Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о создании объединенной радионавигационной системы "Чайка" и "Лоран-С" Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Соединенных Штатов Америки, далее именуемые "Стороны", признавая важное значение сотрудничества в обеспечении радионавигационными службами безопасной и эффективной навигации морских и воздушных судов, полагая, что совместные радионавигационные поля систем "Чайка" и "Лоран-С" могут быть использованы потребителями всего мира, согласились о нижеследующем: Статья 1 1. Работа станций "Чайка" (СССР) и станций "Лоран-С" (США) в объединенной радионавигационной системе, состоящей из цепочки наземных радионавигационных станций, может существенно улучшить навигацию морских и воздушных судов в районах Северной части Тихого океана и Берингова моря. 2. Работа объединенной системы продемонстрирует совместимость и приемлемость обеих систем для целей общей навигации. 3. Навигационная информация, обеспечиваемая объединенной радионавигационной системой, будет доступна для всех потребителей независимо от их национальности или статуса. Статья 2 Стороны назначат сотрудничающие организации, ответственные за сопряжение, эксплуатацию и административное управление совместной радионавигационной системой. Статья 3 1. Стороны через свои сотрудничающие организации соединят свои радионавигационные станции для создания совместной радионавигационной цепочки, используя следующие станции: советские "Чайка" в Петропавловске-Камчатском, Александровске-Сахалинском и Курильске и станцию Береговой Охраны США на острове Атту (Аляска). 2. Точный порядок, в котором выбранные станции будут сопряжены в совместную цепочку, определен в Приложении, которое прилагается к настоящему Соглашению и является его неотъемлемой частью. 3. Эта совместная радионавигационная цепочка далее называется как Советско-Американская цепочка. 4. При успешном завершении сопряжения совместной Советско-Американской цепочки Стороны будут приветствовать возможные усилия других стран в направлении сотрудничества в целях развития совместных радионавигационных систем. Статья 4 1. Сотрудничающие организации разработают организационные и технические процедуры, необходимые для обеспечения соответствия Советско-Американской цепочки требованиям их соответствующих навигационных потребителей. 2. Сотрудничающие организации совместно разработают информационные средства, необходимые потребителям для безопасного и эффективного использования Советско-Американской цепочки. Форма и содержание этих информационных средств будут определены сотрудничающими организациями в дополнительно разработанном документе до начала эксплуатации совместной цепочки. Сотрудничающие организации разработают и обеспечат информационное обеспечение, доступное всем навигационным потребителям, определяющее статус и возможность использования Советско-Американской цепочки. 3. Сотрудничающие организации будут обмениваться технической информацией, включая результаты испытаний приемоиндикаторов и параметры передаваемых сигналов, необходимые для обеспечения работоспособности приемоиндикаторов в Советско-Американской цепочке и с другими существующими цепочками "Чайка" или "Лоран-С". Эта информация будет доступна для производителей приемоиндикаторов. 4. Сотрудничающие организации разработают специальные руководства по управлению, контролю и эксплуатации, а также определят координационные комитеты в дополнительно разработанных документах к этому Соглашению. При необходимости сотрудничающие организации установят линии связи для передачи сообщений, относящихся к эксплуатации станций; они могут использоваться для служебной связи и координации деятельности станций. Сотрудничающие организации могут принимать или изменять эти дополнительные документы. 5. Ответственность за подготовку по обеспечению совместной работы станций возлагается на каждую из Сторон. Статья 5 1. Уведомления, касающиеся распределения частот для Советско-Американской цепочки, должны быть взаимно согласованы между сотрудничающими организациями. 2. Обе Стороны предпримут усилия по снижению или исключению помех, возникающих как в результате работы совместной Советско-Американской цепочки, так и, по возможности, от других источников. Выбор эксплуатационных характеристик будет согласован сотрудничающими организациями с целью минимизации помех для других цепочек радионавигационных систем "Чайка" и "Лоран-С". Статья 6 1. Ничто в настоящем Соглашении не затрагивает каким-либо образом прав и обязательств любой из Сторон, вытекающих из других двусторонних и многосторонних международных соглашений. 2. Стороны будут выполнять настоящее Соглашение в соответствии с нормами и принципами общего международного права и своими соответствующими законами и правилами. Статья 7 1. Если Стороны не договорятся об ином, каждая Сторона будет нести свои расходы, связанные с деятельностью, относящейся к настоящему Соглашению. 2. В случае необходимости дополнительного передающего оборудования для станций каждая Сторона ответственна за обеспечение оборудования, необходимого для ее станции. За любое дополнительное оборудование по контролю сигнала, его установку и эксплуатацию и все связанные с этим расходы несет ответственность Сторона, на чьей территории это оборудование установлено. 3. При необходимости установления специальных линий связи каждая Сторона ответственна за обеспечение ее станций необходимым оборудованием связи и несет связанные с этим расходы. Статья 8 1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты, когда Стороны уведомят друг друга в письменной форме о завершении необходимых внутренних процедур*. 2. Настоящее Соглашение останется в силе до тех пор, пока его действие не будет прекращено любой из Сторон путем направления другой Стороне письменного уведомления за 6 месяцев о своем намерении прекратить действие Соглашения. 3. Настоящее Соглашение, включая Приложение, может быть изменено путем письменной договоренности между Сторонами. В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими соответствующими Правительствами, подписали настоящее Соглашение. Совершено в г. Москве 31 мая 1988 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. (Подписи) Соглашение вступило в силу 2 марта 1989 года. ПРИЛОЖЕНИЕ к Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по созданию совместных радионавигационных систем "Чайка" и "Лоран-С" 1. Для сопряжения и эксплуатации объединенной радионавигационной цепочки должны быть проведены следующие исследования по мере их необходимости и возможности: - Синхронизация станций СССР/США; - Сравнение характеристик приемоиндикаторов в рабочих зонах систем для определения того, что навигационные параметры находятся в пределах взаимно согласованных допусков; - Проведение совместных испытаний приемоиндикаторов, расположенных в местах, определяемых по совместному соглашению; - Определение необходимых регулировок приемников и передатчиков для обеспечения совместной работы приемников в совместные цепи; - Дальнейшие исследования и испытания, признанные необходимыми, могут быть предприняты при взаимно согласованных сроках и условиях; - В случае признания необходимости по взаимному соглашению, все требуемое для испытаний оборудование должно поставляться с необходимым комплектом ЗИП и другими принадлежностями для обеспечения нормальной работы оборудования. 2. Учреждение Советско-Американской цепочки будет проходить по установленным этапам следующим образом: Этап 1: Советско-Американская цепочка соединит ведущую станцию системы "Чайка" в Петропавловске-Камчатском (СССР) с ведомой станцией системы "Чайка" в Александровске-Сахалинском (СССР) и ведомой станцией "Лоран-С" Береговой Охраны США на острове Атту (Аляска). Работы по первому этапу будут завершены в 1990 году. Этап 2: Советско-Американская цепочка соединит ведущую станцию системы "Чайка" в Петропавловске-Камчатском (СССР) с ведомой станцией системы "Чайка" в Курильске (СССР) и ведомой станцией системы "Лоран-С" Береговой Охраны США на острове Атту (Аляска). На этапе 2 обеспечивается рабочая зона между Камчаткой и островом Атту (Аляска). Этап 2 будет завершен через 2 года после завершения этапа 1. Этап 3: Вопрос о включении дополнительных станций Советско-Американской цепочки может быть рассмотрен соответствующим образом. "Сборник международных договоров СССР". Выпуск XLV. Москва, "Международные отношения", 1991 г.