Какие  штрафные санкции  предусмотрены,  если данные в  отчете
    физлица - плательщика единого налога не соответствуют  данным,
    указанным в книге учета доходов и расходов по ф. № 10 за соот-
    ветствующий период?

    * * *

    Вначале разберемся,  что  представляет  собой  отчет  частного
предпринимателя - плательщика единого  налога (ЧПЕНа) с точки зре-
ния ГНАУ.
    В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона  "О государственной налого-
вой  службе в Украине" ( 509-12 ) (далее - Закон) одной из функций
ГНАУ является утверждение форм налоговых расчетов, отчетов, декла-
раций и других документов, связанных с исчислением и уплатой нало-
гов и других платежей.
    Отчет ЧПЕНа, форма которого разработана ГНАУ,-  это  налоговый
документ, связанный с исчислением и уплатой единого налога (в  нем
приводится сумма фактически уплаченного за квартал единого налога).
    Согласно п. 3 ст. 10 Закона работники ГНИ могут проверять дос-
товерность налоговых деклараций,  расчетов и других документов от-
носительно правильности  определения  объектов  налогообложения  и
исчисления  налогов,  других  платежей.  Следовательно,  если    у
налоговиков вдруг возникнут сомнения насчет достоверности заполне-
ния отчета,  они имеют право сверить показатели отчета с показате-
лями  книги.  Правда,  реализовывать это  право они могут либо по-
средством документальной проверки (естественно, с соблюдением норм
Указа Президента  "О некоторых мерах по дерегулированию предприни-
мательской деятельности"( v2998225-99 ) - см. "Бухгалтер" №6'2000,
с. 63-64), либо через  использование весьма  размытого полномочия,
закрепленного в п. 2 ст. 11 Закона, - права истребовать копии  до-
кументов о финансовохозяйственной деятельности, полученных доходах
и понесенных расходах.
    Рассмотрим три варианта возможного несоответствия  показателей
отчета и книги.

    1. Книга заполнена правильно, а показатели отчета искажены.

    По нашему мнению, за искажение показателей "Расходы" и "Чистый
доход (прибыль)" в отчете  никаких  санкций  законодательством  не
предусмотрено.
    В  п. 1  ст. 21 Декрета  КМУ  "О подоходном  налоге с граждан"
( 13-92 ) (далее - Декрет) зафиксированы  санкции  для  физических
лиц - субъектов  предпринимательской  деятельности,  включивших  в
декларацию искаженные данные.  Однако на ЧПЕНов эти меры админист-
ративной ответственности не распространяются,  поскольку в Декрете
речь  идет  об  искажении  декларации  о  доходах, каковую ЧПЕН не
представляет. Кроме того,  логично предположить, что по Декрету, в
принципе, должны наказывать за нарушения,  связанные с уплатой или
удержанием подоходного налога. ЧПЕН же от подоходного налога весь-
ма далек.
    Аналогичная админответственность установлена в абз.  5  п.  11
ст. 11 Закона для

    "граждан,  виновных  в  непредставлении  или   несвоевременном
    представлении деклараций о доходах или во включении в деклара-
    ции искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ве-
    дении учета доходов и расходов, для которых установлена обяза-
    тельная форма учета".

    Но она тоже применяется за искажение  данных  в  декларации  о
доходах.  Учет же доходов и расходов, который ведется в книге, как
мы уже отмечали выше, у ЧПЕНа был верен.
    Что касается занижения показателя "Объем выручки от реализации
товаров (работ, услуг)", то наказание может наступить только в том
случае, если объем выручки реально превысил (с начала календарного
года) критическую сумму - 500 тыс. грн.,  а  ЧПЕН  не  перешел  на
общую систему налогообложения, учета и  отчетности  со  следующего
отчетного   квартала,  как  положено  по  ст.  5  Указа  №  727/98
( v2998225-99 ).  Здесь,  кстати,  можно  нарваться и на уголовную
ответственность за уклонение  от  уплаты налогов по  ст.  148'2 УК
( 2001-05 ).

    2. Отчет заполнен правильно,  а показатели книги - недостовер-
       ны.

