ОТКРЫВАЕМ СЧЕТ В ИНОСТРАННОМ БАНКЕ: ШАГ N 1 ------------------------------------------------------------------ В данной статье мы бы хотели рассмотреть вместе с читателем весьма актуальную тему: открытие юридическими лицами-резидентами Украины счетов в иностранных банках. Для начала обратимся к действующему законодательству Украины, регламентирующему данный вопрос. Согласно ст. 14 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 N 959-12 все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право свободно выбирать кредитно-банковские учреждения, которые будут вести их валютные счета с иностранными субъектами хозяйственной деятельнос- ти, пользоваться их услугами, с соблюдением при этом требований действующих законов Украины. Таким образом, субъектам внешнеэконо- мической деятельности (т.е. резидентам Украины) предоставлено право самостоятельно определять конкретное кредитно-банковское учреждение, в котором они желают иметь банковский счет. Однако, согласно пункту 4 ст.5 Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 N 15-93, установлена обязанность для резидентов Украины получения в Национальном банке Украины (в дальнейшем - НБУ) индивидуальной лицензии на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для осуществления такой операции. Подпункт д) пункта 4 ст.5 вышеуказанного Декрета более четко регламентирует случаи, при которых необходимо получение индивидуальной лицензии, в том числе и на размещение валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины. Во исполнение подпункта д) пункта 4 ст.5 Декрета Национальным банком Украины было издано "Положение о порядке предоставления индивидуальных лицензий на открытие резидентами счетов в иностран- ных банках", утвержденное Постановлением Правления НБУ от 19.12.95 N 328, действовавшее до мая сего года. Следует заметить, что три с половиной года для нормативного документа в нашем государстве - это продолжительный срок. И все же НБУ, движимый стремлением "урегулировать порядок открытия и использования счетов в иностранных банках" (цитата из постановления Правления НБУ) постановлением от 05.05.99 N 221 отменил ранее действовавший порядок предоставления индивидуальных лицензий. Одновременно вышеуказанным Постановлением было утвержде- но "Положение о порядке предоставления индивидуальных лицензий на открытие юридическими лицами - резидентами Украины счетов в иностранных банках" (в дальнейшем - Положение). Сразу же хочется обратить внимание читателей на одну деталь. В Постановлении Правления НБУ от 05.05.99 и в самом Положении в констатирующей (мотивировочной) части содержится ссылка на то, что указанные нормативные документы изданы "в соответствии с подпунктом д) пункта 4 ст.5 Декрета КМУ от 19.02.93 N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля". Однако при сопоставлении Декрета КМУ и Положения наблюдается некоторое их несоответствие друг другу. Так, согласно Декрету индивидуальная лицензия НБУ предоставляется резиденту Украины на размещение валютных ценностей на счете в иностранном банке. Согласно же Положению индивидуальная лицензия предоставляется на "открытие и использование счета в иностранном банке". При внимательном сопоставлении таких понятий как "размещение валютных ценностей на счете" и "открытие счета в банке" сложно не заметить имеющуюся разницу. Открытие счета в банке предполагает осуществление лицом ряда мероприятий, необходимых для его ре- гистрации банком как своего клиента, который в нем и будет в даль- нейшем обслуживаться. Размещение же валютных ценностей на счете подразумевает не что иное, как совершение действий по помещению этих ценностей на банковский счет лица, которое уже является клиентом этого банковского учреждения и прошло процедуру открытия счета. Согласитесь, что вполне допустима ситуация, когда резидент, пожелавший открыть счет в банковском учреждении за пределами Украины, так никогда им и не воспользуется, однако он, согласно действующему законодательству Украины, обязан получить лицензию в НБУ на открытие счета. Таким образом, возникает ситуация, когда требования подзакон- ного акта, коим является Положение, не соответствуют требованиям Декрета, имеющего высшую юридическую силу и во исполнение которого оно было издано. И все же, как бы там ни было, а резиденту Украины, имеющему намерение открыть счет в иностранном банке, в настоящее время при- дется получать индивидуальную лицензию в НБУ. Рассмотрим более детально новый порядок, а также некоторые моменты, с которыми придется столкнуться юридическому лицу-рези- денту Украины при прохождении процедуры получения индивидуальной лицензии. Согласно п. 4 Положения для предоставления индивидуальной ли- цензии юридическое лицо-резидент Украины обязано предоставить в НБУ следующие документы: 1. Письмо-обращение на имя заместителя Председателя Правления НБУ с обязательным указанием в нем названия и юридического адреса иностранного банка, где должен быть открыт валютный счет. 2. Обоснование необходимости предоставления индивидуальной лицензии НБУ на пользование счетом за пределами Украины. 