Некоторые проблемы реформирования бухгалтерского учета в Украине

------------------------------------------------------------------

    Бухгалтерский учет в Украине находится в  настоящий  момент  в
стадии  серьезного реформирования.  Как известно, программа рефор-
мирования   бухгалтерского  учета   предусматривает  разработку  и
внедрение  25  Положений  (стандартов)  бухучета,  большинство  из
которых  уже  утверждено. Утвержденные  положения  содержат нормы,
хорошо знакомые большинству специалистов по предыдущим нормативным
документам бухучета.  Вместе с тем эти положения дополнены некото-
рыми новыми принципами.
    Реформирование всей бухгалтерской  системы  происходит  эволю-
ционным  путем и не выдвигает требований относительно обязательной
сертификации бухгалтеров. Безусловно, такие изменения  носят пози-
тивный характер и положительно оцениваются большинством специалис-
тов.  Вместе с тем в процессе реформирования возник ряд неотложных
проблемных вопросов, на которых  хотелось  бы  остановиться  более
подробно.
    Для  лучшего  понимания  происходящего обратимся  к  прошлому.
В Украине, как и на всей территории необъятного СССР, существовала
единая  система  учета, которая  обеспечивалась  тремя  неразрывно
связанными видами  учета:  оперативно-техническим,  статистическим
и бухгалтерским. На практике многочисленными нормативными докумен-
тами  довольно  глубоко  регламентировалось  ведение  лишь  одного
бухгалтерского учета, который и служил  основой  для  формирования
всех видов отчетности предприятия (в том  числе  статистической  и
налоговой).
    В  то  же  время  на  западе, как  сейчас принято говорить - в
странах  с развитой рыночной экономикой бухгалтерский учет делился
на управленческий (внутрифирменный), налоговый и финансовый. Такое
распределение хорошо понятно из целей ведения указанных учетов.
    Целью управленческого (или оперативного) учета является наблю-
дение  и регистрация всех текущих операций, происходящих в процес-
се деятельности компании.
    Целью финансового учета является подготовка отчетности, ориен-
тированной  в  основном  на  потребности  внешних  по  отношению к
компании пользователей, таких как кредиторы и инвесторы,  а  также
прочие  юридические и физические лица, заинтересованные и  имеющие
юридическое право на получение достоверной финансовой  информации,
характеризующей  результаты   хозяйственной   деятельности  данной
компании.
    Целью налогового учета является формирование данных для  опре-
деления  суммы налога, подлежащего уплате, и подготовка  налоговой
отчетности.
    При  этом  налоговый  и  финансовый  учет компании строится на
данных,  полученных  при ведении оперативного учета (его первичных
документах).
    Почему  в  учете  компании  возникла  необходимость разделения
налогового и финансового учета? Решая вопросы  организации налого-
вого учета, законодатели  большинства  стран  с  развитой рыночной
экономикой  пришли  к одинаковому результату,  в  основу  которого
положен принцип определения базы налогообложения как разницы между
валовым доходом и валовыми расходами налогоплательщика.
    Указанный основной принцип организации налогообложения являет-
ся  самым эффективным с точки зрения затрат  налогоплательщика  на
ведение  такого  учета  и  расчета  сумм налоговых обязательств, а
также затрат государства на контроль над уплатой налогов.
    Этот принцип несовершенен, но зато имеет  неоспоримые  преиму-
щества  в простоте ведения налогового учета и контроля со  стороны
налоговых органов.  Любой другой порядок, более  "справедливый"  и
точный, потребует значительно больших затрат на его ведение  и  не
оправдает увеличение этих затрат.  В противном случае  государства
применяли бы эти другие, более эффективные, принципы налогообложе-
ния.
    Поскольку взаимоотношения с внешним миром  любой  компании  не
ограничиваются  взаимодействием только с государственными  налого-
выми органами, то существует необходимость в достоверной  финансо-
вой  информации,    характеризующей    результаты    хозяйственной
деятельности  данной  компании.  Это  и  определяет  необходимость
ведения финансового (бухгалтерского) учета.
    Рассмотрим на простом примере отражение в налоговом и финансо-
вом  учете  продажи  авиабилета  30 ноября 1999 года на рейс авиа-
компании, который состоится 2 января 2000 года.