    В  этом  случае  у  налоговиков  есть  основания  говорить   о
ненадлежащем  ведении  учета  доходов  и  расходов,  для   которых
установлена обязательная  форма  учета.  Хотя,  как  отмечалось  в
"Бухгалтере" № 9'2000 на  с.  37,  доказать  неправильное  ведение
книги довольно проблематично ввиду неконкретности Порядка  ведения
книги учета доходов и расходов. Так что сопротивляться - можно.
    Для  подобных  отклонений  административная    ответственность
предусмотрена в Декрете (п. 1 ст. 21) и в Законе (п. 11 ст. 11): в
размере минимальной месячной зарплаты и от  1  до  5  необлагаемых
минимумов соответственно.  Причем если  шансы  отбиться  от  этого
штрафа по Декрету всетаки имеются (может пройти ссылка на то,  что
ЧПЕН не является плательщиком подоходного налога),  то  с  Законом
ситуация гораздо хуже: как ни крути, отсутствие  или  ненадлежащее
ведение  учета  доходов  и  расходов,  для  которых    установлена
обязательная форма учета, - налицо.
    Итак, получается, что ошибаться при заполнении отчета - не так
штрафоопасно, как при заполнении книги (если, конечно, нет  угрозы
превышения 500-тысячного барьера).
    Кстати, если ошибка допущена, следует особо упирать на то, что
нарушение никоим образом не повлияло, да и не могло  повлиять,  на
своевременность и полноту уплаты  единого  налога,  а  значит,  не
привело к нарушению  налоговых  обязательств  плательщика  единого
налога. Так что, в принципе, можно просить не применять админштраф
еще и по причине малозначительности нарушения (об этом - см. "Бух-
галтер" № 8'99, с. 28-29).

    3. Искажены показатели и книги, и отчета.

    Ясно, что перечисленные неприятности тогда объединяются.
    Облагаются ли единым налогом денежные средства,  которые учре-
дитель перечислил в уставный фонд предприятия - "единоналожника"?
    Мы считаем, что такие денежные средства не подлежат  обложению
единым налогом.
    Как известно, ГНАУ расширила - по сравнению с Указом -  объект
налогообложения "единоналожника" в  своем  Порядке  ведения  книги
учета доходов и расходов  субъекта  малого  предпринимательства  -
юридического лица,  применяющего упрощенную  систему налогообложе-
ния,  учета и отчетности,  утвержденном приказом от 13.10.98 г.  №
477 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 554; далее - Порядок
{1}). Но даже с учетом такого фискального подхода задолженность по
взносам в уставный  фонд отнести ни к выручке от реализации,  ни к
выручке от прочей реализации, ни к внереализационным доходам - не-
льзя.
    Напомним, что внесение в уставный фонд юрлица денежных средств
в обмен на корпоративные права  является  прямой  инвестицией  (п.
1.28 Закона О Прибыли), которая не включается  в  состав  валового
дохода получателя (п/п. 4.2.5).
    Не относятся такие средства и к доходам из других источников и
от внереализационных операций (п/п. 4.1.6).
    Да и в бухгалтерском учете получение взноса в уставный фонд не
рассматривается как операция, приносящая какой-либо из доходов (от
реализации,  прочий  операционный,  прочий  обычный,   финансовый,
чрезвычайный), а считается операцией,  затрагивающей  формирование
собственного капитала предприятия.
    Если же налоговики не  примут  вашу  аргументацию  и  все-таки
попытаются затащить эту сумму во внереализационные доходы, то  вам
поможет письмо Минюста от 12.09.2000 г. № 20-9-3873 {2}, посвящен-
ное Порядку. В этом письме указано, что данный  норматив, принятый
во исполнение ст. 4 Указа, определяет "только порядок ведения уче-
та  доходов и расходов  субъектов  малого предпринимательства", то
есть не касается объекта налогообложения.
    В письме Минюста также подчеркивается,  что  письма  ГНАУ  "не
должны содержать новых правовых норм".  Значит, расширение объекта
обложения  единым  налогом,  установленное   Порядком,    является
незаконным.  На это обстоятельство мы обращали внимание, например,
в "Бухгалтере" № 19'99 на с. 11. Теперь можно также  опереться  на
авторитетное (хотя и не очень членораздельное) мнение Минюста.

{1} См. "Бухгалтер" № 7'2000, с. 48-49.
{2} См. с. 10 настоящего выпуска.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№20/00, стр. 28
[01.10.2000]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------