Особенности отнесения к составу валовых расходов налогоплательщика
расходов на профессиональную  подготовку и переподгоnepenoдгoтoвку 
                              кадров

------------------------------------------------------------------

    Осень - пора начала учебы.  У многих налогоплательщиков возни-
кает  необходимость  производить  оплату  обучения  или  повышения
квалификации своих работников. В такой ситуации любое  предприятие
заинтересовано в отнесении таких расходов к составу валовых расхо-
дов.  В пп. 5.4.2 п. 5.4 ст. 5 Закона Украины  "О  налогообложении
прибыли  предприятий" (в  редакции  Закона Украины  от 22.05.97 г.
№283-97/ВР с изменениями и дополнениями, далее - Закон №283-97/ВР)
предусмотрено включение в состав валовых расходов налогоплательщи-
ка  расходов  на профессиональную подготовку и переподготовку кад-
ров.  Порядок профессиональной подготовки и переподготовки  кадров
определен постановлением Кабинета Министров Украины от 20.01.98 г.
№ 65.
    Профессиональная  подготовка  осуществляется по следующим нап-
равлениям:
    - образовательно-профессиональная  подготовка  (далее  -  ОПП)
квалифицированного работника - производится   профессионально-тех-
ническими учебными заведениями (центры подготовки и переподготовки
кадров, училища и другие учебные заведения,  определенные  ст.  41
Закона Украины от 23.05.91 г. № 1060-ХII "Об образовании" с  изме-
нениями и дополнениями (далее - Закон № 1060-ХII);
    -  образовательно-профессиональная подготовка младшего специа-
листа,  бакалавра,  специалиста,  магистра - производится  высшими
учебными заведениями I - IV степеней аккредитации (техникумы, кол-
леджи, институты, академии, университеты, другие  учебные  заведе-
ния, определенные ст. 43 Закона № 1060-ХII).
    Переподготовка  кадров  может  производиться  как  заведениями
последипломного  образования соответствующего уровня аккредитации,
специализированными подразделениями  высших учебных заведений, так
и институтами или  центрами повышения квалификации, переподготовки
и усовершенствования, соответствующими подразделениями в  учрежде-
ниях,  на предприятиях, при условии, что такие подразделения имеют
определенный уровень аккредитации и выдают дипломы, свидетельства,
сертификаты, удостоверяющие получение квалификации соответствующе-
го уровня.  Поэтому, направляя своих работников на курсы повышения
квалификации или на курсы бухгалтеров, компьютерные курсы, следует
обязательно получить информацию о наличии у таких учебных структур
соответствующей лицензии Министерства образования Украины.  В слу-
чае отсутствия лицензии оплата таких услуг не относится к  составу
валовых расходов налогоплательщика.  Расходы  на  профессиональную
подготовку и переподготовку кадров отнесены  к  расходам  двойного
назначения.  Поэтому  для  включения  их в состав валовых расходов
налогоплательщик должен придерживаться определенных  требований, а
подготовка и переподготовка должны производиться:
    1) по профилю работы налогоплательщика;
    2) в учебных заведениях Украины;
    3) для  физических  лиц,  находящихся  в трудовых отношениях с
таким налогоплательщиком, кроме связанных лиц.
    Остановимся более детально на этих требованиях.
    Обязанности по доведению связи расходов на подготовку и  пере-
подготовку  кадров с основной деятельностью, то  есть  с  профилем
работы, возлагаются на налогоплательщика.  Поэтому  у  предприятий
немало вопросов возникает относительно  определения  именно  этого
требования.
    Следует обратить внимание, что в пп. 5.4.2 п. 5.4 ст. 5 Закона
№ 283-97/ВР  речь  идет не о "хозяйственной деятельности", как  во
многих статьях указанного Закона, а об "основной деятельности", то
есть о деятельности налогоплательщика, определенной  его  уставом,
которая является регулярной и постоянной на протяжении календарно-
го  года.  Такое  определение  термина  было  приведено  в  Законе
№283-97/ВР до внесения  изменений  Законом  Украины от 18.11.97 г.
№639/97-ВР.
    Исходя из этого, для определения основной  деятельности  нало-
гоплательщика  необходимо  обратиться  к уставным документам пред-
приятия  или  положению  о создании,  справке  Минстата о внесении
предприятия в Единый государственный реестр предприятий и  органи-
заций  Украины,  в которой  указаны  виды  деятельности  по  клас-
сификатору  видов  экономической  деятельности (КВЭД) и  по общему
классификатору отраслей народного хозяйства (ЗКГНГ).
    В случае возникновения расхождений между налогоплательщиком  и
налоговыми  органами относительно связи таких расходов с  основной
деятельностью   основанием  для  принятия  окончательного  решения
является экспертное заключение Министерства Украины по делам науки
и  технологий,  предоставленное  по  обращению  налоговых  органов
(после изменений в структуре центральных органов власти  -  Минис-
терство образования и науки Украины).
    По собственному  желанию и  финансовым возможностям налогопла-
тельщик должен самостоятельно  избирать как  учебное заведение для
обучения своих работников, так и страну его расположения. При этом
следует  обратить  внимание,  что  к  валовым  расходам  относится
стоимость  подготовки  или переподготовки  кадров только в учебных
заведениях Украины.  Закон № 283-97/ВР, в отличие от Декрета Каби-
нета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге
с граждан", не предусматривает дополнительных ограничений  относи-
тельно  формы собственности учебного заведения.  Поэтому  в  части
налога  на прибыль  подготовка  кадров  может осуществляться как в
государственных,  так  и  в  частных  учебных заведениях,  которые
имеют лицензию Министерства образования Украины, внесены  в  Госу-
дарственный реестр учебных заведений  Украины  и  выдают  дипломы,
сертификаты,  свидетельства установленного образца.  Обучение  или
переподготовка кадров в зарубежных учебных заведениях,  даже  если
отечественные заведения не готовят  специалистов  по  нужной  спе-
циальности  или не дают необходимой квалификации, не  включаются в
валовые расходы и  осуществляются  за  счет  собственных  денежных
средств предприятия.
    Важным моментом для налогообложения является определение круга
лиц, обучение  или повышение  квалификации которых можно осуществ-
лять  за счет валовых расходов. Законом № 283-97/ВР предусмотрено,
что в валовые расходы включаются расходы на подготовку и  перепод-
готовку кадров только  относительно физических лиц,  находящихся в
трудовых  отношениях с  налогоплательщиком.  Трудовые отношения на
предприятии регулируются Кодексом законов о труде, в  соответствии
с которым лица, работающие по договорам подряда, не считаются  на-
ходящимися в трудовых отношениях с  данным  предприятием.  Поэтому
перед тем, как оплатить подготовку или переподготовку  физического
лица, следует проконтролировать наличие надлежащим образом  заклю-
ченного трудового соглашения с таким физическим  лицом.  При  этом
следует обратить внимание еще на одно требование пп. 5.4.2  п. 5.4
ст. 5, а именно: в валовые расходы не включаются расходы на подго-
товку и переподготовку лиц, являющихся связанными по  отношению  к
предприятию, даже если такие физические лица находятся в  трудовых
отношениях с данным предприятием.
    К связанным лицам относятся лица,  отвечающие  какому-либо  из
приведенных признаков:
    - юридическое  лицо,  осуществляющее  контроль  за  налогопла-
тельщиком;
    - юридическое лицо, контролируемое таким налогоплательщиком;
    - юридическое лицо, находящееся под совместным контролем с та-
ким налогоплательщиком;
    - физическое лицо и члены семьи физического лица  (муж,  жена,
прямые  родственники (дети, родители), а также  муж,  жена  любого
прямого  родственника),  осуществляющие  контроль  над  налогопла-
тельщиком;
    -  должностное  лицо  налогоплательщика,  уполномоченное  осу-
ществлять  от имени такого налогоплательщика юридические действия,
направленные на установление, изменение или приостановление право-
вых отношений, а также члены их семьи.