    В налоговом учете сумма,  вырученная  от  продажи  авиабилета,
стала  доходом 30 ноября, а в финансовом учете эта же сумма  будет
включена в доходы 2 января.  Налог на прибыль подлежит  уплате  за
ноябрь 1999 г., хотя  реально  компания  получит  прибыль только в
январе 2000 г.
    Вполне  возможны  ситуации, при  которых  клиент  откажется от
полета  и деньги надо будет возвратить; рейс может быть отменен  и
пассажиры будут отправлены на самолете другой компании;  пассажиры
сдадут билет и воспользуются другим видом транспорта из-за  нелет-
ной погоды и т.п. Зато для начисления налога на прибыль и контроля
со  стороны  государства  необходимо  знать  только   общую  сумму
продажи.
    Еще раз отметим, что к распределению учета на бухгалтерский  и
налоговый  страны  пришли  в  течение  длительной истории развития
рыночной экономики. Нельзя не признать, что такое разделение учета
является оптимальным.
    В Украине первые неприятности возникли с  принятием  Закона  о
прибыли  в новой редакции от 22.05.97 г.,  которым  предусматрива-
лось ведение налогового учета  каждым  налогоплательщиком.  Минфин
оперативно ввел в существующий План счетов  два  новых  счета  для
учета валовых расходов и валовых доходов и разработал Рекомендации
по бухгалтерскому учету валовых расходов и валовых доходов,  кото-
рые так и остались  рекомендациями, поскольку  согласно  п. 1 этих
Рекомендаций они носили рекомендательный характер.
    ГНА Украины, во исполнение п. 16.15 ст. 16 Закона  о  прибыли,
разработала  и утвердила форму декларации о прибыли предприятия  и
Порядок ее составления.  Декларация состояла из заглавной части  и
семнадцати приложений.  Декларация о прибыли сразу увеличила объем
работ как заполняющему ее налогоплательщику, так и налоговым орга-
нам, поскольку объем отчетности значительно увеличился.  При этом,
на наш взгляд, было упущено самое важное, из-за чего и вводился  в
новой редакции Закон о прибыли: простота ведения  и  контроля  над
налогообложением прибыли предприятия. Почему так получилось?
    Согласно п. 16.15 ст. 16 Закона о прибыли  порядок  ведения  и
составления  налоговых отчетов, деклараций о прибыли предприятий и
расчетов налога устанавливается центральным налоговым органом.
    Как известно, из перечисленных выше указаний была  разработана
и  утверждена только форма  декларации  о  прибыли  предприятия  и
Порядок ее составления.  При этом порядок расчета налога был вклю-
чен в налоговую отчетность, что  повлекло  за  собой  поэлементное
включение  в  отчетность  валовых  расходов  и доходов, что в свою
очередь  увеличило  объем  отчетности,  предоставляемой  налоговым
органам.
    Поэлементное включение в декларацию валовых расходов и доходов
ничего,  кроме существенного увеличения объема  бумаги,  не  дает.
Например, для того чтобы сделать  правильное  заключение  о  сумме
затрат, связанных с командировочными расходами, которая включена в
валовые расходы, необходимо проверить, кто лично, когда,  куда,  с
какой конкретно целью был командирован. Эту информацию можно полу-
чить только из первичных документов предприятия {1}.
    Необходимо признать, что ГНАУ не выполнила требования п. 16.15
ст. 16  Закона  о прибыли  в  части  утверждения  порядка  ведения
налоговых отчетов (надо понимать, что  это то, что законопослушный
налогоплательщик  должен  вести ежедневно и предъявить проверяющим
его  налоговым  инспекторам при проверке). Правда, это обстоятель-
ство нисколько не мешает им применять согласно п. 20.2 ст. 20 ука-
занного Закона штраф к налогоплательщикам, не  имеющим  на  момент
проверки налоговым органом деклараций о прибыли и  расчетов,  свя-
занных с начислением и уплатой налога за  соответствующие  периоды
Ведь нигде не указано, какими должны быть эти расчеты.
    С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что Минфин и  не
обязан  был ничего разрабатывать, поскольку в Законе о прибыли и в
Законе о НДС указано, что порядок ведения налогового  учета  уста-
навливается центральным налоговым органом.
    В процессе внедрения стандартов бухгалтерского учета и  отчет-
ности  видно, что реформирование бухгалтерского  учета  в  Украине
ведет к трансформации этого учета в финансовый учет  и  финансовую
отчетность.
    Рассмотрим наиболее существенные  противоречия,  приводящие  к
невозможности  ведения налогового учета на базе  модифицированного
бухгалтерского (финансового) учета.

