Некоторые проблемы реформирования бухгалтерского учета в Украине ------------------------------------------------------------------ Бухгалтерский учет в Украине находится в настоящий момент в стадии серьезного реформирования. Как известно, программа рефор- мирования бухгалтерского учета предусматривает разработку и внедрение 25 Положений (стандартов) бухучета, большинство из которых уже утверждено. Утвержденные положения содержат нормы, хорошо знакомые большинству специалистов по предыдущим нормативным документам бухучета. Вместе с тем эти положения дополнены некото- рыми новыми принципами. Реформирование всей бухгалтерской системы происходит эволю- ционным путем и не выдвигает требований относительно обязательной сертификации бухгалтеров. Безусловно, такие изменения носят пози- тивный характер и положительно оцениваются большинством специалис- тов. Вместе с тем в процессе реформирования возник ряд неотложных проблемных вопросов, на которых хотелось бы остановиться более подробно. Для лучшего понимания происходящего обратимся к прошлому. В Украине, как и на всей территории необъятного СССР, существовала единая система учета, которая обеспечивалась тремя неразрывно связанными видами учета: оперативно-техническим, статистическим и бухгалтерским. На практике многочисленными нормативными докумен- тами довольно глубоко регламентировалось ведение лишь одного бухгалтерского учета, который и служил основой для формирования всех видов отчетности предприятия (в том числе статистической и налоговой). В то же время на западе, как сейчас принято говорить - в странах с развитой рыночной экономикой бухгалтерский учет делился на управленческий (внутрифирменный), налоговый и финансовый. Такое распределение хорошо понятно из целей ведения указанных учетов. Целью управленческого (или оперативного) учета является наблю- дение и регистрация всех текущих операций, происходящих в процес- се деятельности компании. Целью финансового учета является подготовка отчетности, ориен- тированной в основном на потребности внешних по отношению к компании пользователей, таких как кредиторы и инвесторы, а также прочие юридические и физические лица, заинтересованные и имеющие юридическое право на получение достоверной финансовой информации, характеризующей результаты хозяйственной деятельности данной компании. Целью налогового учета является формирование данных для опре- деления суммы налога, подлежащего уплате, и подготовка налоговой отчетности. При этом налоговый и финансовый учет компании строится на данных, полученных при ведении оперативного учета (его первичных документах). Почему в учете компании возникла необходимость разделения налогового и финансового учета? Решая вопросы организации налого- вого учета, законодатели большинства стран с развитой рыночной экономикой пришли к одинаковому результату, в основу которого положен принцип определения базы налогообложения как разницы между валовым доходом и валовыми расходами налогоплательщика. Указанный основной принцип организации налогообложения являет- ся самым эффективным с точки зрения затрат налогоплательщика на ведение такого учета и расчета сумм налоговых обязательств, а также затрат государства на контроль над уплатой налогов. Этот принцип несовершенен, но зато имеет неоспоримые преиму- щества в простоте ведения налогового учета и контроля со стороны налоговых органов. Любой другой порядок, более "справедливый" и точный, потребует значительно больших затрат на его ведение и не оправдает увеличение этих затрат. В противном случае государства применяли бы эти другие, более эффективные, принципы налогообложе- ния. Поскольку взаимоотношения с внешним миром любой компании не ограничиваются взаимодействием только с государственными налого- выми органами, то существует необходимость в достоверной финансо- вой информации, характеризующей результаты хозяйственной деятельности данной компании. Это и определяет необходимость ведения финансового (бухгалтерского) учета. Рассмотрим на простом примере отражение в налоговом и финансо- вом учете продажи авиабилета 30 ноября 1999 года на рейс авиа- компании, который состоится 2 января 2000 года. В налоговом учете сумма, вырученная от продажи авиабилета, стала доходом 30 ноября, а в финансовом учете эта же сумма будет включена в доходы 2 января. Налог на прибыль подлежит уплате за ноябрь 1999 г., хотя реально компания получит прибыль только в январе 2000 г. Вполне возможны ситуации, при которых клиент откажется от полета и деньги надо будет возвратить; рейс может быть отменен и пассажиры будут отправлены на самолете другой компании; пассажиры сдадут билет и воспользуются другим видом транспорта из-за нелет- ной погоды и т.