Наличность - лучшая доверенность.
            Доверенность и частный предприниматель

------------------------------------------------------------------

    Изменения, внесенные приказом Минфина от 19.10.2000 г. № 253 в
Инструкцию о порядке регистрации выданных, возвращенных и  исполь-
зованных доверенностей  на получение ценностей (далее - Инструкция 
о доверенностях или просто Инструкция) ( z0761-00 ) {1}, привлекли 
внимание  бухобщественности  к  проблеме  доверенностей  у частных 
предпринимателей.
    Согласно этим изменениям  Инструкция о доверенностях распрост-
раняется на предприятия, учреждения, организации, филиалы и другие 
обособленные подразделения.
    Из этого следует  вполне  логичное  заключение,  что  частными
предпринимателями  она не применяется. И поскольку данная Инструк-
ция  регулирует  как  порядок  выдачи  доверенностей  на получение
матценностей (п. 3-10), так и порядок  отпуска товаров (п. 12-13),
напрашиваются такие выводы:
    во-первых, частный предприниматель и его работники могут полу-
чать товары без  предъявления доверенностей, форма  которых  соот-
ветствует установленным в Инструкции  (бланки  строгой  отчетности
М-2);
    во-вторых,  частный  предприниматель  и  его  работники  могут
отпускать товары  предприятиям или  предпринимателям, не требуя от
них доверенностей, соответствующих Инструкции.
    Большой интерес представляет для нас также письмо Министерства
финансов  от 31.10.2000 г. № 053-29151 "Об использовании  доверен-
ностей частными предпринимателями" ( v9151201-00 ) {2}, в  котором
излагается взгляд Минфина на ситуацию с доверенностями, сложившую-
ся  после  11.11.2000 г.  (даты  вступления  в  силу  изменений  к 
Инструкции).
    1. Прежде всего Минфин отмечает, что отпуск  товаров  частному
предпринимателю, лично  получающему их на предприятиях, может осу-
ществляться без  доверенности.  При  этом  предприниматель  должен
предъявить  паспорт и  свидетельство  о госрегистрации,  данные из
которых должны быть указаны в документах на отпуск (накладных, ТТН
и т. п.).
    Первая мысль Минфина, безусловно, правильна. Ведь доверенность
по своей  сути  -  документ,  удостоверяющий  полномочия  лица  по
представительству другого лица перед третьими лицами (см.  ст.  64
ГК) ( 1540-06 ). И если предприниматель лично является за товаром,
то его в  этом  случае,  естественно, никто  не представляет. Этот
вывод, в принципе, очевиден, однако многие бухгалтера почему-то  в
нем сомневаются.
    Мысль вторая - о необходимости-обязатльности указания в отгру-
зочных  документах паспортных данных и данных из  свидетельства  о
госрегистрации - представляет собой самодеятельное творчество Мин-
фина и не может быть подкреплена ссылкой на законодательный источ-
ник. В Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтер-
ском учете ( z0168-95 ) (см. "Бухгалтер" № 23'98, с. 26-29) сказа-
но лишь о том, что основание для осуществления операции и данные о
документе, удостоверяющем личность получателя, могут быть включены
в качестве дополнительных реквизитов.  Поэтому следует расценивать 
данное предложение Минфина исключительно как  рекомендацию.  Впро-
чем, по возможности эти сведения лучше  в  отгрузочных  документах
указывать.  По крайней мере, хоть что-то одно - или  паспорт,  или
свидетельство.
    2. По поводу ситуации, когда предприниматель поручает получить
товары  наемному работнику (или другому лицу), Минфин считает, что
"вместе с указанными  документами  такое лицо  должно  представить
доверенность,  оформляемую в  соответствии  с Гражданским кодексом
Украины с указанием в ней данных о свидетельстве о государственной
регистрации субъекта  предпринимательской  деятельности,  или  вы-
шеуказанную доверенность с печатью предпринимателя  -  физического
лица".
    Итак, у частного предпринимателя вроде бы имеются две  возмож-
ности:
    - выдать доверенность по правилам,  установленным  Гражданским
кодексом;
    - выдать доверенность по правилам, установленным в  Инструкции
о доверенностях:
    Рассмотрим эти возможности по порядку.
    В случае применения  правил ГК в силу части 1  его ст. 65 {3},
по нашему  мнению, предприниматель должен  доверенность,  выданную
наемному работнику, нотариально удостоверить.
