Замена рамы и кузова относится к текущему или капитальному ремонту? Чем отличаются капитальный и текущий ремонт? Можно ли относить на валовые затраты расходы по капитальному и текущему ремонту сразу или следует распределять их по кварталам? Как определить сумму ремонта основных средств (собственных и арендованных) включаемую в затраты (на приме- ре)? Как отразить в бухгалтерском учете ремонт основных средств (собственных и арендованных)? * * * Если предприятие занимается автотранспортными перевозками, то на него распространяется действие Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобиль- ного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. N102 зарегистрированного в Минюсте Украины 28.04.98 г. N 268/2708 (далее - Положение) - (официально опубли- ковано в "Офiцiйному вiснику України" N18 (1998 года). Исходя из этого Положения определимся с такими понятиями как текущий ремонт и капитальный ремонт. Прежде всего, что такое ремонт? Согласно Положению ремонт представляет собой комплекс опера- ций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности изделия и предназначен для замены или восстановления отдельных частей. К текущему ремонту относятся работы, связанные с одновремен- ной заменой не больше двух базовых агрегатов (перечень которых приводится в приложении "Г" данного Положения) за исключением кузова и рамы. Поэтому замена кузова и рамы относится к капитальному ремон- ту п. 3.16 Положения. Капитальный ремонт предназначен для продления срока эксплуа- тации изделия с заменой или возобновлением отдельных частей в т.ч. базовых. К капитальному ремонту относятся работы, связанные с одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов. Согласно пп.8.7 ст.8 Закона Украины в редакции от 22.05.97г. N283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" с последующими изменениями и дополнениями налогоплательщики имеют право в течение отчетного года отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением основных фондов в сумме не превышающей пяти процентов совокупной балансовой стоимости группы основных фондов на начало отчетного года. К таким улучшениям относятся текущий и капитальный ремонт, реконструкция, модернизация, техни- ческое перевооружение и т. д. Затраты, которые превышают данную сумму относят на увеличе- ние балансовой стоимости II группы, т. к. автотранспорт относится к II группе основных фондов и подлежит амортизации по нормам, установленным для данной группы основных средств (6,25% в расчете на календарный квартал). Сумму, которую можно включить в состав валовых расходов, предприятие рассчитывает на начало года. Для этого необходимо определить совокупную балансовую стоимость собственных основных фондов, которые подлежат амортизации на начало отчетного года. Совокупная балансовая стоимость будет равняться сумме балансовой стоимости всех трех групп. Умножив 5% на совокупную балансовую стоимость основных фондов получим сумму, с которой будут сравни- ваться фактические затраты на улучшение основных фондов. Например: по состоянию на 01.01.99 г. балансовая стоимость группы 1 = 1608060, балансовая стоимость группы 2 = 869224 грн, балансовая стоимость группы 3 = 86150 грн. Совокупная балансовая стоимость трех групп = 1608060+869224 + 86150 = 2563434 грн. Сумма затрат на улучшение основных фондов, которую можно включить в состав валовых затрат на протяжении 1999 года = 2563434 х 5% = 128171 грн. Если фактические затраты превысят определенную сумму, то они будут отнесены на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы (в вашем случае группы II). Сумма фактических затрат на улучшение основных фондов, если она не превышает 5%, показывается в строке 24 Декларации о прибыли предприятия, в отчете о финансово-имущественном состоянии предприятия (форма 3) заполняется строка 490 "Затраты на ремонт основных средств" подраздел "Справки" раздела 4 "Наличие и движение основных средств". Затраты по ремонту основных средств, которые относятся на увеличение их стоимости (Дт 01 "основные средства") показываются в строке 485 (форма N 3). Следует учесть, что согласно Закону о налогообложении прибы- ли предприятий нет необходимости распределять полученную расчет- ную сумму поквартально, т.е. уже в 1 квартале эта сумма может быть включена в валовые затраты, если фактические расходы налогоплательщика на улучшение основных фондов в этом периоде не превысят, или будут равняться, расчетной сумме. Что касается ремонта арендованного грузового автомобиля, то если договором оперативного лизинга (аренды) предусмотрена обя- занность проведения ремонта арендатором, то в валовые затраты арендатора в пределах 5% входят и затраты на улучшение арендован- ных основных средств. При этом арендатором не учитывается балансовая стоимость объекта оперативного лизинга. Арендатор может увеличить (образо- вать балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на стоимость фактически проведенных улучшений такого объекта п.8.8.1 Закона Украины от 22.05.97г. N 283/97-ВР "О налогообложе- нии прибыли предприятий" (с учетом изменений и дополнений). Бухгалтерский учет затрат на ремонт основных фондов ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов (далее Инструкции), утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 24.07.97г. N159 с изме- нениями и дополнениями от 11.02.98 г. зарегистрированной в Минюс- те Украины 14.08.97 г. N310/2114, 26.02.98 г. N139/2579 по дебету ст. 03 "Ремонт основных средств" по видам ремонтов (текущий, капитальный) и основным фондам на отдельных субсчетах (п. 14 Инструкции). С кредита счета 03 затраты на ремонт списывают в дебет сче- тов: 1) затраты на производство (20,44) в сумме затрат, не превы- шающих 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного периода; 2) в дебет счета 01 "Основные средства" на сумму затрат, превышающих 5% совокупной балансовой стоимости основных средств на начало отчетного года. Затраты на ремонт арендованных основных средств на счете 01 отражаются как собственные основные средства под названием "Ре- монтные затраты" (наименование объекта аренды основных средств). После перехода арендованных основных средств в собственность арендатора сумма ремонтных затрат присоединяется к первичной стоимости таких основных средств (п.14.4 Инструкции N159). ------------------------------------------------------------------ "Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ" N 18/99, стр. 7 [20.04.1999] Любовь КРАСНОКУТСКАЯ нач. отд. по работе с налогопл. ГНИ в Дарницком р-не г. Киева ------------------------------------------------------------------