3. Согласование налогового органа по местонахождению юриди- ческого лица-резидента Украины о предоставлении индивидуальной лицензии на открытие счета в иностранном банке. При этом, обращаем Ваше внимание, что данное согласование должно иметь специальную форму, определенную приложением к Положению. 4. Смету доходов от осуществления юридическим лицом-резиден- том Украины хозяйственной деятельности за пределами Украины. Смета должна разрабатываться на год лицензирования в соответствующей ва- шему счету иностранной валюте. 5. Смету расходов на осуществление резидентом Украины хозяйственной деятельности за пределами Украины. Однако к смете расходов предъявляются более жесткие требования, чем к смете дохо- дов. Она должна быть развернута помесячно на один год лицензирова- ния в соответствующей иностранной валюте. Особо хочется заострить внимание читателей на том, что к предоставлению развернутой помесячной сметы расходов следует отно- ситься весьма осторожно, так как в дальнейшем резиденту Украины придется по ней отчитываться перед Нацбанком. 6. Справку уполномоченного коммерческого банка Украины о на- личии у него валютного счета резидента Украины. Таким образом, еще до предоставления вышеуказанных документов резидент Украины должен открыть в уполномоченном банке Украины валютный счет. В обязательном порядке необходимо учитывать правовую систему того государства, в котором юридическое лицо намерено открыть счет. Нюанс здесь заключается в следующем: если юридическое лицо- резидент Украины открывает счет своему структурному подразделению, пусть даже предоставляя ему права юридического лица согласно законодательству Украины, то вполне может оказаться, что согласно законодательству страны иностранного банка, в котором открывается счет, такое структурное подразделение не может быть признано юридическим лицом. В этом случае для подтверждения правового статуса резиденту Украины понадобится пакет копий легализированных своих учредительных документов. С учетом того, что процедура легализации данных документов довольно продолжительна, было бы весьма рациональным подготовить данный пакет документов заблаговременно, к моменту подачи письма- обращения в НБУ. Кроме того, не исключено, что и НБУ может заинте- ресоваться вопросом наличия данного пакета документов у резидента Украины. Документы, перечисленные в пунктах 1-6 настоящей статьи, подаются непосредственно в Департамент валютного регулирования НБУ с обязательной их регистрацией в Управлении делами НБУ. Именно с момента поступления вышеуказанных документов в Департамент валют- ного регулирования начинается течение срока рассмотрения докумен- тов юридических лиц-резидентов Украины на получение индивидуальных лицензий, который составляет 14 дней с даты их поступления. Однако быть уверенным в том, что по истечении 14 - дневного срока заявитель получит конкретный ответ невозможно, так как Нацбанк оставил несколько неопределенным один момент. Так, п.5.1 Положения гласит: "...Если Национальному банку Украины для выдачи соответствующей лицензии необходимы дополнительные документы, то срок рассмотрения продлевается еще на 14 дней с даты поступления в Департамент валютного регулирования Национального банка Украины дополнительных документов". При этом, в Положении не содержится исчерпывающего перечня документов, которые НБУ может затребовать. А это означает, что при некоторой доли желания для того, чтобы "уточнить" какую-либо деталь относительно предоставления индивиду- альной лицензии, НБУ может запросить такие документы, что иначе как "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" данную ситуацию и не назовешь. Так что, казалось бы, новый и усовершенст- вованный порядок получения индивидуальной лицензии, может затя- нуться не на один месяц. И все "по вине самого же резидента Украины" - вследствие непредоставления запрашиваемых НБУ дополни- тельных документов! После рассмотрения вышеуказанных документов НБУ может: а) предоставить заявителю соответствующую индивидуальную ли- цензию; б) письменно отказать в предоставлении лицензии. Перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии "строго" определен пунктом 5.2 Положения: 1) "отсутствие одного из документов, указанных в п.5 этого Порядка" (подпункт б) п.5.2 Положения); В данном случае