УКРАЇНА
                Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"


Свідоцтво про внесення в Реєстр суб'єктів 
аудиторської діяльності N 0580,
чинне до 26.01.2006р.

Тел.(044) 467-08-15

             Относительно своевременности предоставления
              налоговой отчетности по земельному налогу. 


    Ознакомившись    с    Актом   проверки    ГНИ     относительно 
несвоевременности  предоставления  неким   предприятием  налоговой
отчетности по земельному налогу, аудиторская фирма не  согласилась
с  выводами
проверки, результатом которой были наложены  штрафные  санкции  на
предприятие,   получившее   согласно  договора  дарения  земельный 
участок.  Предприятие  подало  в   местные   органы  заявление  на
государственную регистрацию и признание за ним права собственности
на   этот   земельный  участок,  но  не  подало  Налоговый  расчет 
земельного налога в   налоговую    инспекцию   до  получения  Акта
государственной регистрации.
    Земельным  кодексом  Украины (ст. 1) N 2768-III ( 2768-14 ) от
25.10.2001   г.   (далее  -  Закон   N 2768  ( 2768-14 ))    земля
определяется   как   основное   национальное  богатство,   которое 
пребывает  под  особенной  охраной  государства. Это   определение
повторено  и  в  Гражданском  кодексе  Украины (ст. 373)  N 435-IV
( 435-15 ) от 16.01.2003 г. 
    Ст. 13 Конституции  Украины  ( 254к/96-ВР )  от  28.06.1996 г.
четко определяет, что  земля  есть  объектом  права  собственности
Украинского   народа.   От   имени   Украинского   народа    право 
собственности осуществляют органы государственной власти и  органы
местного   самоуправления    в    пределах,   определенных    этой 
Конституцией.
    Исходя из вышеуказанного, ст. 9 "Объекты права  исключительной
собственности народа  Украины" Закона  Украины  "О  собственности"
N 697-ХII   ( 697-12 )   от   07.02.1991   г.  (с   изменениями  и 
дополнениями)   земля  и  ее  недра   являются   объектами   права 
исключительной собственности. 
    Многие  авторы   подчеркивают, что специфика  такого  субъекта 
права  собственности,  как народ Украины, связана с тем, что народ
Украины  не  является  субъектом гражданского права и от его имени
должен  кто-то  выступать. Такие права имеют в соответствии с п. 2
ст. 10   "Осуществление   народом   Украины  права  исключительной  
собственности"  настоящего  Закона  ( 697-12 )  -  государственные 
органы,  т.е.  Верховная Рада  Украины,  а  также  местные  советы 
народных депутатов. 
    Вот    почему   п.  1  ст.  125   Закона  N  2768 ( 2768-14 ), 
регламентируется   возникновение   права   собственности  и  права 
постоянного пользования на земельный участок после государственной
регистрации. 
    Государственная регистрация земельных участков  ведется  через
государственный земельный  кадастр. Ст. 193  п.  1  Закона  N 2768
( 2768-14 )  государственный   земельный  кадастр  -  единственная
государственная       система     земельно-кадастровых      работ, 
устанавливающая  процедуру   признания  факта  возникновения   или
прекращения  права  собственности  и  права пользования земельными
участками   и  содержащая  совокупность сведений  и  документов  о 
месторасположении и правовом  режиме  этих  участков,   их оценку.
Ст.  194  Закона N 2768  ( 2768-14 )  "Назначение государственного
земельного кадастра" признано определение размера платы за землю.
    Таким образом, предприятие приобретает право собственности  на
земельный  участок не  после  вступления  в  действие  гражданско-
правового договора о дарении участка земли, а после внесения этого
участка   в   Государственный   кадастр.  Это   внесение  является 
признанием  факта  права  собственности  на  подаренный  земельный 
участок. 
    На этой основе действует ст. 13 Закона  Украины  "О  плате  за 
землю" N 378/96-ВР ( 378/96-ВР ) от  19.09.1996 г.  (далее - Закон
N 378 ( 378/96-ВР )),  из  которой  следует,  что  основанием  для 
начисления  земельного   налога   есть   данные   государственного
земельного   кадастра.  А  ст.  15  Закона   N 378   ( 378/96-ВР ) 
определяет,  что  собственники земельного участка платят земельный
налог  со  дня   возникновения   права  собственности   или  права 
пользования   земельным   участком,   т.е.   со   дня  внесения  в 
государственный земельный кадастр.
    Поэтому, ГНИ,  согласно  ст. 14  Закона  N 378  ( 378/96-ВР ), 
должна была до 15 июля текущего года выдать  предприятию платежное
уведомление  об уплате налога. А предприятие  ежеквартально  до 15 
числа следующего за отчетным кварталом месяца оплачивать земельный
налог  согласно ст. 17  этого  Закона  ( 378/96-ВР ). И  только  в
случае несвоевременной уплаты земельного налога, определенной  ст.
17,  ст.  25 Закона N 378 ( 378/96-ВР ) предусматривает начисление
пени и штрафных санкций к  должностным лицам, виновным в нарушении
требований этого Закона.
    Таким    образом,    до    внесения   земельного   участка   в 
государственный земельный кадастр  у  ГНИ  нет  никаких  оснований 
предъявлять   претензии    к    предприятию   о    несвоевременном 
предоставлении расчета по земельному налогу. Предприятием  не были
нарушены  ст.  14  Закона  N 378  ( 378/96-ВР ),   п. 5   "Порядка 
предоставления     налогового    расчета   земельного     налога", 
утвержденного приказом ГНАУ  от  26.10.2001 г.  N 434 ( z0963-01 )
(в редакции  приказа  ГНАУ  от 02.12.2003 г. N 582 ( z1159-03 ) ).
И потому наложение штрафных санкций в соответствии  с  п.п. 17.1.1
п.17.1 ст. 17 Закона Украины "О  порядке  погашения  обязательства
плательщиков налога перед бюджетами  и  государственными  целевыми
фондами" N 2181-III ( 2181-14 )от 21.12.2000 г. не правомочно. 

     Ген.директор
     АФ "Аналитик-Профит"                                Леви Е.Б.
                                    (сертификат N 000245, серия А,
                                        выдан Аудиторской Палатой
                                        Украины и действителен до 
                                                   17.02.2008 г.)