Особенности бухгалтерского и налогового учета при уплате единого налога ------------------------------------------------------------------ Законодательное регулирование Применение единого налога регулируется Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727 "Об упрощенной системе налогообложе- ния, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746. Упрощенная система введена с 01.01.99 г. Переход на нее добровольный, т. е. субъектам предпринимательской деятельности предоставлено право вы- бора. В настоящий период нормативная база по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности состоит из следующих докумен- тов: - Указ Президента Украины от 28.06.99 г. № 746 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства"; - Порядок ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, применяющего упро- щенную систему налогообложения, учета и отчетности (приказ ГНА Украины от 13.10.98 г. № 477 в редакции приказа ГНА Украины от 12.10.99 г. № 554); - Порядок выдачи свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом (приказ ГНА Украины от 12.10.99 г. № 555); - приказ ГНА Украины от 12.10.99 г. № 553 "Об утверждении фор- мы Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринима- тельства - юридическим лицом"; - Порядок поступления в Фонд социального страхования средств, полученных от сумм фиксированного сельскохозяйственного налога, единого налога и от продажи специальных торговых патентов, их уче- та и использования (постановление Кабинета Министров Украины от 30.08.2000 г. № 1352); - Положение об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина Украины от 30.09.98 г. № 196 с изменениями, внесенными приказом Минфина Украины от 25.02.2000 г. № 39). Условия перехода на упрощенную систему Упрощенной системой налогообложения учета и отчетности могут воспользоваться юридические лица любой формы собственности при условии, что: - среднеучетная численность работающих за год не превышает 50 человек; - объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, ус- луг) не превышает 1 млн. грн. Исключение составляют: - предприятия, работающие с применением специальных патентов; - доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения; - предприятия, в уставном фонде которых доли участников и учредителей - юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышают 25%; - совместная деятельность без образования юридического лица. В случае, если предприятие превысит численность или объем выручки в отчетном квартале, то, начиная со следующего квартала, оно должно перейти на обычную систему налогообложения, учета и отчетности. Численность определяется в соответствии с Инструкцией по ста- тистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины (приказ Минстата Украины от 07.07.95 г. № 171). Критерием является среднеучетная численность всего персонала в эквиваленте полной занятости. Методика расчета этого показателя регулируется п. 3.4 названной Инструкции и состоит в перерасчете всего персо- нала в условную численность работников, занятых полный день, исхо- дя из его установленной продолжительности. Численность работников, учет рабочего времени которых не ведется (надомники, работающие по договору подряда), рассчитывается путем деления фактически начис- ленной зарплаты на среднемесячную зарплату одного работника списочного состава, пересчитанную в эквиваленте полной занятости. Второй критерий - объем выручки от реализации. Определение вы- ручки, данное в п. 1 Указа, не таит какой-либо двусмысленности: сумма, фактически полученная на расчетный счет или в кассу за осуществление операций по продаже товаров, работ, услуг. Таким образом, объектом являются деньги (наличные или безналичные), поступившие в виде предоплаты за товары (работы, услуги) или в виде последующей оплаты за полученные товары (работы, услуги). При продаже основных фондов объектом является положительная разница между ценой продажи и остаточной стоимостью основных фон- дов. Возможность перехода на упрощенную систему налогообложения и возврата к обычной Переход на упрощенную систему налогообложения можно осу- ществить с любого квартала. Если применение упрощенной системы отрицательно скажется на результатах деятельности предприятия, то отказаться от нее и вернуться к обычной системе налогообложения, учета и отчетности тоже можно с начала любого квартала. Единствен- ное ограничение состоит в том, что перейти на уплату единого нало- га можно не более одного раза в течение календарного года. То есть если вы воспользовались упрощенной системой в любом квартале, а потом от нее отказались, то следующий переход на единый налог возможен только с первого квартала следующего календарного года. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности необходимо предоставить в налоговую инспекцию по месту регистрации не позднее чем за 15 дней до начала следующе- го отчетного периода (квартала). Последний день подачи заявления о переходе на уплату единого налога: с I квартала - 16 декабря; со II квартала - 16 марта; с III квартала - 15 июня; с IV квартала - 15 сентября. Отказ от применения упрощенной системы тоже осуществляется путем подачи соответствующего заявления в ГНИ не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного периода (квартала). Последний день подачи заявления об отказе от уплаты единого нало- га: с I квартала - 15 декабря; со II квартала - 15 марта; с III квартала - 14 июня; с IV квартала - 14 сентября. В случае нарушения ограничений, установленных ст. 1 Указа (превышение предельной численности, превышение максимальной вы- ручки, применение иной, нежели денежная форма расчета), переход на общую систему налогообложения должен быть осуществлен со следующе- го квартала. Ограничение формы расчетов Ограничением фактически запрещен бартер. Особого огорчения этот факт вызывать не должен. Применение товарообмена экономически нецелесообразно, т. к., по сути, это влекло двойное налогообложе- ние: первый раз - при оплате товарами за полученные товары (услу- ги), второй раз - при продаже самих товаров, полученных по барте- ру. Применение векселей как средств платежа допускается при усло- вии, что оплата (погашение) векселя осуществляется только денеж- ными средствами. Ставки налога При переходе на упрощенную систему налогообложения вы имеете право выбрать ставку единого налога. Вариантов два: 6% - для плательщиков НДС; 10% - для неплательщиков НДС. У плательщиков НДС налог исчисляется от суммы выручки за мину- сом акцизного сбора, т. е. сумма НДС, поступившая от покупателей, облагается единым налогом. У неплательщиков в объект налогообложе- ния тоже включается выручка, за исключением акцизного сбора. Уплачиваемые налоги Если говорить о преимуществах применения упрощенной системы налогообложения, то самое очевидное из них - уменьшение количества уплачиваемых налогов. В вышеуказанном Указе Президента приведен конечный перечень налогов и сборов, плательщиком которых не является малое предприятие, уплачивающее единый налог: - налог на прибыль; - плата (налог) за землю; - сбор в Фонд Чернобыля; - сбор в Государственный инновационный фонд; - сбор на обязательное социальное страхование; - сбор на содержание автодорог; - коммунальный налог; - сбор на обязательное пенсионное страхование; - сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг; - сбор за специальное использование природных ресурсов; - взносы на социальную защиту инвалидов; - взносы в Фонд содействия занятости населения; - налог на добавленную стоимость (кроме уплачивающих единый налог по ставке 6%); - плата за торговый патент. Некоторые пункты перечня требуют пояснений. А именно: - налог на землю. Плательщики единого налога освобождаются от уплаты налога только за ту землю, которая используется в произ- водственной деятельности. При этом они не освобождаются от арендной платы за землю; - сборы на социальное и пенсионное страхование. От них осво- бождено юридическое лицо, т. е. не начисляются сборы по ставкам 32%, 4% и 1,5% соответственно. Удержания из доходов граждан по ставкам 1% (2%) и 0,5% осуществляются в общем порядке; - налог на прибыль. Несмотря на то, что плательщики единого налога не уплачивают налог на прибыль, ГНА Украины настаивает на обязательности удержания и перечисления таких видов налога на прибыль, как налог на репатриацию и налог на дивиденды. Таким образом, остальные налоги, предусмотренные действующим законодательством, подлежат уплате. Не вдаваясь в тонкости меха- низма введения самих налогов и сборов, приведу лишь их перечень: - налог на добавленную стоимость (кроме уплачивающих единый налог по ставке 10%); - акцизный сбор; - налог с владельцев транспортных средств; - налог на доходы физических лиц (подоходный налог); - сбор в Пенсионный фонд, удерживаемый из совокупного нало- гооблагаемого дохода граждан (по ставке 1% или 2%); - сбор на социальное страхование на случай безработицы, удер- живаемый из совокупного налогооблагаемого дохода граждан (по ставке 0,5%); - госпошлина; - местные налоги и сборы (кроме коммунального налога, сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли); - сбор за загрязнение окружающей среды. Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет предприятий - плательщиков единого налога в новых условиях особых отличий не имеет. К документам, регулирую- щим организацию и ведение учета, можно отнести: - Закон Украины от 16.07.99 г, № 996-XIV "О бухгалтерском уче- те и финансовой отчетности"; - основные Положения (стандарты) бухгалтерского учета; - План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обяза- тельств и хозяйственных операций предприятий и организаций (ут- вержден приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291); - Инструкция о применении Плана счетов (утверждена приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291). Учет доходов Учет реализации товаров отражается на счете 70 "Доходы от реализации" по соответствующим субсчетам: 701 "Доход от реализации готовой продукции" 702 "Доход от реализации товаров" 703 "Доход от реализации услуг". При необходимости на каждом из субсчетов можно открывать субсчета второго порядка. Например: 702.1 "Доход от реализации облагаемых НДС товаров" 702.2 "Доход от реализации необлагаемых НДС товаров". По кредиту отражается сумма реализации по методу начисления, по дебету - сумма косвенных налогов в сумме реализации (акцизный сбор и НДС у предприятий, уплачивающих налог по ставке 6%). Сумма реализации за минусом НДС, акцизного сбора списывается по дебету счета 70 в кредит счета 79 "Финансовые результаты" на субсчет 791 "Результат основной деятельности". Учет расходов Для учета расходов названной Инструкцией малым предприятиям предлагается использование счетов класса 8 "Расходы по элемен- там". Такая система учета расходов вполне удовлетворит те пред- приятия, которые до перехода на новые счета все расходы отражали только на счете 20 или 44. Расходы отражаются на соответствующих счетах и субсчетах: 80 "Материальные расходы". Обратите внимание, что субсчет 808 "Расходы товаров" предназначен для отражения только товаров, ис- пользованных на собственные нужды, а не для продажи 81 "Расходы на оплату труда". Этот счет имеет субсчета, дета- лизирующие характер выплаты : 82 "Отчисления на социальные мероприятия" 83 "Амортизация" 84 "Прочие операционные расходы" Эти счета дают исчерпывающую информацию для составления II раздела Отчета о финансовых результатах, т. е. формируют расходы по элементам. Так как в отчете о финансовых результатах по форме не предусмотрено разделение административных расходов и расходов на сбыт, то в учете их тоже можно не разделять. На счете 84 "Про- чие операционные расходы" можно все же открыть два субсчета: 841 "Прочие операционные расходы, включаемые в состав валовых расходов" 842 "Прочие операционные расходы, не включаемые в состав вало- вых расходов" 85 "Прочие расходы". В составе прочих расходов учитывается единый налог. На этом счете можно вести определенные субсчета, облегчающие составление Отчета о финансовых результатах. Например: 851 "Финансовые расходы" 852 "Расходы инвестиционной деятельности" 853 "Расходы от чрезвычайных событий" 854 "Единый налог". Формирование прибыли (убытка) Финансовый результат в привычном для нас понимании отражается на счете 44 "Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)". На этом счете открываются три субсчета: 441 "Нераспределенная прибыль" 442 "Непокрытые убытки" 443 "Использованная прибыль". По окончании отчетного периода все расходы операционной деятельности списываются в дебет субсчета 791. Для определения финансового результата следует сравнить обороты по дебету и креди- ту субсчета 791 и списать соответствующими бухгалтерскими запися- ми: - если оборот по кредиту больше оборота по дебету, то обра- зуется прибыль: Дт 791 - Кт 441 если оборот по кредиту меньше оборота по дебету, то образуется убыток: Дт 442 - Кт 791. На субсчете 443 отражается распределение прибыли на дивиденды и отчисления в резервный (страховой) фонд, если создание такого фонда предусмотрено учредительными документами. Если предприятие - плательщик единого налога осуществляет нес- колько видов деятельности или имеет сложную организационную структуру (что маловероятно при столь ограниченной численности), то можно учитывать расходы с применением счетов класса 9. Право выбора предоставлено предприятию. Зафиксировать выбранную систему учета расходов нужно распорядительным документом, например, прика- зом об организации бухгалтерского учета на текущий год. В девятом классе счетов, очевидно, единый налог целесообразно учитывать на счете 98 "Налог на прибыль". Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность предприятиями, уплачивающими единый налог, представляется в органы статистики один раз по итогам года. Представление квартальной отчетности не предусмотрено. Отчетность таких предприятий регулируется П(с)БУ 25 "Финансо- вый отчет субъекта малого предпринимательства". Минфином Украины утверждены специальные формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий. Отчет состоит только из двух форм: "Баланс" (форма № 1-м) и "Звiт про фiнансовi результати" (форма № 2-м). Обе формы значительно сокращены по сравнению с теми, которые составляют предприятия, не являющиеся малыми, Сокращение осуществлено путем объединения нескольких статей в одну. Коды строк сохранены. За счет сокращения количества показателей значительно упрощен отчет о финансовых результатах. Детализация доходов и расходов уменьшена. Наибольшее удовлетворение вызывает тот факт, что расхо- ды для составления формы № 2-м можно формировать с применением только счетов класса 8 нового Плана счетов. Конкретно определено, где в отчетности отражается сумма единого налога, специального патента и фиксированного налога сельскохозяйственных производите- лей. Техника составления финансового отчета малых предприятий, пе- решедших на новый План счетов, в том числе плательщиков единого налога, представлена ниже. Баланс |--------------------------|-----|-------------------------------| | Пасив | Код |Содержание статьи Баланса | | |рядка| | |--------------------------|-----|-------------------------------| | | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |I. Необоротнi активи | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Незавершене будiвництво | 020 |Остаток по счетам 151-153 | | | |плюс авансы, перечисленные под | | | |строительство | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Основнi засоби: | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| | залишкова вартiсть | 030 |Стр. 031-стр. 032 | |--------------------------|-----|-------------------------------| | первiсна вартiсть | 031 |Остаток по счетам 101-109, | | | |111-117, 121, 127 | |--------------------------|-----|-------------------------------| | знос | 032 |Остаток по счетам 131, 132, 133| |--------------------------|-----|-------------------------------| |Довгостроковi фiнансовi | | | |iнвестицii | 040 |Остаток по счетам 141-143 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Iншi необоротнi активи | 070 |Остаток по счетам 17, 18, 161- | | | |163 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Усього за роздiлом I | 080 | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |II. Оборотнi активи | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Виробничi запаси | 100 |Остаток по счетам 201-209, 211-| | | |218, 22, 23 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Готова продукцiя | 130 |Остаток по счетам 25-27, 281- | | | |285 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Дебiторська заборгованiсть| | | |за товари, роботи, послу- | | | |ги: | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| | чиста реалiзацiйна | 160 |Стр. 161-стр. 162 | |вартiсть | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| | первiсна вартiсть | 161 |Остаток по счетам 361, 362, 34 | |--------------------------|-----|-------------------------------| | резерв сумнiвних боргiв| 162 |Остаток по счету 38 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Дебiторьска заборгованiсть| 170 |Остаток по счетам 641, 642, | |за рахунками з бюджетом | |644 (дебетовый) | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Iнша поточна дебiторська | 210 |Остатки по счетам 371-377, 661 | |заборгованiсть | |(дебетовый), 682, 683 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Поточнi фiнансовi iнвести-| 220 |Остаток по счетам 351, 352 | |цii | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Грошовi кошти та iх еквi- | | | |валенти | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| | в нацiональнiй валютi | 230 |Остаток по счетам 301, 311, | | | |313, 331, 333 | |--------------------------|-----|-------------------------------| | в iноземнiй валютi | 240 |Остаток по счетам 302, 312, | | | |314, 332, 334 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Iншi оборотнi активи | 250 |Остаток по счету 24 | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Усього за роздiлом II | 260 | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |III. Витрати майбутнiх | 270 | | |перiодiв | | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |Баланс | 280 | | |--------------------------|-----|-------------------------------| |---------------------------|-----|------------------------------| | | Код | Содержание статьи Баланса | | Пасив |рядка| | | | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |I. Власний капiтал | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Статутний капiтал | 300 |Остаток по счету 400 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Додатковий капiтал | 320 |Остаток по счетам 421-425 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Резервний капiтал | 340 |Остаток по счету 430 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Нерозподiлений прибуток | 350 |Остаток по счету 440 | |(непокритий збиток) | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Неоплачений капiтал | 360 |Остаток по счету 451-453, 460 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Усього за роздiлом I | 380 | | |---------------------------|-----|------------------------------| |II. Забезпечення наступних | 430 |Остаток по счетам 471-474, 48,| |витрат i цiльове фiнансу- | |49 | |вання | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |III. Довгостроковi | 480 |Остаток по счетам 53-55 | |зобов'язання | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |IV. Поточнi зобов'язання | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Короткостроковi кредити | 500 |Остаток по счетам 601-606 | |банкiв | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Поточна заборгованiсть за | 510 |Остаток по счетам 611, 612 | |довгостроковими зобов'язан-| | | |нями | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Кредиторська заборгова- | 530 |Остаток по счетам 621, 622, | |нiсть за товари, роботи, | |631, 632 | |послуги | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Поточнi зобов'язання за | | | |розрахунками: | | | |---------------------------|-----|------------------------------| | з бюджетом | 550 |Остаток по счетам 641, 642 | | | |(кредитовый), 643 | |---------------------------|-----|------------------------------| | зi страхування | 570 |Остаток по счетам 651-655 | | | |(кредитовый) | |---------------------------|-----|------------------------------| | з оплати працi | 580 |Остаток по счетам 661, 662 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Iншi поточнi зобов'язання | 610 |Остаток по счетам 671, 672, | | | |681-685 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Усього за роздiлом IV | 620 | | |---------------------------|-----|------------------------------| |V. Доходи майбутнiх | 630 |Остаток по счету 69 | |перiодiв | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Баланс | 640 | | |---------------------------|-----|------------------------------| Звiт про фiнансовi результати I. Фiнансовi результати |---------------------------|-----|------------------------------| | Стаття | Код | Содержание показателя | | |рядка| | | | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Дохiд (виручка) вiд реал - | 010 |Оборот по счетам 701-703 | |зацii продукцii (товарiв, | | | |робiт, послуг) | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Непрямi податки та iншi | 020 |НДС и акцизный сбор, учтенные | |вирахування з доходу | |в сумме строки 010, сбор в | | | |Пенсионный фонд от реализации | | | |ювелирных изделий, налог с | | | |рекламы; суммы скидок и воз- | | | |вратов от покупателей без НДС | |---------------------------|-----|------------------------------| |Чистий дохiд (виручка) вiд | 035 |Стр. 010 - стр. 020 | |реалiзацii продукцii (това-| | | |рiв, робiт, послуг) | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Собiвартiсть реалiзованоi | 040 |Оборот по счетам 80-83 | |продукцii (товарiв, робiт, | | | |послуг) | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Iншi операцiйнi доходи | 060 |Оборот по счетам 711-719 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Iншi операцiйнi витрати | 090 |Оборот по счету 84 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Iншi звичайнi доходи | 130 |Оборот по счетам 721-723, | | | |731-733, 741-746 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Iншi звичайнi витрати | 160 |Оборот по счету 85 (в части | | | |расходов финансовой деятель- | | | |ности и инвестиционной дея- | | | |тельности) | |---------------------------|-----|------------------------------| |Надзвичайнi: | | | |---------------------------|-----|------------------------------| | доходи | 200 |Оборот по счету 75 | |---------------------------|-----|------------------------------| | витрати | 205 |Оборот по счету 85 (в части | | | |чрезвычайных расходов) | |---------------------------|-----|------------------------------| |Податок на прибуток | 210 |Оборот по счету 85 (в части | | | |налога на прибыль, единого | | | |налога, платы за спецпатент, | | | |фиксированного налога сельхоз-| | | |производителей | |---------------------------|-----|------------------------------| |Чистий фiнансовий результат| | | |(035 - 040 + 060 - 090 + | | | |+ 130 - 160 + 200 - 205 - | | | |-210): | | | |---------------------------|-----|------------------------------| | прибуток | 220 |При положительном результате | |---------------------------|-----|------------------------------| | збиток | 225 |При отрицательном результате | |---------------------------|-----|------------------------------| II. Елементи операцiйних витрат |---------------------------|-----|------------------------------| | Стаття | Код | Содержание показателя | | |рядка| | | | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Матерiальнi затрати | 230 |Оборот по счетам 801-809 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Витрати на оплату працi | 240 |Оборот по счетам 811-816 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Вiдрахування на соцiальнi | 250 |Оборот по счетам 821-825 | |заходи | | | |---------------------------|-----|------------------------------| |Амортизацiя | 260 |Оборот по счетам 831-833 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Iншi операцiйнi витрати | 270 |Оборот по счету 84 | |---------------------------|-----|------------------------------| |Разом | 280 | | |---------------------------|-----|------------------------------| Налоговая отчетность по единому налогу В комплект представляемых в налоговые органы документов при сдаче отчетности входят: расчет уплаты