Решение

о Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ (Кишинев, 14 ноября 2008 года)

( Решение утверждено с предостережением Постановлением КМ N 781 (781-2009-п) от 29.07.2009 )
Совет глав правительств Содружества Независимых Государстврешил:
1. Утвердить Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ.
2. Просить правительства государств-участников СНГ поручить заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ совместно с Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества в аграрной сфере обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных указанным Комплексом совместных мер.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе Кишиневе 14 ноября 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
                                                         (Подписи)
Утвержден
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Комплексе
совместных мер по повышению
продовольственной
безопасности
государств-участников СНГ
от 14 ноября 2008 года

КОМПЛЕКС СОВМЕСТНЫХ МЕР

ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ(*) разработан во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года о повышении продовольственной безопасности государств-участников СНГ (997_h35) , Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (997_e82) , утвержденного Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, а также с учетом основных положений Соглашения об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ (997_153) от 6 марта 1998 года.
---------------
(*) Продовольственная безопасность, по определению ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), - четко функционирующая система, обеспечивающая все слои населения продуктами питания по принятым физиологическим нормам за счет собственного производства и необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий.
Основной целью Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ является формирование согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом.
В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется следующими факторами:
- физическая доступность продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания в местах их потребления в объемах и ассортименте, необходимых для удовлетворения потребительского спроса населения;
- экономическая доступность продовольствия, состоящая в том, что уровень доходов, независимо от социального статуса и места жительства гражданина, позволяет ему приобретать продукты питания на уровне, соответствующем физиологическим нормам питания;
- безопасность продовольствия для потребителей, т.е. необходимость обеспечения производства, реализации и потребления пищевых продуктов, неспособных нанести вред жизни и здоровью населения;
- продовольственная независимость государства - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и поддержание в обычных и чрезвычайных ситуациях определенного уровня обеспечения продовольствием в основном за счет внутреннего производства, при котором, в случае временного прекращения импорта продовольствия, продовольственный кризис не возникает.

1. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМ ПО ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

