При заполнении налоговой декларации по НДС из-за технической ошибки по строке 2"а" был завышен объем экспортных операций за отчетный период. Эта же сумма была перенесена в стр. 3 при- ложения 3 к декларации для использования в расчете экспортного возмещения. В результате сумма, заявленная к экспортному воз- мещению, оказалась завышенной. Налоговая инспекция при провер- ке насчитала на величину завышения 100%-ный штраф. Правильно ли поступила налоговая ? * * * Скорее всего, сотрудники налоговых органов руководствовались при проверке нормой части 2 ст. 17 Указа Президента от 07.08.98 г. № 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении" ( 857/98 ) (далее - Указ): "В случае если по результатам проверки выявляется факт завыше- ния суммы бюджетного возмещения, заявленного в налоговой деклара- ции, сумма такого завышения считается суммой налогового обяза- тельства, сокрытой от налогообложения. Если в результате такого завышения получено бюджетное возмещение, плательщик налога приз- нается уклоняющимся от налогообложения и к нему применяются санкции в соответствии с законодательством". Данную норму ГНАУ продублировала в Инструкции о порядке приме- нения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы {1} ( z0127-95 ) (далее - Инструкция), внеся в нее приказом от 01.12.98 г. № 587 ( z0288-99 ) новый пункт 6. Абзац 2 этого пункта гласит: "Если плательщиком налога завышаются суммы бюджетного возмеще- ния, заявленного в налоговой декларации о налоге на добавленную стоимость, то орган государственной налоговой службы по результа- там проверки применяет к нему финансовую санкцию в виде взыскания однократного размера суммы такого завышения, а в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыду- щей проверкой,- в двукратном размере суммы завышения бюджетного возмещения". Попробуем разобраться, подпадает ли рассматриваемое нами нару- шение под действие вышеописанных финансовых санкций (а штрафо- обильный Указ пусть всё и рассудит). Для наглядности воспользуемся простым примером. Допустим, на предприятии объем операций, облагаемых по ставке 20%, в отчетном периоде составил 50000 грн., плюс НДС 10000 грн. (стр. 1 колонки "А" и "Б" декларации по НДС соответственно). Объем экспортных операций составил 6000 грн. (стр. 2"а" деклара- ции). Здесь при заполнении декларации и была допущена техническая ошибка: по данной строке указана величина 16000 грн. (при том что общий объем налогооблагаемых операций (стр. 2 приложения 3) - 56000грн. - указан правильно). Сумма НДС, отнесенная в отчетном периоде в налоговый кредит, составила 11000 грн. (колонка "Б" стр. 17 декларации). В таком случае при заполнении раздела III декларации "Расчеты с бюджетом" получим следующее. Чистая сумма обязательств за отчетный период, показываемая по стр. 18"б", будет иметь отрицательное значение (-1000 грн.). Эта же сумма отразится по строке 21 и попадет в стр. 23"б" декларации как уменьшающая начисления по лицевому счету плательщика. Дальней- ший расчет сумм бюджетного возмещения будет осуществляться в приложении 3 к декларации {2}. Итак, при правильном расчете в приложении было бы показано: - по стр. 1 гр. 4 (общая сумма НДС, задекларированная к возме- щению (стр. 23"б" декларации)) - 1000 грн.; - по стр. 2 гр. 3 (общий объем операций за отчетный период) - 56000 грн. (50 000 грн. + 6000 грн.); - по стр. З гр. З (объем экспортных операций) - 6000 грн.; - по стр. 4 (доля экспортной продукции в общем объеме продаж)- 10,7% (6000 грн. / 56000 грн.) х 100%); - по стр. 5 гр. 4 (сумма бюджетного возмещения) - 107 грн. (1000 грн. х 10,7% / 100%). При неправильном расчете значения строк 3, 4 и 5 изменятся и составят соответственно: 16000 грн., 28,6% и 286 грн. Из нашего примера видно, что изменение величины, показывающей объем экспортных операций по стр. 2 (6000 грн.- в первом варианте и 16000 грн.