О ПФ - физСПД про авансы и т. д.

    Просим вас ответить на следующие вопросы:  должен  ли  частный
    предприниматель уплачивать авансовые  взносы,  предусмотренные
    ч.  6  ст.  20  Закона  "Об  общеобязательном  государственном
    пенсионном страховании", и что еще существенно изменилось  для
    частных предпринимателей в  связи  со  вступлением  в  силу  с
    01.01.2004 г. данного Закона?

    * * *

    Для начала процитируем соответствующий фрагмент ч.  6  ст.  20
Закона от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ) "Об общеобязательном
государственном пенсионном страховании" {1}:

    "Страхователи обязаны уплачивать страховые взносы, начисленные
    за соответствующий базовый отчетный  период,  не  позднее  чем
    через 20 календарных дней со дня окончания данного периода.
    Базовым отчетным периодом является:
    для  страхователей,  указанных  в  пунктах  1  - 4  статьи  14
    настоящего Закона, - календарный месяц;
    для страхователей, указанных в пункте 5 статьи  14  настоящего
    Закона, - квартал.
    При этом в случае осуществления в течение  базового  отчетного
    периода выплат (выплаты дохода), на которые в  соответствии  с
    настоящим Законом начисляются страховые  взносы,  страхователи
    одновременно  с  выдачей  указанных  сумм  обязаны  уплачивать
    авансовые платежи в виде сумм  страховых  взносов,  подлежащих
    начислению на указанные выплаты (доход).
    В случае недостаточности у страхователя денежных  средств  для
    осуществления  в  полном  объеме  выплаты  заработной    платы
    (дохода)  и  одновременной  уплаты  соответствующих  авансовых
    платежей выплата указанных сумм  и  уплата  страховых  взносов
    осуществляются  в  пропорциональных  размерах    в    порядке,
    определенном правлением Пенсионного фонда.
    В  случае  неуплаты  авансовых  платежей    к    страхователям
    применяются  финансовые  санкции,  предусмотренные   настоящим
    Законом.
    Перечисление страховых взносов  осуществляется  страхователями
    одновременно с получением (перечислением) денежных средств  на
    оплату труда (выплаты дохода), в том числе в  безналичной  или
    натуральной  форме  или  из  выручки  от  реализации   товаров
    (услуг).  При  этом  фактическим  получением   (перечислением)
    денежных средств на оплату труда  (выплаты  дохода)  считаются
    получение  соответствующих  сумм  наличностью,  зачисление  на
    банковский  счет  получателя,  перечисление    по    поручению
    получателя на какие-либо цели, получение товаров  (услуг)  или
    каких-либо других  материальных  ценностей  в  счет  указанных
    выплат  (дохода),  фактическое  осуществление  с  этих  выплат
    (дохода) отчислений, предусмотренных законодательством или  по
    исполнительным документам, или любых других отчислений".

