КОМІТЕТ ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ ФІНАНСІВ ТА БАНКІВСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ Л И С Т N 06-10/913 від 27.12.99 м.Київ vd991227 vn06-10/913 На запрос относительно порядка применения в практической деятельности пункта 18.3 ст.18 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ) Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности разъясняет следующее. Точка зрения Комитета по указанному вопросу уже была выражена в письме Комитета от 11 мая 1998 года N 06-10/309 ( v_309450-98 ) (пункт 5). Нормами пункта 18.3 ст.18 указанного Закона Украины предусмотрено, что в случае заключения договоров, которые предусматривают осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, расположенных в оффшорных зонах, либо при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, расходы налогоплательщиков на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их валовых расходов в сумме, составляющей 85 процентов от оплаченной стоимости этих товаров (работ, услуг). При этом перечень оффшорных зон должен ежегодно обнародоваться Кабинетом Министров Украины. Таким образом, вышеуказанной нормой предусмотрено, что перечень оффшорных зон обнародуется непосредственно Кабинетом Министров Украины, который согласно ст.113 и 117 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) является высшим органом центральной исполнительной власти в Украине и в пределах своей компетенции издает необходимые нормативно-правовые акты: постановления и распоряжения. Как следует из нормы пункта 18.3 указанного Закона, обнародование перечня оффшорных зон необходимо для регулирования определенных правоотношений, возникающих при определении налоговых обязательств плательщиков налога на прибыль предприятий. Согласно ст.117 Конституции Украины нормативно-правовые акты КМУ, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом. Что касается предварительных ориентировочных перечней оффшорных зон, опубликованных в газете "Урядовий кур'єр", то в Министерстве юстиции Украины указанные перечни зарегистрированы не были. Таким образом, перечни оффшорных зон, подготовленные отдельными ведомствами, которые были опубликованы, не приобрели надлежащей юридической силы. При этом следует отметить, что Верховная Рада Украины, принимая Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", четко разграничила полномочия по изданию отдельных подзаконных актов между Правительством, Государственной налоговой администрацией Украины, отдельными министерствами и ведомствами. Учитывая приведенное, определение налоговых обязательств плательщиков налога на прибыль осуществляется по общим правилам ведения налогового учета. Председатель Комитета В.Алешин "Бизнес", N 32000