1.1. Ситуация на сельскохозяйственных и продовольственных рынках
В настоящее время происходят глобальные перемены на мировых сельскохозяйственных и продовольственных рынках. В ряде развитых стран неуклонно сокращается поддержка сельскохозяйственного производства и наступает период, когда цены выходят на уровень, определяемый локальными рыночными механизмами. Рост уровня доходов населения способствует росту спроса и цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Наблюдаются постоянный рост требований к качеству и безопасности продукции и расширению использования сельскохозяйственной продукции в качестве сырья для производства биотоплива. Такая ситуация не может не отразиться на продовольственной безопасности на национальном уровне.
В мире идет процесс удорожания продовольственных товаров, в том числе и в государствах-участниках СНГ. В последнее время особенно резко возросли цены на важнейшие виды продовольствия, в первую очередь на зерно и продукты его переработки, мясомолочную продукцию, рис и сахар.
Внутренние рынки государств-участников СНГ перенасыщены продовольствием из государств дальнего зарубежья. Сельхозпродукция собственного производства часто востребована не в полной мере, что отрицательно сказывается на доходах товаропроизводителей.
Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции (в 2007 году на 29% по сравнению с 2000 годом), этих объемов недостаточно для удовлетворения потребностей населения государств-участников СНГ в полной мере продуктами питания и обеспечения продовольственной безопасности. Агропромышленные комплексы государств-участников СНГ имеют возможность обеспечить население продовольствием при проведении согласованной аграрной политики, исходя из природно-экономических условий стран, наиболее полного использования преимущества различных территорий, повышения конкурентоспособности аграрного сектора.
Содружество сможет полностью использовать потенциал общего аграрного рынка (численность населения государств-участников СНГ достигла 280 млн. человек), успешно конкурируя с транснациональными компаниями, производителями США, Европейского Союза, государств Юго-Восточной Азии.
В последнее время наблюдаются понимание необходимости более тесного сотрудничества в рамках СНГ и увеличение объемов взаимной торговли продукцией АПК.
В настоящее время производство сельскохозяйственной продукции в государствах-участниках СНГ объективно обусловлено разнообразием экономических условий, различной землеобеспеченностью, снижением доли сельского населения. Больше приходится сельхозугодий и пашни на душу населения в Казахстане (5,3 и 1,45 га соответственно), меньше - в Кыргызстане (0,88 и 0,25 га), Молдове (0,69 и 0,5 га), Армении (0,65 и 0,14 га).
Это вызывает необходимость создания общего продовольственного рынка государств-участников СНГ с довольно развитыми связями по ввозу и вывозу продовольственных товаров, поскольку потребление продовольствия во многих государствах-участниках СНГ превышает производство и в значительной мере обеспечивается за счет импорта.
Производство основных видов продовольствия в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2007 годах
(кг на душу населения)
Государства-
участники
СНГ
Зерно
Картофель
Овощи
Мясо
Молоко
Яйцо, шт.
2005 г.
2007 г.
2005 г.
2007 г.
2005 г.
2007 г.
2005 г.
2007 г.
2005 г.
2007 г.
2005 г.
2007 г.
Азербайджан
251
232
131
123
136
145
18
20
151
159
106
103
Армения
123
140
175
181
206
262
17
22
185
199
161
163
Беларусь
657
744
837
901
205
222
71
83
581
607
317
332
Грузия
156
...
96
...
97
...
24
...
174
...
112
...
Казахстан
910
1301
166
156
143
142
50
54
314
326
166
172
Кыргызстан
324
284
222
262
143
151
35
35
233
236
62
71
Молдова
788
252
105
56
108
62
24
27
183
169
212
197
Россия
546
575
260
258
106
109
34
40
218
226
258
266
Таджикистан
135
130
81
93
105
117
8
8
78
82
14
16
Узбекистан
245
...
35
...
134
...
24
...
174
...
75
...
Украина
807
630
413
411
155
147
34
41
291
263
277
301
Примечание: данные по Грузии и Узбекистану за 2007 год отсутствуют.
Потребление основных видов продовольствия в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2006 годах
(кг на душу населения)
Государства-
участники
СНГ
Хлебопродукты
(*)
Картофель
Овощи и
продовольственные
бахчевые
культуры
Мясо и
мясопродукты
Молоко и
молочные
продукты
Яйцо, шт.
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
Азербайджан
182
181
91
96
175
181
22
22
170
173
98
86
Армения
121
126
71
65
235
287
31
32
169
180
155
142
Беларусь
95
93
181
187
127
134
61
67
259
254
256
276
Грузия(***)
154
...
45
...
93
...
16
...
218
...
108
...
Казахстан
139
213(**)
111
111
176
158
58
63
303
330(**)
159
185(**)
Кыргызстан
136
131
143
98
131
148
38
36
211
210
60
65
Молдова
142
136
75
88
101
132
40
38
174
177
177
168
Россия
121
121
133
132
103
106
55
58
235
239
250
256
Таджикистан
(***)
155
...
28
...
97
...
14
...
130
...
10
...
Узбекистан
(***)
157
...
23
...
120
...
33
...
160
...
53
...
Украина
124
120
136
134
120
127
39
42
226
235
238
251
---------------
(*) В пересчете на муку.
(**) Данные по Казахстану за 2007 год.
(***) Данные по Грузии за 1997 год, по Таджикистану и Узбекистану - за 1995 год.
1.2. Проблемы агропромышленного комплекса государств-участников СНГ
Основными проблемами агропромышленного комплекса являются низкий уровень промышленной переработки, несоответствие стандартов качества продовольствия основным требованиям международных стандартов, недостаточное внедрение инновационных разработок в аграрное производство и, как следствие, недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов питания и ряд других.
Несвоевременное решение сложившихся проблем в государствах-участниках СНГ в ближайшем будущем может привести к тому, что государства столкнутся с угрозой потери продовольственной безопасности, значительного технико-технологического отставания отраслей АПК, недостаточного уровня доходов населения и экспансии более дешевой импортной продукции.
В этой связи целесообразно создание благоприятных условий для внешнеторгового оборота продовольствия.

