ОТКРЫВАЕМ СЧЕТ В ИНОСТРАННОМ БАНКЕ: ШАГ N 1
------------------------------------------------------------------

     В данной статье мы бы хотели рассмотреть вместе  с  читателем
весьма актуальную тему: открытие  юридическими  лицами-резидентами
Украины счетов в иностранных банках.
     Для начала обратимся к действующему законодательству Украины,
регламентирующему данный вопрос. Согласно ст. 14 Закона Украины "О
внешнеэкономической  деятельности"  от  16.04.91  N  959-12    все
субъекты внешнеэкономической  деятельности  имеют  право  свободно
выбирать кредитно-банковские учреждения, которые  будут  вести  их
валютные счета с иностранными субъектами хозяйственной деятельнос-
ти, пользоваться их услугами, с соблюдением  при  этом  требований
действующих законов Украины. Таким образом, субъектам внешнеэконо-
мической  деятельности  (т.е.  резидентам  Украины)  предоставлено
право  самостоятельно  определять  конкретное  кредитно-банковское
учреждение, в котором они желают иметь банковский счет.
     Однако,  согласно  пункту  4  ст.5  Декрета  КМУ  "О  системе
валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 N 15-93,
установлена  обязанность  для  резидентов  Украины  получения    в
Национальном банке Украины (в  дальнейшем  -  НБУ)  индивидуальной
лицензии на осуществление разовой  валютной  операции  на  период,
необходимый для осуществления такой операции. Подпункт д) пункта 4
ст.5 вышеуказанного Декрета более четко регламентирует случаи, при
которых необходимо получение индивидуальной лицензии, в том  числе
и на размещение валютных ценностей  на  счетах  и  во  вкладах  за
пределами Украины.
     Во исполнение подпункта д) пункта 4 ст.5 Декрета Национальным
банком Украины было издано  "Положение  о  порядке  предоставления
индивидуальных лицензий на открытие резидентами счетов в иностран-
ных банках", утвержденное Постановлением Правления НБУ от 19.12.95
N 328, действовавшее до мая сего года.
     Следует заметить, что три с половиной года  для  нормативного
документа в нашем государстве - это продолжительный срок. И все же
НБУ,  движимый  стремлением  "урегулировать  порядок  открытия   и
использования  счетов  в   иностранных    банках"    (цитата    из
постановления Правления НБУ)  постановлением  от  05.05.99  N  221
отменил ранее действовавший порядок предоставления  индивидуальных
лицензий. Одновременно вышеуказанным Постановлением было утвержде-
но "Положение о порядке предоставления индивидуальных лицензий  на
открытие  юридическими  лицами  -  резидентами  Украины  счетов  в
иностранных банках" (в дальнейшем - Положение).
     Сразу же хочется обратить внимание читателей на одну  деталь.
В Постановлении Правления НБУ от 05.05.99 и в  самом  Положении  в
констатирующей (мотивировочной) части содержится ссылка на то, что
указанные  нормативные  документы  изданы  "в    соответствии    с
подпунктом д) пункта 4 ст.5 Декрета КМУ от  19.02.93  N  15-93  "О
системе валютного регулирования и валютного контроля". Однако  при
сопоставлении Декрета КМУ и  Положения  наблюдается  некоторое  их
несоответствие друг другу. Так,  согласно  Декрету  индивидуальная
лицензия  НБУ  предоставляется  резиденту  Украины  на  размещение
валютных ценностей на  счете  в  иностранном  банке.  Согласно  же
Положению индивидуальная лицензия предоставляется на  "открытие  и
использование счета в иностранном банке".