    Здесь мы вынуждены с сожалением констатировать, что  при  этом
предприниматель  оказывается  в  более  проигрышном  положении  по
сравнению с обычными предприятиями.  Последние на основании ст. 66
ГК могут вместо нотариально удостоверенной просто выдать  доверен-
ность на получение имущественных ценностей за подписями  руководи-
теля и главного бухгалтера с приложением печати организации.
    Уважаемый нами Научно-практический комментарий к  гражданскому
законодательству  Украины (под общей редакцией Первого заместителя
председателя Верховной  Рады  Украины В. В. Медведчука)  подчерки-
вает, что ст. 66 ГК (согласно которой  нотариально  удостоверенные
доверенности заменяются доверенностями,  заверенными  подписями  и
печатью организации) распространяется только  на  юридических  лиц
Украины, в то время как ст. 65 ГК, требующая нотариального удосто-
верения доверенностей, распространяется на физических лиц, к кото-
рым относятся и частные  предприниматели (а  также на  иностранных
юридических лиц). {4}
    Причем, что интересно,  Научно-практический  комментарий  даже
пошел  дальше и фактически потребовал на основании той же  ст.  65
ГК нотариально удостоверять доверенности, выданные гражданами  для
представительства перед другими гражданами, а не только перед юри-
дическими лицами, объясняя это сложившейся практикой,  которая,  в
свою очередь, исходит из того, что иной порядок  внес  бы  элемент
юридической неопределенности во взаимоотношения сторон ввиду труд-
ности удостоверения в доверенности подписи представляемого  (дове-
рителя). {5}
    Дополнительные издержки и трата времени на нотариальное  удос-
товерение  доверенности могут быть компенсированы тем,  что  такую
доверенность можно сделать многоразовой (генеральной), то есть при
ее выдаче не ограничивать круг лиц, на представительство перед ко-
торыми уполномочен работник, и количество ценностей,  которые  ему
поручено получить (это выгодно отличает  генеральную  доверенность
от одноразовых ф. М-2).
    Удобство многоразовой доверенности заключается и  в  том,  что
предприятию,  отпускающему товары, нет необходимости  брать  ее  у
представителя частного предпринимателя.  В принципе, достаточно  в
отгрузочных документах указать в графе "Основание"  номер  и  дату
доверенности.  Осторожный же бухгалтер для верности все-таки оста-
вит себе ксерокопию такой доверенности.
    Естественно, многоразовая доверенность  требует  определенного
доверия  предпринимателя  к своему  работнику,  поэтому  ее выдача
целесообразна далеко не всегда. Видимо, это понимает и Минфин.
    Судя по  всему,  он  предлагает  предпринимателям  по  желанию
пользоваться  не ГК, а Инструкцией о доверенностях. И хотя, строго
говоря, она распространяется только на предприятия,  учреждения  и
организации, тем не менее о  таком  предложении  Минфина,  на  наш
взгляд, свидетельствует ссылка на  "вышеуказанную  доверенность  с
печатью  предпринимателя",  которая  в данном  абзаце  письма (см.
выше) как бы противопоставлена  доверенности,  оформляемой в соот-
ветствии с ГК.  Итак, данная Инструкция - единственное (правда, не
очень законное) основание проигнорировать требования ГК о  посеще-
нии нотариуса. Хотя предупреждаем: не все специалисты видят в дан-
ном абзаце письма возможность выдавать доверенности по Инструкции.
    3. В вопросе об  отпуске  товаров  частными  предпринимателями
наблюдается  расхождение между позицией Минфина и нашей концепцией
понимания изменений к Инструкции о доверенностях.  В письме Минфин
указал:
    "В случае если отпуск ценностей юридическим лицам, отделениям,
филиалам и представительствам  осуществляется  предпринимателем  -
физическим  лицом по безналичному расчету, бартеру или  бесплатно,
это может быть осуществлено при условии представления доверенности
предприятия, организации".
    Вообще, в данном вопросе мы сталкиваемся с достаточно интерес-
ным  моментом: с одной стороны, Инструкция не распространяется  на
предпринимателей, отпускающих товар, с другой  -  она  обязательна
для предприятий, получающих товар.
    А это, по нашему мнению, означает, что никто не может наказать
предпринимателя  за отпуск  товара без доверенности,  в  то  время
как предприятие, получившее товар без доверенности,  вроде  бы  от
ответственности не освобождается.