обратим внимание читателей на то, что сам документ, регламентирующий порядок получения индивидуальных лицен- зий, называется "Положение о порядке предоставления индивидуальных лицензий", а не "Порядок предоставления индивидуальных лицензий". Получается, что ссылка делается на нормативный акт, которого нет в природе вообще, и уж тем более в нем не могут быть указаны необходимые документы. С позиции права данные понятия не являются тождественными, так как п.5 - составная часть нормативного доку- мента, именуемого "Положение", а не "Порядок". Последний в данном случае не является нормативно-правовым актом. Подобного рода ошибки, на наш взгляд, являются непозволительными для нормативных документов такого уровня. Помимо этого, если даже допустить, что вместо слова "Порядка" в тексте должно быть слово "Положения", то все равно ничего не проясняется, так как весь перечень документов, предоставляемый в НБУ, указан в п.4 Положения, а в п. 5 Положения не содержится требований о предоставлении конкретного перечня документов. В п.5.1 Положения имеется лишь общее определение "указанных докумен- тов", но какие это должны быть документы: 1) документы, о которых ведется речь в п.4 Положения; либо 2) документы, о которых вообще имеется упоминание в Положе- нии; либо 3) документы, указанные во втором предложении п.5.1 Положения (имеются в виду дополнительные документы, о которых шла речь выше)? По всей видимости, речь идет именно о п. 4 Положения. Однако при буквальном прочтении подпункта б) п.5.2 Положения однозначного ответа дать невозможно. Вот вам, уважаемые коллеги юристы, и осно- вание для обжалования каждого из отказов в предоставлении лицензии по подпункту б) пункта 5.2 Положения! И все же, это еще цветочки по сравнению с тем, что предусмот- рено следующим подпунктом п.5.2 Положения как основание для отказа в предоставлении лицензии. Подпунктом в) пункта 5.2 Положения установлено, что основанием для отказа могут быть "другие причины, связанные с финансовым положением иностранных банков, законода- тельством иностранных государств и законодательством Украины". Это, как минимум, еще три основания для отказа в предостав- лении индивидуальной лицензии - причины, связанные с: а) финансовым положением иностранных банков; б) законодательством иностранных государств; в) законодательством Украины. Если относительно "причин, связанных с законодательством Украины", хотя и смутно, но все же имеется надежда на то, что как-то удастся определить случаи отказа в предоставлении лицензии, то относительно "причин, связанных с финансовым положением иностранных банков", и уж тем более "причин, связанных с законодательством иностранных государств" вообще сложно чтото конкретное предположить. Учитывая же "менталитет наших родных украинских чиновников", вырисовывается весьма мрачная картина от- носительно трактовки рассматриваемых положений. Наше глубокое убеждение: подобные "неопределенности" вообще недопустимы в таких случаях, как определение оснований для отказа в предоставлении лицензии. Здесь норма должна быть прежде всего четкой и максимально определенной, выражаясь языком юристов - выписанной. Отбросив в сторону нахлынувший пессимизм, предположим, что резидент Украины получил индивидуальную лицензию на открытие и использование счета в иностранном банке. Какими же основными правами и обязанностями она наделяет своего владельца? Данная лицензия предоставляет право покупать и перечислять иностранную валюту исключительно для выполнения тех валютных операций, которые предусмотрены условиями самой лицензии, с учетом требований действующего законодательства Украины. В лицензии также определяется режим поступления и использования валютных средств именно на тот банковский счет, который указан в индивидуальной лицензии. В обязанности обладателя лицензии входит также и предос- тавление отчетности о валютных операциях в объемах и сроки, опре- деленные условиями индивидуальной лицензии. Отметим также и тот факт, что Нацбанк не забыл и тех юридических лиц-резидентов Украины, которые уже получили индивиду- альные лицензии на открытие счета в иностранных банках на 1999 год. Так, согласно п.4 вышеуказанного Постановления НБУ, все пре- доставленные на 1999 год индивидуальные лицензии на право открытия юридическим лицами-резидентами Украины счетов в иностранных бан- ках, с введением в действие Положения, подлежат обязательной про- лонгации. При этом, согласно п. 3 Положения документы на пролон- гацию должны быть предоставлены НБУ не позднее 20 декабря 1999г. В этом случае резиденту Украины необходимо предоставить в Департамент валютного регулирования НБУ: а) письмо-обращение на имя заместителя Председателя