Резолюция 1851 (2008), 
      принятая Советом Безопасности на его 6046-м заседании 
                       16 декабря 2008 года 
 
 
     Совет Безопасности, 
 
     ссылаясь на свои предыдущие резолюции,  касающиеся ситуации в 
Сомали, особенно  резолюции  1814 (2008) ( 995_h04 ),  1816 (2008) 
( 995_h12 ),  1838 (2008) ( 995_h42 ),  1844 (2008) ( 995_h56 )  и 
1846 (2008) ( 995_h67 ), 
 
     будучи по-прежнему  серьезно  озабочен  резким  увеличением в 
последние шесть месяцев числа  случаев  пиратства  и  вооруженного 
разбоя  на  море в прибрежных водах Сомали и той угрозой,  которую 
пиратство и вооруженный разбой на море против  судов  представляют 
для  оперативной,  безопасной  и эффективной доставки гуманитарной 
помощи в Сомали,  и отмечая,  что нападения пиратов  в  прибрежных 
водах  Сомали  становятся все более изощренными и дерзкими и более 
широкими по своему географическому охвату,  о чем свидетельствуют, 
в  частности,  захват  судна  "Сириус Стар" в 500 морских милях от 
берегов Кении  и  последовавшие  за  тем  безуспешные  аналогичные 
попытки,  предпринимавшиеся  к востоку от Танзании на значительном 
удалении от берега, 
 
     вновь подтверждая свое уважение суверенитета, территориальной 
целостности,  политической независимости и единства Сомали,  в том 
числе  права  Сомали  в  отношении  офшорных  природных  ресурсов, 
включая    рыбопромысловую    деятельность,   в   соответствии   с 
международным правом, 
 
     вновь подтверждая далее, что международное право, воплощенное 
в Конвенции  Организации  Объединенных  Наций  по  морскому  праву 
( 995_057 ) от 10 декабря 1982 года (ЮНКЛОС), закладывает правовую 
основу  для  борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море,  а 
также для других видов деятельности в Мировом океане, 
 
     вновь учитывая кризисную ситуацию в  Сомали  и  отсутствие  у 
Переходного  федерального  правительства  (ПФП)  возможностей  для 
пресечения действий - или после  пресечения  для  преследования  в 
судебном  порядке  -  пиратов или для патрулирования и обеспечения 
безопасности вод у побережья Сомали,  в  том  числе  международных 
морских путей и территориальных вод Сомали, 
 
     принимая к  сведению ряд просьб ПФП об оказании международной 
помощи в целях противодействия пиратству у берегов страны, включая 
письмо  президента Сомали от 9 декабря 2008 года с просьбой о том, 
чтобы международное сообщество оказало ПФП помощь в принятии  всех 
необходимых  мер  для  пресечения  действий  тех,  кто  использует 
территорию  и  воздушное  пространство  Сомали  для  планирования, 
облегчения  и  совершения актов пиратства и вооруженного разбоя на 
море,  и письмо президента Сомали от 1 сентября 2008 года  на  имя 
Генерального секретаря Организации Объединенных Наций с выражением 
признательности ПФП Совету Безопасности за оказываемую им помощь и 
готовности  ПФП  рассмотреть  вопрос  о  взаимодействии  с другими 
государствами и региональными организациями в борьбе с  пиратством 
и вооруженным разбоем у побережья Сомали, 
 
     приветствуя начало операции Европейского союза "Аталанта" для 
борьбы с пиратством у побережья Сомали и защиты  направляющихся  в 
Сомали   и   подвергающихся   риску   судов,   а   также   усилия, 
предпринимаемые  Организацией  Североатлантического   договора   и 
другими  государствами,  действующими  в индивидуальном качестве в 
сотрудничестве с ПФП в  целях  подавления  пиратства  у  побережья 
Сомали, 
 
     приветствуя также  недавние  инициативы  правительств Египта, 
Кении  и  Специального  представителя  Генерального  секретаря  по 
Сомали и Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и 
преступности  (ЮНОДК)  в  целях  принятия   эффективных   мер   по 
ликвидации причин, возможностей и случаев пиратства и вооруженного 
разбоя у побережья Сомали и подчеркивая необходимость в текущих  и 
будущих  операциях  по  противодействию  пиратству для эффективной 
координации их деятельности, 
 
     с озабоченностью  отмечая,   что   отсутствие   возможностей, 
национального  законодательства  и  ясности  в вопросе о том,  как 
поступать с пиратами после их  задержания,  препятствуют  принятию 
более   решительных   международных  мер  в  отношении  пиратов  у 
побережья Сомали и в некоторых случаях привели к тому, что пиратов 
пришлось   освобождать  без  судебного  разбирательства,  и  вновь 
заявляя,  что  в  Конвенции  о  борьбе   с   незаконными   актами, 
направленными против     безопасности     морского     судоходства 
( 995_220 ), 1988 года ("Конвенция о борьбе с незаконными актами") 
предусмотрено,  что  ее участники определяют составы преступлений, 
устанавливают юрисдикцию и соглашаются принять  передаваемых  лиц, 
виновных  или  подозреваемых  в  захвате  судна  или осуществлении 
контроля над ним силой или угрозой силы  или  путем  любой  другой 
формы запугивания, 
 
