Решение
о Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ
(Кишинев, 14 ноября 2008 года)
|
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ.
2. Просить правительства государств-участников СНГ поручить заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ совместно с Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества в аграрной сфере обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных указанным Комплексом совместных мер.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе Кишиневе 14 ноября 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утвержден
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Комплексе
совместных мер по повышению
продовольственной
безопасности
государств-участников СНГ
от 14 ноября 2008 года
КОМПЛЕКС СОВМЕСТНЫХ МЕР
ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ(*) разработан во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года о повышении продовольственной безопасности государств-участников СНГ (997_h35)
, Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (
997_e82)
, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, а также с учетом основных положений Соглашения об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ (
997_153)
от 6 марта 1998 года.
---------------
(*) Продовольственная безопасность, по определению ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), - четко функционирующая система, обеспечивающая все слои населения продуктами питания по принятым физиологическим нормам за счет собственного производства и необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий.
Основной целью Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ является формирование согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом.
В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется следующими факторами:
- физическая доступность продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания в местах их потребления в объемах и ассортименте, необходимых для удовлетворения потребительского спроса населения;
- экономическая доступность продовольствия, состоящая в том, что уровень доходов, независимо от социального статуса и места жительства гражданина, позволяет ему приобретать продукты питания на уровне, соответствующем физиологическим нормам питания;
- безопасность продовольствия для потребителей, т.е. необходимость обеспечения производства, реализации и потребления пищевых продуктов, неспособных нанести вред жизни и здоровью населения;
- продовольственная независимость государства - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и поддержание в обычных и чрезвычайных ситуациях определенного уровня обеспечения продовольствием в основном за счет внутреннего производства, при котором, в случае временного прекращения импорта продовольствия, продовольственный кризис не возникает.
1. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМ ПО ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
1.1. Ситуация на сельскохозяйственных и продовольственных рынках
В настоящее время происходят глобальные перемены на мировых сельскохозяйственных и продовольственных рынках. В ряде развитых стран неуклонно сокращается поддержка сельскохозяйственного производства и наступает период, когда цены выходят на уровень, определяемый локальными рыночными механизмами. Рост уровня доходов населения способствует росту спроса и цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Наблюдаются постоянный рост требований к качеству и безопасности продукции и расширению использования сельскохозяйственной продукции в качестве сырья для производства биотоплива. Такая ситуация не может не отразиться на продовольственной безопасности на национальном уровне.
В мире идет процесс удорожания продовольственных товаров, в том числе и в государствах-участниках СНГ. В последнее время особенно резко возросли цены на важнейшие виды продовольствия, в первую очередь на зерно и продукты его переработки, мясомолочную продукцию, рис и сахар.
Внутренние рынки государств-участников СНГ перенасыщены продовольствием из государств дальнего зарубежья. Сельхозпродукция собственного производства часто востребована не в полной мере, что отрицательно сказывается на доходах товаропроизводителей.
Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции (в 2007 году на 29% по сравнению с 2000 годом), этих объемов недостаточно для удовлетворения потребностей населения государств-участников СНГ в полной мере продуктами питания и обеспечения продовольственной безопасности. Агропромышленные комплексы государств-участников СНГ имеют возможность обеспечить население продовольствием при проведении согласованной аграрной политики, исходя из природно-экономических условий стран, наиболее полного использования преимущества различных территорий, повышения конкурентоспособности аграрного сектора.
Содружество сможет полностью использовать потенциал общего аграрного рынка (численность населения государств-участников СНГ достигла 280 млн. человек), успешно конкурируя с транснациональными компаниями, производителями США, Европейского Союза, государств Юго-Восточной Азии.
В последнее время наблюдаются понимание необходимости более тесного сотрудничества в рамках СНГ и увеличение объемов взаимной торговли продукцией АПК.
В настоящее время производство сельскохозяйственной продукции в государствах-участниках СНГ объективно обусловлено разнообразием экономических условий, различной землеобеспеченностью, снижением доли сельского населения. Больше приходится сельхозугодий и пашни на душу населения в Казахстане (5,3 и 1,45 га соответственно), меньше - в Кыргызстане (0,88 и 0,25 га), Молдове (0,69 и 0,5 га), Армении (0,65 и 0,14 га).
Это вызывает необходимость создания общего продовольственного рынка государств-участников СНГ с довольно развитыми связями по ввозу и вывозу продовольственных товаров, поскольку потребление продовольствия во многих государствах-участниках СНГ превышает производство и в значительной мере обеспечивается за счет импорта.