    Поступление запасов

    Основы финансового учета товарных запасов  изложены  в  ПБУ  9
"Запасы",  а для налогового учета они определяются согласно Закону
о прибыли.  Поэтому учет одних и тех же запасов в налоговом и  фи-
нансовом учете осуществляется разными суммами. Порядок определения
учетной стоимости запасов следующий.

|-------|--------------------------------|-----------------------|
| Источ-| Первоначальная стоимость в     | Стоимость для целей   |
| ник   | бухгалтерском учете            | налогового учета      |
| пос-  |                                |                       |
| тупле-|                                |                       |
| ния   |                                |                       |
|-------|--------------------------------|-----------------------|
|Приоб- |Себестоимость запасов, состоя-  |Сумма, выплаченная в   |
|ретение|щая из:                         |соответствии с догово- |
|за     |- суммы, выплаченной в соот-    |ром поставщику (продав-|
|плату  |ветствии с договором поставщику;|цу)                    |
|       |- ввозной пошлины;              |                       |
|       |- косвенных налогов в связи с   |                       |
|       |приобретением запасов, которые  |                       |
|       |не возмещаются предприятию;     |                       |
|       |- затрат на заготовку, погрузоч-|                       |
|       |но-разгрузочные работы, транс-  |                       |
|       |портировку, страхование рисков  |                       |
|       |транспортировки;                |                       |
|       |- прочие расходы, непосредст-   |                       |
|       |венно связанные с приобретением |                       |
|       |запасов и доведением их до      |                       |
|       |состояния, в котором они пригод-|                       |
|       |ны для использования (прямые    |                       |
|       |материальные затраты, прямые    |                       |
|       |затраты на оплату труда, другие |                       |
|       |прямые затраты на доработку и   |                       |
|       |повышение качественно-техничес- |                       |
|       |ких характеристик запасов)      |                       |
|-------|--------------------------------|-----------------------|
|Произ- |Себестоимость их производства   |Не признается как      |
|водство|                                |отдельный предмет      |
|собст- |                                |учета. Учитывается в   |
|венными|                                |составе валовых расхо- |
|силами |                                |дов на производство    |
|-------|--------------------------------|-----------------------|
|Взнос в|Согласованная учредителями      |Согласованная учредите-|
|устав- |(участниками) предприятия их    |лями (участниками)     |
|ный    |справедливая стоимость          |предприятия стоимость  |
|капитал|                                |                       |
|-------|--------------------------------|-----------------------|
|Безвоз-|Справедливая стоимость          |Не признается как      |
|мездное|                                |отдельный предмет учета|
|получе-|                                |                       |
|ние    |                                |                       |
|-------|--------------------------------|-----------------------|
|Обмен  |Балансовая стоимость переданных |Договорная цена        |
|на по- |запасов либо справедливая       |                       |
|добные |стоимость полученных запасов    |                       |
|товары |(если балансовая стоимость пере-|                       |
|       |данных запасов превышает их     |                       |
|       |справедливую стоимость)         |                       |
|-------|--------------------------------|-----------------------|
|Обмен  |Справедливая стоимость получен- |Договорная цена        |
|на не- |ных запасов                     |                       |
|подоб- |                                |                       |
|ные    |                                |                       |
|товары |                                |                       |
|-------|--------------------------------|-----------------------|

    В финансовом учете на дату составлении  баланса  запасы  отра-
жаются  по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или
чистой стоимости реализации.  Отражение по чистой стоимости реали-
зации производится, если стоимость запасов снизилась: они испорче-
ны, устарели или иным образом утратили первоначальную стоимость. В
налоговом учете подобные  действия  не  предусмотрены  (за  редким
исключением).

