Законом Украины от 22 мая 2003 года № 889-IV "О налоге с доходов физических лиц", вступившим в силу с 1 января 2004 года, введено такое понятие как "налоговая социальная льгота". Это событие не осталось не замеченным Верховным Судом Украины.
Дело в том, что пунктом 22.5 Закона предусмотрено, что если нормы других законов содержат ссылку на не облагаемый налогом минимум, то для целей их применения используется сумма в размере 17 грн. Исключением являются нормы административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений. Для них сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп.6.1.1 ст.6 Закона для соответствующего года (с учетом положений пункта 22.4 Закона).
Принимая это во внимание, ВСУ признал, что введение налоговых социальных льгот не повлияет на размер наказаний или административных взысканий в виде штрафа (если последний определен в не облагаемых налогом минимумах доходов граждан). Не повлияет оно и на решение вопроса о том, является ли то или иное деяние, совершенное до 1 января 2004 г., наказуемым в уголовном или административном порядке и квалификацию этих правонарушений.
Необходимо будет исходить не из 17 гривен, а из размера налоговой социальной льготы при определении является ли то или иное деяние, совершенное после 1 января 2004 г., наказуемым в уголовном или административном порядке и при квалификации этих правонарушений (если соответствующим законом наступление ответственности или квалификация обусловлены определенным количеством не облагаемых налогом минимумов доходов граждан). В связи с этим напомним, что в 2004 году налоговая социальная льгота устанавливается в размере 30% от льготы, определенной пп.6.1.1, то есть равна 61,5 гривни.
БЛИЦ-ДОНБАСС №8 (140) 23 февраля 2004 года