Кто такая "одинокая мать"?

    Законом о налоге с доходов предусмотрена льгота  для  одиноких
    матерей (отцов). Кто считается одинокой матерью? Может ли быть
    предоставлена  такая  льгота  разведенной  женщине,    имеющей
    ребенка до 18 лет?

    * * *

    Действительно абзацем "а" п.п. 6.1.2 Закона Украины "О  налоге
с доходов физических лиц"  от  22.05.2003 г.  № 889-IV  ( 889-15 ) 
(далее - Закон о налоге с доходов)  предусмотрено,   что  одинокие  
матери  или  одинокие  отцы  (опекуны,  попечители) имеют право на 
уменьшение сумм  месячного совокупного дохода  на  сумму налоговой 
социальной  льготы  в  размере 150% минимальной заработной платы в 
расчете  на  каждого  ребенка  в  возрасте  до  18  лет  (с учетом 
переходных положений Закона о налоге с доходов в 2004 году  размер  
этой льготы составляет 92,25 грн.).
    Ответ на вопрос,  кого  же  можно  отнести  к  числу  одиноких
матерей (отцов), следует искать в Порядке представления документов
и  их  составе  при  применении  налоговой   социальной    льготы,
утвержденном   постановлением   КМУ   от   26.12.2003  г.  №  2035 
( 2035-2003-п ) (далее  - Порядок).
    В нем четко указано, что для целей применения льготы  одинокой
матерью или одиноким отцом (опекуном, попечителем) считаются лица,
которые на момент применения работодателем рассмотренной льготы не
находятся в браке, зарегистрированном согласно закону.
    Таким образом, если женщина разведена и воспитывает одного или
более детей до 18 лет,  то она имеет право на применение налоговой
социальной льготы (причем даже в том случае, если отец выплачивает
алименты на детей).  Однако как только она  вступает  в  повторный
брак, право на применение такой льготы женщина теряет.
    Для  того  чтобы  одинокая    мать    (отец)    могла    (мог)
воспользоваться налоговой социальной льготой на  основании  абзаца
"а" п.п. 6.1.2 Закона о налоге  с  доходов,  помимо  заявления  на
предоставление  налоговой    социальной    льготы,    работодателю
необходимо представить такие документы (их  перечень  и  реквизиты
должны быть указаны в заявлении):
    - копию свидетельства  (дубликата  свидетельства)  о  рождении
ребенка (детей), или документ об основаниях записи об отце ребенка
в Книге регистрации актов гражданского состояния,  или  документы,
подтверждающие наличие и  возраст  ребенка  (детей),  утвержденные
соответствующим органом страны, в которой  иностранное  физическое
лицо - плательщик налога постоянно  проживал (ла)  до  прибытия  в
Украину;
    - копию решения органа опеки и попечительства об  установлении
опеки или попечительства (если с заявлением обращается опекун  или
попечитель);
    - паспорт и свидетельство о рождении заявителя.
    Что касается последнего пункта в перечне документов  (паспорта
и свидетельства о рождении  заявителя),  то,  по  всей  видимости,
разработчики Порядка  несколько  "перестарались":  ведь  никто  не
станет возражать, что основным документом, подтверждающим личность
совершеннолетнего  гражданина,  является  паспорт,  а  никак    не
свидетельство о рождении.  Что же касается последнего, то у многих
его попросту может  и  не  быть.  Поэтому,  на  наш  взгляд,  если
работник по  "техническим  причинам"  не  может  представить  свое
свидетельство о рождении, препятствием для  получения  льготы  это
стать не должно.  Тем более что согласно Положению о свидетельстве
о рождении, утвержденному постановлением  Верховной  Рады  Украины
от 26.06.92 г. № 2503-XII ( 2503-12 ),  свидетельство о рождении -   
это документ,  который  подтверждает  гражданство  Украины  лица в 
возрасте всего лишь до 16 лет. На наш взгляд, речь о свидетельстве  
может идти в том случае, если паспорта по каким-то причинам просто 
нет.
    Рассмотрим пример.  Работнице, которая  имеет  двоих  детей  в
возрасте до 18 лет,  начислена заработная плата в размере 500 грн.
Работница на данный момент не состоит в зарегистрированном браке.
    1. Поскольку размер начисленного работнице дохода не превышает
предельного дохода, дающего право на применение  льгот  (510  грн.
{1}), она имеет право на налоговую социальную льготу.
    2. Определим размер налоговой социальной  льготы,  на  который
будет уменьшен месячный совокупный доход:

    92,25 x 2 = 184,5 (грн.),

    где 2 - количество детей в возрасте до 18 лет.

    3. Сумма налог с дохода будет рассчитана следующим образом:

    (500 - 184,5 - 10 - 2,5 - 2,5) х 13% = 39,07 (грн.),

    где 10; 2,5; 2,5 - взносы в Пенсионный фонд, Фонд  безработицы
и Фонд временной нетрудоспособности соответственно.
    Следует обратить внимание еще на один важный момент.  Как  вы,
наверное, помните, раннее согласно Инструкции о подоходном  налоге
с  граждан,  утвержденной  приказом  ГГНИУ  от  21.04.93 г.  №  12 
( z0064-93 ),  так  называемая  льгота  "на  детей"  (своеобразным  
аналогом   которой    в   Законе   о  налоге  с  доходов  является 
рассмотренная  выше  льгота) применялась с месяца рождения ребенка 
и до конца года,  в  котором  он  достигает  18-летнего  возраста. 
Аналогичный порядок сохранился  и  в  Законе  о  налоге с доходов:  
согласно   п.п.  6.4.2    эта    налоговая    социальная    льгота 
предоставляется до конца года, в котором ребенок достигает 18 лет, 
а в случае смерти до достижения такого  возраста - до конца  года, 
на который приходится такая смерть.

{1} Предельный размер 510 грн. рассчитан  исходя  из  прожиточного
    минимума, установленного на 2003 год.  Прожиточный минимум  на
    2004 год до сих пор  не  установлен.  Подробнее  об  этом  см.
    статью "Не утвержден прожиточный минимум. Как быть с налоговой
    социальной льготой?" ("Бухгалтерская неделя", 2004, № 4).

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 5(109), стр. 45
[02.02.2004]
О.Кононенко, М.Пустовит, А.Федорова
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------