Производство основных видов продовольствия в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2007 годах
(кг на душу населения)
Государства-
участники
СНГ
|
Зерно
|
Картофель
|
Овощи
|
Мясо
|
Молоко
|
Яйцо, шт.
|
2005 г.
|
2007 г.
|
2005 г.
|
2007 г.
|
2005 г.
|
2007 г.
|
2005 г.
|
2007 г.
|
2005 г.
|
2007 г.
|
2005 г.
|
2007 г.
|
Азербайджан
|
251
|
232
|
131
|
123
|
136
|
145
|
18
|
20
|
151
|
159
|
106
|
103
|
Армения
|
123
|
140
|
175
|
181
|
206
|
262
|
17
|
22
|
185
|
199
|
161
|
163
|
Беларусь
|
657
|
744
|
837
|
901
|
205
|
222
|
71
|
83
|
581
|
607
|
317
|
332
|
Грузия
|
156
|
...
|
96
|
...
|
97
|
...
|
24
|
...
|
174
|
...
|
112
|
...
|
Казахстан
|
910
|
1301
|
166
|
156
|
143
|
142
|
50
|
54
|
314
|
326
|
166
|
172
|
Кыргызстан
|
324
|
284
|
222
|
262
|
143
|
151
|
35
|
35
|
233
|
236
|
62
|
71
|
Молдова
|
788
|
252
|
105
|
56
|
108
|
62
|
24
|
27
|
183
|
169
|
212
|
197
|
Россия
|
546
|
575
|
260
|
258
|
106
|
109
|
34
|
40
|
218
|
226
|
258
|
266
|
Таджикистан
|
135
|
130
|
81
|
93
|
105
|
117
|
8
|
8
|
78
|
82
|
14
|
16
|
Узбекистан
|
245
|
...
|
35
|
...
|
134
|
...
|
24
|
...
|
174
|
...
|
75
|
...
|
Украина
|
807
|
630
|
413
|
411
|
155
|
147
|
34
|
41
|
291
|
263
|
277
|
301
|
Примечание: данные по Грузии и Узбекистану за 2007 год отсутствуют.
Потребление основных видов продовольствия в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2006 годах
(кг на душу населения)
Государства-
участники
СНГ
|
Хлебопродукты
(*)
|
Картофель
|
Овощи и
продовольственные
бахчевые
культуры
|
Мясо и
мясопродукты
|
Молоко и
молочные
продукты
|
Яйцо, шт.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Азербайджан
|
182
|
181
|
91
|
96
|
175
|
181
|
22
|
22
|
170
|
173
|
98
|
86
|
Армения
|
121
|
126
|
71
|
65
|
235
|
287
|
31
|
32
|
169
|
180
|
155
|
142
|
Беларусь
|
95
|
93
|
181
|
187
|
127
|
134
|
61
|
67
|
259
|
254
|
256
|
276
|
Грузия(***)
|
154
|
...
|
45
|
...
|
93
|
...
|
16
|
...
|
218
|
...
|
108
|
...
|
Казахстан
|
139
|
213(**)
|
111
|
111
|
176
|
158
|
58
|
63
|
303
|
330(**)
|
159
|
185(**)
|
Кыргызстан
|
136
|
131
|
143
|
98
|
131
|
148
|
38
|
36
|
211
|
210
|
60
|
65
|
Молдова
|
142
|
136
|
75
|
88
|
101
|
132
|
40
|
38
|
174
|
177
|
177
|
168
|
Россия
|
121
|
121
|
133
|
132
|
103
|
106
|
55
|
58
|
235
|
239
|
250
|
256
|
Таджикистан
(***)
|
155
|
...
|
28
|
...
|
97
|
...
|
14
|
...
|
130
|
...
|
10
|
...
|
Узбекистан
(***)
|
157
|
...
|
23
|
...
|
120
|
...
|
33
|
...
|
160
|
...
|
53
|
...
|
Украина
|
124
|
120
|
136
|
134
|
120
|
127
|
39
|
42
|
226
|
235
|
238
|
251
|
---------------
(*) В пересчете на муку.
(**) Данные по Казахстану за 2007 год.
(***) Данные по Грузии за 1997 год, по Таджикистану и Узбекистану - за 1995 год.
1.2. Проблемы агропромышленного комплекса государств-участников СНГ
Основными проблемами агропромышленного комплекса являются низкий уровень промышленной переработки, несоответствие стандартов качества продовольствия основным требованиям международных стандартов, недостаточное внедрение инновационных разработок в аграрное производство и, как следствие, недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов питания и ряд других.
