МІНІСТЕРСТВО ЮСТИЦІЇ УКРАЇНИ

                             Л И С Т

 N 13-8-5982 від 16.11.98
     м.Київ

 vd981116 vn13-8-5982




     Во исполнение   поручения   Кабинета   Министров   Украины  в
Министерстве  юстиции  Украины  рассмотрено  письмо   Министерства
агропромышленного  комплекса Украины относительно уплаты налога на
добавленную стоимость членами коллективного  сельскохозяйственного
предприятия при выходе из этого предприятия и сообщается.
     1. Согласно пункту 3.1 статьи 3 Закона Украины "О  налоге  на
добавленную  стоимость"  (  168/97-ВР )  объектом  налогообложения
являются операции  плательщиков налога на добавленную стоимость, в
частности, по:
     продаже товаров   (работ,  услуг)  на  таможенной  территории
Украины,  в том  числе  операции  по  оплате  стоимости  услуг  по
договорам  оперативной  аренды  (лизинга)  и  операции по передаче
права собственности на объекты  залога  заемщику  (кредитору)  для
погашения кредиторской задолженности залогодателя.
     Продажа товаров -  любые  операции,  осуществляемые  согласно
договорам     купли-продажи,     мены,     поставки    и    другим
гражданско-правовым договорам,  которые  предусматривают  передачу
прав  собственности  на  такие товары за компенсацию независимо от
сроков  ее  предоставления,  а  также  операции   по   бесплатному
предоставлению товаров.
     Не относятся  к  продаже  операции  по  передаче  товаров   в
пределах   договоров   комиссии   (консигнации),   поручительства,
поручения,  хранения  (ответственного  хранения),   доверительного
управления,    аренды    (лизинга),   других   гражданско-правовых
договоров, которые не предусматривают передачи права собственности
на такие товары другому лицу.
     В соответствии с пунктами 1,  2 статьи 7 и пунктом 2 статьи 9
Закона  Украины  "О коллективном сельскохозяйственном предприятии"
( 2114-12 ) имущество в предприятии  принадлежит  по  праву  общей
долевой собственности его членам.
     Субъектом права   собственности   в   предприятии    является
предприятие как юридическое лицо, а его члены - в части имущества,
которое они получают при выходе из предприятия.
     Пай является    собственностью   члена   предприятия.   Право
распоряжаться  своим  паем   по   собственному   усмотрению   член
предприятия  приобретает после прекращения членства в предприятии.
Пай   может   наследоваться   в   соответствии    с    гражданским
законодательством Украины и уставом предприятия.
     По нашему   мнению,   в   данном   случае   меняется    форма
собственности с общей долевой в частную,  однако собственник (член
коллективного сельскохозяйственного предприятия) пая не  меняется.
То  есть  не  происходит передача права собственности,  являющейся
объектом налогообложения по статье 3 Закона Украины "О  налоге  на
добавленную   стоимость",  и  не  заключается  гражданско-правовой
договор.
     2. Письмо  Государственной налоговой администрации Украины от
6 августа 1998 года N 4332/10/16-1220-22 ( v4332225-98 ) "О налоге
на  добавленную  стоимость"   издано   с  нарушением  действующего
законодательства  Украины.  В  частности,  в нем дается толкование
Закона Украины  "О налоге на добавленную стоимость",  при  котором
допущено установление правовых норм.
     Толкование законов    Украины    относится    к   полномочиям
Конституционного Суда Украины (см.  статью 150 Конституции Украины
( 254к/96-ВР ).
     Министерством юстиции   Украины   неоднократно   направлялись
письма  в  Государственную  налоговую  администрацию  Украины  (от
03.08.98 г. N 19-18-2179, от 08.05.98 г. N 19-5752, от 19.03.98 г.
N  6-26-765  и др.),  в которых обращалось внимание на недопущение
установления правовых норм письмами  и  на  то,  что  такие  нормы
должны  быть  изложены  в  нормативно-правовом  акте  и утверждены
распорядительным документом.  Предлагалось  пересмотреть  изданные
Государственной налоговой администрацией Украины письма и отозвать
с мест те из них,  в которых устанавливаются  нормы,  оформить  их
распорядительным    актом   и   представить   на   государственную
регистрацию в Министерство юстиции Украины.
     Учитывая изложенное,  считаем,  что Государственная налоговая
администрация Украины должна отменить и отозвать с мест письмо  от
6  августа 1998 года N 4332/10/16-1220-22 "О налоге на добавленную
стоимость" как изданное с нарушением действующего законодательства
Украины по вопросам регистрации ведомственных нормативных актов.

 Первый заместитель Министра                          Б.Стичинский

 "Бизнес", N 12/99