Командировка и валовые расходы предприятия
        (юридический анализ некоторых типичных ошибок)
-----------------------------------------------------------------

     Практика проверок свидетельствует, что налогоплательщики  до-
вольно часто делают ошибки при оформлении командировок  своих  ра-
ботников и отчетов о  достигнутых  результатах,  при  формировании
связанной с этим структуры валовых расходов и  т. п.  Это  в  свою
очередь является причиной занижения прибыли и применения к наруши-
телям штрафных санкций.
     При проведении проверок по вышеуказанным вопросам проверяющие
руководствуются:
     пп. 5.2.1 п. 5.2,  пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закона  Украины  от
22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (с
последующими изменениями и дополнениями), которым определено,  что
в состав валовых расходов включаются суммы любых  расходов,  упла-
ченных (начисленных) на протяжении отчетного  периода  в  связи  с
подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продук-
ции (работ, услуг) и охраной  труда.  Связь  между  произведенными
расходами и вышеприведенными элементами хозяйственной деятельности
налогоплательщик может подтвердить соответствующими документами;
     Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за
границу (новая редакция утверждена  приказом  Минфина  Украины  от
10.06.99 г.  N 146 и зарегистрирована Минюстом Украины 29.06.99 г.
под N 418/3711), в  которой  определены  требования  к  оформлению
удостоверений на командировку и документам,  которые  должны  под-
твердить соответствующие расходы работника и т.п.;
     постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.99г. N 663
"О нормах возмещения расходов на командировку в пределах Украины и
за границу" (с последующими изменениями и дополнениями).
     Кроме этих общих нормативных актов  в  конкретных  сложных  и
спорных случаях следует руководствоваться соответствующими нормами
Кодекса законов о труде Украины, письмами ГНА Украины.