    Как видим, норма последнего абзаца приведенной цитаты содержит
более конкретный срок уплаты по сравнению со  сроком  "не  позднее
чем через 20 календарных  дней"  (см.  первый  абзац).  Приняв  во
внимание оба этих срока, можно прийти к  следующему  выводу:  если
выплата  производится  до   20-го    числа    следующего    месяца
(включительно), то  срок  уплаты  взносов  -  дата  выплаты,  если
выплата за "базовый отчетный период" начислена, но  до  упомянутой
даты не произведена, предельный срок - 20-е  число  следующего  за
базовым периодом месяца.
    1. Начнем с "ненормальных" (а по сути  -  нормальных)  физСПД-
ЧПЕНов.  Тут же отметим, что нижеизложенное относится  также  и  к
физлицам-фикспатентщикам.
    Сначала напомним, что  с  01.01.2004  г.  всем  им  необходимо
начислять и  уплачивать  ПФ-взносы  в  так  называемую  солидарную
систему в размере 32% от  облагаемых взносами выплат, производимых
ЧПЕ-Нами своим наемным работникам (а именно:  по  оплате  труда  и
больничным  листам),  а  также  от  вознаграждений,  выплачиваемых
ЧПЕНами    физлицам    за    работы/услуги     по        договорам
гражданско-правового характера.  Это теперь прямо прописано в п. 1
ст.  11  Новопенсионного  Закона.  (Как  и    ранее,    продолжают
производиться ЧПЕНами удержания из выплат вышеупомянутым  лицам  -
теперь они именуются взносами в Накопительный фонд.)
    Поэтому при осуществлении "упрощенцами" вышеупомянутых  выплат
авансом "в течение базового отчетного периода"  они  также  должны
одновременно уплачивать  авансом  и  12%-ный  взнос  в  солидарную
систему ПФ, начисляемый  на  такие  выплаты.  Удержания  в  ПФ  из
соответствующих авансовых выплат тоже нужно авансировать (и хотя в
приведенной  ч.  6  ст.  20  Закона  говорится  только  о взносах,
"подлежащих начислению на...", - в ч. 2 ст. 19 Закона в  отношении
удержаний в ПФ также говорится, что они "начисляются на...").
    При  этом,  заметим,  суммы  единого  налога  (включая  и   те
полставки, что платятся за каждого наемного работника) пока  никто
не снизил.  А в них до сих пор "сидят" и 42%, которые направляются
в Пенсионный фонд {2}, и если верить разъяснению ПФ (см.  с.  28),
то 42%  от  полставки  единого  налога,  уплаченного  за  наемного
работника, можно будет зачесть в счет  оплаты  32%-ных  взносов  с
выплат ЧПЕНонаемникам!
    А вот авансы в ПФ при получении личных доходов ЧПЕНам точно не
грозят, поскольку они, строго говоря, доходы себе  не  выплачивают
(о чем - см. ниже в п. 2 статьи), кроме того, они  должны  платить
"за себя" фиксированный взнос в ПФ независимо от размера  и  факта
получения ими личных доходов  (см.  п.п.  4  п.  8 "Заключительных
положений" Закона).  Говоря по-простому,  для  доходов  ЧПЕНов  (и
фикспатентщиков) нет "начисления на...", поэтому на них  по-любому
не распространяется вышеприведенная  "авансовая"  норма  из  ч.  6
ст. 20 Закона.
    Кроме того, "упрощенцам", как и  нормальным  физСПД,  юрСПД  и
другим плательщикам в ПФ, следует  иметь  в  виду,  что  в  случае
неначисления ими зарплаты за отчетный месяц  своим  наемникам  им,
скорее всего, грозит сбор  в  ПФ  в  размере  32%  от  минимальной
зарплаты за каждого обделенного работника {3}, то есть 65 грн.  60
коп. (205 грн. х 32%).  Поэтому лучше оформлять наемников либо  по
совместительству,  либо  на  сокращенный  рабочий  день,  либо  по
договорам подряда (тут еще и на ЕН можно сэкономить) и  ежемесячно
начислять им гривень 5, с которых и уплачивать 32%.
    Так что депутаты с Нового года устроили "упрощенцам" (да и  не
только  им)  веселую  жизнь,  о  практвоплощении  которой  не  без
удовольствия позаботятся пенсионщики.
    2. Что же  касается  предпринимателей,  находящихся  на  общей
системе,  то  обязательство  относительно  уплаты  ими   авансовых
платежей по взносам в ПФ с выплат наемным (и т.  п.)  лицам  также
неоспоримо.  А вот в отношении уплаты авансов в ПФ из собственного
(предпринимательского) чистого дохода полной однозначности нет.
    (О том, что  у  нормальных  физСПД  под  обложение  ПФ-взносом
подпадает только  чистый  доход,  облагаемый  налогом  с  доходов,
говорится в п. 2 ст. 2 Закона Украины от 26.06.97  г.  № 400/97-ВР
( 400/97-ВР ) "О сборе на обязательное государственное  пенсионное  
страхование" {4},  к  которому  отсылает  п.п. 2  п. 8 раздела  XV  
"Заключительные положения" Новопенсионного Закона).
    Согласно  полученной  нами  (когда  верстался  номер)    новой
пенсионной Инструкции  {5},  нормальные  физСПД  будут  уплачивать
12%-ный взнос со своего чистого дохода по итогам года по  аналогии
с налогом с доходов.  Такие СПД согласно  этой  Инструкции  должны
уплачивать

    "в течение года до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до  15
    ноября авансовые платежи в размере 25 процентов годовой  суммы
    страхового  взноса,   исчисленной   от   суммы,   определенной
    налоговыми органами для уплаты авансовых сумм налога на доходы
    физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности.
    Суммы страховых взносов, уплаченные в виде авансовых платежей,
    учитываются   плательщиком    при    окончательном    расчете,
    осуществляемом им до 1 апреля следующего года за отчетный  год
    на основании данных годовой  налоговой  декларации.  При  этом
    размер  месячного  страхового  взноса  должен  быть  не  менее
    минимального  размера  страхового  взноса  за  каждый   месяц,
    рассчитанного путем умножения размера  минимальной  заработной
    платы за соответствующий месяц на 32 процента".