Правления НБУ с указанием номера счета и наименования валюты, в которой открыт валютный счет; б) оригинал индивидуальной лицензии НБУ на право открытия и использования счетов в иностранных банках; в) заключение регионального управления НБУ о соблюдении юри- дическими лицами-резидентами Украины требований индивидуальной ли- цензии. Для некоторых заявителей предоставление заключения региональ- ного управления НБУ может оказаться роковым при решении вопроса о пролонгации, так как согласно подпункту а) п.5.2 Положения для этих лиц предусмотрено еще одно основание для отказа - системати- ческое нарушение (три и более раза в течение года, предшествующего подаче заявления) сроков предоставления или искажение отчетности по операциям по счетам в иностранных банках. В связи с этим, думаем, что для читателей будет весьма полезен краткий обзор установленной действующим законодательством юридической ответственности за нарушение установленных правил открытия счетов в иностранных банках и использования валютных средств. Мы бы хотели остановиться в настоящей статье лишь на некоторых наиболее типичных случаях нарушения действующего законо- дательства Украины при открытии и использовании счетов в иностран- ных банках резидентами Украины: 1. Осуществление операций с валютными ценностями без индиви- дуальной лицензии. Согласно абзацу третьему п. 2 ст. 16 Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 N 15-93, п. 2 раздела первого Положения о порядке применения ст. 16 Декрета КМУ от 19.02.93 N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" за осуществление операций с валютными ценнос- тями, которые требуют получения индивидуальной лицензии Националь- ного банка Украины, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Декрета, без получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины к резиденту применяются финансовые санкции в виде штрафа. Размер штрафа составляет сумму, эквивалентную сумме валютных ценностей, пересчитанных в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций. 2. Несвоевременная подача, сокрытие либо перекручивание от- четности о валютных операциях. Согласно п. 7 Положения о порядке применения ст. 16 Декрета КМУ от 19.02.1993г. N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" несвоевременная подача, сокрытие либо перекру- чивание установленной НБУ отчетности о валютных операциях влечет за собой наложение штрафа в размере 20-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. 3. Невыполнение требований относительно порядка и сроков декларирования валютных ценностей. Согласно п.6 Положения о порядке применения ст. 16 Декрета КМУ от 19.02,93 N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" невыполнение резидентами требований относи- тельно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и иного имущества влечет за собой: - за нарушение сроков декларирования - наложение штрафа в размере 1-го необлагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый день нарушения; - за нарушение порядка декларирования - наложение штрафа в размере 20-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. При этом, под нарушением порядка декларирования понимается подача информации либо перекручивание данных, которые отражаются в соответствующей декларации, если такие действия свидетельствуют о сокрытии резидентом валютных ценностей и имущества, которые нахо- дятся за пределами Украины. Помимо санкций, перечисленных в пунктах 1-3, резиденту Украи- ны придется расстаться и с индивидуальной лицензией, которая под- лежит аннулированию согласно п.11 Положения. В этом случае индиви- дуальная лицензия теряет свою силу со времени принятия об этом отдельного решения НБУ об аннулировании индивидуальной лицензии, а юридическое лицо обязано в 15-дневный срок закрыть счет за пределами Украины, перечислить в Украину все валютные средства с открытого за границей счета и возвратить НБУ оригинал индивидуаль- ной лицензии. В заключение настоящей статьи нам хочется сделать акцент на том, что у каждого предпринимателя после принятия принципиального решения об открытии счета в иностранном банке, следующим шагом должно быть обращение за помощью к квалифицированному юристу по вопросам лицензирования при получении необходимой лицензии, так как в ходе процесса предоставления лицензии возникает масса юридических нюансов. И в этом случае многое уже зависит от того, какими профессиональными знаниями будет обладать тот юрист, к которому Вы обратились за помощью, - как сможет он отстоять Ваши интересы в многочисленных чиновничьих инстанциях. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" N 34/99, стр. 20 [10.09.1999] С.Довганчук юрист, тел.: 33-04-44