единого налога, расчет ак- цизного сбора, декларация по НДС (при уплате единого налога по ставке 6%), платежные поручения об уплате единого налога с отмет- кой банка о зачислении средств. Плательщики единого налога обязаны вести Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетнос- ти. Порядок ее заполнения утвержден приказом ГНА Украины от 13.10.98 г. № 477 (в редакции приказа ГНА Украины от 12.10.99 г. № 554). Согласно п. 1 этого Порядка в указанной Книге отражаются в хронологическом порядке все хозяйственные операции на основании первичных документов. Составлять Книгу учета доходов и расходов придется вручную. Сама Книга должна быть прошнурована, подписана и заверена печатью предприятия - плательщика единого налога и печатью налогового органа, в котором плательщик зарегистрирован. Совершенно очевидно, что заполнить ее с применением средств вычис- лительной техники невозможно. Порядком ее составления не преду- смотрена возможность накопления данных автоматизированным способом с отражением в Книге итоговых данных (как, например, в Книге учета продажи и Книге учета приобретения по НДС). Логично отражать операции на основании данных бухгалтерского учета. Учет выручки от реализации (графа 3) можно вести на основании данных синтетических регистров, записывая содержание операций одной суммой за день предельно лаконично: поступила выручка от реализации. В графе 4 отражается не вся сумма выручки, поступившей от реализации основных фондов, а только превышение выручки над оста- точной стоимостью. Продажа по остаточной стоимости или ниже ее вообще в Книге отражаться не будет. Графа 5 предназначена для отражения выручки от прочей реализа- ции и внереализационных доходов. В графе 6 отражается общая сумма всех поступлений, т. е. сумма граф 3, 4 и 5. В графе 7 отражаются расходы, фактически оплаченные с расчет- ного счета или из кассы. Эта графа носит справочный характер, т. к. на объект налогообложения не влияет. Итоги граф суммируются за месяц и нарастающим итогом с начала года. Заполнение Расчета уплаты единого налога сложности не представляет. Расчет заполняется нарастающим итогом с начала года. Сумма фактически уплаченного налога (строка 06) отражает сумму перечисленных платежей. Уплата подтверждается предъявлением пла- тежных поручений с отметкой банка. Расчет представляется в налоговые органы поквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Последний срок сдачи в этом году: за 9 месяцев - 19.10.2000 г., за год - 19.01.2001 г. Уплата единого налога производится ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Пособие по временной нетрудоспособности Вопрос оплаты больничных листов урегулирован постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2000 г. № 1352. Для возмеще- ния расходов на оплату больничных листов плательщик единого налога обращается в исполнительную дирекцию Фонда социального страхования с заявлением, которое подписывают руководитель и главный бухгал- тер. Исполнительные дирекции перечисляют на основании заявления средства в 10-дневный срок. Справка об использовании полученных средств предоставляется в исполнительную дирекцию Фонда ежеквар- тально до 12 числа следующего месяца. Форма справки установлена названным постановлением. Исчисление и выплата пособий за счет средств социального стра- хования осуществляются в общеустановленном порядке. Источником средств на оплату пособий являются поступления в размере 11% суммы единого налога. Перечисление этих сумм на счет Фонда социального страхования осуществляют органы Государственного казначейства. Операции по начислению и выплате пособий по временной нетру- доспособности были рассмотрены в "Вестнике" № 34/2000 на стр. 60. Экономическая целесообразность упрощенной системы налогообло- жения При ставке единого налога 6% можно осуществить конкретный рас- чет границ минимизации отвлечения средств на уплату налогов. Для проведения сравнительного анализа необходимо учесть, что единый налог в размере 6% исчисляется от выручки, за исключением акцизного сбора, т. е. выручка от реализации включает в себя суммы НДС. Если исходить из имеющегося определения выручки от реализа- ции, то налог составляет 7,2% от реализации без НДС для плательщи- ков НДС. Далее следует учесть, что для промышленных и торговых предприятий нужно применять разные критерии оценки, т. к. для торговли ставка единого налога составит 7,2% от товарооборота, а не от наценки. Для производственных предприятий - плательщиков НДС о безус- ловной целесообразности перехода на новую систему можно говорить при условии, что рентабельность составляет более 25%. В этом слу- чае общая сумма уплачиваемых налогов выше единого налога даже без учета отчислений на заработную плату. При более низком уровне рентабельности необходимо учитывать и размеры зарплаты с отчислениями на нее. Ниже представлена таблица предельных значений рентабельности и заработной платы