СПЕЦИАЛЬНАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И
          РОССИЕЙ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА


     Правительства Украины и России,

     учитывая, что специальных соглашений о правовом статусе  Кер-
ченского пролива в настоящее время нет,

     имея в  виду,  что в истории развития международного морского
права прецедентов правовой регламентации проливов по своим полити-
ческим и правовым характеристикам аналогичных современному положе-
нию Керченского пролива, не существует,

     принимая во внимание принадлежность берегов Керченского  про-
лива двум дружественным независимым государствам,

     отмечая новизну и особый характер предстоящей регламентации и
подчеркивая то большое  политическое,  экономическое  и  оборонное
значение,  которое имеет Керченский пролив в обеспечении жизненных
интересов Украины и России в данном регионе,

     считают необходимым установить  правовой  статус  Керченского
пролива в рамках Специальной Конвенции и согласились о нижеследую-
щем:

                             СТАТЬЯ 1

     Разделение акватории Керченского  пролива  должна  определять
серединная линия, которая, беря начало на юге в средней части вхо-
да в Керченский пролив,  проводится в северном  направлении  через
точки,  равностоящие между мысом Такиль и Панагия,  мысами Малый и
Тузла,  юго-западным крем косы Тузла и северным краем мыса  Тузла,
северным краем косы Тузла и южным краем косы Чушка, мысами Хрони и
Ахиллеон.

                             СТАТЬЯ 2

     Установить, что серединная линия,  определяющая разграничение
сфер влияния в Керченском проливе, является линией государственной
границы между Украиной и Россией.

     Пограничным органам Украины и России уточнить вопросы делими-
тации  государственной  границы в Керченском проливе и провести ее
надлежащую демаркацию.

                             СТАТЬЯ 3

     Распространить правовой статус внутренних морских вод,  уста-
новленный в водах Азовского моря,  на воды Керченского пролива как
неоткемлемой части этого моря.

     Договаривающиеся Стороны признают необходимым  обкявить  зону
Керченского пролива демилитаризованной и нейтрализованной зоной со
всеми вытекающими отсюда последствиям,

     В военное время,  если прибрежные государства не участвуют  в
конфликте, Пролив не может быть подвергнут блокаде.

     Если же одна или обе Договаривающиеся Стороны участвуют в во-
енном конфликте,  в Проливе действуют правила, специально разрабо-
танные на этот случай.

                             СТАТЬЯ 4

     В навигационном  отношении проход всех судов через Керченский
пролив в мирное время разрешается в любое время суток и независимо
от состояния погоды.

     При проходе  по Керченскому проливу лоцманская проводка явля-
ется обязательной.

     Суда с большой осадкой следуют по Керчь-Еникальскому каналу.

                             СТАТЬЯ 5

     Суда неприбрежных к Проливу государств при подходе к  Проливу
запрашивают разрешение на проход,  указывают в соответствии с меж-
дународной сигнализацией свое  название,  национальность,  тоннаж,
цель прохода и направление (при следовании в Азовское море - пункт
назначения).

                          НЕВОЕННЫЕ СУДА

                             СТАТЬЯ 6

     Транзитный проход невоенных судов неприбрежных государств  из
Черного  моря  в Азовское и обратно осуществляется на основе права
мирного прохода.

     При этом суда держат над ходовым  мостиком  в  течение  всего
транзитного прохода знак "Т".

                             СТАТЬЯ 7

     Якорная стоянка разрешена в порту Керчь, бухтах Камыш-Бурунс-
кая и Павловская,  а такоже у приемного буя N 21, на перегрузочном
рейде  у входа в Керченский подходный канал и у Варзовского светя-
щего буя.

     О необходимости и причинах постановки на якорь в этих  местах
капитан  судна  должен предварительно уведомить по радио или иными
средствами связи береговую администрацию.

     В случае вынужденной срочной постановки на якорь  уведомление
делается, как только позволят обстоятельства.

                             СТАТЬЯ 8

     Заход в  порты  Керченского  пролива судов неприбрежных госу-
дарств осуществляется по правилам береговой администрации.

                         ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ

                             СТАТЬЯ 9

     Военные корабли прибрежных государств пользуются правом  сво-
бодного прохода через Пролив.

                            СТАТЬЯ 10

     Проход военных  кораблей неприбрежных государств через Пролив
возможен, только если он осуществляется исключительно в мирных це-
лях,  только в порядке, установленном законодательствами Украины и
России,  только при наличии приглашения одной из Сторон и только с
предварительным  уведомлением за 7 суток до предполагаемого прохо-
да.

                            СТАТЬЯ 11

     При проходе через Пролив военных кораблей неприбрежных  госу-
дарств необходимо учитывать следующее:

      - число  военных кораблей одного государства при одновремен-
ном проходе через Пролив - не более трех;
      - тоннаж одного корабля - не более 1500 тонн;
      - калибр артиллерийского вооружения - не более 76 мм;
      - время пребывания в Азовском море - не более 7 суток;
      - ракетное оружие - воспрещается;
      - данные о названии кораблей,  тоннаже, вооружении, звании и
фамилии командиров,  численности экипажей,  а также цели захода  и
времени  пребывания в Азовском море передаются береговым админист-
рациям Украины и России.

                            СТАТЬЯ 13

     Военным кораблям неприбрежных государств  при  проходе  через
Пролив запрещается:

     - проводить научно-изыскательские исследования;
     - заниматься гидрографическими работами;
     - проводить военные учения любого характера;
     - работать радиостанциями  на  передачу  и  радиолокационными
станциями на излучение (кроме радиолокационных станций навигацион-
ного обеспечения);
     - остановка и маневрирование, не диктуемые требованиями нави-
гации или чрезвычайными обстоятельствами.

                            СТАТЬЯ 14

     Подводные лодки прибрежных государств проходят Пролив  только
в светлое время суток в надводном положении, под флагом своего го-
сударства и по предварительному (за трое суток) уведомлению.

     Подводным лодкам неприбрежных государств проход через  Пролив
запрещен.

                            СТАТЬЯ  15

     Воздушное пространство  над  акваторией  Керченского  пролива
обкявляется запрещенным районом для полетов военных самолетов неп-
рибрежных государств.

                            СТАТЬЯ 16

     В целях  защиты акватории Керченского пролива от преднамерен-
ного, случайного или в результате небрежности загрязнения вредными
веществами  с  берега или с судов Договаривающиеся Стороны услови-
лись принимать строгие меры в отношении виновных.

                            СТАТЬЯ 17

     Эта Конвенция подлежит ратификации и вступает в  силу  с  дня
обмена ратификационными грамотами. Обмен ратификационными грамота-
ми состоится в г.

     Конвенция составлена в двух экземплярах, каждый на украинском
и русском языках, оба текста имеют обязательную силу.


     Совершенно


     За Украину                            За Российскую Федерацию
      /підпис/                                      /підпис/