    В принципе такая норма для физСПД весьма неплоха, а  насколько
это соответствует Новопенсионному Закону - решайте сами.

                              * * *

    В заключение хотим обратить внимание как обычных физСПД, так и
физ"упрощенцев" на то, что базовым отчетным периодом (который суть
определяющий как для сроков уплаты взносов, так и для вида и срока
представления ПФ-отчетности) у них  согласно  Закону  является:  в
отношении выплат в пользу наемников и им  подобных  -  календарный
месяц, а вот для своих, предпринимательских, доходов - квартал.
    Причем особо акцентируем внимание на том, на  основании  каких
норм  Новопенсионного  Закона  ЧПЕНы  (и  фикспатентщики)   должны
уплачивать свой фиксированный взнос в ПФ именно раз в  квартал.  А
то пенсионщики в п.п. 5.3.4 новоиспеченной  Инструкции  совершенно
незаконно  уже  требуют  с  них  по  аналогии  с  единым   налогом
помесячной  уплаты  этого  фиксвзноса.   Так    вот,    предлагаем
пенсионщикам открыть Закон и помимо приведенной нами ч. 6  ст. 20,
где прописано, что для страхователей, указанных  в  п. 5  ст.  14,
базовым отчетным периодом является квартал, почитать еще  и  п.  3
ст. 11 (к которому, в частности, отсылает упомянутый п. 5 ст. 14),
где прямо упомянуты как ЧПЕНы, так и фикспатентщики  (и  пр.).  Но
пока ВР не утверждены размеры фиксвзноса в  ПФ, "упрощенцы"  могут
платить старую сумму ЕН и дожидаться выяснения ситуации.
    Но это - только в отношении взноса  с  самих  себя.  А  вот  в
отношении ПФ-взносов со своих наемников  "упрощенцам"  (включая  и
юрлиц на 6% и 10% ЕН) нужно, помимо уплаты взносов, не забыть  уже
по итогам января сего года представить в районный  ПФ  отчетность,
формы которой, как и сроки представления, кстати, до  сих  пор  не
обнародованы!..

{1} Закон - см. в "Бухгалтере" № 33'2003 на с. 2т-63т, изменения к
    нему - в № 46'2003 на с. 13.
{2} Кстати,  ставка  пенсионного  взноса  для  самого  "упрощенца"
    (ЧПЕНа и т. п.), о которой идет речь в п.п. 4  п.  8  разд. XV
    "Заключительные  положения"  Закона,  так  до  сих  пор  и  не
    установлена. А о том, как быть "упрощенцам" в отношении взноса
    в ПФ "за себя"  до  законодательного  решения  вопроса, -  см.
    разъяснение ПФ на с. 28 настоящего выпуска.
{3} Напомним,  что  ст.  73  Закона  о  ГБ-2004  (см.  "Бухгалтер"
    № 46'2003, с. 8) на  2004  год  продлено  действие  Закона  от
    15.07.99 г. № 967-ХIV "О внесении изменений в Закон Украины "О
    сборе    на    обязательное    государственное      пенсионное
    страхование"",  которым  был  введен    данный    ПФ-сбор    с
    минзарплаты.  Хотя есть надежда, что этот  сбор  в  2004  году
    взиматься не будет.
{4} См. "Бухгалтер" № 10'2003, с. 3т.
{5} Инструкция о порядке  исчисления  и  уплаты  страхователями  и
    застрахованными    лицами    взносов    на    общеобязательное
    государственное  пенсионное  страхование  в  Пенсионный   фонд
    Украины,  утвержденная  постановлением  правления  Пенсионного
    фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1 и  зарегистрированная  в
    Министерстве юстиции Украины 16.01.2004 г. за № 64/8663, будет
    опубликована  нами  в  ближайшем  выпуске  журнала  (в   блоке
    "Тема").

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 5(245), стр. 29
[01.02.2004]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------