Как посредничать в новом тысячелетии

                  Ну, по крайне мере, в 2004 году

------------------------------------------------------------------

    (Продолжение. Начало - см. в "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 46-48)

    Отчет комиссионера

    Обязанность  комиссионера  отчитаться  перед   комитентом    с
передачей  ему  всего  полученного  по  договору  комиссии    была
установлена  и  в  старом   ГК  ( 1540-06 )  (ст. 404).  Некоторые  
расхождения  с  подобной  нормой  из  нового  ГК   заключаются   в 
следующем.
    В  ст.  1022  нет  требования,  в  соответствии   с    которым
комиссионер обязан передать комитенту по его требованию все  права
в отношении  третьего  лица,  вытекающие  из  сделки,  совершенной
комиссионером  с  этим  третьим  лицом.  Как   уже    отмечалось в
"Бухгалтере"  № 4'2003 на с. 47,  комитент  может  получить  такие
права только путем уступки ему  права  требования  комиссионера  к
третьему лицу (ч. 4 ст. 1016).
    Наблюдается отличие и в сроках.  Если ранее комитент,  имеющий
возражения по отчету, должен был сообщить  о  них  комиссионеру  в
течение 3 месяцев со дня получения отчета, то теперь  на  изучение
отчета комитенту дано только 30 дней (ч. 2 ст. 1022).
    Обращаем внимание на то, что как в старом, так и  в  новом  ГК
( 435-15 ) нет никаких указаний о форме и содержании отчета. Еще в
"Бухгалтере" № 13'98 (с. 15) мы  писали,  что  комиссионер  вправе
представить отчет как в письменной форме, так и  устно.  Однако  в
силу  требований  налогового  законодательства  (см.,    например,
п.п. 7.3.1 Закона  об  НДС ( 168/97-ВР ))  мы рекомендовали  после  
выполнения  поручения  и  принятия отчета составлять акт,  который 
подтверждал бы факт предоставления услуг.

    Субкомиссия

    Статья 1015 нового ГК ( 435-15 ) наделяет комиссионера  правом  
заключить  договор  субкомиссии  с  третьим  лицом,  но  только  с 
согласия комитента или - в  исключительных  случаях,  когда  этого  
требуют интересы  комитента, -  без его согласия. Заключая договор
субкомиссии, комиссионер в отношении  субкомиссионера  приобретает
права и обязанности комитента.
    Следует отметить, что в свое время (см. "Бухгалтер"  №  13'98,
с. 16) мы обсуждали проблему,  можно ли на основании ч. 3  ст. 399
старого   ГК  ( 1540-06 ),  допускающей  договор  субкомиссии  для   
организаций  потребкооперации,   сделать  вывод  о    допустимости    
заключения   договоров   субкомиссии    другими    комиссионерами.  
Напомним, что результатом  этого  обсуждения  был наш вывод о том, 
что  субкомиссия  разрешена  всем комиссионерам.  Кстати, практика 
пошла  именно   этим  путем,  и  договоры   субкомиссии   все-таки  
заключались при действии старого Кодекса.

    Право комитента на отказ от договора комиссии

    Правила в отношении  права  комитента  на  отказ  от  договора
комиссии, установленные ст. 1025, существенно отличаются от правил
отмены поручения комитентом, ранее содержащихся в ст. 412  старого
Кодекса ( 1540-06 ).
    Порядок отказа от договора комиссии зависит от того,  заключен
договор с указанием или без  указания  срока  его  действия.  Если
договор комиссии заключен  без  указания  срока,  комитент  должен
уведомить комиссионера об отказе от договора не позднее чем за  30
дней (ч. 2).
    В  случае  заключения  договора  комиссии  с  указанием  срока
комитент может отказаться от него в любой момент.  Никаких условий
в отношении сроков предварительного уведомления в  такой  ситуации
комиссионера ст. 1025 не устанавливает.
    Новым  является  также  установленная  в  ч.  3    обязанность
комитента незамедлительно либо в  срок,  установленный  договором,
распорядиться  своим  имуществом,  находящимся  у    комиссионера.
Неисполнение им этой обязанности предоставляет комиссионеру  право
самостоятельно принять одно из следующих  решений:  либо  передать
имущество на хранение за  счет  комитента,  либо  продать  его  по
наиболее выгодной для комитента цене.

    Право комиссионера на отказ от договора комиссии

    Часть 1 ст. 1026 наделяет комиссионера  правом  отказаться  от
договора комиссии,  только  если  договор  комиссии  заключен  без
указания срока.  Так же, как и  комитент  (см.  выше),  он  должен
уведомить другую сторону о своем намерении не позднее  чем  за  30
дней.  Новой является в  данном  случае  обязанность  комиссионера
принять меры, необходимые для сохранности имущества комитента.

