ГОСУДАРСЬТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

                          Р Е Ш Е Н И Е

                   12.05.2004  N 8434/7/25-2215


     ГНАУ рассмотрела  жалобу  директора  частного  предприятия на
решение ГНА  в   Днепропетровской   области   от   04.03.2004   г.
N 5539/10/24-247  об  оставлении  без изменений второго налогового
требования Никопольской  ОГНИ  от  19.01.2004  г.  N  2/73/1480  о
неуплате  налогового  долга  по  плате за торговые патенты в сумме
53931,05 грн.

     В жалобе  директор  ЧП  высказывает  несогласие   по   поводу
доначисления  предприятию  налогового  обязательства  по  плате за
приобретенные на специальный стол для  казино  и  игровой  стол  с
кольцом  рулетки  торговые патенты в сумме 53931,05 грн.  и просит
отменить налоговое требование Никопольской ОГНИ от  19.01.2004  г.
N 2/73/1480  и  решение  облгосналогадминистрации от 04.03.2004 г.
N 5539/10/24-247,  принятое по рассмотрению  жалобы,  и  при  этом
утверждает,   что   плата  за  полученные  торговые  патенты  была
перечислена  в  соответствующий  бюджет   до   15.12.2003   г.   в
соответствии  со  ст.5  Закона  Украины от 23.03.96 г.  N 98/96-ВР
( 98/96-ВР ) "О патентовании некоторых  видов  предпринимательской
деятельности" (далее - Закон N 98).

     Решением ГНАУ продлен срок рассмотрения жалобы директора ЧП и
истребованы  от  ГНА  в   Днепропетровской   области   ксерокопии:
первичной   и   повторной   жалоб,  первого  и  второго  налоговых
требований ОГНИ   от   18.12.2003   г.   N   1/1003/42411/10  и от
19.01.2004 г. N 2/73/1480, писем предприятия от г. N 22320/10 и от
11.12.2003 г.  N  23942/10,  заявок  на   приобретение   торгового
патента,  решений  ГНИ  и  ГНА,  принятых  по  рассмотрению жалоб,
заключение облгосналогадминистрации     от      16.04.2004      г.
N 9970/8/24-247  по  жалобе директора ЧП,  заключение Департамента
взыскания налогового долга ГНАУ от 01.04.2004  г.  N  336/24-1218,
заключение Департамента  налогообложения  юридических  лиц ГНАУ от
31.03.2004 г. N 15-1218.

     Как свидетельствуют обстоятельства дела, ЧП для осуществления
операций  по  предоставлению  услуг  в  сфере   игорного   бизнеса
(специальный стол с кольцом рулетки и специальный стол для казино)
выданы два торговых патента (N 107815  и  N  107819),  за  которые
частное предприятие  уплатило  в  соответствующий  бюджет  (в виде
платы за первый квартал 2004 года)  стоимость  торговых  патентов,
для   осуществления  операций  по  предоставлению  услуг  в  сфере
игорного бизнеса в соответствии  со  ставками,  действовавшими  до
01.01.2004 г.,  которые на дату перечисления проведены по карточке
лицевого счета по платежам 14071700 "Плата за  торговые  патенты".
Однако  с  принятием  Закона  Украины  от 27.11.2003 г.  N 1344-IV
( 1344-15 ) "О Государственном бюджете Украины  на  2004  год",  в
соответствии   со   ст.57  которого  увеличена  (вдвое)  стоимость
торгового патента на осуществление деятельности по  предоставлению
услуг в сфере игорного бизнеса,  установленная частью третьей ст.5
Закона N 98 ( 98/96-ВР ), Никопольской ОГНИ осуществлен перерасчет
платы за приобретенные торговые патенты  ЧП  (в  связи  с  чем  по
карточке  лицевого счета налогоплательщика (с учетом перечисленных
сумм) по состоянию на  16.12.2003  г.  числилась  задолженность  в
сумме  81924,61  грн.)  и  сформировано  на сумму налогового долга
первое налоговое требование от 18.12.2003  г.  N  1/1003/42411/10,
которое  было розмещено на доске налоговых объявлений ОГНИ (акт от
19.12.2003 г.  N 33/240).  При перерасчете в соответствии со ст.57
Закона  Украины  "О  Государственном  бюджете Украины на 2004 год"
(  1344-15  )  налогового  обязательства по плате за приобретенные
торговые  патенты  ОГНИ не направляла ЧП соответствующее налоговое
уведомление на  81924,61  грн.  и  на  сумму  53931,05  грн.  ОГНИ
предприятию   было   составлено   и  направлено  второе  налоговое
требование от 19.01.2004 г.  N 2/73/1480 на  сумму  53931,05  грн.
(вручено налогоплательщику 23.01.2004 г.).

