам. К тем, что недолгоигравшие ОФ лишают права на уже начисленную амортизацию. Им в таком случае придется что-то делать с обнаруженным и непосредственно касающимся желанного деамортизирования Приказом № 227. Просто его проигнорировать - нельзя: он слишком связан с данным вопросом. Но тогда налоговики обязаны - см. п. 2.1 прил. 1 к приказу ГНАУ от 31.01.2003 г. № 50 ( v0050225-03 ) в "Бухгалтере" № 14'03 на с. 37т - зафиксировать и нарушение в пользу бюджета, а именно неотнесение (вопреки Приказу!) на ВЗ всех нововыявленных МНМА, повлекшее завышение объекта налогообложения. А эта штука посильнее будет, чем "Фауст" Гёте... {4} Правда, строго говоря, п. 2.1 касается завышения ВД, но по аналогии это должно коснуться и занижения амортизации. Проверяющие обязаны его отразить уже хотя бы во имя админштрафа за нарушение порядка налогового учета согласно п. 11 ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) ("Бухгалтер" № 14'03, с. 8т). Ну а бухгалтер положенные за это 5 - 10 необлагаемых может ради фирмы и стерпеть (если она их, конечно, ему компенсирует). Так стоит ли налоговикам, проверяя, во всё это впутываться? Во все эти "псевдоОФ" и всё, что следом вылазит? Им же дороже выйдет... {1} Приказ Наркома обороны Союза ССР И. Сталина № 227 от 28 июля 1942 года, более известный под названием "Ни шагу назад!", явился ответом на приказ германским войскам на Восточном фронте "Стоять до последнего!" и обеспечил начало коренного перелома в пользу Красной Армии в военном противостоянии. {2} Вопреки, естественно, линии Госкомпредпринимательства (см. № 32'03, с. 13 (разд. IV), и с. 20т-21т). {3} См. опять же № 45'03, с. 43. {4} Кто в курсе - опять узнал Отца народов, сие сказавшего, кстати, по поводу не очень значительного произведения не убитого тогда еще М. Горького. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 4(244), стр. 36 [01.01.2004] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------