    Правда, следует заметить, что  ответственность  получателя  за
допущенное  нарушение, мягко говоря, непонятна.  Например,  п.  15
Инструкции о доверенностях говорит лишь об ответственности постав-
щика за соблюдение порядка отпуска товаров  по  доверенности  (без
конкретизации) и об  ответственности  (не  менее  абстрактной)  за
своевременное и полное оприходование полученных  по  доверенностям
ценностей. Из чего можно сделать вывод: за отпуск товара без дове-
ренности должен отвечать поставщик, а не получатель.  А поставщик,
как мы уже отметили, должен вообще "пролететь" мимо Инструкции.
    Свой вклад в разработку вопроса об ответственности  за  отпуск
товара  без  доверенности  внес  и  Минфин  в  анализируемом  нами
письме, сообщив, что "доверенность на получение ценностей является
первичным  документом,  фиксирующим  решение  уполномоченного лица
(руководителя) предприятия об уполномочивании конкретного физичес-
кого лица получить для предприятия определенные перечень  и  коли-
чество  ценностей. Без доверенности не может быть составлен (выпи-
сан, подписан) другой первичный документ  -  накладная-требование,
товарно-транспортная накладная, являющийся  разрешением  для  осу-
ществления  хозяйственной  операции  по  отпуску  ценностей   и  в
соответствии со  статьей 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и
финансовой  отчетности  в  Украине" ( 996-14 ) основанием  для  ее 
бухгалтерского учета. Таким образом, неисполнение предпринимателя-
ми  требований  Инструкции о порядке регистрации выданных, возвра-
щенных и использованных доверенностей на получение ценностей будет 
иметь следствием  нарушение установленного в Украине порядка веде-
ния  бухгалтерского учета и отчетности, за которые ответственность 
установлена  статьей  164'2  Кодекса  Украины  об административных  
правонарушениях ( 80731-10 )".
    Нужно отметить, что приведенный фрагмент не до конца  распутал
вопрос.  Например, из письма Минфина не совсем  понятно,  кого  же
предлагается  привлекать  к  ответственности  по  ст.  164'2 КоАП.
    По косвенным признакам мы склоняемся к  тому,  что  штрафовать
собираются  все-таки должностных лиц предприятия: судя  по  всему,
это они виновны в том, что не выдали работнику доверенность, из-за
чего предприниматель не смог  выполнить  требования  Инструкции  и
неправомерно составил первичный документ  (накладную),  которая  -
как неправильно составленная - не могла быть принята  предприятием
в  качестве  первичного  документа  для  целей  бухучета.  И   как
следствие - наказуемое нарушение правил бухучета.
    Слабое место данной версии - в  том,  что  правил  составления
накладных  на сегодняшний  день  не существует (по  крайней  мере,
украинских).  Кроме того,  например,  Положение  о  документальном
обеспечении записей в бухгалтерском учете, устанавливающее  требо-
вания к первичным  документам, и Инструкция о доверенностях вообще
на частных предпринимателей не  распространяются.  Поэтому  нельзя
согласиться с тем,  что  предприниматель  не  выполнил  требования
Инструкции и по этой причине, дескать, не мог составить  первичный
документ.  Хотелось бы, чтобы Минфин указал, какой конкретно доку-
мент запрещает предпринимателю выписывать накладную  без  доверен-
ности получателя.
    Версию о том, что штрафовать будут предпринимателя, мы  отвер-
гаем  в связи с ее полной беспомощностью (хотя кое-кто  делает  из
письма именно такой вывод).  Ведь предприниматель не ведет бухгал-
терский  учет (на  него  не  распространяется  действие  Закона "О
бухгалтерском  учете  и  финансовой  отчетности  в Украине" -  см.
"Бухгалтер" № 17'99, с. 6-9),  а потому  и  наказать  частника  за
нарушение его правил попросту невозможно.  Не будем же мы подозре-
вать Минфин в незнании таких азов!
    В качестве законодательного оправдания правомерности оприходо-
вания  товаров, полученных работником  без  доверенности,  следует
использовать ст. 63 ГК,  согласно  которой  последующее  одобрение
сделки представляемым делает сделку действительной  с  момента  ее
заключения.
    И хотя ст. 63 ГК разрешает одобрять именно сделку, заключенную
без  надлежаще оформленных полномочий, а не другие юридически зна-
чимые действия, мы считаем, что в данном случае возможна  аналогия
закона. Ведь  если  даже сделка (достаточно  серьезная  операция!)