     В соответствии с  требованиями  Закона  N  98  (  98/96-ВР  )
(введен в действие с 01.01.96 г. постановлением ВРУ от 23.03.96 г.
N  99/96-ВР  (  99/96-ВР  ))  патентованию  подлежат  операции  по
предоставлению  услуг  в  сфере  игорного  бизнеса  (деятельность,
связанная  с  устройством  казино,  других  игорных  мест (домов),
игровых   автоматов   с   денежным  или  имущественным  выигрышем,
проведением лотерей (кроме государственных) и розыгрышей с выдачей
денежных   выигрышей   в   наличной   или   имущественной  форме),
осуществляе-т  мые субъектами предпринимательской деятельности или
их  структурными (обособленными) подразделениями. Оплата стоимости
торгового  патента  на  ; осуществление операций по предоставлению
услуг  в сфере игорного бизнеса осуществляется ежеквартально до 15
числа месяца, предшествующего отчетному кварталу. При приобретении
торгового патента СПД вносит одноразовую плату в размере стоимости
торгового  патента  за 3 месяца, а на уплаченную сумму уменьшается
размер  платы за торговый патент,  подлежащей внесению в последний
квартал его;  действия.  СПД  может  осуществить  предварительную:
оплату  стоимости  торгового  патента на осуществление операций по
предоставлению услуг всфереигорного бизнеса за весь срок  действия
(5   лет)   торгового  патента.  При  этом  СПД  освобождается  от
обязанноститей дополнительного   внесения   стоимости    торгового
патента в    случае,    если    принятыми   после   этого   актами
законодательства увеличивается его стоимость.  Частью третьей ст.5
Закона  N 98 предусмотрено,  в частности,  что стоимость торгового
патента на осуществление операций по предоставлению услуг в  сфере
игорного  бизнеса устанавливается в фиксированном размере (за год)
для использования игрового стола с кольцом рулетки - 64000 гривен;
для  использования  других  игровых столов (спецстолов для казино,
кроме столов для бильярда) Ч 48000 гривен за каждый стол.  Статьей
57 Закона  Украины  от  27.11.2003  г.  N  1344-IV  ( 1344-15 ) "О
Государственном бюджете Украины на 2004 год"  (вступил  в  силу  с
01.01.2004 г.) установлено, чтов 2004 году увеличивается стоимость
торгового  патента,  установленная частью третьей ст.5 Закона N 98
относительно стоимости торгового патента на осуществление операций
по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса (в частности, для
использования игрового стола с кольцом рулетки  Ч  128000  гривен,
для  использования  других  игровых столов (спецстолов для казино,
кроме столов для бильярда) Ч 96000 гривен за каждый стол).  Частью
первой ст.58 Конституции Украины предусмотрено ( 254к/96-ВР ), что
законы  и  другие  нормативно-правовые  акты  не  имеют  обратного
действия во времени, кроме случаев, если они смягчают или отменяют
ответственность лица.  Конституционным Судом Украины  относительно
положений  ст.58  Конституции  Украины  предоставлено  разъяснение
(решение от  09.02.99  г.  N  1-рп/99  (  v001p710-99  )  (дело  N
1-7/99)),  что  положение  части  первой ст.58 Конституции Украины
касается человека - гражданина (физического лица).