     При внимательном сопоставлении таких понятий как  "размещение
валютных ценностей на счете" и "открытие счета в банке" сложно  не
заметить имеющуюся разницу. Открытие счета  в  банке  предполагает
осуществление  лицом  ряда  мероприятий,  необходимых  для его ре-
гистрации банком как своего клиента, который в нем и будет в даль-
нейшем  обслуживаться.  Размещение  же валютных ценностей на счете
подразумевает не что иное, как совершение  действий  по  помещению
этих ценностей на  банковский  счет  лица,  которое  уже  является
клиентом этого банковского учреждения и прошло процедуру  открытия
счета. Согласитесь, что вполне допустима ситуация, когда резидент,
пожелавший открыть  счет  в  банковском  учреждении  за  пределами
Украины, так никогда им и не воспользуется,  однако  он,  согласно
действующему законодательству Украины, обязан получить лицензию  в
НБУ на открытие счета.
     Таким образом, возникает ситуация, когда требования подзакон-
ного акта, коим является Положение, не  соответствуют  требованиям
Декрета, имеющего высшую юридическую силу и во исполнение которого
оно было издано.
     И все же,  как бы там ни было,  а резиденту Украины, имеющему
намерение открыть счет в иностранном банке, в настоящее время при-
дется получать индивидуальную лицензию в НБУ.
     Рассмотрим более детально новый порядок,  а  также  некоторые
моменты,  с  которыми придется столкнуться юридическому лицу-рези-
денту  Украины при прохождении процедуры получения  индивидуальной
лицензии.
     Согласно п. 4 Положения для предоставления индивидуальной ли-
цензии юридическое лицо-резидент Украины  обязано  предоставить  в
НБУ следующие документы:
     1. Письмо-обращение на имя заместителя Председателя Правления
НБУ с обязательным указанием в нем названия и юридического  адреса
иностранного банка, где должен быть открыт валютный счет.
     2. Обоснование  необходимости  предоставления  индивидуальной
лицензии НБУ на пользование счетом за пределами Украины.
     3. Согласование  налогового  органа по местонахождению юриди-
ческого лица-резидента  Украины  о  предоставлении  индивидуальной
лицензии на открытие счета в иностранном банке. При этом, обращаем
Ваше внимание, что данное согласование  должно  иметь  специальную
форму, определенную приложением к Положению.
     4. Смету доходов от осуществления  юридическим лицом-резиден-
том Украины хозяйственной деятельности за пределами Украины. Смета
должна разрабатываться на год лицензирования в соответствующей ва-
шему счету иностранной валюте.
     5. Смету  расходов  на  осуществление   резидентом    Украины
хозяйственной деятельности за пределами Украины.  Однако  к  смете
расходов предъявляются более жесткие требования, чем к смете дохо-
дов. Она должна быть развернута помесячно на один год лицензирова-
ния в соответствующей иностранной валюте.
     Особо хочется заострить внимание  читателей  на  том,  что  к
предоставлению развернутой помесячной сметы расходов следует отно-
ситься весьма осторожно, так как в  дальнейшем  резиденту  Украины
придется по ней отчитываться перед Нацбанком.
     6. Справку  уполномоченного коммерческого банка Украины о на-
личии у него валютного счета резидента Украины.
     Таким образом, еще до предоставления вышеуказанных документов
резидент Украины должен открыть  в  уполномоченном  банке  Украины
валютный счет.
     В обязательном порядке необходимо учитывать правовую  систему
того государства, в  котором  юридическое  лицо  намерено  открыть
счет. Нюанс здесь заключается в следующем:  если юридическое лицо-
резидент Украины открывает счет своему структурному подразделению,
пусть даже  предоставляя  ему  права  юридического  лица  согласно
законодательству Украины, то вполне может оказаться, что  согласно
законодательству страны иностранного банка, в котором  открывается
счет, такое  структурное  подразделение  не  может  быть  признано
юридическим лицом.  В  этом  случае  для  подтверждения  правового
статуса резиденту Украины понадобится пакет копий легализированных
своих учредительных документов.
     С учетом того, что процедура  легализации  данных  документов
довольно продолжительна, было бы весьма  рациональным  подготовить
данный пакет документов заблаговременно,  к моменту подачи письма-
обращения в НБУ. Кроме того, не исключено, что и НБУ может заинте-
ресоваться вопросом наличия данного пакета документов у  резидента
Украины.