п. Зато для начисления налога на прибыль и контроля со стороны государства необходимо знать только общую сумму продажи. Еще раз отметим, что к распределению учета на бухгалтерский и налоговый страны пришли в течение длительной истории развития рыночной экономики. Нельзя не признать, что такое разделение учета является оптимальным. В Украине первые неприятности возникли с принятием Закона о прибыли в новой редакции от 22.05.97 г., которым предусматрива- лось ведение налогового учета каждым налогоплательщиком. Минфин оперативно ввел в существующий План счетов два новых счета для учета валовых расходов и валовых доходов и разработал Рекомендации по бухгалтерскому учету валовых расходов и валовых доходов, кото- рые так и остались рекомендациями, поскольку согласно п. 1 этих Рекомендаций они носили рекомендательный характер. ГНА Украины, во исполнение п. 16.15 ст. 16 Закона о прибыли, разработала и утвердила форму декларации о прибыли предприятия и Порядок ее составления. Декларация состояла из заглавной части и семнадцати приложений. Декларация о прибыли сразу увеличила объем работ как заполняющему ее налогоплательщику, так и налоговым орга- нам, поскольку объем отчетности значительно увеличился. При этом, на наш взгляд, было упущено самое важное, из-за чего и вводился в новой редакции Закон о прибыли: простота ведения и контроля над налогообложением прибыли предприятия. Почему так получилось? Согласно п. 16.15 ст. 16 Закона о прибыли порядок ведения и составления налоговых отчетов, деклараций о прибыли предприятий и расчетов налога устанавливается центральным налоговым органом. Как известно, из перечисленных выше указаний была разработана и утверждена только форма декларации о прибыли предприятия и Порядок ее составления. При этом порядок расчета налога был вклю- чен в налоговую отчетность, что повлекло за собой поэлементное включение в отчетность валовых расходов и доходов, что в свою очередь увеличило объем отчетности, предоставляемой налоговым органам. Поэлементное включение в декларацию валовых расходов и доходов ничего, кроме существенного увеличения объема бумаги, не дает. Например, для того чтобы сделать правильное заключение о сумме затрат, связанных с командировочными расходами, которая включена в валовые расходы, необходимо проверить, кто лично, когда, куда, с какой конкретно целью был командирован. Эту информацию можно полу- чить только из первичных документов предприятия {1}. Необходимо признать, что ГНАУ не выполнила требования п. 16.15 ст. 16 Закона о прибыли в части утверждения порядка ведения налоговых отчетов (надо понимать, что это то, что законопослушный налогоплательщик должен вести ежедневно и предъявить проверяющим его налоговым инспекторам при проверке). Правда, это обстоятель- ство нисколько не мешает им применять согласно п. 20.2 ст. 20 ука- занного Закона штраф к налогоплательщикам, не имеющим на момент проверки налоговым органом деклараций о прибыли и расчетов, свя- занных с начислением и уплатой налога за соответствующие периоды Ведь нигде не указано, какими должны быть эти расчеты. С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что Минфин и не обязан был ничего разрабатывать, поскольку в Законе о прибыли и в Законе о НДС указано, что порядок ведения налогового учета уста- навливается центральным налоговым органом. В процессе внедрения стандартов бухгалтерского учета и отчет- ности видно, что реформирование бухгалтерского учета в Украине ведет к трансформации этого учета в финансовый учет и финансовую отчетность. Рассмотрим наиболее существенные противоречия, приводящие к невозможности ведения налогового учета на базе модифицированного бухгалтерского (финансового) учета. Поступление запасов Основы финансового учета товарных запасов изложены в ПБУ 9 "Запасы", а для налогового учета они определяются согласно Закону о прибыли. Поэтому учет одних и тех же запасов в налоговом и фи- нансовом учете осуществляется разными суммами. Порядок определения учетной стоимости запасов следующий. |-------|--------------------------------|-----------------------| | Источ-| Первоначальная стоимость в | Стоимость для целей | | ник | бухгалтерском учете | налогового учета | | пос- | | | | тупле-| | | | ния | | | |-------|--------------------------------|-----------------------| |Приоб- |Себестоимость запасов, состоя- |Сумма, выплаченная в | |ретение|щая из: |соответствии с догово- | |за |- суммы, выплаченной в соот- |ром поставщику (продав-| |плату |ветствии с договором поставщику;|цу) | | |- ввозной пошлины; | | | |- косвенных налогов в