КОМІТЕТ ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ ФІНАНСІВ І БАНКІВСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ Л И С Т N 06-10/958 від 29.12.97 м.Київ vd971229 vn06-10/958 Извлечение из протокола заседания Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности 25 декабря 1997 года Рассмотрев запросы налогоплательщиков, которые поступили в адрес Комитета, относительно применения отдельных норм Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ), Комитет, используя право законодательного источника, считает: 1. Относительно запросов об отнесении операций по продаже работ (услуг) к кругу операций, облагаемых налогом по нулевой ставке. Работы (услуги), выполняемые для нерезидента, по разгрузке, погрузке, перегрузке и хранению товаров, вывозимых (экспортируемых) таким нерезидентом за пределы таможенной территории Украины, по сертификации и государственному контрольному испытанию продукции нерезидента, по обслуживанию иностранных судов в портах Украины (портовые сборы), по предоставлению в лизинг (аренду) недвижимого и движимого имущества, принадлежащего резиденту и расположенного (используемого) за пределами таможенной территории Украины, относятся к работам (услугам), используемым и потребляемым за пределами таможенной территории Украины и согласно подпункту 6.2.2 статьи 6 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" операции по продаже результатов таких работ (услуг) облагаются налогом по нулевой ставке. 2. Относительно запроса о налогообложении операций по транзиту пассажиров (грузов). Согласно пункту 11.15 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" до 1 января 1999 года сохраняется порядок уплаты налога на добавленную стоимость по операциям по предоставлению услуг, связанных с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины, который действовал до вступления в силу названного Закона (до 1 октября 1997 г.). То есть налогообложение операций по предоставлению любых видов услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины и ее порты продолжает осуществляться в порядке, определенном Декретом Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 14-92 ), действовавшем до вступления в силу этого Закона. Начиная с 1 января 1999 г. такие операции облагаются налогом в порядке, определенном подпунктом 6.2.4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость". 3. Относительно запроса об обложении налогом на добавленную стоимость и ввозной пошлиной готовой продукции товарных групп 1-24 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая ввозится на территорию Украины и произведена из давальческого сырья украинского резидента до 1 января 1999 года, которое было вывезено полностью или частично за пределы таможенной территории Украины до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения" ( 644/97-ВР ) (19 декабря 1997 года). Согласно статье 7 Закона Украины "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" ( 468/97-ВР ) указанная выше готовая продукция, произведенная из давальческого сырья резидента, при условии, что по договорам по переработке сырья заказчиком были сделаны фактические расходы или если такое давальческое сырье полностью или частично было вывезено за пределы таможенной территории Украины до 13 декабря 1997 года, освобождается от уплаты ввозной пошлины в порядке, установленном Законом Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" ( 327/95-ВР ). Согласно пункту 11.9 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" указанная выше готовая продукция, произведенная из давальческого сырья резидента, при условии, что по договорам по переработке сырья заказчиком были сделаны фактические расходы или если такое давальческое сырье полностью или частично было вывезено за пределы таможенной территории Украины до 1 октября 1997 года, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Законом Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях". 4. Относительно запросов о налогообложении операций по продаже услуг (результатов работ) по переработке давальческого сырья нерезидента в готовую продукцию при условии вывоза такой продукции за пределы таможенной территории Украины. При условии вывоза готовой продукции за пределы таможенной территории Украины операции по продаже услуг (результатов работ) по переработке давальческого сырья нерезидента в готовую продукцию относятся к операциям, которые согласно подпункту 6.2.2 статьи 6 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" облагаются налогом по нулевой ставке. 5. Относительно запросов о налогообложении операций по инкассации. Инкассация - комплексная банковская услуга, осуществление которой требует одновременного выполнения нескольких услуг (работ), обязательность которых предусмотрена Инструкцией, утвержденной Национальным банком Украины. Операции по предоставлению комплексной услуги по инкассации и операции по предоставлению каждой отдельной услуги (результата работы), являющейся составной такой комплексной услуги, согласно подпункту 3.2.5 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" не является объектом налогообложения. 6. Относительно запросов, являются ли объектами налогообложения игорный бизнес, денежные выигрыши и доход казино. Игорный бизнес как вид деятельности и доход от такой деятельности не могут быть объектами обложения налогом на добавленную стоимость. Объектом налогообложения являются определенные статьей 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) операции по продаже товаров (работ, услуг) и операции по ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины и вывозу (экспортированию) за пределы таможенной территории Украины товаров (работ, услуг). Что касается игорно-развлекательного бизнеса, объектом налогообложения могут быть услуги, предоставляемые клиентам казино на платной основе, такие как плата за вход в казино, плата за пользование игорным оборудованием казино, плата, собираемая за зрелище, плата за услуги, предоставляемые клиентам в барах и ресторанах казино, услуги по оперативному лизингу (аренде) основных фондов казино и др. Согласно подпункту 3.2.5 статьи 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" операции по выплате любых денежных выигрышей не являются объектом налогообложения. 