     Документы, перечисленные  в  пунктах  1-6  настоящей  статьи,
подаются непосредственно в Департамент валютного регулирования НБУ
с обязательной  их  регистрацией в Управлении делами НБУ. Именно с
момента  поступления вышеуказанных документов в Департамент валют-
ного регулирования  начинается течение срока рассмотрения докумен-
тов юридических лиц-резидентов Украины на получение индивидуальных
лицензий, который составляет 14 дней с даты их поступления.
     Однако быть уверенным в том, что по  истечении  14 - дневного
срока  заявитель  получит  конкретный  ответ  невозможно, так  как
Нацбанк оставил несколько неопределенным один момент.  Так,  п.5.1
Положения гласит: "...Если Национальному банку Украины для  выдачи
соответствующей лицензии необходимы дополнительные  документы,  то
срок рассмотрения продлевается еще на 14 дней с даты поступления в
Департамент валютного регулирования  Национального  банка  Украины
дополнительных документов". При этом, в  Положении  не  содержится
исчерпывающего перечня документов, которые НБУ может  затребовать.
А это означает, что при некоторой доли  желания  для  того,  чтобы
"уточнить" какую-либо деталь относительно предоставления индивиду-
альной лицензии, НБУ может запросить такие  документы,  что  иначе
как "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю  что"  данную
ситуацию и не назовешь. Так что, казалось бы, новый и усовершенст-
вованный  порядок  получения  индивидуальной лицензии, может затя-
нуться не на один месяц.  И  все  "по  вине  самого  же  резидента
Украины" - вследствие непредоставления запрашиваемых  НБУ дополни-
тельных документов!
     После рассмотрения вышеуказанных документов НБУ может:
     а) предоставить  заявителю соответствующую индивидуальную ли-
цензию;
     б) письменно отказать в предоставлении лицензии.
     Перечень  оснований  для  отказа  в  предоставлении  лицензии
"строго" определен пунктом 5.2 Положения:
     1) "отсутствие  одного из документов, указанных  в  п.5 этого
Порядка" (подпункт б) п.5.2 Положения);
     В данном случае обратим внимание читателей  на  то,  что  сам
документ, регламентирующий порядок получения индивидуальных лицен-
зий, называется "Положение о порядке предоставления индивидуальных
лицензий", а не "Порядок предоставления индивидуальных  лицензий".
Получается, что ссылка делается на нормативный акт, которого нет в
природе вообще, и уж  тем  более  в  нем  не  могут  быть  указаны
необходимые документы. С позиции права данные понятия не  являются
тождественными, так  как  п.5 - составная часть нормативного доку-
мента, именуемого "Положение", а не "Порядок". Последний в  данном
случае  не  является  нормативно-правовым  актом.  Подобного  рода
ошибки, на наш взгляд, являются непозволительными для  нормативных
документов такого уровня.
     Помимо этого, если даже допустить, что вместо слова "Порядка"
в тексте должно быть слово "Положения", то  все  равно  ничего  не
проясняется, так как весь перечень документов,  предоставляемый  в
НБУ, указан в п.4 Положения, а в  п.  5  Положения  не  содержится
требований о  предоставлении  конкретного  перечня  документов.  В
п.5.1 Положения имеется лишь общее определение "указанных докумен-
тов", но какие это должны быть документы:
     1) документы, о которых ведется речь в п.4 Положения; либо
     2) документы,  о  которых вообще имеется упоминание в Положе-
нии; либо
     3) документы, указанные во втором предложении п.5.1 Положения
(имеются в виду дополнительные документы, о которых шла речь выше)?
     По всей видимости, речь идет именно о п. 4 Положения.  Однако
при буквальном прочтении подпункта б) п.5.2 Положения однозначного
ответа дать невозможно. Вот вам, уважаемые коллеги юристы, и осно-
вание для обжалования каждого из отказов в предоставлении лицензии
по подпункту б) пункта 5.2 Положения!
     И все же, это еще цветочки по сравнению с тем, что предусмот-
рено следующим подпунктом п.5.2 Положения как основание для отказа
в предоставлении лицензии.  Подпунктом  в)  пункта  5.2  Положения
установлено, что основанием для отказа могут быть "другие причины,
связанные  с  финансовым  положением иностранных банков, законода-
тельством иностранных государств и законодательством Украины".
     Это,  как  минимум, еще три основания для отказа в предостав-
лении индивидуальной лицензии - причины, связанные с:
     а) финансовым положением иностранных банков;
     б) законодательством иностранных государств;
     в) законодательством Украины.
     Если  относительно  "причин,  связанных  с  законодательством
Украины", хотя и смутно, но все же  имеется  надежда  на  то,  что
как-то удастся определить случаи отказа в предоставлении лицензии,
то  относительно  "причин,  связанных  с  финансовым    положением
иностранных  банков",  и  уж  тем  более  "причин,  связанных    с
законодательством  иностранных  государств"  вообще  сложно  чтото
конкретное предположить.  Учитывая  же  "менталитет  наших  родных
украинских  чиновников", вырисовывается весьма мрачная картина от-
носительно трактовки рассматриваемых положений.
     Наше глубокое убеждение: подобные  "неопределенности"  вообще
недопустимы в таких случаях, как определение оснований для  отказа
в предоставлении лицензии. Здесь норма должна  быть  прежде  всего
четкой и максимально  определенной,  выражаясь  языком  юристов  -
выписанной.
     Отбросив в сторону нахлынувший  пессимизм,  предположим,  что
резидент Украины получил индивидуальную  лицензию  на  открытие  и
использование счета  в  иностранном  банке.  Какими  же  основными
правами и обязанностями она наделяет своего владельца?
     Данная лицензия предоставляет право  покупать  и  перечислять
иностранную  валюту  исключительно  для  выполнения  тех  валютных
операций, которые предусмотрены условиями самой лицензии, с учетом
требований действующего законодательства Украины. В лицензии также
определяется режим поступления и  использования  валютных  средств
именно на тот банковский счет,  который  указан  в  индивидуальной
лицензии. В обязанности обладателя лицензии входит также и предос-
тавление  отчетности о валютных операциях в объемах и сроки, опре-
деленные условиями индивидуальной лицензии.
     Отметим также  и  тот  факт,  что  Нацбанк  не  забыл  и  тех
юридических лиц-резидентов Украины, которые уже получили индивиду-
альные лицензии на открытие счета в  иностранных  банках  на  1999
год. Так,  согласно п.4 вышеуказанного Постановления НБУ, все пре-
доставленные на 1999 год индивидуальные лицензии на право открытия
юридическим  лицами-резидентами  Украины счетов в иностранных бан-
ках, с введением в действие Положения,  подлежат обязательной про-
лонгации. При  этом,  согласно п. 3 Положения документы на пролон-
гацию должны быть предоставлены НБУ не позднее 20 декабря 1999г.
     В этом случае резиденту  Украины  необходимо  предоставить  в
Департамент валютного регулирования НБУ:
     а) письмо-обращение на имя заместителя Председателя Правления
НБУ  с  указанием номера счета  и  наименования  валюты, в которой
открыт валютный счет;
     б) оригинал индивидуальной лицензии НБУ на право  открытия  и
использования счетов в иностранных банках;
     в) заключение регионального управления  НБУ о соблюдении юри-
дическими лицами-резидентами Украины требований индивидуальной ли-
цензии.
     Для некоторых заявителей предоставление заключения региональ-
ного управления НБУ может оказаться роковым при решении вопроса  о
пролонгации, так как согласно подпункту  а)  п.5.2  Положения  для
этих лиц  предусмотрено еще одно основание для отказа - системати-
ческое нарушение (три и более раза в течение года, предшествующего
подаче заявления) сроков предоставления или  искажение  отчетности
по операциям по счетам в иностранных банках.
     В связи с  этим,  думаем,  что  для  читателей  будет  весьма
полезен краткий обзор установленной действующим  законодательством
юридической  ответственности  за  нарушение  установленных  правил
открытия счетов в  иностранных  банках  и  использования  валютных
средств. Мы бы хотели остановиться  в  настоящей  статье  лишь  на
некоторых наиболее типичных случаях нарушения действующего законо-
дательства Украины при открытии и использовании счетов в иностран-
ных банках резидентами Украины:
     1. Осуществление  операций с валютными ценностями без индиви-
дуальной лицензии.
     Согласно абзацу третьему п. 2 ст. 16 Декрета КМУ  "О  системе
валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 N 15-93,
п. 2 раздела первого Положения о порядке применения ст. 16 Декрета
КМУ от 19.02.93 N  15-93  "О  системе  валютного  регулирования  и
валютного  контроля" за осуществление операций с валютными ценнос-
тями, которые требуют получения индивидуальной лицензии Националь-
ного банка Украины, в соответствии с пунктом 4 статьи  5  Декрета,
без получения индивидуальной лицензии Национального банка  Украины
к  резиденту применяются финансовые санкции в виде  штрафа. Размер
штрафа составляет сумму, эквивалентную сумме  валютных  ценностей,
пересчитанных в валюту  Украины  по  обменному  курсу  НБУ на день
осуществления таких операций.
     2. Несвоевременная  подача,  сокрытие либо перекручивание от-
четности о валютных операциях.
     Согласно п. 7 Положения о порядке применения ст.  16  Декрета
КМУ от 19.02.1993г. N 15-93 "О системе валютного  регулирования  и
валютного контроля" несвоевременная подача, сокрытие либо перекру-
чивание установленной НБУ отчетности о  валютных  операциях влечет
за собой наложение штрафа в  размере  20-ти  необлагаемых  налогом
минимумов доходов граждан.
     3. Невыполнение  требований  относительно  порядка  и  сроков
декларирования валютных ценностей.
     Согласно п.6 Положения о порядке применения  ст.  16  Декрета
КМУ от 19.02,93 N  15-93  "О  системе  валютного  регулирования  и
валютного  контроля"  невыполнение  резидентами требований относи-
тельно порядка и сроков декларирования валютных ценностей  и иного
имущества влечет за собой:
     - за нарушение сроков декларирования  -  наложение  штрафа  в
размере 1-го необлагаемого налогом  минимума  доходов  граждан  за
каждый день нарушения;
     - за нарушение порядка декларирования -  наложение  штрафа  в
размере 20-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
     При этом, под нарушением  порядка  декларирования  понимается
подача информации либо перекручивание данных, которые отражаются в
соответствующей декларации, если такие действия свидетельствуют  о
сокрытии  резидентом валютных ценностей и имущества, которые нахо-
дятся за пределами Украины.
     Помимо санкций, перечисленных в пунктах 1-3, резиденту Украи-
ны придется расстаться и с индивидуальной лицензией,  которая под-
лежит аннулированию согласно п.11 Положения. В этом случае индиви-
дуальная лицензия теряет свою силу со  времени  принятия  об  этом
отдельного решения НБУ об аннулировании индивидуальной лицензии, а
юридическое  лицо  обязано  в  15-дневный  срок  закрыть  счет  за
пределами Украины, перечислить в Украину все валютные  средства  с
открытого за границей счета и возвратить НБУ оригинал индивидуаль-
ной лицензии.
     В заключение настоящей статьи нам хочется сделать  акцент  на
том, что у каждого предпринимателя после принятия  принципиального
решения об открытии счета в  иностранном  банке,  следующим  шагом
должно быть обращение за помощью к  квалифицированному  юристу  по
вопросам лицензирования при получении  необходимой  лицензии,  так
как  в  ходе  процесса  предоставления  лицензии  возникает  масса
юридических нюансов. И в этом случае многое уже зависит  от  того,
какими профессиональными знаниями  будет  обладать  тот  юрист,  к
которому Вы обратились за помощью, - как сможет он  отстоять  Ваши
интересы в многочисленных чиновничьих инстанциях.

------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
N 34/99, стр. 20
[10.09.1999]
С.Довганчук
юрист, тел.: 33-04-44