Несвоевременное решение сложившихся проблем в государствах-участниках СНГ в ближайшем будущем может привести к тому, что государства столкнутся с угрозой потери продовольственной безопасности, значительного технико-технологического отставания отраслей АПК, недостаточного уровня доходов населения и экспансии более дешевой импортной продукции.
В этой связи целесообразно создание благоприятных условий для внешнеторгового оборота продовольствия.
2. КОМПЛЕКС СОВМЕСТНЫХ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
N
п/п
|
Мероприятия
|
Исполнители
|
Сроки
реализации
|
1.
|
Разработать Концепцию
повышения
продовольственной
безопасности
государств-участников
СНГ
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
|
2008-2009 годы
|
2.
|
Рекомендовать
разработать по мере
необходимости законы
о продовольственной
безопасности в
государствах-участниках
СНГ
|
Аграрные и экономические
ведомства государств-
участников СНГ
|
2009-2010 годы
|
3.
|
Разработать и утвердить
Методику расчетов и
форму совместных
балансов важнейших
видов продовольствия
государств-участников
СНГ
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межгосударственный
статистический комитет СНГ,
аграрные и экономические
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ
|
2009-2010 годы
|
4.
|
На основе предложений
государств-участников
СНГ подготовить сводный
баланс производства и
потребления важнейших
видов продовольствия
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межгосударственный
статистический комитет СНГ,
аграрные и экономические
ведомства государств-
участников СНГ
|
Ежегодно
|
5.
|
Рассмотреть
целесообразность
создания при
Межправительственном
совете по вопросам АПК
СНГ Конъюнктурного
центра по анализу и
прогнозированию развития
рынка важнейших видов
продовольствия
государств-участников
СНГ на основе
функционирования сети
информационно-
маркетинговых центров
СНГ
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межгосударственный
статистический комитет
СНГ, аграрные министерства
и ведомства государств-
участников СНГ
|
2009 год
|
6.
|
Разработать предложения
по совершенствованию
нормативно-правовой
базы, регламентирующие
условия торговли
сельскохозяйственной
продукцией и
продовольственными
товарами в рамках СНГ
согласно принципам,
правилам и нормам ВТО
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства государств-
участников СНГ
|
2009-2010 годы
|
7.
|
Во исполнение п. 1.5
"Развитие общего рынка
сельскохозяйственной
продукции" Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ (997_e82)
от 5 октября 2007 года:
- обеспечить проведение
анализа и подготовить
предложения по
функционированию Общего
аграрного рынка
государств-участников
СНГ и рынков важнейших
видов
сельскохозяйственной
продукции;
- обеспечить реализациюмероприятий по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов заинтересованными государствами- участниками СНГ на период до 2010 года (997_h47)
,
одобренных Экономическим
советом СНГ 14 декабря
2007 года;
- принять конкретные
меры по сотрудничеству в
области выращивания
сельскохозяйственных
культур и селекционной
работы, содержания и
селекции
сельскохозяйственных
животных и птиц
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства государств-
участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межправительственный
координационный совет по
вопросам семеноводства СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
|
2008-2009 годы
2008-2010 годы
2008-2010 годы
|
8.
|
Подготовить предложения
о целесообразности
совместного производства
сельскохозяйственной
техники на предприятиях
государств-участников
СНГ
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные, экономические
министерства и ведомства,
Исполнительный комитет СНГ
|
2008-2009 годы
|
9.
|
Рассмотреть предложения
о сотрудничестве в
области образования и
подготовки
высококвалифицированных
кадров в сфере сельского
хозяйства
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
|
2008 год
|
10.
|
Обеспечить координацию
позиций государств-
участников СНГ по
проблеме
продовольственной
безопасности в
международных
организациях
|
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ, Совет
министров иностранных дел
СНГ, Исполнительный комитет
СНГ
|
2008 год
|
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Комплекса совместных мер позволит укрепить продовольственную безопасность государств-участников СНГ, расширить для каждого государства рыночное пространство, повысить рост производства и его масштабы, занятость и доходы сельских товаропроизводителей, повысить устойчивость конъюнктуры рынка каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом, создаст условия для более полного эффективного использования природных, производственных и финансовых ресурсов.
Принятие государствами-участниками СНГ Концепции повышения продовольственной безопасности будет способствовать обеспечению их суверенитета и национальных интересов, позволит создать условия для свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств-участников СНГ, создаст условия широкого развития сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ.
Согласованная агропромышленная политика позволит обеспечить динамичное развитие всех сфер агропромышленного комплекса, повышение его конкурентоспособности и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом.