Имеет ли комитент право на налоговый кредит по НДС, уплаченно- му комиссионером на таможне? Поможет ли этому то обстоятельст- во, что согласно графе 8 таможенной декларации комитент является получателем/импортером, а комиссионер (согласно гра- фе 9) - ответственным за финансовое урегулирование? * * * В принципе, четкого ответа на этот вопрос нет. Но, по нашему мнению, право на налоговый кредит комитент имеет. Попробуем это доказать - с учетом того, что согласно п/п. 7.4.5 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) не разрешается включать в налоговый кредит расходы на уплату "импортного" НДС, не подтвержденные таможенными деклара- циями. При ввозе товаров по договору комиссии импортером выступает именно комитент: ввозимые товары являются его собственностью, он прямо назван получателем/импортером товара в графе 8 ГТД. Комиссионер же лишь исполняет поручение комитента, являясь ли- цом, ответственным за финансовое регулирование. Можно сказать, что комиссионер выступает в роли таможенного брокера, представ- ляющего интересы комитента на таможне. И то, что платеж на таможне осуществляется комиссионером, ничего принципиально не меняет. Ведь этот платеж осуществляется за счет комитента, который и финансирует уплату НДС. Никого же не смущает то обстоятельство, что при таможенном оформлении с помощью таможенного брокера деньги на счет таможни перечисляются брокером, а не предприятием. Никому ведь не приходит в голову на данном ос- новании не признавать налоговый кредит импортера! {1} Опять-таки возможна аналогия с "комиссионным экспортом", кото- рая, кстати, поддерживается и ГНАУ (подробнее - см. с. 21 настоя- щего выпуска). Именно комитент признается экспортером, если он указан в ГТД в графе 2 "Отправитель/ экспортер", именно у него возникает нулевая ставка, именно ему приписывается операция по вы- возу (экспорту) товаров за пределы таможенной территории Украины, являющаяся объектом обложения НДС. Видимо, следует признать, что точно так же при импортной закупке комитент является импортером и у него возникают налоговые обязательства по ввозу товаров на тамо- женную территорию Украины. Если данный подход победит, то налогообложение комиссии на импорт будет выглядеть вполне логичным: уплаченный при ввозе НДС в налоговый кредит ставит комитент (подтверждая его ГТД и платежкой на перечисление средств комиссионеру); комиссионер, естественно, остается без налогового кредита (подробнее - см. начало этого ма- териала); при передаче товаров от комиссионера комитенту налоговые обязательства со стоимости товара не возникают (см. с. 21), а комиссионер платит НДС с комиссионного вознаграждения. Словом, внедрить такую стройную и логичную схему на практике было бы просто замечательно. И доказать ее правомерность представляется вполне возможным. {1} Правда, некоторые пессимисты обращают внимание на п/п. 7.4.1 Закона об НДС, согласно которому налоговый кредит склады- вается из сумм НДС, уплаченных в течение отчетного периода именно плательщиком. В данной ситуации их смущает отсутствие у комитента документа об уплате НДС на таможне. По нашему же мнению, рьяный проверяющий с помощью этого под- пункта потрепать вам нервы, конечно, может, но лишить права на налоговый кредит- всетаки нет. Мы считаем, что документами, подтверждающими уплату НДС, будут ГТД, в которой сообщается об уплате НДС на счет таможни (данный платеж произвел комиссионер - лицо, уполномоченное комитентом на финансовое урегулирование своего импорта), и платежное поручение комитента на перечисление средств для уплаты "импортного" НДС комиссионеру. В принципе, это практически тот же набор документов, что имеется у импортера при таможенном оформлении, когда его производит брокер. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 21/00, стр. 18 [01.11.2000] Станислав Погребняк, Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------