    Письмом ГНА Украины от 29.12.97 г. № 15-2116/11-10950  уточнен
перечень  связанных лиц акционерных обществ: председатель и  члены
исполнительного органа (правления), председатель  ревизионной  ко-
миссии,  председатель  и члены  совета  или наблюдательного совета
общества, члены их семей.
    Таким  образом,  к  связанным  физическим  лицам можно отнести
директора или лицо, на которое возложены обязанности  осуществлять
определенные юридические действия, в том числе  руководителей  фи-
лиалов, представительств, других обособленных подразделений, упол-
номоченных лицами главного предприятия и действующих на  основании
поручения,  членов  их  семей (письмо ГНА Украины от  09.09.99  г.
№13582/7/22-3117).
    Под осуществлением  контроля следует понимать  владение  непо-
средственно через  большее  количество  связанных  юридических или
физических  лиц  наибольшей  долей (паем, пакетом акций) уставного
фонда  налогоплательщика  или  управление  наибольшим  количеством
голосов в руководящем органе такого налогоплательщика, или  владе-
ние долей не меньше 20% уставного фонда налогоплательщика.
    Много вопросов на семинарах поступает  относительно  отнесения
главного  бухгалтера к категории "связанных лиц". Однозначно отве-
тить на этот вопрос невозможно.  Каждый конкретный случай  следует
рассматривать отдельно с привязкой к  вышеупомянутым  требованиям.
Главный бухгалтер будет связанным лицом, если  он  (она)  является
членом семьи или  родственником  руководителя  данного  налогопла-
тельщика или лица, контролирующего такого налогоплательщика,  если
он (она) является председателем ревизионной комиссии,  председате-
лем или членом наблюдательного совета акционерного  общества,  или
является членами семьи таких лиц и т. п. Аналогичный подход приме-
няется  относительно  любого  работника  предприятия, обучение или
повышение  квалификации  которого  предприятие  оплачивает за счет
валовых расходов.
    Потому  налогоплательщик  должен  четко   определить  перечень
юридических  и физических лиц, являющихся связанными по  отношению
к данному налогоплательщику. Тем более, что операции по  связанным
лицам вообще имеют отдельный порядок определения валовых доходов и
валовых  расходов  с целью налогообложения по другим нормам Закона
№283-97/ВР.
    При соблюдении  всех  вышеуказанных требований расходы на под-
готовку и переподготовку кадров включаются в валовые расходы нало-
гоплательщика в пределах 2% фонда оплаты труда отчетного периода.
    Указанный размер расходов  определен  постановлением  Кабинета
Министров  Украины от 24.12.97 г. № 1461 "О размере расходов нало-
гоплательщика  на  профессиональную  подготовку  и  переподготовку
кадров". Фонд  оплаты труда определяется в соответствии с Инструк-
цией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Минста-
та Украины  от 11.12.95 г. № 323. Поскольку  декларация о  прибыли
составляется ежеквартально, то базой для  исчисления  2%  является
фонд оплаты труда отчетного квартала.
    При отнесении расходов на профессиональную подготовку и  пере-
подготовку  кадров к составу валовых расходов следует позаботиться
о наличии необходимых подтверждающих документов.  Прежде всего это
приказ (распоряжение) руководителя о направлении на  обучение  или
переподготовку конкретных работников.  Кроме того, с учебным заве-
дением обязательно должен быть  заключен  договор  (соглашение)  о
предоставлении услуг по профессиональной подготовке или переподго-
товке  и акты предоставленных услуг. Оплата таких услуг может осу-
ществляться как в безналичной форме, так и за  денежную наличность
(если  у предприятия  не существует  ограничений  по использованию
денежной наличности).

------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№ 37/00, стр. 13
октябрь, 2000 г.
[01.10.2000]
Елена Габрук
зам. директора филиала "Вестника" в г. Киеве и Киевской области
------------------------------------------------------------------