Командировка и валовые расходы предприятия (юридический анализ некоторых типичных ошибок) ----------------------------------------------------------------- Практика проверок свидетельствует, что налогоплательщики до- вольно часто делают ошибки при оформлении командировок своих ра- ботников и отчетов о достигнутых результатах, при формировании связанной с этим структуры валовых расходов и т. п. Это в свою очередь является причиной занижения прибыли и применения к наруши- телям штрафных санкций. При проведении проверок по вышеуказанным вопросам проверяющие руководствуются: пп. 5.2.1 п. 5.2, пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями), которым определено, что в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, упла- ченных (начисленных) на протяжении отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продук- ции (работ, услуг) и охраной труда. Связь между произведенными расходами и вышеприведенными элементами хозяйственной деятельности налогоплательщик может подтвердить соответствующими документами; Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу (новая редакция утверждена приказом Минфина Украины от 10.06.99 г. N 146 и зарегистрирована Минюстом Украины 29.06.99 г. под N 418/3711), в которой определены требования к оформлению удостоверений на командировку и документам, которые должны под- твердить соответствующие расходы работника и т.п.; постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.99г. N 663 "О нормах возмещения расходов на командировку в пределах Украины и за границу" (с последующими изменениями и дополнениями). Кроме этих общих нормативных актов в конкретных сложных и спорных случаях следует руководствоваться соответствующими нормами Кодекса законов о труде Украины, письмами ГНА Украины. Требования к оформлению Много нарушений обнаруживается при проверке достаточности ос- нований для поездки работника в командировку и результатов такой командировки. Основания для командировок в приказах и удостовере- ниях кое-где формулируются так: "Для заключения договора постав- ки", "Для поиска партнеров" и т. п. Случается, что проверяющие сравнивают подобные формулировки с документами и выявляют, что ни- какие договора в результате не заключены, никаких конкретных све- дений о поисках дедовых партнеров также нет. Возникают законные сомнения о возможности отнесения расходов на такие командировки к валовым расходам налогоплательщика, ведь согласно пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 вышеуказанного Закона установлено, что обязательным усло- вием отнесения расходов на командировку к валовым расходам являет- ся наличие подтверждающих документов относительно связи такой ко- мандировки с основной деятельностью налогоплательщика - приглаше- ний принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью налогоплательщика; заключенного договора (контрак- та); других документов, устанавливающих или удостоверяющих желание установить гражданско-правовые отношения; документов, удостове- ряющих участие лица, откомандированного стороной, в переговорах, конференциях или симпозиумах, проводимых по тематике, совпадающей с основной деятельностью налогоплательщика. Из вышеизложенного следует, что установленный перечень доку- ментов для подтверждения связи между командировкой и основной де- ятельностью предприятия не является исчерпывающим. Возможна ситуа- ция, когда работник был откомандирован для заключения какого-то договора (контракта), однако такой договор не заключен из-за нали- чия расхождений между сторонами относительно его существенных ус- ловий (ст. 153 Гражданского кодекса Украины). Причем приглашение принимающей стороны отсутствует. В этом случае следует иметь над- лежащим образом оформленные: письменный протокол (стенограмму) пе- реговоров с участием работника, который командировался; протокол о намерениях сторон заключить такой договор в будущем или другие письменные документы, подтверждающие конкретные действия работника по заключению договора, для чего он и командировался. Понятно, что работник должен также иметь надлежащим образом оформленную дове- ренность (поручение) от своего предприятия или же иметь право вес- ти переговоры на основании учредительных документов (устав) (глава 4 Гражданского кодекса Украины). Арбитражная практика рассмотрения споров между налоговыми ор- ганами и налогоплательщиками исходит из того, что наличие пригла- шения принимающей стороны (вместе с удостоверением на командировку с соответствующими отметками) также является достаточным докумен- том для отнесения расходов на такую командировку к валовым расхо- дам. По другому делу, которое рассматривалось арбитражным судом г.Киева, при таких же условиях было признано достаточным наличие накладной на возвращение товара, для чего и командировался экспе- дитор. По этому же делу рассматривался случай, когда работника ко- мандировали для "исправления налоговой накладной". Впрочем, истец не представил в суд ни налоговой накладной, которая исправлялась, ни приглашения от поставщика. Отнесение расходов на такую команди- ровку к валовым расходам признали безосновательным, а соот- ветствующее наложение санкций за занижение налога на прибыль - правильным. Также распространенными являются случаи, когда командируют "для заключения договора", но вместо договора предъявляют прове- ряющим опять же таки налоговые накладные. По практике, сложившейся в некоторых районных ГНИ, по этому поводу делается запись в акте наподобие "Налоговая накладная не является документом, под- тверждающим желание установить гражданско-правовые отношения". Следует заметить, что на основании ст. 154 Гражданского кодекса Украины хозяйственный договор может заключаться не только в виде отдельного письменного документа, но и в виде обмена письмами, те- леграммами, факсами-сообщениями и т. п. Понятно, что и факт пере- дачи поставщиком налоговой накладной покупателю может рассматри- ваться как форма заключения конкретного гражданско-правового дого- вора. По другой командировке представителям районной ГНИ г. Киева предъявлен общий