для пла- тельщиков НДС, при которых целесообразно переходить на упрощенную систему налогообложения. Все значения приведены в процентах к выручке от реализации без НДС. Рентабельность определена как отно- шение прибыли к расходам. Ставка отчислений на заработную плату - 37,5%. Ставка налога на прибыль - 30%. |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Выручка |100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Расходы | 79.3| 80.0| 80.6| 81.3| 82.0| 82.6| 83.3| 84.0| 84.7| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Зарплата | - | - | 0.5| 1.1| 1.6| 2.1| 2.3| 3.2| 3.7| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Отчисления| - | - | 0.2| 0.4| 0.6| 0.8| 1.0| 1.2| 1.4| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прочие | 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| |налоги | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прибыль | 20.0| 19.4| 18.7| 18.0| 17.4| 16.7| 16.0| 15.3| 14.5| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Налог на | 6.2| 6.0| 5.8| 5.6| 5.4| 5.2| 5.0| 4.8| 4.6| |прибыль | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Общая сум-| 7.4| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| |ма налогов| | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Рентабель-| 26.0| 25.0| 24.0| 23.0| 22.0| 21.0| 20.0| 19.0| 18.0| |ность | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 1 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Выручка |100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Расходы | 85.5| 86.2| 87.0| 87.7| 88.5| 89.3| 90.1| 90.9| 91.7| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Зарплата | 4.3| 5.1| 5.6| 6.1| 6.7| 7.5| 8.0| 8.8| 9.3| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Отчисления| 1.6| 1.9| 2.1| 2.3| 2.5| 2.8| 3.0| 3.3| 3.5| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прочие | 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| |налоги | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прибыль | 14.5| 13.8| 13.0| 12.3| 11.5| 10.7| 9.9| 9.1| 8.3| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Налог на | 4.4| 4.1| 3.9| 3.7| 3.5| 3.2| 3.0| 2.7| 2.5| |прибыль | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Общая сум-| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| |ма налогов| | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Рентабель-| 17.0| 16.0| 15.0| 14.0| 13.0| 12.0| 11.0| 10.0| 9.0| |ность | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | 1 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Выручка |100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Расходы | 92.6| 93.5| 94.3| 95.2| 96.2| 97.1| 98.0| 99.0|100.0| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Зарплата | 10.1| 10.7| 11.5| 12.3| 12.8| 13.6| 14.4| 15.2| 16.0| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Отчисления| 3.8| 4.0| 4.3| 4.6| 4.8| 5.1| 5.4| 5.7| 6.0| |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прочие | 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| 1.2| |налоги | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прибыль | 7.4| 6.5| 5.7| 4.8| 3.8| 2.9| 2.0| 1.0| - | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Налог на | 2.2| 2.0| 1.7| 1.4| 1.1| 0.9| 0.6| 0.3| - | |прибыль | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Общая сум-| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| |ма налогов| | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Рентабель-| 8.0| 7.0| 6.0| 5.0| 4.0| 3.0| 2.0| 1.0| - | |ность | | | | | | | | | | |----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Снижение рентабельности без изменения удельного веса зарплаты, уменьшение зарплаты при неизменной рентабельности, уменьшение обоих показателей - все эти три варианта приведут к нецелесообраз- ности применения упрощенной системы налогообложения. Для оценки своих данных можно воспользоваться таблицей сле- дующим образом: - определить рентабельность за 9 месяцев текущего года как отношение балансовой прибыли к расходам; - найти удельный вес расходов на оплату труда как отношение расходов на оплату труда за счет всех источников предприятия к объему реализации без НДС; - отыскать значение одного из найденных показателей в таблице и сравнить предлагаемое значение второго показателя с фактичес- ким. Если фактическое значение существенно выше, то можно сделать вывод о снижении налогового пресса при переходе на единый налог. Если фактическое значение ниже или незначительно превышает предло- женное в таблице, то упрощенная система налогообложения вам ничего не дает. В торговле средний процент наценки (т. е. реализованного нало- жения) без НДС колеблется от 20 до 30 процентов. В общем объеме выручки без НДС это составляет соответственно от 16,7 до 23,1 про- цента. Нетрудно посчитать, что на уплату единого налога будет потрачено от 31 до 43 процентов суммы наценки. Если торговля бесприбыльная, то общая сумма