Доколе?.. О продолжительности проверок

------------------------------------------------------------------

    Предприятия, на которых проводится проверка,  нередко  интере-
суются:  существуют ли ограничения по сроку ее проведения? В смыс-
ле - через сколько дней (месяцев, лет) после ее начала  можно  уже
подступаться  к инспектору  с деликатной  просьбой  валить  на все
четыре стороны?
    Во-первых, советуем обратить внимание на сроки, которые  опре-
делит для проверки сама ГНИ. Эту информацию можно почерпнуть:
    - из удостоверения на проверку (там есть слова  "действительно
до...").  Напомним, что работники ГНИ без  надлежаще  оформленного
удостоверения  не имеют права принимать участие в проверках  (п. 3
распоряжения ГНАУ от 20.05.97 г. № 89-р ( v0089225-97 ));
    - из журнала регистрации проверок.  В графе 8  журнала  указы-
вается дата окончания проверки.  Причем попытки  инспектора  укло-
ниться  от проставления этой даты в журнале (ввиду того что точный
срок окончания проверки заранее не может быть определен) не  имеют
под собой правовых оснований. Согласно п. 7 Порядка ведения журна-
ла регистрации проверок {1} представитель  контролирующего  органа  
перед  началом  проверки  обязан  заполнить все  предусмотренные в 
журнале графы.
    По идее, даты в удостоверении и в  журнале  должны  совпадать.
Если этого  нет - значит, работник ГНИ неправильно заполнил  графы
журнала и отталкиваться надо от даты в удостоверении.
    Когда работники ГНИ "пересидят" указанный срок, можно потребо-
вать  от  них либо  завершить проверку,  либо представить  решение
начальства о ее продлении.
    Во-вторых, кое-какие гарантии в  отношении  предельного  срока
проверки  все-таки в законодательстве существуют.  В Постановлении
КМУ от 29.01.99 г. № 112 "О Порядке координации проведения  плано-
вых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъек-
тов  предпринимательской  деятельности  контролирующими  органами"
( 112-99-п ) зафиксировано, что установленные  ГНИ  сроки плановых
проверок не должны превышать 30 рабочих дней.
    Исключение составляют субъекты предпринимательской деятельнос-
ти с  годовым совокупным' валовым доходом 20  млн  грн.  и  более,
срок проверки которых может превышать 30 рабочих дней,
    Продление сроков проведения проверки осуществляется по решению
руководителя государственной налоговой администрации, которой под-
чинена соответствующая государственная налоговая инспекция.
    Итак, по истечении 50-ти дней предприятия  с  валовым  доходом
менее 20 млн  могут просить проверяющих либо уйти, либо предъявить
решение вышестоящей ГНА.  Предприятиям с большим оборотом  повезло
куда меньше: теоретически их могут проверять бесконечно.
    Сама ГНАУ не издала никакого документа, регламентирующего про-
должительность  проверок.  Не любит  Азаров  попусту  ограничивать
подчиненных. {2}
    Но для проверяемых существует еще одна зацепка.  Согласно  ст.
32 Закона "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) предприятие  имеет
право  на получение информации о результатах (!) инспектирования и
проверок в течение 30-ти дней от их начала.  Действия  должностных
лиц, проводивших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы
собственником предприятия (руководителем - для "госа") в  порядке,
предусмотренном законодательством Украины.
    На наш взгляд, эту мутноватую норму следует понимать таким об-
разом: по  истечении 30 дней после начала проверки  у  предприятия
возникает право требовать от проверяющих информацию.  А не  наобо-
рот: в течение первых 30 дней проверки право есть, а затем  -  нет
(что было бы абсурдно).
    Кстати, в "Бухгалтере" № 3'97 в статье  "Юрист  -  бухгалтеру"
отмечалось,  что "результатом проверки", логично считать составле-
ние акта проверки (решения о применении санкций).
    Таким образом, даже если проверка по истечении 30 дней еще  не
завершена,  предприятие все равно может потребовать от проверяющих
отчет о том,  чем они  занимались  битый месяц,  а ГНИ обязана ему
ответить. Это по крайней мере дисциплинирует сотрудников ГНИ, даст
им прочувствовать, что проверка - это не только права ("подай  то,
убери это"), но и кое-какие обязанности.  Ну а если отчет  из  ГНИ
так и не поступит или окажется откровенно  неубедительным,  прове-
ряемый может писать жалобы "наверх" или сразу в прокуратуру о том,
что нет ни отчета о результатах, ни самих  результатов,  поскольку
проверка  все еще  продолжается,  а проверяющие  необоснованно  ее
затягивают, чем дезорганизуют хозяйственную деятельность предприя-
тия, нанося тем самым урон экономике Украины.
    Интересен также такой вопрос: признает ли суд недействительным
акт  проверки, если проверяющие на ее начало все надлежащие полно-
мочия имели, но затем (когда не уложились в график) эти полномочия
не были продлены?
    На наш взгляд, шансов здесь на благоприятный  исход  не  очень
много. Ведь существует  разъяснение ВАС от 26.01.2000 г. № 02-5/35
( v5_35800-00 ), согласно  которому нарушения  процедуры  принятия  
акта  проверки не влекут его недействительности, если он верен "по 
сути".
    Если же предприятие перестало пускать  таких  проверяющих  "на
объект" или  отказалось представлять им документы, а  ГНИ  приняла
решение о приостановлении операций на счете, то  обжаловать  такое
решение можно и нужно. Известны случаи, когда плательщики в подоб-
ных ситуациях выигрывали судебные тяжбы. {3}
    Конечно, не все из приведенных выше советов могут быть приняты
проверяемыми  как руководство к действию.  Но знать арсенал  своих
возможностей - как  минимум  не вредно. Может,  когда  и доведется
использовать что-нибудь из него в кризисной ситуации.
    Подводя итоги нашего обзора, отметим, что указанный арсенал на
самом  деле не так уж и велик.  Проверки в Украине зачастую длятся
дольше, чем тропические ливни в южных широтах.  В этом смысле было
бы очень неплохо почетче урегулировать вопросы продолжительности и
основания продления сроков проверок в специальном  законе.  Или  -
внести изменения в действующий Указ Президента "О некоторых  мерах
по дерегулированию предпринимательской деятельности".  Или -  хотя
бы в Постановление № 112.
    Кстати, Президент еще в июле 2000 года поручил Кабмину  разра-
ботать  порядок проведения проверок субъектов  предпринимательства
(см. Указ от 15.07.2000 г. № 906/2000 ( 906/2000 )).
    Дождемся ль?


    {1} Утвержден  приказом  Госкомпредпринимательства от 10.08.98 
№ 18 - см. "Бухгалтер" № 6'2000, с. 66.
    {2} Кстати, контрольно-ревизионная служба  оказалась  (в  этом
отношении)  более  порядочной  и  установила-таки  срок  "КРУшной"
ревизии в Инструкции, утвержденной приказом ГлавКРУ от 03.10.97 г.
№ 121 ( z0497-97 ).  Как правило,  он составляет  те  же  30 дней, 
причем без  ограничения по оборотам  проверяемого. Этот срок может  
быть  продлен  в особых  случаях  руководителем  КРУ  на основании 
докладной записки руководителя ревизионной группы.
    {3} См., например,  решение  арбитражного  суда  г.  Киева  от
11.04.2000 г. по делу № 20/146 в "Юридической практике" № 36/2000,
атакже в "Бухгалтерской газете" № 37-38'2000 на с. 28-29.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 23/00, стр. 41
[01.12.2000]
Дмитрий Михайленко

------------------------------------------------------------------