дилерский договор с одним из контрагентов киевской фирмы "Е...", который был заключен задолго до проверки. Проверяющие не приняли его во внимание, поскольку нужен "отдельный договор, заключенный в период, который проверялся". Здесь следует исходить из конкретного содержания заключенного дилерского догово- ра и наличия других необходимых документов. Дилер - это посредник, выполняющий торговые операции от своего имени и за свой счет. Сле- довательно, сам по себе подобный договор действительно еще не яв- ляется обоснованием связи командировки с основной деятельностью налогоплательщика. Другое дело, когда такие командировки спе- циально предусмотрены договором или имеется приглашение. На осно- вании вышеприведенного проверяющие отказались зачислить расходы на командировку к валовым расходам налогоплательщиков на прибыль, поскольку нет доказательств, что эти расходы связаны с хозяйствен- ной деятельностью (п. 5.1, пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 вышеуказанного Закона). Встречаются и нарушения, связанные с оформлением самого удос- товерения о командировке. Так, до сих пор остается непонятным воп- рос о печатях, которые следует применять для отметок в удостовере- нии. Это предусмотрено п. 1.3 Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу. Следует иметь приказ руководителя предприятия о возложении обязанности по регистрации командировок на определенное должностное лицо. Применяется печать предприятия для удостоверения подписей именно этого лица. Командировка и трудовые отношения В соответствии с Инструкцией о служебных командировках в пре- делах Украины и за границу служебная командировка - это поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Согласно пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 вышеуказанного Закона к вало- вым расходам относятся расходы на командировку лиц, находящихся в трудовых отношениях с налогоплательщиком или являющихся членами руководящих органов налогоплательщика. Вышеприведенное требует некоторых комментариев. Так, трудовые отношения предусматривают наличие определенного трудового договора между работником и налогоплательщиком (ст. 21 Кодекса законов о труде Украины, далее - КЗоТ). Это может быть как отдельный письменный договор (контракт), так и договор, заключенный путем издания приказа о зачислении работника на определенную должность. Одним из наиболее распространенных нарушений является командирова- ние лица, которое вообще не находится в трудовых отношениях с на- логоплательщиком. Вариант такого нарушения - командирование лица, работающего по договору подряда (глава 28 Гражданского кодекса Украины). Это уже гражданско-правовые, то есть не трудовые, отно- шения. По договору подряда лицо (исполнитель) обязуется выполнять определенную работу на собственный риск (его не зачисляют на опре- деленную должность и на него соответственно не распространяются правила внутреннего трудового распорядка). Такие поездки могут оп- лачиваться производителю работ, если это предусмотрено соот- ветствующим договором подряда с включением понесенных налогопла- тельщиком расходов в свои валовые расходы на общих основаниях и с соблюдением общих требований (п. 5.1, пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 вы- шеприведенного Закона). Впрочем подобное не является командировкой в юридическом значении этого понятия и регулируется другим законо- дательством. Иногда возникает путаница с определением места основной рабо- ты работника, уезжающего в командировку. ГНА Украины неоднократно разъясняла, что это место, где находится трудовая книжка. Опреде- ленные трудности также возникают при командировании работников, которые назначены постоянными представителями своего предприятия на других предприятиях - постоянных партнерах. При этом преобла- дающее количество времени они работают именно там, куда они назна- чены представителями, то есть в других городах. Практика проверок в г. Киеве свидетельствует, что иногда возвращение такого работни- ка оформляется отдельной командировкой от того предприятия, от ко- торого он был представителем. Соответственно подобное предприятие и понесенные расходы включает в свои валовые расходы. Это - нару- шение действующего законодательства. Такие поездки следует оформлять как обычное возвращение из командировки на место работы, где находится трудовая книжка. Здесь и возникают соответствующие расходы. Относительно связи командировок с пребыванием в составе руко- водящих органов налогоплательщика, то здесь следует принять во внимание следующее. Перечень таких руководящих органов для каждого предприятия определяется его уставом (ст. 9 Закона Украины от 27.03.91 г. N 887-XII "О предприятиях в Украине" (с последующими изменениями и дополнениями), ст. 4 Закона Украины от 19.09.91 г. N 1576-ХII "О хозяйственных обществах" (с последующими изменениями и дополнениями). Понятно, что пребывание лица в составе определенно- го руководящего органа (правления, дирекции и т. п.) должно оформ- ляться соответствующим решением или приказом. Только после этого можно считать правомерным отнесение расходов на их командировки к валовым расходам этого предприятия. Отдельно следует рассмотреть вопрос о расходах на командиров- ки участников (акционеров, учредителей, собственников) юридическо- го лица - налогоплательщика. Речь идет о ситуации, когда участники не имеют трудовых отношений с таким юридическим лицом. Сами по се- бе они не могут представлять свои предприятия, заключать от их имени любые договора и т. п. Такое возможно после каждого оформле- ния соответствующих полномочий на основании статей 29, 62 Граж- данского кодекса Украины (приказ, доверенность и т. п.). Следова- тельно, это является необходимым условием для отнесения расходов на командировку участника к валовым расходам предприятия (связь командировки с деятельностью предприятий). ------------------------------------------------------------------- "Вестник налоговой службы Украины" N 33/99 стр. 17 сентябрь 1999 года [01.09.1999] Сергей ТЕНЬКОВ главный редактор "Юридичного вiсника України"