связи с | | | |приобретением запасов, которые | | | |не возмещаются предприятию; | | | |- затрат на заготовку, погрузоч-| | | |но-разгрузочные работы, транс- | | | |портировку, страхование рисков | | | |транспортировки; | | | |- прочие расходы, непосредст- | | | |венно связанные с приобретением | | | |запасов и доведением их до | | | |состояния, в котором они пригод-| | | |ны для использования (прямые | | | |материальные затраты, прямые | | | |затраты на оплату труда, другие | | | |прямые затраты на доработку и | | | |повышение качественно-техничес- | | | |ких характеристик запасов) | | |-------|--------------------------------|-----------------------| |Произ- |Себестоимость их производства |Не признается как | |водство| |отдельный предмет | |собст- | |учета. Учитывается в | |венными| |составе валовых расхо- | |силами | |дов на производство | |-------|--------------------------------|-----------------------| |Взнос в|Согласованная учредителями |Согласованная учредите-| |устав- |(участниками) предприятия их |лями (участниками) | |ный |справедливая стоимость |предприятия стоимость | |капитал| | | |-------|--------------------------------|-----------------------| |Безвоз-|Справедливая стоимость |Не признается как | |мездное| |отдельный предмет учета| |получе-| | | |ние | | | |-------|--------------------------------|-----------------------| |Обмен |Балансовая стоимость переданных |Договорная цена | |на по- |запасов либо справедливая | | |добные |стоимость полученных запасов | | |товары |(если балансовая стоимость пере-| | | |данных запасов превышает их | | | |справедливую стоимость) | | |-------|--------------------------------|-----------------------| |Обмен |Справедливая стоимость получен- |Договорная цена | |на не- |ных запасов | | |подоб- | | | |ные | | | |товары | | | |-------|--------------------------------|-----------------------| В финансовом учете на дату составлении баланса запасы отра- жаются по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Отражение по чистой стоимости реали- зации производится, если стоимость запасов снизилась: они испорче- ны, устарели или иным образом утратили первоначальную стоимость. В налоговом учете подобные действия не предусмотрены (за редким исключением). Амортизационные отчисления Порядок определения амортизационных отчислений и переоценки основных средств приведен в таблице. |-----------|----------------------------|-----------------------| | Статья | Финансовый (бухгалтерский) | Налоговый учет | | | учет | | |-----------|----------------------------|-----------------------| |Нормы и | Методы амортизации: | Нормы амортизации | |методы | | (в процентах к | |начисления | - прямолинейный, | балансовой стоимости | |амотризации| - уменьшения остаточной | каждой из групп) в | | | стоимости, | расчете на квартал: | | | - ускоренного уменьшения | | | | остаточной стоимости, | | | | - кумулятивный, | - группа 1 - 1,25 %, | | | - производственный, | - группа 2 - 6,26 %, | | | - предусмотренный налоговым| - группа 3 - 3,75 %. | | | законодательством | | | | | | | | | Возможна ускоренная | | | | амортизация для | | | | группы 3 | |-----------|----------------------------|-----------------------| |Периодич- | На дату баланса | Ежегодно | |ность | | | |проведения | | | |переоценки | | | |(индекса- | | | |ции) | | | |-----------|----------------------------|-----------------------| |Стоимость |Первоначальная стоимость, |Балансовая стоимость | |переоценки |умноженная на индекс, если |группы, умноженная на | |(индекса- |остаточная стоимость значи- |коэффициент, опреде- | |ции) |тельно (более чем на 10%) |ляется исходя из | | |отличается от справедливой |индекса года, по | | |стоимости на дату баланса |результатам которого | | | |проводится индексация | |-----------|----------------------------|-----------------------| Момент возникновения прибыли Различны подходы к дате увеличения валовых расходов и валовых доходов в налоговом учете (это понятие эквивалентно передаче права собственности на товары, работы, услуги) и к дате возникновения права собственности на товар в финансовом учете. |-----------------------------|----------------------------------| | Финансовый учет | Налоговый учет | |-----------------------------|----------------------------------| |Исходя из условий договора. |Дата любого из событий, которое | |Согласно Правилам Инкотермс |произошло ранее: | |существуют 13 базовых условий|- списание или зачисление денежных| |поставки, которые и опреде- |средств, | |ляют момент перехода права |- оприходование или отгрузка това-| |собственности |ров, работ, услуг | |-----------------------------|----------------------------------| Конечно, это не все различия в налоговом и финансовом учете. Приведенных примеров достаточно для того, чтобы убедиться, нас- колько различны подходы в бухгалтерском (финансовом) и налоговом учете. В связи с вышеизложенным автор считает, что необходима серьезная корректировка Закона о бухучете, в частности п. 2 ст. 3, где указано, что финансовая, налоговая, статистическая и прочие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. Согласитесь, что налоговая отчетность не может базироваться на данных финансового учета! В противном случае возникает ответственность бухгалтера (административная или даже уголовная) за применение таких основных принципов, изложенных в ст. 4 Закона о бухучете, как: - осмотрительность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, предотвращающих занижение оценки обязательств и затрат и завышение оценки активов и прибыли предприятия; - превалирование сущности над формой - учет операций в соот- ветствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы. Налоговая отчетность должна базироваться на данных оперативно- го учета. На тех же данных, что и финансовая отчетность. Но в связи с тем, что было отменено Положение № 250, то утратили юриди- ческую силу и нормативные документы, разработанные на базе этого Положения, регламентирующие ведение внутрихозяйственного (управ- ленческого или оперативного) учета. При этом необходимо учесть, что после утверждения всех Положений бухгалтерского учета бухучет все равно не будет содержать порядка ведения оперативного учета. Попытки Минфина снова ввести в действие отмененные им ранее инструкции принципиально этот вопрос не решат. Таким образом, по мнению автора, Закон о бухучете нуждается в серьезной корректировке с целью разделения бухгалтерского учета на оперативный, финансовый и налоговый учеты. Существенным недостатком Закона о бухучете является отсутствие статьи с перечнем прав главного бухгалтера на предприятии, есть только обязанности. В этом смысле отмененное Положение № 250 было лучше. Совсем не лишним было бы указание об обязательном приеме на работу главного бухгалтера на контрактной основе. Нуждается в уточнении и мера ответственности (как администра- тивной, так и уголовной) за нарушение правил ведения бухгал- терского учета. Если применение к нарушителям налогового учета существующих мер наказания не вызывает сомнения, то санкции, применяемые к нарушителям финансового (бухгалтерского) учета (за нарушения, подтвержденные аудиторской проверкой) нуждаются в уточнении. Бухгалтерский учет, являющийся основой для составления финан- совой отчетности, является обязательным видом учета для всех предприятий. В то же время согласно действующему законодательству обнародование годовой финансовой отчетности обязательно для открытых акционерных обществ, предприятий - эмитентов облигаций, банков, доверительных и инвестиционных фондов и т.п. Как известно, в этот перечень не входят предприниматели, общества с ограничен- ной ответственностью, коммандитные общества и т.п. Возникает вопрос: зачем им вести финансовый учет? Нельзя ли ограничиться оперативным и налоговым учетом? {2} В самом деле, в рамках этих видов учета можно урегулировать все вопросы, возникающие между предприятием и государством. Остается предоставление отчетности в статистические органы. Но зачем подвергать поголовному статучету все предприятия, когда существуют методы сбора и обработки статистической информации (для этого необходимы данные по выборке предприятий). Для зарубежного инвестора? Однако тысячи предприятий и предпринимателей вынуждены вести финансовый учет, прекрасно зная, что не получат иностранных кредитов, впрочем, как и отечественных. А если будет необходимо, то они смогут в нужный момент составить информационные документы, отражающие реальное финансовое состояние на текущий момент. Следующим существенным доводом в пользу ведения финансового учета служит его использование для финансового анализа состояния предприятия. Однако это верно для крупных предприятий, а не для небольших ООО и предпринимателей по следующим причинам: 1. В малом предприятии каждый работник на учете и его заработ- ная плата существенно влияет на финансовые результаты деятельнос- ти предприятия. Однако, имея существенные затраты на ведение финансового учета, предприятие все равно не сможет эффективно провести финансовый анализ из-за отсутствия необходимых знаний. 