    Амортизационные отчисления

    Порядок определения амортизационных  отчислений  и  переоценки
основных  средств приведен в таблице.

|-----------|----------------------------|-----------------------|
| Статья    | Финансовый (бухгалтерский) | Налоговый учет        |
|           | учет                       |                       |
|-----------|----------------------------|-----------------------|
|Нормы и    | Методы амортизации:        | Нормы амортизации     |
|методы     |                            | (в процентах к        |
|начисления | - прямолинейный,           | балансовой стоимости  |
|амотризации| - уменьшения остаточной    | каждой из групп) в    |
|           | стоимости,                 | расчете на квартал:   |
|           | - ускоренного уменьшения   |                       |
|           | остаточной стоимости,      |                       |
|           | - кумулятивный,            | - группа 1 - 1,25 %,  |
|           | - производственный,        | - группа 2 - 6,26 %,  |
|           | - предусмотренный налоговым| - группа 3 - 3,75 %.  |
|           | законодательством          |                       |
|           |                            |                       |
|           |                            | Возможна ускоренная   |
|           |                            | амортизация для       |
|           |                            | группы 3              |
|-----------|----------------------------|-----------------------|
|Периодич-  | На дату баланса            | Ежегодно              |
|ность      |                            |                       |
|проведения |                            |                       |
|переоценки |                            |                       |
|(индекса-  |                            |                       |
|ции)       |                            |                       |
|-----------|----------------------------|-----------------------|
|Стоимость  |Первоначальная стоимость,   |Балансовая стоимость   |
|переоценки |умноженная на индекс, если  |группы, умноженная на  |
|(индекса-  |остаточная стоимость значи- |коэффициент, опреде-   |
|ции)       |тельно (более чем на 10%)   |ляется исходя из       |
|           |отличается от справедливой  |индекса года, по       |
|           |стоимости на дату баланса   |результатам которого   |
|           |                            |проводится индексация  |
|-----------|----------------------------|-----------------------|

    Момент возникновения прибыли

    Различны подходы к дате увеличения валовых расходов и  валовых
доходов в налоговом учете (это понятие эквивалентно передаче права
собственности  на товары, работы, услуги) и  к дате  возникновения
права собственности на товар в финансовом учете.

|-----------------------------|----------------------------------|
|       Финансовый учет       |          Налоговый учет          |
|-----------------------------|----------------------------------|
|Исходя из условий договора.  |Дата любого из событий, которое   |
|Согласно Правилам Инкотермс  |произошло ранее:                  |
|существуют 13 базовых условий|- списание или зачисление денежных|
|поставки, которые и опреде-  |средств,                          |
|ляют момент перехода права   |- оприходование или отгрузка това-|
|собственности                |ров, работ, услуг                 |
|-----------------------------|----------------------------------|