- во втором), никак не влияет на общую сумму бюджетно- го возмещения плательщика, указанную по стр. 23"б" декларации (-1000 грн.). То есть объем экспортных операций в самой декларации приводится справочно. Объем экспорта, недостоверно указанный в декларации, лишь пе- рераспределяет величину дебетового сальдо по НДС между экспортным (ускоренным - согласно ст. 8 Закона об НДС) и обычным (не ускорен- ным) возмещением как составными частями общего бюджетного возмеще- ния, не изменяя значения последнего в целом. Это наглядно видно из нашего примера: ошибка не привела к завышению общей суммы заявлен- ного в налоговой декларации бюджетного возмещения. И в том, и в другом случае она составляет -1000 грн. Значит, оснований для при- менения финсанкций, установленных ст. 17 Указа и п. 6 Инструкции (за завышение именно суммы бюджетного возмещения !), - нет. Посмотрим, что изменится, если на момент проверки бюджетное возмещение фактически состоялось. Напомним, что под словами "полученное бюджетное возмещение", по нашему мнению, следует понимать какое-либо из указанных ниже действий: перечислены денежные средства на счет плательщика в учреждение банка; возмещаемый НДС засчитан полностью или частично в счет будущих платежей; на сумму возмещения уменьшены другие налоги и сборы. {3} Если бюджетное возмещение (ошибочно полученное раньше положен- ного срока ) осуществлено путем зачета в счет будущих НДСных пла- тежей, то принципиального отличия от ситуации с несостоявшимся возмещением нет, так как состояние взаимных расчетов между пла- тельщиком и бюджетом не изменилось. И в том, и в другом случае возмещаемая сумма ожидает будущих начислений с целью их компенса- ции. Если же на счет плательщика были перечислены деньги или возме- щение произведено путем уменьшения задолженности по другим нало- гам и сборам - можно говорить о незаконном отвлечении денежных средств из бюджета. В нашем примере допущенная ошибка приводит к экспортному воз- мещению 286 грн. вместо 107 грн. Значит, если возмещение получено путем возврата денег или уменьшения налогов и сборов, то часть та- кого возмещения в размере 179 грн. получена раньше предусмотренных законодательством сроков. Однако, на наш взгляд, штрафные санкции в соответствии со ст. 17 Указа и в этом случае применяться не должны, поскольку предусмотрены они не за ускорение сроков бюджет- ного возмещения, а за завышение его суммы. В нашем же случае вели- чина возмещения осталась прежней - 1000 грн. (стр. 23"б"). Для справки заметим, что если указанная ошибка выявлена каме- ральной проверкой при представлении отчетности, то штрафные санк- ции применяться не должны вообще. В этом случае инспектору нужно руководствоваться не первой (штрафоопасной) частью ст. 17 Указа, а второй (либеральной), согласно которой плательщика наказывают лишь пеней на доначисленную в результате корректировки сумму нало- га. Это подтвердила и ГНАУ в п. 56 приложения к письму от 16.11.2000 г. № 15251/7/16-1201 {4}. И напоследок о том, есть ли основания для применения админ- штрафа к должностному лицу, виновному в допущенной ошибке. Право налагать админштрафы (в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов) предоставлено органам налоговой службы п. 11 ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ), если имеют место занижение суммы налога, другого платежа, сокрытие (заниже- ние) объектов налогообложения, а также отсутствие бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведение его с нарушениями уста- новленного порядка, непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей. Как видим, рассматриваемое нарушение не относится ни к одному из перечисленных выше. Заявления же о том, что в данном случае декларация представлена не по установленной форме, на наш взгляд, неправомерны, поскольку декларация и расчет выполнены на стан- дартных, утвержденных соответствующим органом бланках. Следова- тельно, админштраф за такого рода нарушения на должностных лиц налагаться не должен. {1} Утверждена приказом ГГНИУ от 20.04.95 г. № 28 (см. "Бух- галтер" № 5'2000, с. 81). {2} О том, что для расчета экспортного (ускоренного) возмеще- ния временно, до утверждения специальной формы, будет использо- ваться приложение 3, ГНАУ сообщила в письме от 09.08.2000 г. № 10987/7/16-1121 (см. с. 74 настоящего выпуска). {3} Подробнее об этом - см. "Бухгалтер" № 20'98, с. 28, и № 18'99, с. 12. {4} См. с. 18 настоящего выпуска. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 23/00, стр. 22 [01.12.2000] Валерий Дорошенко ------------------------------------------------------------------