     приветствуя доклад    Группы    контроля    по    Сомали   от 
20 ноября 2008 года (S/2008/769) и  отмечая  роль,  которую  может 
играть  пиратство  в  финансировании нарушений эмбарго на поставки 
оружия со стороны вооруженных групп, 
 
     определяя, что акты пиратства и вооруженного разбоя на море в 
водах  у  побережья  Сомали усугубляют ситуацию в Сомали,  которая 
по-прежнему представляет угрозу международному миру и безопасности 
в этом регионе, 
 
     действуя на    основании   главы   VII   Устава   Организации 
Объединенных Наций ( 995_010 ), 
 
     1. вновь заявляет,  что  он  осуждает  и  порицает  все  акты 
пиратства  и  вооруженного разбоя против судов в водах у побережья 
Сомали; 
 
     2. призывает государства и региональные организации,  которые 
в состоянии это сделать, активно участвовать в борьбе с пиратством 
и вооруженным разбоем на море у  побережья  Сомали,  в  частности, 
действуя согласно   настоящей  резолюции,  резолюции  1846  (2008) 
( 995_h67 )  и  международному  праву,  направлять  в  этот  район 
военные  корабли и военную авиацию и конфисковывать катера,  суда, 
оружие и другие подобного рода  средства,  которые  использовались 
или,  в  случае,  когда  есть  достаточные  для  подозрения в этом 
основания,  могут использоваться для совершения актов пиратства  и 
вооруженного  разбоя  на море у побережья Сомали,  и распоряжаться 
ими надлежащим образом; 
 
     3. предлагает всем государствам и региональным  организациям, 
борющимся  с пиратством у побережья Сомали,  заключать специальные 
соглашения или  договоренности  со  странами,  готовыми  содержать 
пиратов  под  стражей,  с  тем чтобы принимать на борт сотрудников 
правоохранительных  органов  ("судовых  сопровождающих")  из  этих 
стран,  особенно  стран  региона,  с  целью  содействия проведению 
расследований  и  судебного  преследования  лиц,   задержанных   в 
результате   операций,  проведенных  в  соответствии  с  настоящей 
резолюцией,  за акты пиратства и вооруженного  разбоя  на  море  у 
побережья Сомали, при условии получения заблаговременного согласия 
ПФП на осуществление судовыми сопровождающими юрисдикции  третьего 
государства  в  сомалийских  территориальных  водах,  причем такие 
соглашения   или   договоренности   не    должны    препятствовать 
эффективному осуществлению Конвенции о борьбе с незаконными актами 
( 995_220 ); 
 
     4. призывает  все  государства  и  региональные  организации, 
ведущие  борьбу  с  пиратством  и  вооруженным  разбоем  на море у 
побережья    Сомали,    установить     механизм     международного 
сотрудничества,   который  будет  действовать  в  качестве  общего 
контактного  центра  в  отношениях  между   всеми   государствами, 
региональными  и  международными  организациями  по  всем аспектам 
борьбы с пиратством и вооруженным  разбоем  на  море  у  побережья 
Сомали;  и  напоминает  о  том,  что  будущие рекомендации о путях 
обеспечения долгосрочной безопасности международного судоходства у 
побережья   Сомали,   включая  долгосрочную  безопасность  морских 
поставок  в  Сомали,  осуществляемых  Всемирной  продовольственной 
программой  (ВПП),  и возможной координирующей и руководящей роли, 
которую  Организация  Объединенных  Наций  может  сыграть  в  этом 
отношении,  в  целях  мобилизации государств-членов и региональных 
организаций на борьбу с пиратством и вооруженным разбоем на море у 
побережья  Сомали,  должны  быть  изложены  в докладе Генерального 
секретаря,  который должен быть представлен не позднее  чем  через 
три месяца после принятия резолюции 1846 ( 995_h67 ); 
 
     5. призывает    далее    все   государства   и   региональные 
организации,  ведущие борьбу с пиратством и вооруженным разбоем на 
море  у  побережья Сомали,  проработать вопрос о создании центра в 
регионе  для  координации  информации,  касающейся   пиратства   и 
вооруженного   разбоя  на  море  у  побережья  Сомали,  расширения 
региональных возможностей при  помощи  ЮНОДК  в  целях  заключения 
эффективных    соглашений    или    договоренностей    о   судовых 
сопровождающих,  согласующихся с ЮНКЛОС,  и выполнения Конвенции о 
борьбе  с  незаконными  актами ( 995_220 ),  Конвенции Организации 
Объединенных   Наций   против   транснациональной   организованной 
преступности  (  995_789  )  и  других соответствующих документов, 
участниками  которых  государства  региона   являются,   в   целях 
эффективного расследования преступлений,  связанных с пиратством и 
вооруженным разбоем на  море,  и  судебного  преследования  за  их 
совершение; 
 