может  быть  одобрена  и признана  действительной,  то действие по
получению  товаров  от  поставщика (гораздо  менее важное событие)
может быть одобрено и подавно!
    Отметим заодно, что весьма сомнительный в нашем случае  админ-
штраф  по ст. 164'2 КоАП налагается лишь органами контрольно-реви-
зионной службы, а это снижает вероятность его применения даже  при
худшем варианте развития событий.
    К налоговому же учету доверенности не имеют  никакого  отноше-
ния. Этот тезис обосновывался в "Бухгалтере" № 10'99 на с. 21.
    4. Тем же письмом Минфин косвенно подтвердил, что отпуск това-
ров  при наличной форме расчетов (видимо, когда  оплата  и  отпуск
товаров производятся одновременно) не предполагает выдачи доверен-
ности.  Об этом свидетельствует приведенный выше абзац  письма,  в
котором  требуется, чтобы предприниматель получал доверенность  от
представителя юрлица только при отпуске ценностей по  безналичному
расчету, бартеру или бесплатно.
    Как видим, об отпуске ценностей по наличному расчету в  письме
ничего  не говорится, и отсутствие упоминания о наличности  нельзя
считать случайным.  Какой смысл было вообще перечислять формы рас-
четов, если бы любой отпуск  требовал  предъявления  доверенности?
Гораздо проще  тогда  было  бы  написать:  если  отпуск  ценностей
предприятиям осуществляется предпринимателем, то  это  может  быть
осуществлено  только  при  условии  предоставления    доверенности
предприятия.
    В принципе, данный подход  Минфина  мы  считаем  логичным.  Он
вполне  отражает сложившуюся практику хозяйственной  деятельности.
Ведь ни один здравомыслящий бухгалтер не требует  доверенности  от
человека, пришедшего от имени юрлица покупать  товар  с  чемоданом
наличности. Хотя при буквальном прочтении Инструкции о довереннос-
тях это следовало бы делать так, как в ней сказано,  что  ценности
отпускаются покупателям или передаются бесплатно только  по  дове-
ренности получателей.
    Народно-бухгалтерское обоснование такой практики  приведено  в
заголовке.  Если же попытаться подвести законодательную  базу  под
данную практику, то мы не можем предложить ничего лучше ссылки  на
часть 2 ст. 62 ГК, согласно которой полномочие может явствовать не
только из доверенности, но и из обстановки,  в  которой  действует
представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т. п.). Так
что нужно говорить о том, что под "и т. п." как раз  и  понимается
обстановка, при  которой  представитель  расплачивается  наличными
деньгами: факт расчета свидетельствует о том, что наличность  была
выдана ему под отчет предприятием на исполнение данного поручения,
и сомневаться в его полномочиях продавцу не приходится.
    По крайней мере, такое обоснование, подкрепленное письмом Мин-
фина, лучше, чем полное его отсутствие.

    {1} Инструкцию - см. в "Бухгалтере" № 23'98 на с. 34-39, изме-
нения к ней - в "Бухгалтерской газете" № 45'2000 на с. 19.
    {2} См. "Бухгалтерскую газету" № 48'2000.
    {3} "Доверенность на заключение сделок, требующих нотариальной
формы,  а также на совершение действий в  отношении  государствен-
ных, кооперативных и других общественных организаций  должна  быть
нотариально удостоверена, за исключением случаев,  предусмотренных
в настоящем Кодексе, и других случаев, когда специальными правила-
ми допущена иная форма доверенности". В силу исторически сложивше-
гося  толкования  норм  ГК  в  условиях  современной  Украины  под
упомянутыми выше организациями принято понимать все  предприятия и
другие юридические лица (иначе в  отечественном  гражданском праве
получится революция).
    {4} См.: Притыка Д.  Н., Карабань В. Я., Ротань  В. Г. Научно-
практический комментарий к гражданскому законодательству Украины.-
В 4-х т.- Т. 1.- Киев- Севастополь, 2000.- C. 640.
    {5} См.: Притыка Д.  Н., Карабань В. Я., Ротань В. Г.  Научно-
практический комментарий к гражданскому законодательству Украины.-
В 4-х т.- Т. 1.- Киев - Севастополь, 2000.- С. 641.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 22/00, стр. 12
[15.11.2000]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------