2. Внедрение мероприятий по результатам такого анализа для малого предприятия не эффективно, в отличие от крупного предприятия, поскольку сказывается так называемый масштабный фактор. Для понимания этого утверждения приведем следующий условный пример. Три предприятия с различными оборотами провели финансовый ана- лиз с целью проведения работ по снижению валовых расходов производства. Объемы продаж предприятий А, В и С составляют соответственно 1000, 10 000 и 100 000 гривен, а затраты на проведение анализа - 100, 500 и 2 500 гривен. По результатам про- веденной работы валовые расходы снижены на 5 % от объема продаж. Результаты предоставлены в таблице. |-------|---------|-------|-----------|----------|---------------| |Пред- |Ежемесяч-|Затраты|Снижение |Увеличение|Срок окупаемос-| |приятие|ный объем|на |расходов |прибыли за|ти, месяцев | | |продаж, |анализ,|производст-|1 месяц, | | | |грн. |грн. |ва, грн. |грн. | | |-------|---------|-------|-----------|----------|---------------| | А | 1000 | 100 | 50 | -50 | 2 | |-------|---------|-------|-----------|----------|---------------| | В | 10000 | 500 | 500 | 0 | 1 | |-------|---------|-------|-----------|----------|---------------| | С | 100000 | 2500 | 5000 | 2500 | 0,5 | |-------|---------|-------|-----------|----------|---------------| Из примера следует, что эффективность финансового анализа растет по мере увеличения оборотов предприятия. Он является мощным инструментом увеличения прибыли крупных компаний. А у небольших предприятий он хоть и приносит со временем положитель- ный результат, но не столь эффективен. Подводя итог изложенному можно сделать следующие неутеши- тельные выводы: 1. В процессе реформирования бухгалтерского учета в финансовый были утрачены основы ведения оперативного (управленческого, внутрихозяйственного) и налогового учета. 2. В настоящий момент в Украине нет полноценной нормативной базы для ведения ни одного из видов бухгалтерского учета (финан- совый учет еще полностью не создан). 3. Закон о бухучете в Украине нуждается в серьезной корректи- ровке. 4. Поскольку в настоящий момент отсутствует нормативная база для ведения всех видов бухгалтерского учета, то применение к бухгалтерам со стороны государства штрафных санкций за малейшую ошибку выглядит непорядочно. 5. Обязательное ведение финансового учета небольшими предприятиями не является бесспорным. 6. При проведении реформирования бухгалтерского учета от- сутствует комплексный подход. Сама программа реформирования нуж- дается в уточнении. 7. При создании нового бухгалтерского учета, как и при созда- нии налогового учета, не применялся анализ по принципу соотноше- ния затраты <...> эффективность вводимых положений, что привело к созданию систем, далеких от оптимальных. 8. В настоящий момент реформирование бухгалтерского учета на- ходится в начальной стадии. Нам еще предстоит создать бухгалтерский учет, соответствующий развитым рыночным отношениям, хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны. Предстоит еще большая работа в этом направлении. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, ис- пользованных в данной консультации: 1. Закон о бухучете - Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV с изме- нениями и дополнениями. 2. Закон о прибыли ? Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 3. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополне- ниями. 4. Рекомендации по бухгалтерскому учету - Рекомендации по бух- галтерскому учету валовых расходов и валовых доходов, утвержден- ные Министерством финансов Украины от 04.08.97 г. № 168. 5. Порядок составления декларации - Порядок составления декла- рации о прибыли предприятия,утвержденный приказом ГНАУ от 08.07.97 г. № 214, в редакции приказа от 21.01.98 г. № 37, с изме- нениями и дополнениями. 6. Положение № 250 - Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденное постановлением Кабине- та Министров Украины от 3.04.93 г. № 250, с изменениями и дополне- ниями (утратило силу согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419). {1} О неэффективности системы налогового конлроля, несмотря на огромное количество сотавляемых документов, говорит хотя бы токой факт. Тысячи налоговых накладных, ежедневно заполняемых согласно Закону о НДС, так и не смогли остановить нарушений этого закона. По заявлению Председателя ГНАУ Н. Азарова, в Запорожской и Днепрпетровской областях суммы возмещения НДС на несколько мил- лионов гривен превысили суммы поступлений этого налога. По его мнению, надо задуматься, является ли НДС источником доходов госу- дарства или же это расходная статья бюджета? {2} Именно поэтому за рубежом и проведено разделение бухгал- терского учета на оперативный и финансовый. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №36/00, стр. 74 [01.09.2000] Николай Вершинин