ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ N 4518/7/15-117 від 30.03.2000 м.Київ vd20000330 vn4518/7/15-117 Относительно обращения граждан по "горячей" телефонной линии По поручению Кабинета Министров Украины от 21.02.2000 г. N 208/96 Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела п.8 Перечня обращений, поступивших в Секретариат Кабинета Министров Украины по "горячей" телефонной линии "Проблемы экономической реформы" 16 февраля 2000 года, и сообщает относительно порядка налогообложения операций по получению финансовой помощи на возвратной основе (займа). 1) В соответствии с подпунктом 1.11.1 п.1.11 ст.1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ) в редакции Закона Украины N 283/97-ВР от 22 мая 1997 года (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон) финансовый кредит - это средства, предоставляемые банком - резидентом или нерезидентом, квалифицированным как банковское учреждение в соответствии с законодательством страны пребывания нерезидента, или резидентами и нерезидентами, имеющими статус небанковских финансовых учреждений, согласно соответствующему законодательству в заем юридическому или физическому лицу на определенный срок, для целевого использования и под процент. Правила предоставления финансовых кредитов устанавливаются Национальным банком Украины (относительно банковских кредитов), а также Кабинетом Министров Украины (относительно небанковских финансовых организаций) согласно законодательству. Таким образом, средства, предоставляемые лицами иными, чем квалифицированные как банковское учреждение или имеющими статус небанковских финансовых учреждений, финансовым кредитом не считаются. Но предоставление средств в заем предприятию возможно и в случае, если кредитор не относится к вышеуказанным кредитным учреждениям, при условии соблюдения сторонами (заимодателем и заемщиком) требований главы 32 "Заем" Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ). Согласно статье 374 Гражданского кодекса Украины по договору займа одна сторона (заимодатель) передает второй стороне (заемщику) в собственность (в оперативное управление) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. При этом договор займа считается заключенным в момент передачи денег или вещей. Учитывая, что согласно этому типу договоров средства или имущество передаются от одного субъекта правоотношений другому, а по истечении срока действия договора подлежат возврату, то указанные договора имеют как следствие возникновение долговых обязательств, операции с которыми с целью налогообложения относятся к операциям особого вида, а именно операциям с долговыми требованиями и обязательствами, налогообложение которых регулируется пунктом 7.9 статьи 7 Закона. Следовательно, все особенности налогового учета прибыли предприятий по таким обязательствам предусматриваются исключительно этим пунктом. Отражение в налоговом учете средств, предоставленных в заем, осуществляется в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 7.9.1 пункта 7.9 статьи 7 Закона, а именно не включаются в валовой доход и не подлежат налогообложению средства или имущество, привлеченные налогоплательщиком, в частности, в связи с получением плательщиком налога финансовых кредитов от других лицкредиторов, а также возвратом основной суммы финансовых кредитов, предоставленных плательщиком налога другим лицам-дебиторам, а также привлечением налогоплательщиком средств или имущества в доверительное управление, средств в депозит (вклад), в том числе путем выпуска сберегательных (депозитных) сертификатов, или на другие срочные или доверительные счета, в том числе путем эмиссии (выпуска) облигаций, векселей или инвестиционных сертификатов, а также возвратом плательщику налога средств или имущества из доверительного управления, а также основной суммы депозита (вклада), в том числе путем погашения (выкупа) сберегательных (депозитных) сертификатов, или с других срочных или доверительных счетов, открытых другими лицами в пользу такого налогоплательщика, в том числе путем погашения облигаций, векселей или инвестиционных сертификатов. Поскольку привлечение средств в заем не предусмотрено подпунктом 7.9.1, то такие средства включаются в валовой доход согласно статье 4 указанного Закона, а именно подпункта 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4 Закона, как доходы от внереализационных операций. Под внереализационными операциями следует понимать деятельность предприятия, которая непосредственно не связана с реализацией продукции (работ, услуг) и другого имущества, включая основные фонды, нематериальные активы, продукцию вспомогательного и обслуживающего производства. 2) Аналогично урегулированным в налоговом учете является вопрос возврата указанных средств и отнесение их суммы на валовые расходы. Пунктом 7.9 ст.7 Закона ( 334/94-ВР ) не предусмотрено учета в составе валовых расходов средств или имущества, предоставленного налогоплательщиком в связи с возвратом плательщиком налога основной суммы займа другим лицам-кредиторам. В связи с этим при решении указанного вопроса следует руководствоваться статьей 5 указанного Закона Украины, которой определены затраты, включаемые или не включаемые в состав валовых расходов. В частности, в соответствии с пунктом 5.1 указанной статьи валовые расходы производства и обращения - это сумма любых затрат плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности. Поскольку возврат налогоплательщиком заимствованных средств или имущества другим лицам-кредиторам не связан с компенсацией стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), то нет оснований для увеличения валовых расходов налогоплательщика на сумму заимствованных средств (стоимость имущества), которые возвращаются кредитору. Таким образом, пунктом 7.9 ст.7 и статьей 5 Закона не предусмотрено отнесение возвращаемых по договорам займа средств или стоимости имущества на валовые расходы. Заместитель Председателя Г.Оперенко "ГЛАВБУХ", N 19, май, 2000 г.