налогов и сборов не превышает 30% от суммы наценки без НДС даже при условии, что зарплата и отчисления составляют 100%. Если в результате осуществления торговых операций образуется прибыль, то сумма налогов и сборов меньше. Резко уменьшается сумма налогов с уменьшением доли зарплаты в составе издержек обращения. Ниже приведены примеры со значениями среднего процента наценки к стоимости товаров от 10 до 40 процентов. Для всех примеров рассмотрены крайние варианты: - деятельность бесприбыльна, при этом издержки состоят только из расходов на оплату труда с отчислениями; - вся сумма наценки облагается налогом на прибыль, т. е. издержки отсутствуют. Торговая деятельность без прибыли и накладных расходов |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Выручка |100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Средняя наценка | 40.0| 36.0| 32.0| 30.0| 25.0| 20.0| 15.0| 10.0| |к стоимости | | | | | | | | | |товаров | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Объем наценки в | 28.6| 26.4| 24.1| 23.1| 20.0| 16.7| 13.0| 9.1| |объеме реали- | | | | | | | | | |зации | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Издержки | 28.6| 26.4| 24.1| 23.1| 20.0| 16.7| 13.0| 9.1| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Зарплата | 20.8| 19.2| 17.5| 16.8| 14.5| 12.2| 9.5| 6.6| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Отчисления | 7.8| 7.2| 6.5| 6.3| 5.5| 4.5| 3.5| 2.5| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прибыль | - | - | - | - | - | - | - | - | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Общая сумма | 7.8| 7.2| 6.5| 6.3| 5.5| 4.5| 3.5| 2.5| |уплачиваемых | | | | | | | | | |налогов | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Торговая деятельность без издержек |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Выручка |100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Средняя наценка | 40.0| 36.0| 32.0| 30.0| 25.0| 20.0| 15.0| 10.0| |к стоимости | | | | | | | | | |товаров | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Объем наценки в | 28.6| 26.4| 24.1| 23.1| 20.0| 16.7| 13.0| 9.1| |объеме реализа- | | | | | | | | | |ции | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Издержки | - | - | - | - | - | - | - | - | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прибыль | 28.6| 26.4| 24.1| 23.1| 20.0| 16.7| 13.0| 9.1| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Налог на прибыль| 8.6| 7.9| 7.2| 6.9| 6.0| 5.0| 3.9| 2.7| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Общая сумма | 8.6| 7.9| 7.2| 6.9| 6.0| 5.0| 3.9| 2.7| |уплаченных нало-| | | | | | | | | |гов | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| На практике такие варианты встречаются крайне редко. Но эти расчеты позволяют сделать вывод, что при размере наценки менее 36% переход на упрощенную систему налогообложения (т. е. на единый налог) приведет к увеличению налогов. Далее приведены таблицы для наценок 35 и 40 процентов с указа- нием предельных значений расходов на оплату труда. Значения рассчитаны при рентабельности от 5 до 30 процентов. Рентабельность определяется как отношение прибыли к издержкам. В случае, если расходы на оплату труда ниже, то переход на единый налог нецеле- сообразен. |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Выручка |100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0|100.0| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Средняя наценка | 40.0| 40.0| 40.0| 40.0| 35.0| 35.0| 35.0| 35.0| |к стоимости | | | | | | | | | |товаров | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Объем наценки в | 28.6| 28.6| 28.6| 28.6| 25.9| 25.9| 25.9| 25.9| |объеме реализа- | | | | | | | | | |ции | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Рентабельность | 5.0| 10.0| 20.0| 30.0| 5.0| 10.0| 20.0| 30.0| |(отношение | | | | | | | | | |прибыли к | | | | | | | | | |издержкам) | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Издержки | 27.2| 26.0| 23.8| 22.0| 24.7| 23.5| 21.6| 19.9| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Зарплата | 18.1| 17.1| 15.5| 13.9| 18.0| 17.1| 15.7| 14.4| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Отчисления | 6.8| 6.4| 5.8| 5.2| 6.7| 6.4| 5.9| 5.4| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Прибыль | 1.4| 2.6| 4.8| 6.6| 1.2| 2.4| 4.3| 6.0| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Налог на прибыль| 0.4| 0.8| 1.4| 2.0| 0.4| 0.7| 1.3| 1.8| |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Общая сумма | 7.2| 7.2| 7.2| 7.2| 7.1| 7.1| 7.2| 7.2| |уплачиваемых | | | | | | | | | |налогов | | | | | | | | | |----------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| В качестве вывода можно сказать следующее: переход на упрощен- ную систему налогообложения снизит налоговое бремя только для высокорентабельных промышленных предприятий и торговых предприя- тий, работающих с высоким процентом наценки и высоким уровнем рен-