Просим дать ответ относительно правомерности начисления налога
    на землю до получения документа, удостоверяющего право пользо-
    вания землей.  Здание было  передано  предприятию  в  середине
    прошлого года.  В то же время было направлено письмо  в  орган
    местного самоуправления по вопросу оформления права  пользова-
    ния земельным участком.  Через несколько месяцев было получено
    решение органа местного самоуправления о выделении предприятию
    во временное пользование земельного участка площадью  большей,
    чем находится под зданием.

    * * *

    Уже не один год органы налоговой службы придерживаются мнения,
что отсутствие документов на земельный участок не  освобождает  от
уплаты налога на землю собственников (пользователей) земли.  Вызы-
вает недоразумение и печаль тот факт, что  нередко  с  их  мнением
соглашаются и судебные органы, осуществляющие правосудие в Украине
на    правах,   предоставленных  ст.  124   Конституции    Украины
( 254к/96-ВР ).  И все же, кто не согласен с таким мнением,  может
попытать счастья и отстоять свои права, гарантированные  Конститу-
цией Украины, как это сделало одно из запорожских предприятий.
    Для начала процитируем пункты из законодательных актов,  кото-
рыми регулируется порядок уплаты налога на землю:

    Земельный Кодекс Украины ( 561-12 )

    Статья 1. Земельное законодательство Украины и его задачи.
    "Земельные отношения в Украине регулируются настоящим Кодексом
и другими актами законодательства Украины и Республики Крым, кото-
рые издаются в соответствии с ним."
    Статья 22. Возникновение права собственности и права пользова-
ния земельным участком.
    "Право собственности на землю или право пользования предостав-
ленным  земельным  участком  возникает  после  установления   зем-
леустроительными организациями границ земельного участка в  натуре
(на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
    Приступать к использованию земельного участка, в том числе  на
условиях аренды, до установления участка в натуре (на местности) и
получения документа, удостоверяющего право собственности или право
пользования землей, запрещается."
    Статья 23. Документы, удостоверяющие право на земельный  учас-
ток.
    "Право собственности или право постоянного пользования  землей
удостоверяется государственными актами,  которые  издаются  и  ре-
гистрируются сельскими, поселковыми, городскими районными Советами
народных депутатов."
    Статья 24. Порядок оформления временного пользования землей.
    "Право временного пользования землей, в том числе на  условиях
аренды, оформляется договором." Статья 30. Переход  права  на  зе-
мельный участок при переходе права на постройку и сооружение.
    "При переходе права собственности на  постройку  и  сооружение
вместе с этими объектами  переходит  в  размерах,  предусмотренных
статьей 67 настоящего Кодекса, и  право  собственности  или  право
пользования земельным участком без изменения его целевого назначе-
ния и если иное не предусмотрено в договоре отчуждения постройки и
сооружения."

    Закон Украины "О плате за землю" ( 161-14 )

    "Настоящий Закон определяет размеры и  порядок  платы  за  ис-
пользование земельных ресурсов."
    Статья 2 раздела 1. Общие положения.
    "Использование земли в Украине является платным... Собственни-
ки земли и землепользователи, кроме арендаторов, платят  земельный
налог".
    Статья 5 раздела 1. " Объектом платы  за  землю  является  зе-
мельный участок, находящийся в  собственности  или  пользовании...
Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земли
и землепользователь..."
    Статья 15 раздела 6. Исчисление и сроки уплаты земельного  на-
лога, использование средств от платы за землю.
    "Собственники земли и землепользователи  уплачивают  земельный
налог со дня возникновения права собственности или права пользова-
ния земельным участком."
    Таким образом, уплата налога на землю начинается после возник-
новения  права  собственности  или  права   пользования  земельным
участком (ст. 15 Закона). Для возникновения такого права необходи-
мо соблюдение двух условий:
    во-первых, установление землеустроительными организациями гра-
ниц земельного участка в натуре (на местности);
    во-вторых, получение документа, удостоверяющего данное право.
    Высшим арбитражным судом Украины не  учтена  эта  норма.  Так,
например, согласно письму от  07.02.2000 № 01-8/48 ( v8_48800-00 )
"О некоторых  вопросах  практики  разрешения  споров  при  участии
налоговых органов" ВАСУ сделан следующий вывод: "Отсутствие оформ-
ленного документа, удостоверяющего право на земельный участок,  не
освобождает  истца  от  уплаты земельного  налога, поскольку право
пользования земельным участком возникает в соответствии со статьей
30 Земельного Кодекса Украины."
    Считаем, что ссылка на ст. 30 Кодекса ( 561-12 ) без увязки со
статьей  22 в данном случае неуместна, так как статьей 30 установ-
лена норма о возможности перехода права собственности на земельный
участок  вместе с переходом  права  собственности на  постройку  и
сооружение, в  то  время  как  момент  такого  перехода  определен
именно ст. 22 Кодекса. Исходя из всего вышеизложенного мы считаем,
что до тех пор, пока не будут выполнены все  условия,  необходимые
для возникновения права собственности  или  пользования  земельным
участком, отсутствует не только объект для  начисления  налога  на
землю, но и субъект (плательщик) данного  налога.  Доказательством
того, что налоговые органы не совсем уверены в своей правоте,  ут-
верждая  обратное,  может  послужить  письмо  ГНАУ  от  23.12.1997
№ 18-0516/11-10682, ( v0682225-97 ) направленное в адрес  Кабинета
Министров Украины.  В своем письме ГНАУ  просит  ст. 36 Земельного
Кодекса Украины дополнить следующим содержанием: "Земельный  налог
уплачивается с момента возникновения права собственности или права
пользования земельным участком.  В случае  отсутствия  документов,
которые удостоверяют право  собственности  или  право  пользования
земельным  участком,  налог  уплачивается  с  начала   пользования
земельным участком...
    При  передаче  предприятиями,  учреждениями  и   организациями
строений и сооружений другим предприятиям, учреждениям и организа-
циям вместе с этими объектами к ним переходит право на пользование
земельным участком, на  котором  находятся  указанные  строения  и
сооружения.  Отсутствие  документов,  которые  удостоверяют  право
собственности или право пользования земельным участком, не являет-
ся основанием для неуплаты земельного налога." До настоящего  вре-
мени предложенные изменения в законодательство не внесены.
    В заключение хотим напомнить, что в этой статье изложено  лич-
ное мнение авторов, которое, возможно,  поможет  кому-то  отстоять
свои нарушенные права.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№43/00, стр. 46
[17.11.2000]
Л.Разгонова, О.Рубитель
Аудиторская фирма "Альфа"
------------------------------------------------------------------