    Конечно, это не все различия в налоговом и  финансовом  учете.
Приведенных  примеров достаточно для того, чтобы  убедиться,  нас-
колько различны подходы в бухгалтерском (финансовом)  и  налоговом
учете.  В связи с вышеизложенным  автор  считает,  что  необходима
серьезная корректировка Закона о бухучете, в частности п. 2 ст. 3,
где указано, что финансовая, налоговая,  статистическая  и  прочие
виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на
данных бухгалтерского учета. Согласитесь, что налоговая отчетность
не может базироваться на данных  финансового  учета!  В  противном
случае возникает ответственность бухгалтера (административная  или
даже уголовная) за применение таких основных принципов, изложенных
в ст. 4 Закона о бухучете, как:
    - осмотрительность - применение в бухгалтерском учете  методов
оценки,  предотвращающих занижение оценки обязательств и затрат  и
завышение оценки активов и прибыли предприятия;
    - превалирование сущности над формой - учет операций  в  соот-
ветствии  с их сущностью, а не только исходя из юридической формы.
    Налоговая отчетность должна базироваться на данных оперативно-
го  учета.  На тех же данных, что и финансовая  отчетность.  Но  в
связи с тем, что было отменено Положение № 250, то утратили юриди-
ческую силу и нормативные документы, разработанные на  базе  этого
Положения, регламентирующие ведение  внутрихозяйственного  (управ-
ленческого или оперативного) учета.  При этом  необходимо  учесть,
что после утверждения всех Положений бухгалтерского учета  бухучет
все равно не будет содержать порядка ведения оперативного учета.
    Попытки Минфина снова ввести в действие  отмененные  им  ранее
инструкции  принципиально этот вопрос не решат.
    Таким образом, по мнению автора, Закон о бухучете нуждается  в
серьезной  корректировке с целью разделения  бухгалтерского  учета
на оперативный, финансовый и налоговый учеты.
    Существенным недостатком Закона о бухучете является отсутствие
статьи  с перечнем  прав главного бухгалтера на предприятии,  есть
только обязанности.  В этом смысле отмененное Положение № 250 было
лучше. Совсем не лишним было бы указание об обязательном приеме на
работу главного бухгалтера на контрактной основе.
    Нуждается в уточнении и мера ответственности (как  администра-
тивной,  так и уголовной)  за  нарушение  правил  ведения  бухгал-
терского  учета. Если  применение  к  нарушителям налогового учета
существующих  мер  наказания  не  вызывает  сомнения,  то санкции,
применяемые к  нарушителям  финансового (бухгалтерского) учета (за
нарушения,  подтвержденные  аудиторской   проверкой)  нуждаются  в
уточнении.
    Бухгалтерский учет, являющийся основой для составления  финан-
совой  отчетности, является  обязательным  видом  учета  для  всех
предприятий.  В то же время согласно действующему законодательству
обнародование  годовой   финансовой   отчетности  обязательно  для
открытых акционерных  обществ, предприятий - эмитентов  облигаций,
банков, доверительных и инвестиционных фондов и т.п. Как известно,
в  этот  перечень не входят предприниматели, общества с ограничен-
ной  ответственностью,  коммандитные  общества  и  т.п.  Возникает
вопрос: зачем  им  вести  финансовый  учет? Нельзя ли ограничиться
оперативным и налоговым учетом? {2}
    В самом деле, в рамках этих видов  учета  можно  урегулировать
все  вопросы, возникающие между предприятием и государством.
    Остается предоставление отчетности в статистические органы. Но
зачем  подвергать  поголовному статучету  все  предприятия,  когда
существуют методы сбора и обработки статистической информации (для
этого необходимы данные по выборке предприятий).
    Для  зарубежного  инвестора?  Однако  тысячи  предприятий    и
предпринимателей  вынуждены вести финансовый учет, прекрасно зная,
что не получат иностранных кредитов, впрочем, как и отечественных.
А если будет необходимо, то они смогут в нужный  момент  составить
информационные документы, отражающие реальное финансовое состояние
на текущий момент.
    Следующим существенным доводом в  пользу  ведения  финансового
учета  служит его использование для финансового анализа  состояния
предприятия.  Однако это верно для крупных предприятий, а  не  для
небольших ООО и предпринимателей по следующим причинам:
    1. В малом предприятии каждый работник на учете и его заработ-
ная  плата существенно влияет на финансовые результаты деятельнос-
ти  предприятия.  Однако,  имея  существенные  затраты  на ведение
финансового  учета, предприятие  все  равно  не сможет  эффективно
провести финансовый анализ из-за отсутствия необходимых знаний.
    2. Внедрение  мероприятий  по  результатам  такого анализа для
малого   предприятия  не  эффективно,  в  отличие   от    крупного
предприятия,  поскольку  сказывается  так   называемый  масштабный
фактор.
    Для понимания этого утверждения  приведем  следующий  условный
пример.
    Три предприятия с различными оборотами провели финансовый ана-
лиз  с  целью  проведения  работ  по  снижению   валовых  расходов
производства.  Объемы  продаж  предприятий А,  В  и  С  составляют
соответственно  1000,  10 000  и  100 000 гривен,  а   затраты  на
проведение анализа - 100, 500 и 2 500 гривен.  По результатам про-
веденной работы  валовые расходы снижены на 5 % от объема  продаж.
Результаты предоставлены в таблице.

|-------|---------|-------|-----------|----------|---------------|
|Пред-  |Ежемесяч-|Затраты|Снижение   |Увеличение|Срок окупаемос-|
|приятие|ный объем|на     |расходов   |прибыли за|ти, месяцев    |
|       |продаж,  |анализ,|производст-|1 месяц,  |               |
|       |грн.     |грн.   |ва, грн.   |грн.      |               |
|-------|---------|-------|-----------|----------|---------------|
| А     | 1000    | 100   | 50        | -50      | 2             |
|-------|---------|-------|-----------|----------|---------------|
| В     | 10000   | 500   | 500       | 0        | 1             |
|-------|---------|-------|-----------|----------|---------------|
| С     | 100000  | 2500  | 5000      | 2500     | 0,5           |
|-------|---------|-------|-----------|----------|---------------|