     Требования к оформлению

     Много нарушений обнаруживается при проверке достаточности ос-
нований для поездки работника в командировку и  результатов  такой
командировки.  Основания для командировок в приказах и удостовере-
ниях кое-где формулируются так: "Для заключения  договора  постав-
ки", "Для поиска партнеров" и т.  п.  Случается,  что  проверяющие
сравнивают подобные формулировки с документами и выявляют, что ни-
какие договора в результате не заключены, никаких конкретных  све-
дений о поисках дедовых партнеров также  нет.  Возникают  законные
сомнения о возможности отнесения расходов на такие командировки  к
валовым расходам налогоплательщика, ведь согласно пп. 5.4.8 п. 5.4
ст. 5  вышеуказанного Закона установлено, что  обязательным  усло-
вием отнесения расходов на командировку к валовым расходам являет-
ся наличие подтверждающих документов относительно связи такой  ко-
мандировки с основной деятельностью налогоплательщика -  приглаше-
ний  принимающей  стороны,  деятельность  которой   совпадает    с
деятельностью налогоплательщика;  заключенного договора  (контрак-
та); других документов, устанавливающих или удостоверяющих желание
установить гражданско-правовые  отношения;  документов,  удостове-
ряющих участие лица, откомандированного стороной,  в  переговорах,
конференциях или симпозиумах, проводимых по тематике,  совпадающей
с основной деятельностью налогоплательщика.
     Из  вышеизложенного следует, что установленный перечень доку-
ментов  для подтверждения связи между командировкой и основной де-
ятельностью предприятия не является исчерпывающим.  Возможна ситуа-
ция, когда работник был откомандирован  для  заключения  какого-то
договора (контракта), однако такой договор не заключен из-за нали-
чия расхождений между сторонами относительно его существенных  ус-
ловий (ст. 153 Гражданского кодекса Украины).  Причем  приглашение
принимающей стороны отсутствует.  В этом случае следует иметь над-
лежащим образом оформленные: письменный протокол (стенограмму) пе-
реговоров с участием работника, который командировался; протокол о
намерениях сторон заключить такой договор  в  будущем  или  другие
письменные документы, подтверждающие конкретные действия работника
по заключению договора, для чего он и командировался. Понятно, что
работник должен также иметь надлежащим образом  оформленную  дове-
ренность (поручение) от своего предприятия или же иметь право вес-
ти переговоры на основании учредительных документов (устав) (глава
4 Гражданского кодекса Украины).
     Арбитражная практика рассмотрения споров между налоговыми ор-
ганами и налогоплательщиками исходит из того, что наличие  пригла-
шения принимающей стороны (вместе с удостоверением на командировку
с соответствующими отметками) также является достаточным  докумен-
том для отнесения расходов на такую командировку к валовым  расхо-
дам.  По  другому делу,  которое рассматривалось арбитражным судом
г.Киева, при таких же условиях было признано  достаточным  наличие
накладной на возвращение товара, для чего и командировался  экспе-
дитор. По этому же делу рассматривался случай, когда работника ко-
мандировали для "исправления налоговой накладной".  Впрочем, истец
не представил в суд ни налоговой накладной, которая  исправлялась,
ни приглашения от поставщика. Отнесение расходов на такую команди-
ровку  к  валовым  расходам  признали  безосновательным,  а  соот-
ветствующее наложение санкций за занижение  налога  на  прибыль  -
правильным.
     Также распространенными являются  случаи,  когда  командируют
"для заключения договора", но вместо договора  предъявляют  прове-
ряющим опять же таки налоговые накладные. По практике, сложившейся
в некоторых районных ГНИ, по этому поводу делается запись  в  акте
наподобие   "Налоговая  накладная  не  является  документом,  под-
тверждающим  желание  установить  гражданско-правовые  отношения".
Следует заметить, что на основании ст.  154  Гражданского  кодекса
Украины  хозяйственный договор может заключаться не только в  виде
отдельного письменного документа, но и в виде обмена письмами, те-
леграммами, факсами-сообщениями и т. п.  Понятно, что и факт пере-
дачи поставщиком налоговой накладной покупателю  может  рассматри-
ваться как форма заключения конкретного гражданско-правового дого-
вора.
     По другой командировке представителям районной ГНИ  г.  Киева
предъявлен  общий  дилерский  договор  с  одним  из   контрагентов
киевской фирмы "Е...", который был заключен задолго  до  проверки.
Проверяющие не приняли его во внимание, поскольку нужен "отдельный
договор, заключенный в период, который проверялся".  Здесь следует
исходить из конкретного содержания заключенного дилерского догово-
ра и наличия других необходимых документов. Дилер - это посредник,
выполняющий торговые операции от своего имени и за свой счет. Сле-
довательно, сам по себе подобный договор действительно еще не  яв-
ляется обоснованием связи командировки  с  основной  деятельностью
налогоплательщика.  Другое дело,  когда  такие  командировки  спе-
циально предусмотрены договором или имеется приглашение.  На осно-
вании вышеприведенного проверяющие отказались зачислить расходы на
командировку к валовым  расходам  налогоплательщиков  на  прибыль,
поскольку нет доказательств, что эти расходы связаны с хозяйствен-
ной деятельностью (п. 5.1, пп. 5.4.8 п. 5.4 ст.  5  вышеуказанного
Закона).
     Встречаются и нарушения, связанные с оформлением самого удос-
товерения о командировке. Так, до сих пор остается непонятным воп-
рос о печатях, которые следует применять для отметок в удостовере-
нии. Это предусмотрено п. 1.3 Инструкции о служебных командировках
в пределах Украины и за границу. Следует иметь приказ руководителя
предприятия о возложении обязанности по  регистрации  командировок
на определенное должностное лицо.  Применяется печать  предприятия
для удостоверения подписей именно этого лица.