     6. призывает  государства-члены  в  ответ  на  письмо  ПФП от 
9 декабря 2008 года продолжать  сотрудничать  с  ПФП  в  борьбе  с 
пиратством  и  вооруженным разбоем на море,  отмечает главную роль 
ПФП в искоренении  пиратства  и  вооруженного  разбоя  на  море  и 
постановляет, что   в   течение   12   месяцев   с  даты  принятия 
резолюции 1846 ( 995_h67 ) государства и региональные организации, 
которые  сотрудничают  в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем 
на море у побережья Сомали и в отношении которых  заблаговременное 
согласие  ПФП  было  представлено  Генеральному  секретарю,  могут 
принимать все  необходимые  и  уместные  меры  в  Сомали  в  целях 
подавления  актов  пиратства  и  вооруженного  разбоя  на  море  в 
соответствии  с  просьбой  ПФП,  при  условии,  что  любые   меры, 
принимаемые  в  соответствии  с предоставляемым в настоящем пункте 
разрешением,  будут осуществляться в  соответствии  с  применимыми 
нормами международного гуманитарного права и прав человека; 
 
     7. призывает  государства-члены оказывать ПФП содействие,  по 
его  просьбе  и  с  уведомлением   Генерального   секретаря,   для 
укрепления   его   оперативного   потенциала,   необходимого   для 
привлечения  к  ответственности  тех,  кто  использует  территорию 
Сомали для планирования,  облегчения и совершения преступных актов 
пиратства и вооруженного разбоя на море, и подчеркивает, что любые 
меры,  предпринимаемые в соответствии с настоящим пунктом,  должны 
соответствовать  применимым  нормам  международного  гуманитарного 
права и международным нормам в области прав человека; 
 
     8. приветствует коммюнике Международной конференции по борьбе 
с пиратством у берегов  Сомали,  состоявшейся  в  Найроби,  Кения, 
11 декабря 2008 года, и призывает государства-члены принимать меры 
для расширения потенциала соответствующих государств в регионе  по 
борьбе с пиратством, включая и судебный потенциал; 
 
     9. с  озабоченностью  отмечает  содержащиеся в докладе Группы 
контроля по Сомали от 20  ноября  2008  года  выводы  о  том,  что 
увеличение сумм выплачиваемых выкупов подпитывает рост пиратства у 
побережья Сомали и что отсутствие обеспечения  соблюдения  эмбарго 
на поставки   оружия,   установленного   резолюцией   733   (1992) 
( 995_a39  ),  позволило  получить  легкий  доступ  к   оружию   и 
боеприпасам,   используемым   пиратами,   и   отчасти   привело  к 
неслыханному росту пиратства; 
 
     10. подтверждает,  что предоставленное в настоящей  резолюции 
разрешение  применяется  лишь  в  отношении ситуации в Сомали и не 
затрагивает права, обязательства или обязанности государств-членов 
по международному праву, в том числе любые права или обязательства 
по ЮНКЛОС,  применительно к любой другой ситуации, и подчеркивает, 
в частности, что настоящая резолюция не должна рассматриваться как 
устанавливающая   нормы   международного   обычного    права;    и 
подтверждает  далее,  что  такие  разрешения  предоставлены только 
после получения от ПФП письма от 9 декабря 2008 года с  выражением 
его согласия; 
 
     11. подтверждает,  что  меры,  введенные  пунктом 5 резолюции 
733 (1992)  (  995_a39  )  и  получившие  дальнейшее  развитие   в 
пунктах 1   и   2   резолюции   1425   (2002)   (  995_a40  ),  не 
распространяются на  оружие  и  военную  технику,  предназначенные 
исключительно    для    использования    государствами-членами   и 
региональными организациями,  принимающими меры в  соответствии  с 
пунктом 6 выше; 
 
     12. настоятельно  призывает  государства  в  сотрудничестве с 
судоходными компаниями,  страховыми компаниями  и  ИМО  продолжать 
разрабатывать   передовую   практику   и  инструкции  относительно 
действий и шагов,  которые следует  предпринять  для  того,  чтобы 
избежать опасности, уйти от преследования и защитить себя в случае 
нападения или во время плавания в  водах  у  побережья  Сомали,  и 
настоятельно   призывает  далее  государства  предоставлять  своих 
граждан и свои суда - в соответствующих случаях -  для  проведения 
судебного  расследования  в  первом  порту  захода непосредственно 
после акта или покушения на акт пиратства или вооруженного  разбоя 
на море или освобождения из плена; 
 
     13. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.