    Прочее

    В заключение  комиссионной  части  отметим,  что  комиссионный
договор как самостоятельная разновидность договора не регулируется
Хозяйственным кодексом Украины ( 436-15 ) (далее  -  ХК).  Поэтому  
все нормы гл. 69  нового  ГК ( 435-15 ) вполне  могут  применяться  
предприятиями и предпринимателями.

    II. Договор поручения

    Договор поручения так же, как и договор комиссии, относится  к
числу договоров, известных по гл. 35 старого ГК ( 1540-06 ). И так 
же, как и комиссия, в новом ГК ( 435-15 ) данный  договор  получил  
дальнейшее развитие (гл. 68 нового ГК ( 435-15 )).
    Договором поручения  опосредуется  предоставление  юридических
действий.  В силу данного договора одна  сторона  (поверенный)  от
имени и за счет другой стороны (доверителя) совершает определенные
юридические действия, на основе которых  у  доверителя  возникают,
изменяются,  прекращаются  гражданские   права    и    обязанности
(ст. 1000).  Таким образом, договор  поручения  является  по  сути
договором о представительстве одного  лица  от  имени  другого.  В
связи с этим нормы, содержащиеся в гл. 68,  должны  применяться  в
совокупности с правилами гл. 17, посвященной представительству.
    Обращаем  внимание  на  то,  что  согласно  ч.  2  ст.    1000
поверенному  может  быть  предоставлено  исключительное  право  на
совершение  всех  юридических    действий    (или    их    части),
предусмотренных  договором.  Данной   частью    для    поверенного
предусмотрена также возможность обладать  исключительными  правами
на конкретной территории.  В этом случае  представительство  носит
территориальный характер.
    Следует  отметить,  что  в  ст.  1002   нового  ГК  ( 435-15 ) 
предусмотрено право поверенного получить плату за исполнение своей  
обязанности,  если иное не установлено договором или законом. Если 
размер такой платы не указан в  договоре,  то она выплачивается  в  
соответствии с обычными ценами {1} за подобного рода услуги. Это - 
новая  норма,  которая  устанавливает платность договора поручения 
при отсутствии в нем указания о его безвозмездности.  В старом ГК, 
напомним,  был  заложен иной принцип: вознаграждение выплачивалось  
только в том случае,  если оно было прямо предусмотрено договором.  
Теперь,   если   стороны     желают   сделать   договор  поручения 
безвозмездным,  они  должны включить   в  договор  соответствующую 
оговорку.  Кстати,  в отличие от старого ГК,  гражданин-поверенный 
теперь может получать плату за выполнение поручения.
    Согласно ч. 1 ст. 1003 действия,  которые  надлежит  совершать
поверенному,   должны    быть    правомерными,    конкретными    и
осуществимыми.  Как   считают    специалисты    по    гражданскому
законодательству,  правомерность  означает,  что  поверенный   при
выполнении данного  ему  поручения  должен  действовать  строго  в
рамках закона и договора.  По их мнению, для  указаний  доверителя
наиболее  важна  их  конкретность,  то  есть  максимально   полное
выражение доверителем своих  требований  к  содержанию,  способам,
условиям и характеру  действий,  совершаемых  поверенным.  Другими
словами, поверенному при получении указаний должно быть  абсолютно
ясно,  что  именно  поручает  ему  исполнить    доверитель.    Под
осуществимостью  же   подразумевается    возможность    выполнения
поручения известными и доступными поверенному средствами. При этом
сам доверитель может и не знать, как  (какими  способами)  следует
выполнять данное им поручение. {2}
    Часть 2 ст. 1004 ГК содержит новое правило, в  соответствии  с
которым  поверенному,  выступающему  в   качестве    коммерческого
представителя,  доверитель  может  заранее   предоставить    право
отступать  в  интересах  доверителя   от    его    указаний    без
предварительного запроса об  этом.  В  таком  случае  коммерческий
представитель  лишь  обязан  в  разумный  срок    проинформировать
доверителя о допущенных отступлениях. Но и это правило не является
обязательным,  так  как  доверитель  может  наделить   поверенного
свободой  действий   -  без  обязанности  подобных  уведомлений  в
разумный срок.
    Кстати, коммерческое представительство является  нововведением
ГК и регулируется ст. 243. Часть 1 данной статьи гласит:

    "Коммерческим представителем является лицо, которое  постоянно
    и самостоятельно выступает представителем предпринимателей при
    заключении  ими  договоров   в    сфере    предпринимательской
    деятельности".

