УКРАЇНА Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт" Свідоцтво про внесення в Реєстр суб'єктів аудиторської діяльності N 0580, чинне до 26.01.2006р. Тел.(044) 467-08-15 Относительно своевременности предоставления налоговой отчетности по земельному налогу. Ознакомившись с Актом проверки ГНИ относительно несвоевременности предоставления неким предприятием налоговой отчетности по земельному налогу, аудиторская фирма не согласилась с выводами проверки, результатом которой были наложены штрафные санкции на предприятие, получившее согласно договора дарения земельный участок. Предприятие подало в местные органы заявление на государственную регистрацию и признание за ним права собственности на этот земельный участок, но не подало Налоговый расчет земельного налога в налоговую инспекцию до получения Акта государственной регистрации. Земельным кодексом Украины (ст. 1) N 2768-III ( 2768-14 ) от 25.10.2001 г. (далее - Закон N 2768 ( 2768-14 )) земля определяется как основное национальное богатство, которое пребывает под особенной охраной государства. Это определение повторено и в Гражданском кодексе Украины (ст. 373) N 435-IV ( 435-15 ) от 16.01.2003 г. Ст. 13 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) от 28.06.1996 г. четко определяет, что земля есть объектом права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа право собственности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных этой Конституцией. Исходя из вышеуказанного, ст. 9 "Объекты права исключительной собственности народа Украины" Закона Украины "О собственности" N 697-ХII ( 697-12 ) от 07.02.1991 г. (с изменениями и дополнениями) земля и ее недра являются объектами права исключительной собственности. Многие авторы подчеркивают, что специфика такого субъекта права собственности, как народ Украины, связана с тем, что народ Украины не является субъектом гражданского права и от его имени должен кто-то выступать. Такие права имеют в соответствии с п. 2 ст. 10 "Осуществление народом Украины права исключительной собственности" настоящего Закона ( 697-12 ) - государственные органы, т.е. Верховная Рада Украины, а также местные советы народных депутатов. Вот почему п. 1 ст. 125 Закона N 2768 ( 2768-14 ), регламентируется возникновение права собственности и права постоянного пользования на земельный участок после государственной регистрации. Государственная регистрация земельных участков ведется через государственный земельный кадастр. Ст. 193 п. 1 Закона N 2768 ( 2768-14 ) государственный земельный кадастр - единственная государственная система земельно-кадастровых работ, устанавливающая процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками и содержащая совокупность сведений и документов о месторасположении и правовом режиме этих участков, их оценку. Ст. 194 Закона N 2768 ( 2768-14 ) "Назначение государственного земельного кадастра" признано определение размера платы за землю. Таким образом, предприятие приобретает право собственности на земельный участок не после вступления в действие гражданско- правового договора о дарении участка земли, а после внесения этого участка в Государственный кадастр. Это внесение является признанием факта права собственности на подаренный земельный участок. На этой основе действует ст. 13 Закона Украины "О плате за землю" N 378/96-ВР ( 378/96-ВР ) от 19.09.1996 г. (далее - Закон N 378 ( 378/96-ВР )), из которой следует, что основанием для начисления земельного налога есть данные государственного земельного кадастра. А ст. 15 Закона N 378 ( 378/96-ВР ) определяет, что собственники земельного участка платят земельный налог со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком, т.е. со дня внесения в государственный земельный кадастр. Поэтому, ГНИ, согласно ст. 14 Закона N 378 ( 378/96-ВР ), должна была до 15 июля текущего года выдать предприятию платежное уведомление об уплате налога. А предприятие ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца оплачивать земельный налог согласно ст. 17 этого Закона ( 378/96-ВР ). И только в случае несвоевременной уплаты земельного налога, определенной ст. 17, ст. 25 Закона N 378 ( 378/96-ВР ) предусматривает начисление пени и штрафных санкций к должностным лицам, виновным в нарушении требований этого Закона. Таким образом, до внесения земельного участка в государственный земельный кадастр у ГНИ нет никаких оснований предъявлять претензии к предприятию о несвоевременном предоставлении расчета по земельному налогу. Предприятием не были нарушены ст. 14 Закона N 378 ( 378/96-ВР ), п. 5 "Порядка предоставления налогового расчета земельного налога", утвержденного приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. N 434 ( z0963-01 ) (в редакции приказа ГНАУ от 02.12.2003 г. N 582 ( z1159-03 ) ). И потому наложение штрафных санкций в соответствии с п.п. 17.1.1 п.17.1 ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательства плательщиков налога перед бюджетами и государственными целевыми фондами" N 2181-III ( 2181-14 )от 21.12.2000 г. не правомочно. Ген.директор АФ "Аналитик-Профит" Леви Е.Б. (сертификат N 000245, серия А, выдан Аудиторской Палатой Украины и действителен до 17.02.2008 г.)