     Командировка и трудовые отношения

     В соответствии с Инструкцией о служебных командировках в пре-
делах Украины и за границу служебная командировка  -  это  поездка
работника по распоряжению руководителя  предприятия,  объединения,
учреждения, организации на определенный срок в  другой  населенный
пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной
работы.
     Согласно пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 вышеуказанного Закона к вало-
вым расходам относятся расходы на командировку лиц, находящихся  в
трудовых отношениях с налогоплательщиком  или  являющихся  членами
руководящих органов налогоплательщика.
     Вышеприведенное требует некоторых комментариев. Так, трудовые
отношения предусматривают наличие определенного трудового договора
между работником и налогоплательщиком (ст. 21  Кодекса  законов  о
труде Украины,  далее  -  КЗоТ).  Это  может  быть  как  отдельный
письменный договор (контракт), так и  договор,  заключенный  путем
издания приказа о зачислении работника на определенную  должность.
Одним из наиболее распространенных нарушений является командирова-
ние лица, которое вообще не находится в трудовых отношениях с  на-
логоплательщиком.  Вариант такого нарушения - командирование лица,
работающего по договору подряда  (глава  28  Гражданского  кодекса
Украины).  Это уже гражданско-правовые, то есть не трудовые, отно-
шения.  По договору подряда лицо (исполнитель) обязуется выполнять
определенную работу на собственный риск (его не зачисляют на опре-
деленную должность и на него  соответственно  не  распространяются
правила внутреннего трудового распорядка). Такие поездки могут оп-
лачиваться  производителю  работ,  если  это  предусмотрено  соот-
ветствующим договором подряда с включением  понесенных  налогопла-
тельщиком расходов в свои валовые расходы на общих основаниях и  с
соблюдением общих требований (п. 5.1, пп. 5.2.1 п. 5.2 ст.  5  вы-
шеприведенного Закона). Впрочем подобное не является командировкой
в юридическом значении этого понятия и регулируется другим законо-
дательством.
     Иногда возникает путаница с определением места основной рабо-
ты работника, уезжающего в командировку.  ГНА Украины неоднократно
разъясняла, что это место, где находится трудовая книжка.  Опреде-
ленные трудности также возникают  при  командировании  работников,
которые назначены постоянными представителями  своего  предприятия
на других предприятиях - постоянных партнерах.  При этом  преобла-
дающее количество времени они работают именно там, куда они назна-
чены представителями, то есть в других городах.  Практика проверок
в г. Киеве свидетельствует, что иногда возвращение такого работни-
ка оформляется отдельной командировкой от того предприятия, от ко-
торого он был представителем.  Соответственно подобное предприятие
и понесенные расходы включает в свои валовые расходы.  Это - нару-
шение  действующего  законодательства.  Такие   поездки    следует
оформлять как обычное возвращение из командировки на место работы,
где находится трудовая книжка.  Здесь и возникают  соответствующие
расходы.
     Относительно связи командировок с пребыванием в составе руко-
водящих органов налогоплательщика, то  здесь  следует  принять  во
внимание следующее. Перечень таких руководящих органов для каждого
предприятия  определяется его уставом (ст.  9  Закона  Украины  от
27.03.91 г.  N 887-XII "О предприятиях в Украине" (с  последующими
изменениями и дополнениями), ст. 4 Закона Украины от 19.09.91 г. N
1576-ХII "О хозяйственных обществах" (с последующими изменениями и
дополнениями). Понятно, что пребывание лица в составе определенно-
го руководящего органа (правления, дирекции и т. п.) должно оформ-
ляться соответствующим решением или приказом.  Только после  этого
можно считать правомерным отнесение расходов на их командировки  к
валовым расходам этого предприятия.
     Отдельно следует рассмотреть вопрос о расходах на командиров-
ки участников (акционеров, учредителей, собственников) юридическо-
го лица - налогоплательщика. Речь идет о ситуации, когда участники
не имеют трудовых отношений с таким юридическим лицом. Сами по се-
бе они не могут представлять свои  предприятия,  заключать  от  их
имени любые договора и т. п. Такое возможно после каждого оформле-
ния соответствующих полномочий на основании статей  29,  62  Граж-
данского кодекса Украины (приказ, доверенность и т. п.).  Следова-
тельно, это является необходимым условием для  отнесения  расходов
на командировку участника к валовым  расходам  предприятия  (связь
командировки с деятельностью предприятий).

-------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
N 33/99 стр. 17
сентябрь  1999  года
[01.09.1999]
Сергей ТЕНЬКОВ
главный редактор "Юридичного вiсника України"