     Пунктом 6.1  ст.6 Закона Украины от 21.12.2000 г.  N 2181-III
( 2181-14 ) "О порядке погашения  обязательств  налогоплательщиков
перед бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами"  (далее -
Закон N 2181) предусмотрено что в случае,  если  сумма  налогового
обязательства рассчитывается контролирующим органом в соответствии
со  ст.4  этого  Закона,  такой  контролирующий  орган  направляет
налогоплательщику  налоговое  уведомление,  в  котором указываются
основания  для  такого  начисления,  ссылка  на  норму  налогового
закона,  в соответствии с которой был сделан расчет или перерасчет
налоговых обязательств,  сумма  налога  или  сбора  (обязательного
платежа),   подлежащего  уплате  (плата  за  торговые  патенты  на
некоторые  виды  предпринимательской   деятельности   отнесена   к
общегосударственным обязательным платежам,  ст.  14 Закону Украины
"О системе налогообложения" ( 1251-12 ), и штрафных санкций при их
наличии,  предельные сроки их погашения,  а также предупреждение о
последствиях их неуплаты в установленный срок и предельные  сроки,
предусмотренные  законом  для  обжалования начисленного налогового
обязательства (штрафных санкций при их наличии).  В соответствии с
пп.5.2.2 ст.5 Закона N 2181 и п.4 и 5 Положения о порядке подачи и
рассмотрения  жалоб  налогоплательщиков  органами  государственной
налоговой службы  (утверждено приказом ГНАУ от 02.03.2001 г.  N 82
( z0238-01 ) и зарегистрировано в Минюсте  Украины  15.03.2001  г.
N 238/5429) в случае, если налогоплательщик считает, что орган ГНС
неправильно  определил  сумму  налогового обязательства или принял
любое другое решение,  противоречащее законодательству по вопросам
налогообложения   или   выходящее   за  пределы  его  компетенции,
установленной  законом,   такой   налогоплательщик   имеет   право
обратиться  в  орган  ГНС  с  жалобой  о пересмотре этого решения.
Подпунктами 5.2.3 и 5.2.4 ст.5 Закона N  2181  предусмотрено,  что
жалоба,  поданная  с  соблюдением  сроков,  определенных  пп.5.2.2
упомянутой  статьи,  останавливает  исполнение  налогоплательщиком
налоговых обязательств,  определенных в налоговом уведомлении,  на
срок от дня подачи такой жалобы  в  орган  ГНС  до  дня  окончания
процедуры  админобжалования.  В течение указанного срока налоговые
требования  по  обжалуемому  налогу  не  направляются,   а   сумма
обжалуемого  налогового  обязательства  считается несогласованной.
Процедура админобжалования заканчивается,  в частности,  последним
днем  срока,  предусмотренного  пп.5.2.2  этой  статьи  для подачи
заявления о пересмотре решения контролирующего органа,  в  случае,
если  такое  заявление  не  было  подано в указанный срок,  а день
окончания процедуры админобжалования считается  днем  согласования
налогового   обязательства  налогоплательщика.  В  соответствии  с
пп.5.3.2 ст.5 Закона N 2181 в случаях апелляционного  согласования
суммы    налогового    обязательства    налогоплательщик    обязан
самостоятельно погасить ее согласованную сумму,  а  также  пеню  и
штрафные санкции при их наличии в течение десяти календарных дней,
следующих   за   днем   такого   согласования.   В   случае   если
налогоплательщик  не  уплачивает  согласованную  сумму  налогового
обязательства в установленные сроки,  налоговый  орган  направляет
такому налогоплательщику налоговые требования, в частности, первое
налоговое требование - не ранее первого рабочего дня по  истечении
налогового  обязательства,  второе налоговое требование Ч не ранее
30  календарного  дня  со  дня  направления   (вручения)   первого
налогового  требования,  в  случае  непогашения налогоплательщиком
суммы налогового долга в установленные  сроки  (пп.6.2.1  и  6.2.3
ст.6 Закона N 2181).

     Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 12 Закона Украины "О
государственной налоговой  службе в Украине" ( 509-12 ) и пп.З п.9
Положения о порядке подаче и рассмотрения жалоб налогоплательщиков
органами  государственной налоговой службы (утвержденного приказом
ГНАУ от 02.03.2001 г.  N 82 ( z0238-01 ) и  зарегистрированного  в
Минюсте  Украины 15.03.2001 г.  N 238/5429),  ГНАУотменяетпервое и
второе налоговые требования Никопольской  ОГНИ  от  18.12.2003  г.
N 1/1003/42411/10  и от 19.01.2004 г.  N 2/73/1480 и решение ГНА в
Днепропетровской  области  от  04.03.2004  г.  N   5539/10/24-247,
принятое по рассмотрению повторной жалобы.

 Заместитель Председателя                                  Н.Джига