Какие штрафные санкции предусмотрены, если данные в отчете физлица - плательщика единого налога не соответствуют данным, указанным в книге учета доходов и расходов по ф. № 10 за соот- ветствующий период? * * * Вначале разберемся, что представляет собой отчет частного предпринимателя - плательщика единого налога (ЧПЕНа) с точки зре- ния ГНАУ. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона "О государственной налого- вой службе в Украине" ( 509-12 ) (далее - Закон) одной из функций ГНАУ является утверждение форм налоговых расчетов, отчетов, декла- раций и других документов, связанных с исчислением и уплатой нало- гов и других платежей. Отчет ЧПЕНа, форма которого разработана ГНАУ,- это налоговый документ, связанный с исчислением и уплатой единого налога (в нем приводится сумма фактически уплаченного за квартал единого налога). Согласно п. 3 ст. 10 Закона работники ГНИ могут проверять дос- товерность налоговых деклараций, расчетов и других документов от- носительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов, других платежей. Следовательно, если у налоговиков вдруг возникнут сомнения насчет достоверности заполне- ния отчета, они имеют право сверить показатели отчета с показате- лями книги. Правда, реализовывать это право они могут либо по- средством документальной проверки (естественно, с соблюдением норм Указа Президента "О некоторых мерах по дерегулированию предприни- мательской деятельности"( v2998225-99 ) - см. "Бухгалтер" №6'2000, с. 63-64), либо через использование весьма размытого полномочия, закрепленного в п. 2 ст. 11 Закона, - права истребовать копии до- кументов о финансовохозяйственной деятельности, полученных доходах и понесенных расходах. Рассмотрим три варианта возможного несоответствия показателей отчета и книги. 1. Книга заполнена правильно, а показатели отчета искажены. По нашему мнению, за искажение показателей "Расходы" и "Чистый доход (прибыль)" в отчете никаких санкций законодательством не предусмотрено. В п. 1 ст. 21 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) (далее - Декрет) зафиксированы санкции для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, включивших в декларацию искаженные данные. Однако на ЧПЕНов эти меры админист- ративной ответственности не распространяются, поскольку в Декрете речь идет об искажении декларации о доходах, каковую ЧПЕН не представляет. Кроме того, логично предположить, что по Декрету, в принципе, должны наказывать за нарушения, связанные с уплатой или удержанием подоходного налога. ЧПЕН же от подоходного налога весь- ма далек. Аналогичная админответственность установлена в абз. 5 п. 11 ст. 11 Закона для "граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах или во включении в деклара- ции искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ве- дении учета доходов и расходов, для которых установлена обяза- тельная форма учета". Но она тоже применяется за искажение данных в декларации о доходах. Учет же доходов и расходов, который ведется в книге, как мы уже отмечали выше, у ЧПЕНа был верен. Что касается занижения показателя "Объем выручки от реализации товаров (работ, услуг)", то наказание может наступить только в том случае, если объем выручки реально превысил (с начала календарного года) критическую сумму - 500 тыс. грн., а ЧПЕН не перешел на общую систему налогообложения, учета и отчетности со следующего отчетного квартала, как положено по ст. 5 Указа № 727/98 ( v2998225-99 ). Здесь, кстати, можно нарваться и на уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов по ст. 148'2 УК ( 2001-05 ). 2. Отчет заполнен правильно, а показатели книги - недостовер- ны. В этом случае у налоговиков есть основания говорить о ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета. Хотя, как отмечалось в "Бухгалтере" № 9'2000 на с. 37, доказать неправильное ведение книги довольно проблематично ввиду неконкретности Порядка ведения книги учета доходов и расходов. Так что сопротивляться - можно. Для подобных отклонений административная ответственность предусмотрена в Декрете (п. 1 ст. 21) и в Законе (п. 11 ст. 11): в размере минимальной месячной зарплаты и от 1 до 5 необлагаемых минимумов соответственно. Причем если шансы отбиться от этого штрафа по Декрету всетаки имеются (может пройти ссылка на то, что ЧПЕН не является плательщиком подоходного налога), то с Законом ситуация гораздо хуже: как ни крути, отсутствие или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - налицо. Итак, получается, что ошибаться при заполнении отчета - не так штрафоопасно, как при заполнении книги (если, конечно, нет угрозы превышения 500-тысячного барьера). Кстати, если ошибка допущена, следует особо упирать на то, что нарушение никоим образом не повлияло, да и не могло повлиять, на своевременность и полноту уплаты единого налога, а значит, не привело к нарушению налоговых обязательств плательщика единого налога. Так что, в принципе, можно просить не применять админштраф еще и по причине малозначительности нарушения (об этом - см. "Бух- галтер" № 8'99, с. 28-29). 3. Искажены показатели и книги, и отчета. Ясно, что перечисленные неприятности тогда объединяются. Облагаются ли единым налогом денежные средства, которые учре- дитель перечислил в уставный фонд предприятия - "единоналожника"? Мы считаем, что такие денежные средства не подлежат обложению единым налогом. Как известно, ГНАУ расширила - по сравнению с Указом - объект налогообложения "единоналожника" в своем Порядке ведения книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложе- ния, учета и отчетности, утвержденном приказом от 13.10.98 г. № 477 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 554; далее - Порядок {1}). Но даже с учетом такого фискального подхода задолженность по взносам в уставный фонд отнести ни к выручке от реализации, ни к выручке от прочей реализации, ни к внереализационным доходам - не- льзя. Напомним, что внесение в уставный фонд юрлица денежных средств в обмен на корпоративные права является прямой инвестицией (п. 1.28 Закона О Прибыли), которая не включается в состав валового дохода получателя (п/п. 4.2.5). Не относятся такие средства и к доходам из других источников и от внереализационных операций (п/п. 4.1.6). Да и в бухгалтерском учете получение взноса в уставный фонд не рассматривается как операция, приносящая какой-либо из доходов (от реализации, прочий операционный, прочий обычный, финансовый, чрезвычайный), а считается операцией, затрагивающей формирование собственного капитала предприятия. Если же налоговики не примут вашу аргументацию и все-таки попытаются затащить эту сумму во внереализационные доходы, то вам поможет письмо Минюста от 12.09.2000 г. № 20-9-3873 {2}, посвящен- ное Порядку. В этом письме указано, что данный норматив, принятый во исполнение ст. 4 Указа, определяет "только порядок ведения уче- та доходов и расходов субъектов малого предпринимательства", то есть не касается объекта налогообложения. В письме Минюста также подчеркивается, что письма ГНАУ "не должны содержать новых правовых норм". Значит, расширение объекта обложения единым налогом, установленное Порядком, является незаконным. На это обстоятельство мы обращали внимание, например, в "Бухгалтере" № 19'99 на с. 11. Теперь можно также опереться на авторитетное (хотя и не очень членораздельное) мнение Минюста. {1} См. "Бухгалтер" № 7'2000, с. 48-49. {2} См. с. 10 настоящего выпуска. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №20/00, стр. 28 [01.10.2000] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------