    Таким образом, нормы гл. 68 предусматривают две  разновидности
обязательств,  которые  могут  вытекать  из  договора   поручения:
обязательства,    применяемые    1)    в    обычных    гражданских
правоотношениях и 2) в предпринимательской деятельности.
    Различие  между  ними  основано  на  специфике   коммерческого
представительства,  в  силу  которого,  во-первых,    коммерческое
представительство,  как  правило,    возмездно    и,    во-вторых,
коммерческий  представитель  вправе   одновременно    представлять
несколько  сторон  сделки  (ч.  2  ст.  243).  Ранее  представлять
несколько сторон было нельзя (см. ст. 62 старого  ГК ( 1540-06 )). 
ГК   допускает  установление  законом   специальных    правил    о    
коммерческом  представительстве,    действующих   в   определенной       
сфере предпринимательской деятельности. Пока такого закона нет.
    Обязанности поверенного новый Кодекс почти не  изменил.  Новой
является лишь его обязанность после  выполнения поручения или  при
прекращении договора поручения до его исполнения  без  промедления
вернуть доверителю доверенность,  срок  действия  которой  еще  не
истек (п. 2 ч. 1 ст. 1006).
    Это связано с тем, что согласно ч.  1  ст.  1007  доверенность
становится обязательным элементом отношений  поручения,  поскольку
теперь  доверитель  обязан  выдать  поверенному  доверенность   на
совершение  юридических  действий,    предусмотренных    договором
поручения.  {3} Это не означает, что  доверитель  не  вправе  свое
поручение отменить.  Такое право у него в соответствии со ст. 1008
есть.
    Новым в ст. 1008 является правило, содержащееся в ч. 3.
    Для  прекращения  договора  поручения,  в  котором  поверенный
действует  как  предприниматель,  установлено   особое    правило:
сторона, которая отказывается  от  договора,  должна  предупредить
другую сторону об отказе от договора не позднее чем за один месяц,
если договором не установлен более длительный срок.
    Новым  является  также  указание  на  то,  что   без    такого
предварительного  уведомления  доверитель  вправе  отказаться   от
договора  поручения  в  случае  прекращения  юридического    лица,
являющегося коммерческим представителем.
    Согласно  ч.  1  ст.  1009  последствия  прекращения  договора
поручения  аналогичны  тем  последствиям,  которые  предусматривал
ранее  действовавший  ГК  в  своей  ст.  393.  А  вот   положения,
содержащиеся в ч. 2 и  3,  являются  новыми.  Поскольку  ранее  не
существовало  коммерческого  представительства,  то   обычно    не
возникал  вопрос  о  возмещении  убытков,  понесенных  одним    из
участников  договора  вследствие  одностороннего  отказа  от  него
другого участника.
    Традиционно  договор  поручения  цивилисты  относят  к   числу
фидуциарных договоров, то есть основанных  на  лично-доверительных
отношениях сторон.  Как  правило,  отношения  представительства  с
участием граждан имеют лично-доверительный характер.
    Несмотря на то, что в договоре коммерческого представительства
элемент доверия тоже присутствует, тем не менее при его заключении
отношения сторон  в  целом  не  являются  лично-доверительными,  а
характеризуются,  скорее,  возмездностью.  Кроме   того,    отмена
доверителем  поручения  или  отказ  поверенного   от    выполнения
поручения может повлечь довольно значительные имущественные потери
другой стороны.
    Вот почему ч. 2 и 3 ст. 1009 возлагают как на доверителя,  так
и  на  поверенного  обязанность  возмещения  убытков,  причиненных
другой  стороне  односторонним  отказом  от  исполнения   договора
поручения, если поверенный  действовал  в  качестве  коммерческого
представителя.
    Хозяйственный кодекс не содержит специальных норм, посвященных
договору  поручения.  В  то  же  время  ХК  презентует  новый  вид
посредничества   -    коммерческое    посредничество    (агентская
деятельность),  которая  согласно  ч.  1  ст.  295  ХК  ( 436-15 ) 
заключается

    "в  предоставлении  коммерческим  агентом   услуг    субъектам
    хозяйствования    при    осуществлении    ими    хозяйственной
    деятельности путем посредничества от имени, в  интересах,  под
    контролем и за счет субъекта, которого он представляет".

    Исходя из данного определения агентская деятельность по  своей
правовой  природе  напоминает   договор    поручения    в    сфере
предпринимательской деятельности.  О нем мы поговорим в  следующем
номере.

{1} Мы  считаем,  что  в  этом  случае  следует  руководствоваться
    определением обычных  цен,  приведенным  в  Законе  О  Прибыли
    (п. 1.20).
{2} См.  Гражданское право.  Учебник. Часть II / Под  ред.  А.  П.
    Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: "Проспект", 1997 - С. 551.
{3} Кстати,  в  "Бухгалтере" № 21'2000  (с. 22 - 23), рассматривая
    вопрос о  том,  должно  ли  предприятие  выдавать  поверенному
    доверенность, мы рекомендовали на  всякий  случай  поверенного
    доверенностью обеспечивать.

    (Окончание в следующем выпуске)

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 5(245), стр. 38
[01.02.2004]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------