    Из  примера  следует, что  эффективность  финансового  анализа
растет  по  мере  увеличения  оборотов  предприятия.  Он  является
мощным  инструментом  увеличения  прибыли  крупных компаний.  А  у
небольших предприятий он хоть  и  приносит со временем положитель-
ный результат, но не столь эффективен.
    Подводя итог  изложенному  можно  сделать  следующие  неутеши-
тельные  выводы:
    1. В процессе реформирования бухгалтерского учета в финансовый
были   утрачены   основы  ведения  оперативного  (управленческого,
внутрихозяйственного) и налогового учета.
    2. В настоящий момент в Украине  нет  полноценной  нормативной
базы  для ведения ни одного из видов бухгалтерского учета  (финан-
совый учет еще полностью не создан).
    3. Закон о бухучете в Украине нуждается в серьезной  корректи-
ровке.
    4. Поскольку в настоящий момент отсутствует  нормативная  база
для  ведения  всех  видов  бухгалтерского  учета, то  применение к
бухгалтерам  со  стороны  государства штрафных санкций за малейшую
ошибку выглядит непорядочно.
    5.  Обязательное  ведение   финансового    учета    небольшими
предприятиями  не является бесспорным.
    6. При  проведении  реформирования  бухгалтерского  учета  от-
сутствует  комплексный подход.  Сама программа реформирования нуж-
дается в уточнении.
    7. При создании нового бухгалтерского учета, как и при  созда-
нии  налогового учета, не применялся анализ по принципу  соотноше-
ния затраты <...> эффективность вводимых положений, что привело  к
созданию систем, далеких от оптимальных.
    8. В настоящий момент реформирование бухгалтерского учета  на-
ходится  в начальной стадии.

    Нам еще предстоит создать бухгалтерский учет,  соответствующий
развитым  рыночным отношениям, хотя первые шаги в этом направлении
уже сделаны.
    Предстоит еще большая работа в этом направлении.

    Перечень сокращенных обозначений нормативных  документов,  ис-
пользованных  в данной консультации:

    1. Закон о бухучете - Закон Украины "О бухгалтерском  учете  и
финансовой  отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV с изме-
нениями и дополнениями.
    2. Закон о прибыли ? Закон Украины "О налогообложении  прибыли
предприятий"  от 28.12.94 г. № 334/94-ВР,  в  редакции  Закона  от
22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
    3. Закон о НДС  -  Закон  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость"  от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с  изменениями  и  дополне-
ниями.
    4. Рекомендации по бухгалтерскому учету - Рекомендации по бух-
галтерскому учету валовых расходов и валовых  доходов,  утвержден-
ные  Министерством финансов Украины от 04.08.97 г. № 168.
    5. Порядок составления декларации - Порядок составления декла-
рации   о  прибыли  предприятия,утвержденный  приказом  ГНАУ    от
08.07.97 г. № 214, в редакции приказа от 21.01.98 г. № 37, с изме-
нениями и дополнениями.
    6. Положение № 250 - Положение об  организации  бухгалтерского
учета  и отчетности в Украине, утвержденное постановлением Кабине-
та Министров Украины от 3.04.93 г. № 250, с изменениями и дополне-
ниями  (утратило силу согласно  постановлению  Кабинета  Министров
Украины от 28.02.2000 г. № 419).



 {1} О неэффективности системы налогового  конлроля,  несмотря  на
огромное количество сотавляемых документов, говорит хотя бы  токой
факт.  Тысячи налоговых накладных, ежедневно заполняемых  согласно
Закону о НДС, так и не смогли остановить нарушений  этого  закона.
По  заявлению  Председателя  ГНАУ  Н.  Азарова,  в  Запорожской  и
Днепрпетровской областях суммы возмещения НДС  на  несколько  мил-
лионов гривен превысили суммы поступлений  этого  налога.  По  его
мнению, надо задуматься, является ли НДС источником доходов  госу-
дарства или же это расходная статья бюджета?
 {2} Именно поэтому за  рубежом  и  проведено  разделение  бухгал-
терского учета на оперативный и финансовый.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№36/00, стр. 74
[01.09.2000]
Николай Вершинин