7. Относительно запроса о налогообложении работ по реконструкции общежитий в жилые дома с последующей передачей квартир в собственность физических лиц. Согласно подпункту 5.1.20 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" в случае, если такая реконструкция будет осуществляться за счет средств физических лиц, операции по выполнению работ по реконструкции и передаче жилья в собственность таким физическим лицам освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. 8. Относительно запроса об обложении налогом на добавленную стоимость операций по передаче основных фондов, ввозимых на таможенную территорию Украины в качестве взноса в уставные фонды юридических лиц. Согласно подпункту 3.2.8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по передаче основных фондов в качестве взноса в уставные фонды для юридических лиц для формирования их целостного имущественного комплекса в обмен на их корпоративные трава. Согласно статье 128 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ) передачей признается вручение вещей приобретателю, а также сдача транспортной организации для отправки приобретателю, передача коносамента или другого распорядительного документа на вещи. При этом термин "передача" имеет обобщающий правовой характер и не различает случаев вручения вещей на территории Украины или в международном обороте. При этом под термином "вещи" понимаются любые материальные ценности. Исходя из вышеприведенного, операции по ввозу на таможенную территорию Украины основных фондов в качестве взноса в уставный фонд не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. 9. Относительно запроса АО Киевского агентства воздушных сообщений "КийАВИА" о налогообложении комиссионного вознаграждения, которое оно получает от авиакомпаний за осуществление операций по продаже услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины в случаях, когда соглашение между агентством и авиакомпаниями предусматривает, что до момента проведения расчетов между сторонами соглашения вся полученная агентством выручка является собственностью авиакомпании, а комиссионное вознаграждение перечисляется в доход агентства отдельным платежом. Согласно статье 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" такое комиссионное вознаграждение является объектом налогообложения и облагается налогом по ставке 20% в случаях выполнения соглашений с авиакомпаниями-резидентами и по нулевой ставке - в случаях выполнения соглашений с авиакомпаниями-нерезидентами. К увеличению тарифа это не приводит, потому что налог на добавленную стоимость, уплачиваемый авиакомпанией в пользу агентства, включается авиакомпанией в налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость и к составу валовых издержек производства не относится. 10. Относительно запроса о налогообложении банковских операций по предоставлению справки на вывоз валюты за границу физическими лицами. Предоставление всех видов справок, выписок, предусмотренных нормативными документами Национального банка Украины и действующим законодательством, связанных с ведением операций, которые осуществляются по денежным вкладам, расчетным, текущим и другим счетам и касаются обращения валюты, денег и банкнот, являются операциями по предоставлению услуг по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. К операциям по предоставлению услуг по расчетно-кассовому обслуживанию относятся также операции с сертификатами, которые выдаются на проиндексированную сумму вкладов (сбережений) граждан, размещенных в учреждениях Сберегательного банка Украины. Согласно подпункту 3.2.5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) операции по предоставлению услуг по расчетно-кассовому обслуживанию не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Исходя из этого, банковские операции по предоставлению справки на вывоз иностранной валюты за границу не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. 11. Относительно запросов о налогообложении операций по ввозу товаров критического импорта для отечественного производства. Ввоз (пересылка) товаров критического импорта по номенклатуре, установленной Кабинетом Министров Украины, ввозимых на таможенную территорию Украины юридическими лицами - резидентами Украины для осуществления любых видов их уставной деятельности считается ввозом для отечественного производства и согласно пункту 11.5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" их ввоз до 1 января 1999 года осуществляется без уплаты налога на добавленную стоимость при пересечении таможенной границы Украины. 12. Относительно запросов о налогообложении и включении в базу налогообложения стоимости таможенных сборов. Таможенные сборы взимаются согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 27 января 1997 г. N 65 ( 65-97-п ) и являются оплатой стоимости государственных платных услуг, которые предоставляются физическим или юридическим лицам органом исполнительной власти (Гостаможкомом) и согласно подпункту 3.2.6 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" не являются объектом налогообложения. Включение стоимости таможенных сборов в цену товаров (работ, услуг) Законами Украины не предусмотрено. Поэтому согласно статье 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" стоимость таможенных сборов в базу налогообложения не включается. И.о. Председателя Комитета В.Сокерчак "Бизнес", N 3/98