2. КОМПЛЕКС СОВМЕСТНЫХ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

N
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки
реализации
1.
Разработать Концепцию
повышения
продовольственной
безопасности
государств-участников
СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
2008-2009 годы
2.
Рекомендовать
разработать по мере
необходимости законы
о продовольственной
безопасности в
государствах-участниках
СНГ
Аграрные и экономические
ведомства государств-
участников СНГ
2009-2010 годы
3.
Разработать и утвердить
Методику расчетов и
форму совместных
балансов важнейших
видов продовольствия
государств-участников
СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межгосударственный
статистический комитет СНГ,
аграрные и экономические
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ
2009-2010 годы
4.
На основе предложений
государств-участников
СНГ подготовить сводный
баланс производства и
потребления важнейших
видов продовольствия
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межгосударственный
статистический комитет СНГ,
аграрные и экономические
ведомства государств-
участников СНГ
Ежегодно
5.
Рассмотреть
целесообразность
создания при
Межправительственном
совете по вопросам АПК
СНГ Конъюнктурного
центра по анализу и
прогнозированию развития
рынка важнейших видов
продовольствия
государств-участников
СНГ на основе
функционирования сети
информационно-
маркетинговых центров
СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межгосударственный
статистический комитет
СНГ, аграрные министерства
и ведомства государств-
участников СНГ
2009 год
6.
Разработать предложения
по совершенствованию
нормативно-правовой
базы, регламентирующие
условия торговли
сельскохозяйственной
продукцией и
продовольственными
товарами в рамках СНГ
согласно принципам,
правилам и нормам ВТО
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства государств-
участников СНГ
2009-2010 годы
7.
Во исполнение п. 1.5
"Развитие общего рынка
сельскохозяйственной
продукции" Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ (997_e82)
от 5 октября 2007 года:
- обеспечить проведение
анализа и подготовить
предложения по
функционированию Общего
аграрного рынка
государств-участников
СНГ и рынков важнейших
видов
сельскохозяйственной
продукции;
- обеспечить реализациюмероприятий по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов заинтересованными государствами- участниками СНГ на период до 2010 года (997_h47)
,
одобренных Экономическим
советом СНГ 14 декабря
2007 года;
- принять конкретные
меры по сотрудничеству в
области выращивания
сельскохозяйственных
культур и селекционной
работы, содержания и
селекции
сельскохозяйственных
животных и птиц
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства государств-
участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
Межправительственный
координационный совет по
вопросам семеноводства СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
2008-2009 годы
2008-2010 годы
2008-2010 годы
8.
Подготовить предложения
о целесообразности
совместного производства
сельскохозяйственной
техники на предприятиях
государств-участников
СНГ
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные, экономические
министерства и ведомства,
Исполнительный комитет СНГ
2008-2009 годы
9.
Рассмотреть предложения
о сотрудничестве в
области образования и
подготовки
высококвалифицированных
кадров в сфере сельского
хозяйства
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ,
аграрные министерства и
ведомства, научные
учреждения аграрной сферы
государств-участников СНГ,
Исполнительный комитет СНГ
2008 год
10.
Обеспечить координацию
позиций государств-
участников СНГ по
проблеме
продовольственной
безопасности в
международных
организациях
Межправительственный совет
по вопросам АПК СНГ, Совет
министров иностранных дел
СНГ, Исполнительный комитет
СНГ
2008 год
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Комплекса совместных мер позволит укрепить продовольственную безопасность государств-участников СНГ, расширить для каждого государства рыночное пространство, повысить рост производства и его масштабы, занятость и доходы сельских товаропроизводителей, повысить устойчивость конъюнктуры рынка каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом, создаст условия для более полного эффективного использования природных, производственных и финансовых ресурсов.
Принятие государствами-участниками СНГ Концепции повышения продовольственной безопасности будет способствовать обеспечению их суверенитета и национальных интересов, позволит создать условия для свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств-участников СНГ, создаст условия широкого развития сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ.
Согласованная агропромышленная политика позволит обеспечить динамичное развитие всех сфер агропромышленного комплекса, повышение его конкурентоспособности и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом.