Доколе?.. О продолжительности проверок ------------------------------------------------------------------ Предприятия, на которых проводится проверка, нередко интере- суются: существуют ли ограничения по сроку ее проведения? В смыс- ле - через сколько дней (месяцев, лет) после ее начала можно уже подступаться к инспектору с деликатной просьбой валить на все четыре стороны? Во-первых, советуем обратить внимание на сроки, которые опре- делит для проверки сама ГНИ. Эту информацию можно почерпнуть: - из удостоверения на проверку (там есть слова "действительно до..."). Напомним, что работники ГНИ без надлежаще оформленного удостоверения не имеют права принимать участие в проверках (п. 3 распоряжения ГНАУ от 20.05.97 г. № 89-р ( v0089225-97 )); - из журнала регистрации проверок. В графе 8 журнала указы- вается дата окончания проверки. Причем попытки инспектора укло- ниться от проставления этой даты в журнале (ввиду того что точный срок окончания проверки заранее не может быть определен) не имеют под собой правовых оснований. Согласно п. 7 Порядка ведения журна- ла регистрации проверок {1} представитель контролирующего органа перед началом проверки обязан заполнить все предусмотренные в журнале графы. По идее, даты в удостоверении и в журнале должны совпадать. Если этого нет - значит, работник ГНИ неправильно заполнил графы журнала и отталкиваться надо от даты в удостоверении. Когда работники ГНИ "пересидят" указанный срок, можно потребо- вать от них либо завершить проверку, либо представить решение начальства о ее продлении. Во-вторых, кое-какие гарантии в отношении предельного срока проверки все-таки в законодательстве существуют. В Постановлении КМУ от 29.01.99 г. № 112 "О Порядке координации проведения плано- вых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъек- тов предпринимательской деятельности контролирующими органами" ( 112-99-п ) зафиксировано, что установленные ГНИ сроки плановых проверок не должны превышать 30 рабочих дней. Исключение составляют субъекты предпринимательской деятельнос- ти с годовым совокупным' валовым доходом 20 млн грн. и более, срок проверки которых может превышать 30 рабочих дней, Продление сроков проведения проверки осуществляется по решению руководителя государственной налоговой администрации, которой под- чинена соответствующая государственная налоговая инспекция. Итак, по истечении 50-ти дней предприятия с валовым доходом менее 20 млн могут просить проверяющих либо уйти, либо предъявить решение вышестоящей ГНА. Предприятиям с большим оборотом повезло куда меньше: теоретически их могут проверять бесконечно. Сама ГНАУ не издала никакого документа, регламентирующего про- должительность проверок. Не любит Азаров попусту ограничивать подчиненных. {2} Но для проверяемых существует еще одна зацепка. Согласно ст. 32 Закона "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) предприятие имеет право на получение информации о результатах (!) инспектирования и проверок в течение 30-ти дней от их начала. Действия должностных лиц, проводивших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы собственником предприятия (руководителем - для "госа") в порядке, предусмотренном законодательством Украины. На наш взгляд, эту мутноватую норму следует понимать таким об- разом: по истечении 30 дней после начала проверки у предприятия возникает право требовать от проверяющих информацию. А не наобо- рот: в течение первых 30 дней проверки право есть, а затем - нет (что было бы абсурдно). Кстати, в "Бухгалтере" № 3'97 в статье "Юрист - бухгалтеру" отмечалось, что "результатом проверки", логично считать составле- ние акта проверки (решения о применении санкций). Таким образом, даже если проверка по истечении 30 дней еще не завершена, предприятие все равно может потребовать от проверяющих отчет о том, чем они занимались битый месяц, а ГНИ обязана ему ответить. Это по крайней мере дисциплинирует сотрудников ГНИ, даст им прочувствовать, что проверка - это не только права ("подай то, убери это"), но и кое-какие обязанности. Ну а если отчет из ГНИ так и не поступит или окажется откровенно неубедительным, прове- ряемый может писать жалобы "наверх" или сразу в прокуратуру о том, что нет ни отчета о результатах, ни самих результатов, поскольку проверка все еще продолжается, а проверяющие необоснованно ее затягивают, чем дезорганизуют хозяйственную деятельность предприя- тия, нанося тем самым урон экономике Украины. Интересен также такой вопрос: признает ли суд недействительным акт проверки, если проверяющие на ее начало все надлежащие полно- мочия имели, но затем (когда не уложились в график) эти полномочия не были продлены? На наш взгляд, шансов здесь на благоприятный исход не очень много. Ведь существует разъяснение ВАС от 26.01.2000 г. № 02-5/35 ( v5_35800-00 ), согласно которому нарушения процедуры принятия акта проверки не влекут его недействительности, если он верен "по сути". Если же предприятие перестало пускать таких проверяющих "на объект" или отказалось представлять им документы, а ГНИ приняла решение о приостановлении операций на счете, то обжаловать такое решение можно и нужно. Известны случаи, когда плательщики в подоб- ных ситуациях выигрывали судебные тяжбы. {3} Конечно, не все из приведенных выше советов могут быть приняты проверяемыми как руководство к действию. Но знать арсенал своих возможностей - как минимум не вредно. Может, когда и доведется использовать что-нибудь из него в кризисной ситуации. Подводя итоги нашего обзора, отметим, что указанный арсенал на самом деле не так уж и велик. Проверки в Украине зачастую длятся дольше, чем тропические ливни в южных широтах. В этом смысле было бы очень неплохо почетче урегулировать вопросы продолжительности и основания продления сроков проверок в специальном законе. Или - внести изменения в действующий Указ Президента "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности". Или - хотя бы в Постановление № 112. Кстати, Президент еще в июле 2000 года поручил Кабмину разра- ботать порядок проведения проверок субъектов предпринимательства (см. Указ от 15.07.2000 г. № 906/2000 ( 906/2000 )). Дождемся ль? {1} Утвержден приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 № 18 - см. "Бухгалтер" № 6'2000, с. 66. {2} Кстати, контрольно-ревизионная служба оказалась (в этом отношении) более порядочной и установила-таки срок "КРУшной" ревизии в Инструкции, утвержденной приказом ГлавКРУ от 03.10.97 г. № 121 ( z0497-97 ). Как правило, он составляет те же 30 дней, причем без ограничения по оборотам проверяемого. Этот срок может быть продлен в особых случаях руководителем КРУ на основании докладной записки руководителя ревизионной группы. {3} См., например, решение арбитражного суда г. Киева от 11.04.2000 г. по делу № 20/146 в "Юридической практике" № 36/2000, атакже в "Бухгалтерской газете" № 37-38'2000 на с. 28-29. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 23/00, стр. 41 [01.12.2000] Дмитрий Михайленко ------------------------------------------------------------------